О гаджитах
консультация

Материал для детей, родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_dlya_roditeley._17.09.2020.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ПРАКТИЧЕСКИ У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СМАРТФОН, ПЛАНШЕТ, КОМПЬЮТЕР.

 ЧТО В НЁМ ОН ДЕЛАЕТ?! ВЫ ЗНАЕТЕ? УВЕРЕНЫ?!

ЭТА СТАТЬЯ БУДЕТ ПОЛЕЗНА ВСЕМ!

Гаджеты используются везде! Даже при рождении ребёнка родители покупают устройства, способные развивать или контролировать его, например радионяня.

На протяжении жизни гаджеты сменяют друг друга в зависимости от потребностей человека. Если вы собрались в путешествие на автомобиле, вам поможет GPRS-навигатор, который укажет путь.

В настоящее время очень много внешних факторов, которые отрицательно влияют на личностное развитие учащихся начальных классов. Одной из самых актуальных проблем является зависимость наших детей от гаджетов и социальных сетей, и это всех нас беспокоит больше всего.

Тема гаджетов волнует, пожалуй, каждого родителя. С одной стороны, смартфоны, планшеты, компьютеры окружают нас повсюду, дети с 1-го класса учатся делать презентации, печатать тексты, с другой — родители опасаются возникновения зависимости и нарушений работы нервной системы.

Взрослые очень боятся, что у детей может сформироваться интернет-зависимость.

То, что дети «зависают» в виртуальных сетях, увлекаются играми, происходит по многим причинам (недостаток родительского внимания, проблемы общения и др.)

Конечно, в век информационных технологий обойтись без гаджетов и социальных сетей просто невозможно, потому что это будущее. Одним нажатием кнопки можно получить доступ к нужным сведениям.

 Поговорим о негативной стороне такого доступа. Ребенок может и не заметить, как станет зависимым от гаджетов.

Обозначим наиболее распространенные характеристики детей, часто применяющих гаджеты.

1. Психические заболевания. Также на основании многочисленных исследований существует мнение, что чрезмерное увлечение современными игрушками и устройствами вызывает у детей стресс, тревогу, синдром дефицита внимания, аутизм, психоз и другие отклонения в поведении.

2. Агрессия. Дети с еще несформировавшейся психикой особо восприимчивы ко всему, что происходит на экранах телевизоров и воспроизводится в компьютерных играх. Убийства, драки, другие виды насилия — вот неполный перечень экранных злодеяний. Все это приводит к возникновению агрессии у ребенка.

3. Информационная перегрузка. Чрезмерный избыток информации может стать причиной появления синдрома дефицита внимания, а также вызвать стресс, привести к рассеянному вниманию и помешать хорошей успеваемости.

4. «Зависание» в гаджетах. Вместо того чтобы поговорить и поиграть с детьми, родители сами проводят это время за смартфонами и ноутбуками. Это может привести к тому, что ребенок начнет отдаляться от родителей и искать друзей среди множества современных устройств.

5. Радиационное излучение. Дети гораздо более чувствительны, чем взрослые, их мозг и иммунная система находятся на стадии развития. В связи с этим необходимо помнить о вреде радиационного излучения, исходящего от мобильных телефонов. Всемирная организация здравоохранения относит их и другие беспроводные устройства к категории 2В — возможно канцерогенным.

С точки зрения неврологии любое приятное занятие сопровождается выбросом серотонина, гормона радости. Мозг моментально запоминает, что вызвало удовольствие, и потому человек испытывает желание вернуться к этому занятию снова и снова. Такие ощущения возникают не только от гаджетов, но и от вкусной еды, спорта, общения с любимыми, и даже может формироваться своего рода «зависимость» от фитнеса, сладкого и т. п.

Поэтому опасны не гаджеты сами по себе, а скорее степень увлеченности ими, а также занятия, игры, которые выбирает ребенок.

Планшет, телефон, компьютер, телевизор — всего лишь инструменты, которые мы можем использовать как во благо, так и во вред.

Многое зависит от того, как ребенок проводит время за гаджетами. Если он будет играть в шахматы, решать математические задачки в игровой форме, то тем самым сможет активно развивать интеллект, память, стратегическое мышление. А если будет тратить время на агрессивные «стрелялки», повышающие уровень кортизола, гормона стресса, и угнетающе воздействующие на нервную систему, то в скором времени получит нарушение сна, снижение концентрации внимания, появление расторможенности и раздражительности.

Иногда из-за игр дети так перевозбуждаются, что родители решают, что у них гиперактивный ребенок. Хотя на самом деле, если сократить время просмотра телевизора и использования компьютера, наладить ребенку режим и сон, все придет в норму.

Постоянное использование гаджетов в раннем дошкольном возрасте может тормозить развитие из-за недостатка «живого» общения. Когда мама вместо чтения книжки или беседы с ребенком дает ему в руки планшет, надеясь, что обучающая видеопрограмма поможет ему, например, в развитии речи, она совершает серьезную ошибку.

Дело в том, что в речевом процессе участвует все тело человека, совершая микродвижения. Тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения: мы фактически повторяем и «считываем» на невербальном уровне речь говорящего.

Маленькие дети бессознательно копируют эти микродвижения взрослых (наверняка каждый видел, как младенцы живо начинают реагировать на обращенную к ним речь, активно размахивая ручками и ножками, высовывая язык и т. п.), и таким образом происходит развитие их речи. Если же ребенок слышит речь из динамиков телевизора или компьютера, его тело никак не реагирует на звуки, и поэтому речевого развития не происходит.

За последние годы возросло количество жалоб родителей на нарушения сна у детей. Подобные нарушения могут быть вызваны в том числе и излишним использованием гаджетов. Поэтому родителям важно дозировать время, проводимое детьми за гаджетами, и обязательно приучать их выключать все электронные устройства за пару часов до сна, чтобы организм настроился на отдых и снизился риск возникновения бессонницы.

Поскольку гаджеты перевозбуждают нервную систему, лучше выключать их за некоторое время до отхода ко сну и отдавать предпочтение спокойным занятиям: чтению, прослушиванию приятной музыки, релаксации. Это позволит расслабиться и легко уснуть.

Гаджеты сегодня — важный инструмент для работы и быстрой связи на расстоянии, неисчерпаемый источник информации. Однако в последнее время стали очевидны угрозы, связанные с использованием электронных устройств детьми. Давайте обсудим некоторые из них.

1. Вопреки распространённому мнению, электронные гаджеты не способствуют обучению детей. Учителя на своём опыте видят, что формирование «клипового мышления» с раннего возраста, привычка «поглощать» визуальную информацию, не вникая в ее суть, позже препятствуют пониманию детьми иной информации — прочитанной. Легкий доступ к информации создает видимость эрудиции, но при этом мыслительные операции формируются с трудом, навыки долго вырабатываются и легко утрачиваются. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Доказано также, что люди, активно пользующиеся устройствами «внешней памяти», теряют способность запоминать новое, вспоминать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей.

Постоянное и длительное использование электронных устройств накладывает специфическую печать на личностное, эмоционально-волевое, умственное развитие учащихся, и тем самым ставится под вопрос успешное освоение учениками образовательной программы. И самое печальное — под натиском хаотичной информации с экрана достоверно снижается любознательность и познавательная потребность учеников. Получается, что «развитие в ребёнке познавательного интереса, желания учиться и узнавать новое» уже погублено на корню. А ведь эта цель обучения в школе занимает лидирующие позиции в ожиданиях родителей.

Поднятая выше проблема носит глобальный характер и выходит далеко за пределы системы образования. Ученые отмечают серьезные изменения здоровья нового поколения в сторону ухудшения.

Особенно опасна «информатизация» малолетних детей, негативно отражающаяся на формировании их мышления, усвоении социальных навыков, познавательной активности и поведении.

Между тем более трети наших детей в возрасте 6 лет уже познакомились с интернетом, а электронными устройствами (с интернетом или без него) пользуются почти все дошкольники.

Вывод: не нужно спешить с приобщением детей к современной технике. Вы же не дадите тяжёлый молоток в руки маленькому ребенку? Всему свое время. Любой инструмент имеет возрастные ограничения и требует осторожного обращения.

2. Рассмотрим другие аспекты, связанные со здоровьем детей. Отрицательное влияние долговременного «общения» с электронными устройствами на самочувствие человека общеизвестно. Приведем краткий перечень специфических компьютерных болезней. Пребывание в статической позе дает существенную мышечную нагрузку, способствует искривлению позвоночника. Перенапряжение мышц руки приводит к туннельному поражению нервного ствола. Громкая музыка в наушниках является причиной ухудшения слуха. Длительная нагрузка на зрение вызывает болезнь, которую так и называют — «компьютерный зрительный синдром».

А неумеренное увеличение когнитивной нагрузки провоцирует «компьютерный стресс». Кроме того, есть предположения о влиянии электронных устройств на снижение иммунитета и вероятность эндокринных заболеваний. Для детей младшего возраста перечисленные болезни особенно опасны, поскольку в это время у них интенсивно развивается костно-мышечная система, кисть руки еще находится в стадии развития, формируется нормальная рефракция глаза, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга. Проблема усугубляется тем, что сегодня многие дети изначально не могут похвастаться крепким здоровьем.

Специальные нормы, рекомендующие длительность пребывания в сети, для детей не выработаны. Есть только общие нормы для работы с вычислительной техникой.

Специалисты утверждают: время непрерывной работы с компьютером на уроке должно составлять от 15 мин в 1–5-х классах (один раз в день) до 30 мин в 10–11-х классах (не более трех раз в день). Это школьные требования. А дома?

Почти половина учащихся 4-х классов проводит в интернете более часа практически каждый день. К 7-му классу все школьники почти ежедневно бывают в интернете не менее часа, из них две трети тратят на это не менее трех часов. 57 % учеников 7-го класса на вопрос «Случалось ли, что из-за интернета ты не ел и не спал?» отвечают «да». В потере контроля над собой, «прилипании» и заключается опасность компьютера.

Особую тревогу учителей вызывает использование детьми и подростками мобильного интернета, позволяющего выходить в сеть «везде и всюду». Очевидно, что использование планшетов и смартфонов вместо настольных компьютеров не снимает проблем, связанных со здоровьем, а в некоторых аспектах даже усиливает их. Также очевидно, что компьютеры — только часть угрозы; отрицательное влияние на здоровье детей оказывают все электронные устройства, включая телевизор.

Вывод: в целях сохранения здоровья необходимо минимизировать время использования детьми электронных устройств.

3. Итак, мы выяснили, что уже в начальной школе почти половина детей «заражена» интернетом. К 7-му классу сеть уже захватывает всех учащихся, половину из них — весьма сильно. Массовая «интернетизация» имеет социальные последствия.

Погружение в компьютерные миры означает, что в этой среде — интернете — и будет отчасти происходить социализация ребенка. Трудно оценить силу влияния различных институтов социализации, но несомненно, что интернет стал не менее значим, чем семья и школа. И несомненно, что сила влияния интернета прямо пропорциональна времени, проводимому там. Социализация — процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества. Давайте посмотрим, что делают наши дети в интернете?

По данным опроса, учащиеся школ чаще всего в интернете общаются через социальные сети, смотрят фильмы и играют. Как вы считаете, какие образцы поведения, ценности и нормы несут социальные сети, компьютерные игры и видео «из интернета»?

Лишь половина родителей контролирует время препровождения детей за компьютером. При этом 84 % ребят выходят в интернет, сидя в своей комнате. Спросите себя: какую информацию о себе дети выкладывают в широком доступе? С кем они общаются в сети? Чему учит компьютерная игра, в которую они играют часами? О чем фильм, который сейчас будет смотреть ваш ребенок?

Общение со сверстниками вытесняется социальными сетями. Совместное обучение постепенно заменяется интернет-тестами и обучающими программами. Дворовые игры исчезли.

Редко увидишь детей, играющих в прятки, догонялки, жмурки, царя горы… Вместо этого наши дети поглощены компьютерными играми. А как же живое общение? Где наши дети смогут осознать такие понятия, как «уважение к другому человеку», «чувство локтя», «общая цель», «командная игра»?

Анонимность интернета способствует распространению негативных практик. Откуда в словаре наших детей появляются грубые слова? Откуда берутся неприличные жесты? Это на поверхности. А где-то в глубинах интернета есть и рецепты синтетических наркотиков, и схемы самодельных взрывных устройств. К сожалению, в детской среде такая информация распространяется особенно быстро в силу любопытства, отсутствия жизненного опыта и критичности к получаемой информации. Мы выбираем школу и учителей, контролируем ближайшее окружение. Но мы не знаем, что и кто формирует души наших детей у экрана. И мы вынуждены признать — длительное общение с компьютером может свести на нет наши усилия по воспитанию достойного человека.

Вывод: реальная жизнь должна быть интереснее виртуальной. Компьютер — плохая нянька. Не нужно жалеть времени на общение с детьми.

4. Другое следствие самостоятельных длительных прогулок в сети — эмоциональные травмы. Взрослые люди (не все, к сожалению) умеют защищаться от негативной информации. Дети же «пробуют на вкус» все, что видят (помните надпись на таблетках — «хранить в недоступном для детей месте»?). Благодаря анонимности интернета процветает вербальная агрессия в социальных сетях и на форумах. Дети, в силу возраста не имеющие психологической «брони», либо втягиваются в перепалку, либо сильно переживают. Самостоятельно найти правильное решение, сохраняющее их душевное спокойствие, им не под силу.

В обществе есть нормы и правила, которые взрослые постоянно транслируют детям. И бытовые, и нравственные правила одинаково важны: «Лужу надо обходить, а то испачкаешься», «Нельзя целиться в человека», «Заблудился в лесу — кричи ау!». Но это в обычной жизни. А в интернете наши дети ходят без провожатых. И нет рядом мудрого взрослого, который объясняет, что такое хорошо, а что такое плохо, что красиво, а что страшно, где правда, а где обман. Ребенок в интернете оказывается как в глухом лесу, где социальные нормы и правила размыты.

Не секрет, что агрессия сегодня — один из основных мотивов многих фильмов и компьютерных игр. Маленькие зрители копируют поведение «героев» (они всё копируют, это и есть способ первичной социализации). Компьютерные игры закрепляют агрессивное поведение, поощряя его бонусами и переходом на более высокий уровень. Очень опасна для детей шоковая информация. Сцены насилия и порно могут травмировать психику ребенка на всю жизнь. Наткнуться на такую информацию можно случайно. Следует помнить также о том, что в сети водятся маньяки и извращенцы, распространяющие «приманки» для своих жертв. Есть опасность встретить в интернете материалы, разрушающие психику, в том числе информацию от различных деструктивных сект, запрещённых организаций.

После принятия закона о запрете пропаганды суицида Роспотребнадзор заблокировал около 4 тысяч сайтов. Однако нет гарантии, что вредная информация где-то не осталась незамеченной правоохранительными органами. Страхи, как минимум тревожность, немотивированная агрессия и огромное чувство одиночества и недоверия взрослым — вот удел ребёнка после просмотра сцен насилия или секса.

Даже если дети совладают с переживаниями, метки в душе остаются. Как они отзовутся в будущем — разнузданностью, агрессией или отвращением к сексуальной жизни?

Вывод: нужно сопровождать ребенка в виртуальном мире или хотя бы обеспечить контроль за интернет-серфингом. Покупая ребёнку электронный прибор, спросите себя: «Кто по ту сторону экрана заинтересован в воспитании моего ребёнка? Сколько минут в день и по поводу чего он общается со мной? А с экраном? Как это может повлиять на его успехи? На его психику?» Наблюдая подобное в школе ежедневно, понимаешь, что реальная опасность сегодня — «расчеловечивание» наших детей (в т. ч. младших школьников), и это происходит благодаря экрану, в глобальной изоляции старших от младших, детей от родителей и учителей, при участии гаджетов и интернета, которые взрослые сами предлагают детям.

Что будет, если мы пустим на самотек процесс освоения электронной техники нашими детьми? Есть обоснованные опасения вырастить детей нездоровых, нелюдимых, поверхностно думающих, эмоционально нестабильных. Компьютер — инструмент полезный, но для детей опасный. Значит, нужно выработать правила осторожного обращения с электронными устройствами.

Такие правила каждой семье нужно составлять самостоятельно, обсуждая и объясняя, почему вводятся те или иные запреты. На наш взгляд, правила должны выглядеть следующим образом.

1. Для дошкольников достаточно дозированного по времени просмотра мультфильмов и прослушивания сказок и рассказов. Список мультфильмов и аудиофайлов должен быть составлен родителями соответственно возрасту ребенка. Знакомство с компьютером лучше отложить до начальной школы, а знакомство с интернетом — до средней. Это правило принимает форму императива для возбудимых или впечатлительных детей, детей с ослабленным здоровьем.

2. Время пользования компьютером и интернетом нужно ограничить до минимально необходимого для выполнения школьных заданий и других задач, согласованных с родителями (поиск рецепта для приготовления блюда, инструкции для поделок и т. п.). Для контроля времени существует много программ, однако самый надежный способ не «прилипнуть» к компьютеру — планирование дел и «чувство времени». Поручите ребенку составить список дел, которые нужно выполнить на компьютере, обозначьте необходимое время. И поставьте рядом часы. Лучше механические, еще лучше песочные. Перерывы через 15–30 минут (в зависимости от возраста) обязательны.

И будет хорошо, если родители, садясь за компьютер, тоже будут соблюдать эти правила. Никогда не обещайте игру на компьютере в качестве награды!

Желательно, чтобы компьютер, на котором работает ребенок, был стационарным и стоял в общей комнате. Объясните ребенку, что читать на электронном носителе в транспорте вредно для глаз, а использовать длительное время наушники вредно для слуха.

Научите его, чем можно занять ум в дороге. Общайтесь в машине, играйте в речевые игры.

Покупку планшета или смартфона лучше отложить хотя бы до старших классов. А может быть, удастся вовсе обойтись без них?

3. Кроме контроля времени обязательно наладьте контроль за передвижением ребенка в сети. На сегодня разработано много платных и бесплатных программ, позволяющих ограничивать доступ к «плохим» сайтам и вести учет посещенных страниц. Можно использовать и более простые способы. Например, установка компьютера, подключенного к интернету, в общей комнате делает процесс интернет-серфинга как бы публичным.

Еще эффективнее будет использование проектора вместо монитора. Такой вариант, кстати, резко уменьшает нагрузку на глаза.

4. Все вышесказанное будет легче воплотить, если реальная жизнь ребенка станет интереснее виртуальной. Не жалейте своего времени для общения с детьми, привлекайте бабушек и дедушек, других родственников и близких друзей.

Походы в театры, музеи, на природу, спортивные и настольные игры вместе со взрослыми не оставят времени на бесцельное шатание в сети.

Если у взрослых нет времени — купите краски, кисти, пластилин или глину, мозаику, конструктор. Постарайтесь увлечь ребенка творчеством. А еще есть книги, у нас в школе хорошая библиотека и списки современных книг, рекомендованных детям самими детьми. Если дело уже зашло далеко и вы считаете, что ваш ребенок испытывает компьютерную зависимость, — свяжитесь со школьным психологом. Вам нужно срочно составить план действий по вызволению ребенка из сети.

И не нужно ссылаться на нехватку времени. Немедленно встаньте и посмотрите, чем занят сейчас ваш ребёнок. Обнимите, даже если хочется накричать. Отнеситесь к нему как к заблудшему, пожалейте, пошутите — по обстоятельствам. Поделитесь своими детскими воспоминаниями и спросите, не нужно ли ему о чём-нибудь с вами поговорить. Сделайте это традицией.

В настоящее время мы должны научиться грамотно применять информационные технологии. Эту ответственность должно взять на себя окружение ребенка, его родители и учителя. Какой бы ни была эпоха, ее создают люди.

Нескончаемый поток бытовых проблем и сложные перипетии современности, чрезмерная занятость многих родителей привели к тому, что дети проводят бесконтрольное время в гаджетах. Родители зачастую не обращают на это никакого внимания, гаджет все время с ребенком, в его кармане.

С развитием информационных технологий растет и их негативное воздействие на людей.

Таким образом, можно сделать вывод: через психолого-педагогическую поддержку можно изменить отношение ребенка к семье, наладить его общение с родителями, также со стороны родителей начинает проявляться озабоченность за судьбу своих детей.

Родители должны любить своих детей, дарить им свою теплоту, уделять больше внимания. Счастливому ребенку не будут нужны ни гаджеты, ни социальные сети, потому что он будет жить не в виртуальном мире, а рядом со своими родителями здесь и сейчас.

Все в наших руках, мы можем контролировать и направлять личностное развитие ребенка.