3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
материал

Долинская Ирина Юрьевна

3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

3.1 Выступления на МО, семинарах

Скачать:


Предварительный просмотр:

3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

3.1 Выступления на МО, семинарах

год

Название

Уровень

Ссылка на подтверждающий документ

Школьный

муниципальный

Республи

канский

всероссийский

2018

Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся

  +

Протокол №4 от 28.03.2018

2017

Организация эффективной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

  +

Протокол №4 от 28.03.2017

2017

 Отчёт по самообразованию на тему: Воспитание у учащихся потребности использования в речи выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы 

  +

От 23.10.2017

2020

Повышение качества знаний через активизацию внеклассной и внеурочной работы

         +

Протокол №2 от 27.10.2020

2019

Организация проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла

   +

Протокол №2 от 25.10.2019

2018

 Гражданско-правовое образование на уроках МО гуманитарного цикла

       

        +

   

Протокол №3 от 25.01.2018

2020

Районный семинар учителей русского языка и литературы

       

         +

Приказ № 377 от 21 декабря 2020 г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию на тему:

Воспитание у учащихся потребности использования в речи выразительных средств языка  на уроках русского языка и литературы

Подготовила:

учитель русского языка

                                                             и  литературы

                                                            Долинская И. Ю.

    «Наша речь --важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности , нашей души, ума»,--говорил Д.С.Лихачев. Лишь соблюдая все нормы литературного языка, мы можем говорить о правильной речи (орфоэпической, грамматической, лексической, орфографической, стилистической,  пунктуационной).

  Любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал, а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с главными членами.

   Богатство речи—вот тот фундамент, на котором строятся все качества языка: и точность, и выразительность, и чистота , и уместность… Речь , привлекающая и поддерживающая внимание и интерес слушателя или читателя своим построением и отбором языковых средств, считается выразительной. Выразительность может создаваться любыми единицами языка, от звука до синтаксических конструкций. Наибольшими выразительными возможностями  обладает лексика.

   Наша задача –научить детей говорить и писать красиво , используя в речи выразительные средства языка. Эту работу и проводит учитель русского языка и литературы ежедневно на уроках. Ученики анализируют тексты ,составляют предложения, подбирают синонимические ряды, нужные антонимы, постоянно работая с выразительными средствами языка. Усиление выразительности речи достигается , в первую очередь, использованием тропов—оборотов речи, в которых слово или выражение употребление в переносном значении. Работу с эпитетами  начинаю в пятом  классе. Она более лёгкая, развивает творческое воображение ребёнка. Использую  вопросы, подобные тем, которые предлагает  поэтесса  Н.Бромлей:

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик?

Какого цвета ветер?

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима , весна и лето?

Уточняя видения учеников, использую  картины  художников, изображающих явления природы.  Обучающиеся сравнивают , например, цветовое решение картин «Конец зимы» Юона , «Март» Левитана, «Голубая весна»Бакшеева,--и они убеждаются в том  ,что одно и то же время года может быть совершенно разным по своим краскам.

При работе  по вопросам, например, Какого цвета зима? Обучающиеся  вспоминают стихотворение С.Есенина  «Белая берёза под моим окном…» , а Майков создаёт иной образ : «Уходи, зима седая…»--серые, предвесенние дни.

И дождь бывает разного цвета; у Майкова , К.Симонова--он жёлтый:

Золото, золото падает с неба…

Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли, точно в клетке золотистой;

По земле вокруг нас словно жемжуг прыгал…

Жди , когда наводят грусть жёлтые дожди.

В текстах , данных для анализа, учащиеся находят эпитеты:

Одинокий , гордый , мятежный –у М.Лермонтова,

Роковой – и у М.Лермонтова , и у А.Пушкина,

Голубой ; синий, золотой—у С.Есенина:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…

Обучающимся в 5-6-х классах сложно находить метафорическое выражение в стихотворении И.Бунина «Бушует полая вода…»

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой ,

А ветер , мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает

Понятнее есенинские строки:

В саду горит костёр рябины красной,

пушкинские: Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

« Сравнение—одно из выразительнейших и действительнейших средств для описания»,--указывал Л.Толстой . В работе по определению  сравнений учащихся  привлекает работа с поэтическим текстом.

Под ним Казбек ,как грань алмаза,

Снегами вечными сиял.

(М.Лермонтов)

Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи

( Ф.Тютчев )

Эти сравнения обучающиеся находят и объясняют быстро, сложнее со словосочетаниями  с творительным падежом: снежная пыль стоит столбом в воздухе, формой сравнительной степени имени прилагательного или наречия : белее гор снеговых идут на запад облака. Интересно и просто работают  учащиеся  с метонимией…

Художественной выразительностью могут обладать и обычные слова: «Превратила всё в шутку сначала» (А.Блок)

Раскрыть душевное состояние героев, рассказать об их сложных отношениях помогают глаголы:

Подурнела, пошла, обернулась,

Воротилась, чего-то ждала,

Проклинала, спиной повернулась

И , должно быть, навеки ушла…

Неужели и жизнь отшумела,

Отшумела ,как платье твоё.

Рассматриваем синтаксические средства экспрессии, они  разнообразны. К ним относятся обращения , вводные и вставные конструкции, односоставные и неполные предложения… Помимо этого, для усиления образно-выразительной функции речи рассматриваю  стилистические фигуры. Экспрессивностью и эмоциональностью отличаются предложения, в которых звучит риторический вопрос. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?—Все проклинали станционных смотрителей, все с ними бранивались.» В обоих предложениях обучающиеся находят одно и то же значение обобщённого утверждения.

Примером синтаксического параллелизма служит известное стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» При изучении сложноподчинённого предложения можно взять этот пример…

Мелодичность и напевный характер стиха Н.Рыленкова достигается благодаря синтаксическому параллелизму. Не  называя этого понятия, можно, разбирая это стихотворение в 5 классе, обратить внимание детей на это синтаксическое средство:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться…

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно.

Примеры градации можно имеются  в стихотворениях О. Бергольц,  Э. Багрицкого; нисходящая:

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Не крупицы не прощу врагам.

Или у Аксакова—создаётся нарастание производимого словами впечатления: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный , самобытный, ни с чем не сходный вид.»

При помощи языковых средств можно создать живописную картину любого явления природы: дождя, грозы, зимы.

Для создания словесной картины не нужны краски . В художественном произведении они могут быть представлены эпитетами: серые, лиловые, ясные. Используются не только основные тона, но и оттенки цветов: тёмно-лиловая туча, серовато-белые края тучи, бело-мутного цвета облака. С помощью эпитета можно передать и звуки: раздаётся величественный гул, слышится слабый гул, окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. Читателю передаётся и настроение героя художественного произведения благодаря слову: мне становится жутко. Антоним—средство создания антитезы:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая ,

Ты и всесильная ,матушка –Русь .

Антонимы помогают показать широту охвата пространственных и временных границ:

С южных гор до северных морей.

Синонимы способствуют усилению признака действия: он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный. Как он любил храбрых , стойких людей!

Нанизывание синонимов часто порождает градацию.

Обращаю  внимание и на звуковую инструментовку –звуки воспроизводят природные явления и создают слуховой образ (находим примеры аллитерации в стихитворении В.Жуковского «Море»):

Ты бьёшься, ты веешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…

При чтении создаётся иллюзия шипения кипящих , клокочущих волн.

«Учиться хорошей ,выразительной , умной речи надо, долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая» ,--писал Д.С.Лихачёв.

  Именно изучение изобразительно- выразительных   средств  речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур, и как средство самовыражения играет особую роль в формировании образности речи учащихся.  

Учитель: Долинская И. Ю.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

3.1.  Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях.Таблица и программы мероприятий, доказывающие непосредственное участие педагога (не менее 3 выступлений): Тема высту...

3. 2. Вклад в повышение качества образования ,распространение собственного опыта

3.2 Открытые уроки и мастер-классыдата проведенияНазвание место проведениятип 16.12.2013 Путешествие в страну "Баскетболию" 8 классМБОУ "КНГ"открытый урок "Неде...

3.Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

3.Вклад в повышение качества образования, распространения собственного опыта3.2.Открытые уроки и мастер-классы  В рамках республиканского семинара «Организация внеурочной деятельности:...

3 Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта (Таблицы)

3 Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта (Таблицы)...

3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта 3.2 Открытые уроки

3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта3.2 Открытые уроки...

3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

3.1. Выступления на научно-практической конференции, семинаре, МО...