Выступление на тему: «Валеология для всех»
материал

Домащенко Ирина Михайловна

Жизнь может стать трагедией, а может скукотищей. Гораздо реже она праздник, в котором – радость и печаль, находки и потери, но всегда бесконечно увлекательны все её мгновения… даже смерть. Природа наделила своё лучшее детище, нас с вами, всем самым совершенным. Но при этом предъявила одно условие: все секреты её творения открываются только тому, кто сам, сознательно, займётся самосовершенствованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenievaleologiya_dlya_vseh_i_na_kazhdyy_den.docx61.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат № 1

Выступление на тему:

«Валеология для всех»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Домащенко Ирина Михайловна

2020 г.

Жизнь может стать трагедией, а может скукотищей. Гораздо реже она праздник, в котором – радость и печаль, находки и потери, но всегда бесконечно увлекательны все её мгновения… даже смерть. Природа наделила своё лучшее детище, нас с вами, всем самым совершенным. Но при этом предъявила одно условие: все секреты её творения открываются только тому, кто сам, сознательно, займётся самосовершенствованием.

По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Какая же наука в настоящее время может указать направление «собственным усилиям»? Такой наукой является валеология (от латинского valio – здравствую) – наука о формировании, укреплении и сохранении здоровья.

В школе новый курс «Валеология» должен быть направлен не только на обеспечение физического и психического здоровья, но и являться важным компонентом философского гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности человеческой жизни, ценности каждого человека в общей системе мироздания.

Ученые приняли валеологию как науку о целостном здоровье человека, здоровье тела, ума и души. В валеологических идеях нашло воплощение давнее стремление педагогики, медицины, психологии, искусства и религии способствовать созданию нового человека – прекрасного телом, душою и мыслями. Это наука о здоровом образе жизни, который более чем на 50% определяет, как физическое, так и психическое здоровье человека.

Здоровый образ жизни — это не только стремлении освободиться (или не иметь) от вредных привычек и пагубных страстей, но и приобретение знаний и умений по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды (инфекции, радиация и др.), а также умение восстановить свои силы, справиться со стрессом, организовать благоприятный режим работы и отдыха, жить в любви и радости с самим собой и миром.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить все аспекты её только к школе было бы неправильно. Но в тоже время анализ структурных заболеваний школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растёт частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, нервно-психические расстройства. Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков?

Часть из них носит объективный характер: не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное финансирование.

Однако следует отметить, что часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их обучения в школе носят не объективный, а субъективный характер, связаны или с неправильным воздействием педагогов, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников. Это происходит из-за элементарной безграмотности педагогов в вопросах валеологии, а иной раз из-за лени, равнодушия, чисто формального отношения к своим обязанностям. Необходимо, чтобы девиз медиков: «Прежде всего не навреди!» - стал бы и девизом педагогов.

Что же такое здоровье? Простейший ответ на этот вопрос –«это когда ничего не болит», неполон.

Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Само здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:

  1. Социальное здоровье.
  2. Психическое здоровье.
  3. Физическое здоровье.
  4. Нравственное здоровье.

В упрощённом и в тоже время обобщённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического здоровья – я могу;
  • для психического здоровья – я хочу;
  • для нравственного здоровья – я должен.

От чего же зависит здоровье человека?

Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 - от внешне-средовых условий, т.е. от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни, который он ведёт.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Это понятие положено в основу валеологии. ЗОЖ объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

По современным представлениям в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Положительные эмоции являются важнейшей составляющей ЗОЖ. Знаменитая аксиоматическая формула: «В здоровом теле – здоровый дух», может читаться не только слева на право, но и справа налево, т.е. здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Отсюда следует вывод -  для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого в радости жизни.

Основа работы по совершенствованию своей психики – самовнушение. Самовнушение повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желёз и др. Так мысли укрепляют тело. И наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья. Оказалось, что чаще простужаются, болеют гриппом и другими ОРЗ люди со следующими чертами характера:

  • упрямство и негибкость характера;
  • чувство вины и самобичевания;
  • разочарование и подозрительность;
  • злопамятность и неспособность прощать;
  • ранимость и обидчивость;
  • озабоченность и неуверенность;
  • возбудимость и нервозность;
  • нестабильность и агрессивность.

Говоря о положительных эмоциях, следует помнит, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребёнка, чем наказание. Напрашивается вывод, что поощряя ребёнка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.

Целью валеологического воспитания является формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Достижение этой цели возможно, как при решении стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу валеологического воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребёнка, с другой – как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача валеологического воспитания кроется в формировании у школьников установки на здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб, 1997. – 256 с.
  2. Кайма В. Валеология для всех и на каждый день.
  3. Обухова Л.А. Школа докторов природы/Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной лингвистической конференции "Языкознание для всех" на тему "Речевой этикет подростка".

В выступлении принимали участие ребята 7 класса. На первом этапе учащиеся собирали теоретический материал, а на втором - исследовательский. Вместе с выступлением была подготовлена и презентация....

Выступление на родительском собрании «Ребенок – мера всех вещей»

Цель : помочь родителям осознать, какое счастье- воспитывать ребенка; напомнить, какое это счастье – воспитывать ребенка; напомнить, как важно проводить с ним больше времени....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по биологии на тему «ВАЛЕОЛОГИЯ» 9 класс

В наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека. Поэтому для оздоровлен...

Выступление на педагогическом совете ДО по теме: "Использование дидактических игр для работы по формированию звукопроизношения во всех возрастных группах»

Поскольку игровая деятельность ведущая для детей дошкольного возраста, то необходимо подобрать игры. В подборе игр воспитателям могут помочь такие пособия, как «Воспитание правильного произношения» М....

Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.

Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы  по формированию семейных ценно...

Сценарий концертной программы «Лучше всех!», посвященной дебютному выступлению обучающихся 1-го года обучения в ЦДТ «Горизонт».

Концертно-развлекательная программа создана для проведения дебютного  концерта детей, обучающихся первый год.            Актуальность меропр...

Сценарий выступления агитбригады "Вода-начало всех начал"

сценарий был использован на областном конкурсе экологических агитбригад...