Лаборатория "Почемучек"
опыты и эксперименты

Хателишвили Наталья Валентиновна

Мини - лаборатория в детском саду , как средство формирования познавательной активности детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_pochemuchek.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

"Научная лаборатория «Почемучек» "

Если задаться вопросом, каким вы видите ребенка в детском саду, то вы мне наверняка скажите, что это здоровый, активный, общительный, любознательный ребенок, которому в детском саду комфортно, спокойно, интересно. И в нашем педагогическом арсенале есть такие инструменты, которые позволяют сделать жизнь наших детей насыщенной, интересной и увлекательной. Одним из направлений работы в детском саду является познавательное развитие дошкольников через детскую экспериментальную деятельность.

Дети всегда с увлечением и большим интересом ведут научную работу, проводят опыты и изучают явления и свойства объектов окружающего мира. А результаты своей работы фиксируют в дневниках наблюдений. Для ребят это очень важно, так как они получают таким образом практический результат своей деятельности. У нас накопился большой объем материалов по данной теме. И в результате появилась идея создать «Научную лабораторию», которая будет  знакомить детей с объектами неживой природы.

Цель научно-исследовательской деятельности нашей лаборатории  - создать у детей представления об объектах окружающего мира, а также познакомить с их свойствами.

Задачи, способствующие достижению поставленной цели:

  • Формировать основные представления о предметах: свойства и качества.
  • Формировать способность видеть взаимосвязь между предметами и явлениями.
  • Формировать умения делать выводы и открытия.
  • Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развивать речевые способности.
  • Развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движения.
  • Развивать внимание и память.
  • Создавать положительные мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создавать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований
  • Воспитывать усидчивость.

В нашей работе мы выделяем несколько этапов научно-исследовательской деятельности:

  1. Выявление проблемного вопроса, который нужно решить;
  2. Постановка цели (что необходимо предпринять для решения проблемы);
  3. Поиск возможных путей решения проблемы;
  4. Проверка собранных данных, реализация их в действия;
  5. Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  6. Сделать вывод.

В работе лаборатории мы используем такие актуальные методы по организации научно-исследовательской деятельности, которые лучше всего подходят  для демонстрации в детских садах:

- проблемно-поисковый метод;

- наблюдения за объектами;

- опыты и эксперименты;

- игры-эксперименты;

- моделирование;

- опыты.

После каждого опытно-экспериментального занятия  или наблюдения в нашей лаборатории  проходит фиксация результатов - это обязательный этап. Дети фиксируют свои результаты на личных карточках. Этот этап необходим для того, чтобы результаты опыта закрепились в памяти воспитанников.

 Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

  1. Графический. Это самый простой способ зафиксировать результат. Его можно осуществлять при помощи уже готовых карточек, картинок, графических схем. Данный способ подходит для работы с детьми 3–4 лет, мы предлагаем детям выбрать ту картинку или карточку, на которой изображён результат проводимого опыта. С ребятами  средней группы можно использовать графические схемы или мнемокарты.
  2. Ментальный. Здесь дети используют свои речевые навыки: дошкольники учатся самостоятельно рассказывать об итогах эксперимента, а так же сравнивают результаты с похожими опытами, которые проводили ранее.
  3. Практический. Заключается в том, что результат эксперимента дети фиксируют на бумаге — зарисовывая или записывая полученные данные. Зарисовка полученных данных, чаще всего осуществляется условными обозначениями. Старшие дошкольники могут вести различные дневники наблюдений за природными явлениями.

Наша Лаборатория с одной стороны позволяет привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. А с другой стороны позволяет ребенку стать полноценным самостоятельным исследователем, главным действующим лицом.