Бионика (животные и техника)
методическая разработка (7 класс)

Зангирова Ксения Николаевна

материалы урока дня проектной деятельности для учащихся 7 класс "Бионика"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (математика, иностранный язык)

Класс 7А, 7Б, 7В, 7Г, 7М

Учитель: Зангирова К.Н., Ларина О.Ф.

Тема урока: «Животные и техника»

Цели урока:

  • сформировать навыки в приобретении знаний по двум академическим дисциплинам;
  • способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  • дать обучающимся представление о науке «Бионика»
  • продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, создавать продукт своими руками.

Учебно-методическое обеспечение: тексты для работы в группах, тексты задач для решения

Оборудование: проекционное оборудование, магниты, клей, ножницы

Формы работы: групповая работа, работа с текстом, работа со словарем

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Продукт деятельности

Организационный

Приветствие. Готовность к уроку. Особенности организации работы на уроке.

Проверка готовности

Мотивационный

У нас сегодня необычный учебный день – день проектной деятельности  учащихся 7-х классов «В мире животных». В течение вы должны попытаться ответить на вопрос «Люди в мире животных или животные в мире людей?»

Ваши предположения.

2017 год  объявлен годом Экологии. Согласно указу президента РФ данный год  объявлен в целях привлечения внимания к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Согласно высказыванию британского зоолога, защитника окружающей среды, всемирно известного писателя Джеральда Даррелла: «Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, — мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей,  которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются ее собственниками».

Мы разделяем эту планету с бесчисленным множеством живых существ. Некоторые виды становятся для нас источником питания, другие – верными спутниками по жизни. Большинство животных живет своей жизнью независимо от нас, на судьбу других так или иначе оказывает влияние человечество. Значение животных в жизни человека огромно.
Действительно ли это так? Это и предстоит вам сегодня выяснить на уроках образовательного проекта «В мире животных».

  •  В течение дня на каждом уроке вы собираете портфолио класса с выполненными заданиями.
  • Работая на уроках, не забывайте заполнять лист индивидуальных достижений с вашими открытиями, которые помогут вам написать эссе в понедельник на уроке русского языка.
  • За активную работу вы можете получить жетоны, которые  можно будет обменять на отметку по любому предмету сегодняшнего дня. ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Диалог с учителем, просмотр презентации

Изучение нового

Глядя на данное изображение, предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Прочитайте высказывания известных людей и уточните свои предположения.

   С незапамятных времён мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа? Сможет ли он, например, летать, как птица, или плавать под водой, как рыба? Сначала человек мог только мечтать об этом, но вскоре изобретатели начали применять особенности организации живых организмов в своих конструкциях.

Человек представляет собой высшую ступень развития живой природы не потому, что его чувствительные или рабочие органы лучше, чем у животных. Многочисленные примеры убеждают в том, что у многих животных та или иная система жизнедеятельности во много раз совершеннее, чем у человека. Приведем лишь некоторые из них: лучшие спортсмены бегуны на короткие дистанции развивают скорость 40 - 42 км /час. В мире животных в 2 - 3 раза быстрее бегает гепард, страус и многие другие. Количество движений, которое человек способен совершить за 1с, составляет максимум 10 - 12 (к примеру, постукивания пальцем по столу), а частота взмахов крыла у обыкновенной пчелы - 250 - 300 движений в секунду.

Преимущество человека заключается в уникальной способности мозга к мышлению и способности к общественному труду.

Характерной чертой современной науки является интенсивное взаимопроникновение идей, теоретических подходов и методов, присущих разным дисциплинам. Особенно это относится к физике, химии, биологии и математике. Так, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований.

Бионика новый раздел биологии посвящен самым последним достижениям в сфере использования особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов в целях создания наиболее совершенных технических приспособлений, устройств, систем.

Бионика - (от греч. Bion - элемент жизни, ячейка жизни, элемент биологической системы) - одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов в целях создания более совершенных технических систем и устройств, характеристики которых приближаются к соответствующим показателям живых систем.

Прародителем бионики считается Леонардо да Винчи.

 Его чертежи и схема летательных аппаратов

 были основаны на строении крыла птиц

В наше время, по чертежам Леонардо да Винчи неоднократно осуществлялось моделирование орнитоптера.

Датой рождения бионики считается 13 сентября 1960 года. В этот день открылся первый международный симпозиум на тему «Живые прототипы искусственных систем - ключ к новой технике».

У бионики есть символ: скрещенные скальпель, паяльник и знак интеграла. Этот союз биолога, техника и математика позволяет надеяться, что наука бионика проникает туда, куда не проникал еще никто, и увидеть то, что не видел еще никто.

Бионика связана с такими науками, как биология, химия, физика и другими.

Бионика бывает: биологическая, теоретическая и техническая.

Основными направлениями работы являются:

  • Исследование органов чувств и других воспринимающих систем живых организмов
  • Исследование морфологических, физиологических, биохимических особенностей живых организмов
  • Изучение принципов ориентации, локации и навигации у различных животных

Диалог с учителем

Работа в группах

Сейчас вам предлагается выполнить следующее задание.

У вас на столах лежат тексты с описанием особенностей животных, которые люди воплотили в технике. Ваша задача заполнить предложенную таблицу. Для этого в вашем распоряжении набор картинок, символизирующих животных и их отличительную особенность, которую люди воплотили в технике.

Работа с текстом

Таблица

Обсуждение

Заслушивание ответов групп

Выступление  групп

Промежуточное подведение итогов

Таким образом, природа открывает перед инженерами и учеными бесконечные возможности по заимствованию технологий и идей. Раньше люди были не способны увидеть то, что находится у них буквально перед носом, но современные технические средства и компьютерное моделирование помогает хоть немного разобраться в том, как устроен окружающий мир, и попытаться скопировать из него некоторые детали для собственных нужд.

В прошлом отношение человека к природе было потребительским. Техника эксплуатировала и разрушала природные ресурсы. Но постепенно люди начали бережнее относиться к природе, пытаясь присмотреться к ее методам с тем, чтобы разумно использовать их в технике. Эти методы могут служить образцом для развития промышленных средств, безопасных для окружающей среды.

Природа как эталон - это и есть бионика.

Решение задач

Людям свойственно соревноваться друг с другом на различных конкурсах, соревнованиях, они хотят этим показать, что они лучшие. За это им дают награды,  медали. А животные? Им нужно быть лучшими, просто,  для того, чтобы выжить и это они делают гениально. Люди и животные показывают самые впечатляющие умения, способности, достижения и рекорды. Эти рекорды фиксируются в определенной книге.  Назовите, что это за книга? Ученые не только записывают эти достижения, но и исследуют какие условия, факторы способствуют  достижения лучших результатов у животных, а последствии, как и где, умения животных, могут  применяться для пользы человека.

Далее на нашем уроке вы, как ученые,  предположите, как эти рекорды могут усовершенствовать технику для человека.

Прочитайте внимательно текст задачи. Вы можете заметить, что в содержании задач использовались как русские слова, так и слова и названия животных, написанные на английском и немецком языках.

1.  Запишите текст задачи на русском языке, для того чтобы выполнить вычисления (если вам необходимо, используйте словарь или специальную вспомогательную информацию).

2.  Найдите решение задачи.

3. Сделайте вывод, какие способности, возможности или умения мог перенять, использовать человек в технике, ( где? в чем?) анализируя содержание вашей  \задачи?

Решение предложенных задач

Ответы на вопросы к задачам

Подведение итогов. Рефлексия

Подведем итоги урока. Заполните свои маршрутные листы, продолжив 3 предложения: Я сделал для себя открытие:, Меня удивило, что …, Оказывается, что …

И возвращаясь к вопросу,  поставленному в начале дня: «Люди в мире животных или животные в мире людей?», запишите вывод дня

Делают вывод

Оформление портфолио проектного дня



Предварительный просмотр:

Самое простое в природе и технике сочленение — шарнирное. Оно позволяет вращаться одной части вокруг другой и при этом не сдвигаться с места. Тихоокеанские сердцевидки-великаны, для того чтобы сложить две свои створки, ракушки используют шарниры. Левая створка, имеющая выступ, попадает в углубление правой , и наоборот. Это шарнирное соединение состоит только из двух частей, которые очень прочно смыкаются друг с другом, выполняя свою задачу наилучшим образом. Если в технике шарнир может состоять из трех частей, то в природе он состоит только из двух. Этот более компактный вид шарнира был со временем разработан и в технике. Вспомним защелкивающуюся крышку, например крышку шампуня, для шарнира которой необходимы только две части.

Технические шарниры. Технические шарниры можно приобрести на любом строительном  рынке.   Их применяют,   например,   для   того, чтобы прикрепить крышку к ящику. При этом крышка легко открывается и закрывается. Шарнирами снабжено большинство футляров. Их крышка плотно соединяется с нижней частью и не может соскочить, поэтому, когда такой футляр кладут в  карман, очки не выпадают.  Технические шарниры     обычно состоят из двух частей, которые соединяются друг с другом с помощью стержня.  При этом возможно единственное движение — вращение двух половинок вокруг соединительного стержня.

Для того чтобы схватить предмет или просверлить дырку, в природе и в технике используются одинаковые методы. Ловчие   птицы.  Такое название объясняется самим принципом охоты птиц. Чтобы удержать добычу, они цепко обхватывают свою жертву и впиваются в нее острыми когтями. Из таких объятий вырваться невозможно. Беркут охотится на мелких млекопитающих и птиц. Своими сильными и цепкими когтями впивается в шкуру молодых сурков. Скопа и орлан-белохвост питаются чаще всего рыбой, которую можно поймать на поверхности воды. Их удлиненные лапы с очень острыми загнутыми когтями и грубой жесткой чешуйчатой внутренней стороной позволяют им впиваться в скользкую, готовую в любой момент ускользнуть рыбу так, что та уже не может вырваться.

Лапы 290 видов ловчих птиц имеют свои различия: природа позаботилась о том, чтобы «захватывающий аппарат» был приспособлен для охоты на определенный вид добычи. Таким образом, птица всегда может добыть пропитание.

Пингвины передвигаются по снегу, отталкиваясь ластами, подобно лыжникам, использующим для этой цели палки. Основанная на этом принципе снегоходная машина «Пингвин», лежа на снегу широким днищем, способна двигаться со скоростью до 50 км/ч. В подобных машинах нуждаются исследователи Арктики и Антарктиды, а также жители наших северных регионов – охотники, оленеводы . Здесь тягачи, тракторы и снегоходы при своем движении по снегу образуют глубокую колею, буксуют и увязают. Подобные машины могут использоваться и на мелководных озерах, где обычные плавательные средства чаще всего не могут применяться.

Судостроители во всем мире давно уже обратили внимание на грушеобразную форму головы кита, более приспособленную к перемещению в воде, нежели ножеобразные носы современных судов. Японский ученый Тако Инуи учел это при создании модели пассажирского парохода. По сравнению с обычными судами китообразный пароход оказался более экономичным. При уменьшении мощности двигателей на 25% он сохранил прежнюю скорость и грузоподъемность. Американская подводная лодка «Скипджек», корпус которой по форме напоминает  белого кита, имеет более высокую скорость, повышенную маневренность по сравнению с другими подводными судами.

Настоящей землеройной машиной является дождевой червь. При помощи мышц он сначала суживает передний конец тела и втыкает его в грунт, закрепляясь там специальными зацепками. Затем, сокращаясь в длину, червь становится более толстым и своим телом раздвигает и уплотняет землю. Важную роль при этом играют щетинки, расположенные на поверхности сегментов: они цепляются за стенки хода и не дают телу червя выскользнуть назад.  Нынешние буровые машины являются увеличенной механической копией дождевых червей. Также как и они, буровые машины "проедают" землю (и выпускают ее через заднюю часть), непрерывно двигаясь вперед, оставляя большой тоннель позади себя.

В мире автомобильного дизайна, где аэродинамика, безопасность, вместительность и экологичность являются взаимоисключающими атрибутами, некоторые ищут путь, который позволит соединить все эти характеристики в одну машину.

Инженеры в компании Mercedes-Benz обратили внимание на рыбу-коробочку. Несмотря на то, что с первого взгляда рыба выглядит довольно неуклюже, ее формы развились таким образом, что в воде она передвигается с большой эффективностью.

В результате эксперимента появился бионический автомобиль (Bionic Car), который отличается легкой конструкцией и удивительными аэродинамическими способностями.

Несмотря на свой небольшой размер, светлячки излучают яркий свет. Их секрет заключен в их анатомии: у них есть органы свечения, находящиеся на последних брюшных сегментах. Обычно эти органы находятся под прозрачной кутикулой. Они образованы большими фотогенными клетками, а они в свою очередь щедро оплетены трахеями и нервами. Под фотогенными клетками можно найти отражатели света - это клетки, в которых находятся кристаллы мочевой кислоты.

Ученым удалось воссоздать свет, излучаемый органами свечения светлячков. Их светодиод излучает свет на 55 процентов ярче оригинала.

Первые сверхскоростные поезда имели один общий минус - как только они выезжали из тоннеля, слышался громкий звук, похожий на взрыв. Естественно пассажиры после такого не могли уже расслабиться до конца поездки Инженер и по совместительству любитель птиц Ейджи Накатсу (Eiji Nakatsu) понял, что нос поезда должен пронизывать воздух с большей эффективностью. На помощь он обратился к зимородковым.

Похожий на нож клюв птицы позволяет ей нырять в воду с больших высот, и при этом волн на воде почти не замечалось. Теперь почти все сверхскоростные пассажирские экспрессы имеют длинный острый нос, который позволяет им бесшумно выезжать из тоннеля.


Слон способен вытягивать свой хобот в любом направлении и хватать им что угодно, даже маленькие орешки. При разработке роботизированной руки, способной двигаться в любом направлении, инженеры компании Festo сделали все возможное, чтобы имитировать хобот слона.

Они использовали пластиковые трубки, которые исполняли роль позвоночника, и меняли их размер при помощи давления сжатого воздуха. Кроме этого они добавили четыре "пальца", которые дали роботизированной руке больше ловкости.

Змея наделена удивительным органом, при помощи которого видит тепловые (инфракрасные) лучи. Две ямки на голове дают ей потрясающую зоркость ночью. Змея способна увидеть на расстоянии 200 метров выползающую из норки полевую мышь и поймать ее. Разглядывая своеобразный портрет теплокровного животного, она улавливает разницу в тысячную долю градуса! Эта способность змеи была использована людьми при создании медицинских аппаратов и приборов ночного видения. Повысив точность «змеиного метода» до одной десятитысячной доли градуса, ученые создали потрясающую тепловизорную диагностику. На обработанных компьютером снимках сверхчувствительной аппаратуры видно все, что находится в недрах земли на несколько километров. Можно диагностировать здания и сооружения. Под домами, мостами, дорогами, трубопроводами четко видны разломы земной коры, карстовые пустоты и потоки грунтовых вод. Зная о них раньше, строители обошли бы стороной эти гиблые для сооружений места, и не было бы «загадочных» обрушений зданий.

Обыкновенная лягушка виртуозно ловит языком комаров и мошек. Исследования показали, что она имеет особую «систему оповещения», которая позволяет ей получать раздельную информацию о форме насекомого, расстоянии до него и четкости изображения. Лягушка быстро и точно определяет положение летящей мошки в пространстве. Молниеносно вылетает язык − и добыча оказывается в желудке. Лягушачий принцип раздельного видения изображения в 1970-х годах применили в электронных машинах для чтения рукописных текстов. Один узел «мозга» машины следил за формой знаков, второй – за их контрастностью. Этот же принцип лежит в основе работы современных сканеров.

 Еще идею подсказали фасетные глаза мухи, состоящие из особого сетчатого экрана. Их строение позволяет насекомому видеть не одно, а множество изображений какого-либо предмета. При движении наблюдаемый объект переходит из одного изображения в другое, что позволяет с большой точностью определить скорость его передвижения. Биологи изучили принцип устройства глаза мухи, а инженеры создали новый прибор. Его так и назвали − «Глаз мухи». С его помощью в навигационных службах и аэропортах определяют скорость полета современных авиалайнеров.


Интересна история создания гидрофона. Это - подводный микрофон или, говоря доступно, искусственное подводное ухо. Но, когда оно было установлено под днищем корабля, то во время его хода шум водяных струй заглушал все другие подводные звуки. И тогда люди задались вопросом: почему же этот шум не мешает слышать, например, тюленю, когда он движется под водой? Подробно изучив устройство тюленьего уха, биологи обнаружили специальный ушной обтекатель, подобием которого сейчас оснащены все гидрофоны

Конструкторы самолетов долго боролись с явлением известным у летчиков как «флаттер», когда от перегрузочных вибраций самолет почти мгновенно разрушается в воздухе. Решение было найдено мучительно, после многочисленный аварий и жертв. Проблему блистательно решил математик М.В. Келдыш. Лишь потом было обнаружено изобретение природы: у стрекозы на крылья есть птеростигмы - утолщения, чтобы крылья не сломались в полете. 

Лет через 30, когда принцип ультразвуковой локации у летучей мыши был, наконец, признан, Деннис Габор изобрел голографию. Прошел еще десяток лет, прежде чем произвел сенсацию лазер, и голограмма реально вошла в практику нашей науки и техники. А через год зоологи объявили, что акустический локатор летучей мыши дает голографическую картину. И это объяснимо. Летучая мышь, как и мы, любит видеть не плоское, а объемное изображение.

 Богат и разнообразен мир животных, обитающих под землей. У некоторых почвенных животных выработались удивительные приспособления, с помощью которых они прокладывают подземные ходы и роют норы. Признанным землепроходцем является крот. Его главным землеройным орудием являются очень мощные передние конечности. Ладони их повернуты в стороны и назад, пальцы короткие, с длинными широкими когтями. Действуя ими, как саперными лопатами, крот ежедневно прорывает несколько метров новых ходов. Живые «землеройные машины» представляют большой интерес при создании подземных роющих агрегатов. Разработана, например, оригинальная модель, которая, двигаясь под землей подобно кроту, пробивает туннель с гладкими плотными стенами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Бионика- техника живых организмов"

С давних пор человек стремился заглянуть в мир живых систем, разгадать их секреты. Природа - гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель. Любое творение природы представляет собой со...

БИОНИКА_АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ - презентация из серии БИОНИКА

Презентация из серии "БИОНИКА". Рассматриваются вопросы создание летательных аппаратов с подвижными, машущими крыльями: махолетов  и  орнитоптеров на основе аэродинамических свойств пер...

БИОНИКА_ПОЛЁТ НАСЕКОМЫХ - презентация из серии БИОНИКА

В презентации рассматривают некоторые особенности насекомых, применяемых в технике...

"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...

Мастер-класс "Домашнее животное" в технике ниткография

Ниткография – великолепная техника. Еще можно встретить название «картина из нитей», «рисование с нитками». Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточк...

Проектная работа "Бионика - ключ к новой технике".

Природа – это гениальный и уникальный мастер, который создает, рисует, строит, творит. Любое его произведение – объект, процесс, явление, являются творением, которое обладает поразительной...