Материалы мастер-класса "Бла-бла-бла или почему уроки бывают невкусными"
методическая разработка

Алена Михайловна Зорина

В своем мастер-классе я рассказываю о вреде лишней болтовни на уроке, предлагаю некоторые приемы для создания эффективного, убедительного и интересного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zorina_a.m._master-klass.zip1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Бла-бла-бла или почему уроки бывают невкусными»

Многие учителя считают, что мышление – процесс осмысленного соединения слов. Мы думаем, что разговор – лучший способ поделиться идеей. Мы полагаем, что хорошая речь – краеугольный камень интеллекта. Но мы правы лишь наполовину.

Тема моего мастер –класса: «Бла-бла-бла или почему уроки бывают невкусными»

БЛА, БЛА, БЛА – три крошечных слова, делающих наши уроки невкусными.

БЛА, БЛА, БЛА – это сложность, убивающая способность думать.

БЛА, БЛА, БЛА – это скука, убивающая способность детей удерживать внимание.

Мой мастер-класс будет состоять из двух частей. В первой части я предлагаю вам познакомиться с каждым БЛА, а во второй части мы узнаем о тех приправах, которые позволяют сделать мои уроки вкусными.

I

Я считаю, что основные Бла-Бла-Бла – это чрезмерное использование языка, его неправильное использование и злоупотребление им. Мы настолько влюбляемся в свои собственные слова, что начинаем верить, будто понимаем вещи лучше, чем на самом деле.

Я хочу представить вам такой инструмент, который позволяет распознать бходящее Бла-Бла-Бла перед тем, как оно нанесет свой удар.

Представляю вашему вниманию Бла-бламетр. Это устройство, которое можно использовать, чтобы определить, какие слова использованы эффективно, а какие нет.

Как только мы направим Бла-бламетр на вербальный источник, он обнаружит слова и проведет их черед четыре особых фильтра, а затем покажет уровень бла-бла-бла на специальной шкале. Словам, использованным правильно – содержащим внятное сообщение, описывающим хорошую идею, поданную с добрыми намерениями , - будет соответствовать нулевая отметка шкалы (т.е. «нет бла-бла»). А словам, которым присуще одно из самых страшных издевательств над языком – создание сообщения, вводящего нас в заблуждение и мешающего заметить порочную идею, - будет соответствовать максимальный уровень бла-бла-бла на шкале. Между этими двумя крайними точками находятся слова, которые либо просто скучны, либо намеренно сбивают нас с толку.

Дорогие друзья, Давайте вместе составим наш бла-бламетр. Если мы  злоупотребляем словами, то каким становится сообщение? Я приглашаю на сцену тех, у кого в руках листы желтого цвета. Распределитесь по уровню Бла-бла-бла: от низкого до высокого. Отлично, спасибо. Я приглашаю на сцену тех, у кого зеленые карточки, относящиеся к идее. Теперь я жду коллег с карточками красного цвета. Что же делать, если уровень бла-бла на нашем устройстве зашкаливает? На помощь придет, как вы думаете, что? Живой образ, картинка. Добавление простого изображения к простому заявлению превращает хорошую идею в отличную, а ясную — в кристально ясную. Как насчет колонки «одно бла»: может ли визуальный элемент сделать сообщение менее скучным? Снова да — конечно, может. Использование простых изображений при рассказе о сложной идее всегда позволяет выявить альтернативное виˊдение, внутреннюю простоту. Визуальные элементы помогают и в колонке «бла в квадрате» — там, где туманные сообщения маскируют слабо продуманные идеи. Ничто не помогает увидеть расплывчатую идею более четко, чем попытка нарисовать ее суть. Поиск визуальной формы для расплывчатой идеи всегда помогает ей обрести более четкий вид, а нам почти всегда помогает найти упущенную суть. Итак, мы подошли к последнему ряду и последней колонке нашего Блабламетра, то есть к тому месту, где слова используются только для того, чтобы нанести вред. Когда слова скрывают вредоносное сообщение, мы должны найти изображение, позволяющее сорвать маскировку.

II

Теперь давайте поговорим о том, как сделать урок простым, ясным, вкусным и избежать лишних бла-бла. Образовательная система состоит из двух полос, а нас учили двигаться только по одной – по пути слов. Эта полоса хорошо знакома. Это путь разговоров, письма и чтения. Вторая же полоса – кртинки. Картинки как инструмент мышления имелись в нашем распоряжении задолго до появления письменности. Кстати, в далеком прошлом, еще до того, как были изобретены первые буквы, путь картинок был единственным возможным. Урок будет успешным, если мы будем использовать обе полосы, особенно на уроке литературы.

Я хочу познакомить вас с некоторыми приемами, которые я использую на своих уроках

  1. Первый прием я называю «Модный приговор»

Посмотрите внимательно на фотографии. Их я использую на уроке русского языка. Как вы думаете, какой теме посвящен урок? Стили речи.  Что такое стили речи, детям может быть неясно, но в стилях одежды они зачастую разбираются намного лучше учителей.

  1. Тайм-лайн (сюжет) – на экране

Следующий прием – «Тайм-лайн». При изучении большого произведения этот прием позволяет проверить знание текста и не только… Перед вами иллюстрации к роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Давайте расположим их в хронологическом порядке.

  1. Инсталляция (предметы)

Еще один прием «Инсталляция». Я приглашаю 2-3 человека, желающих испробовать на себе этот прием. Мы снова берем текст, внимательно его читаем. Затем вам необходимо, используя данный реквизит, создать композицию, которая бы отражала содержание, а может быть и настроение данного произведения. У вас 1 минута.

Пока коллеги готовятся, я напомню вам, что такое инсталляция.  Это объёмно-пространственная композиция из разнообразных реальных предметов, объединённых единым художественным замыслом. На моих уроках составление композиции является финальным аккордом. До этого мы активно работаем с текстом, образами, приемами. И только после этого переходим к созданию инсталляции. Поэтому у коллег сегодня непростая задача, но они, я уверена, справятся. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите, пожалуйста, как ваша инсталляция отражает содержание, тематику, настроение  предложенного  текста.

  1. «Черный ящик»

Работа идет в группах, каждая из которых прячет в черный ящик предмет.  Другие группы должны угадать предмет по описанию, которое включает максимальное количество произведений классической литературы, где этот предмет-деталь встречается. Давайте попробуем. В черном ящике лежит средство связи, которое использовал Гринев из повести «Капитанская дочка» Пушкина. На использовании этого средства связи основана композиция романа Достоевского «Бедные люди». Этот предмет использовала Татьяна Ларина, чтобы рассказать о своих чувствах Онегину.

Возможно, вы думаете, что ничего инновационного я вам не рассказала. Вообще «инновация» - одно из самых популярных слов в наши дни .  Деловая пресса, бизнес-лидеры, чиновники не перестают повторять: «Инновации – ключ к успеху». Но постойте, когда мы ищем инновационные пути, разве это не означает, по сути, поиска нового взгляда на окружающий мир? Когда мы говорим о вкусном уроке, мы можем использовать уже известные приемы, но посмотреть на них с другой стороны. В своей работе я использовала следующие источники.

На сегодняшний день самая главная задача учителя состоит в следующем: каждый наш урок должен стать более ясным, быстрым, убедительным и вкусным. Да, работа педагога в наше время совсем не простая. Хотите по-другому: долой бла-бла-бла, будьте живыми, готовьте вкусные уроки, меняйте мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

" Почему детям бывает трудно учиться ?"

Презентация  выступления учителя-логопеда на родительском собрании.  В выступлении сделаны акценты  на недостатках  письма у детей, показаны возможные  трудности  пр...

Проект "Почему посуда бывает разная"

Посудой мы пользуемся каждый день, но, к сожалению, не всегда имеем достаточно сведений о ней. В нашем проекте представлен интересный и доступный материал, который необходим школьникам с интеллектуаль...

Почему детям бывает трудно учиться

     Современная действительность ставит перед  родителями задачу  воспитать гармонически  развитую личность  и подготовить её  к активному полезному тру...

Почему дети бывают трудными?

Статья в газету "Добринские вести,"  август 2017...

Почему ребёнка бывает невозможно научить читать и писать?

Почему ребёнка бывает невозможно научить читать и писать? Почему ребёнок безграмотный? Причиной могут быть и заболевания детей...Что такое дисграфия и дислексия?...