Самоподготовка на тему "Язык- как средство общения"
методическая разработка (9 класс)

Халилева Эльвира Халиуллаевна

Самоподготовка на тему: «Язык- средство общения» Эпиграф Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения. А де Сент - Экзюпери Цель: - привитие навыков самообразовательной работы, самовоспитания; - формирование положительного отношения к учебе; Задачи: - закрепление и систематизация знаний, полученных на уроках; - развитие памяти, речи, логического мышления, повышение учебной мотивации; - развитие навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей. - формирование правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений. Коррекционные задачи: - коррекция и развитие связной устной речи; - коррекция и развитие мыслительной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально - волевой сферы. Оборудование: книги, тетради, словари, памятки по выполнению домашнего задания, карточки , доска, экран, проектор, ноутбук. Используемые современные технологии: здоровьесберегающие и информационные технологии, развивающая технология по коррекции связной речи, ИКТ- технологии. Ход занятия Вступительное слово воспитателя. - Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу улыбку, хорошее настроение и хотела бы всем пожелать, чтобы наша самоподготовка запомнилась вам и стала полезным в жизни. Чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Надеюсь, что она пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. - Проверьте, все ли готово на партах к работе: книги, словари, тетради, дневники, ручки, карандаши. Послушаем притчу. -Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед. В первый день самый плохой, во второй день – самый лучший. В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. - Почему ты подаешь одни языки? – спросили Эзюпа. - Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что – нибудь хуже языка? Во второй день Эзюп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. - Мне велели приготовить самый лучший обед. – пояснил Эзюп, - а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи язык а строим города развиваем культуру. Думаю, что нет ничего лучше языка. , Воспитатель и дети озвучивают тему и цели : Итак, тема нашей самоподготовки: « Язык – как средство общения» Оформление цели на доске: Пиши красиво и аккуратно! Говори четко и внятно! Читай выразительно! Работа над цитатой: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения». А де Сент – Экзюпери Как вы понимаете эту цитату? Найдите в толковом словаре, который лежит у вас на партах, определение и значение слов: - Что такое язык? Ответы учеников: Язык- это важнейшее средство общения - Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями о том, что значит общение для каждого из вас. Предлагаю продолжить фразы: А). Мне легко общаться, когда… Б). Я чувствую себя неуверенно, если… Ответы учеников Попробуем составить определение, для этого подберите ключевые слова, которые могут объяснить термин «общение». Общение – связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг друга. - Как происходит общение между людьми? - Какие средства в этом помогают? Выделяют два вида общения по средствам: Вербальное (речевое) общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить; Невербальные (неречевое) формы и средства общения -присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом. Добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать. Главными компонентами в средствах общения являются язык, речь, интонация, мимика, поза, взгляд, жесты, дистанция между собеседниками. Язык, речь обеспечивают существование, передачу и усвоение общественно-исторического опыта человечества. Ответы учеников (само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживают, спорят) - Можно ли общаться, не разговаривая? Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? Ответы учеников (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взляды, жесты) - .Может ли человек жить без общения с другими людьми? От чего зависит наше общение друг с другом? Ответы учеников. ( Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык – это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь – это язык в действии, конкретное применение, использование языка. 5. Игра «Слепой, немой, глухой» Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого», « немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой - глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. -Кто из вас на минутку хочет стать актером? Задание детям на карточках (три человека у доски) без слов разыграть сценку. Темы сценок: «Подарили телефон», «Ох, голова болит», «Получил высокую оценку». В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали? Коррекционная работа: Составьте слова: С Л Е – лес Т А Р К А – карта Л П А Я Ш – шляпа Г Р А И – игра П О Р А Т - тропа И С Т А П Ы Е И Н – испытание А Е Д О Б П – победа Хитрые вопросы. Как превратить мел в мелкое место? (Мель) Как угол превратить в топливо? (Уголь) Как спрятать в середину слова мягкий знак в словах ДЕНЬ, ПЕНЬ, ЗВЕРЬ, ОКУНЬ? (Деньки, пеньки, зверьки, окуньки) Как сделать, чтобы шест стал числом? (Шесть) Как из банки сделать баню? (Банька) Как из полки сделать танец? (Полька) «Замени одним словом.» Рукой подать – близко В час по чайной ложке – медленно Во весь дух – быстро Морочить голову – обманывать Засучив рукава – старательно Зарубить на носу – запомнить Обвести вокруг пальца – обмануть Яблоку негде упасть – тесно Прокатить с ветерком – очень быстро. Скажи, как ты понимаешь эти выражения: Железный топор – железный человек Золотая стрела – золотые руки Ядовитый укус – ядовитый взгляд Острый нож – острое слово Низкий стол – низкий поступок Черствый хлеб – черствый человек» .Закончи пословицу. Без языка и колокол…(нем). Мал язык, до всем телом…(владеет). Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь…(думать хорошо). Лощадь узнают в езде, а человека…(в общении). Составление синквейна на тему «Общение». 1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка - заключение в форме существительного. Образец 1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим! Восстанови деформированный текст Огромная туча лиловая горизонте появилась на мрачном. Она леса быстро из -за приближалась дрожащего. Тревожно зашевелилась и обеспокоенно, кустарников зашептались листья, наклоняемых сильными порывами ветра. Слегка повеяло сыростью. Темнее становилось все. Замолкли птицы испуганные. Резкие воду зарябили порывы ветра в мутной реке погнали опавшие листья и. Хлынул дождь проливной. Огромная лиловая туча появилась на мрачном горизонте. Она быстро приближалась из – за дрожащего леса. Тревожно и обеспокоенно зашевелились, зашептались листья кустарников, наклоняемых сильными порывами ветра. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли испуганные птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в мутной реке и погнали опавшие листья. Хлынул проливной дождь Дополнительное задание по словарю: Словарь современного литературного русского языка Академии наук состоит из 17 томов, в них насчитывается 120 тысяч 480 слов. Пушкиноведы подсчитали, что поэтом было использовано 21 тысяча 290 слов, а по социологическим исследованиям словарь современного взрослого человека состоит из 5 – 8 тысяч слов. Физминутка для глаз. Переходим к выполнению дом. зад. Посмотрите в дневники, по каким предметам нам необходимо подготовить задания на завтра? Литература- подготовить сообщение о биографии Анны Ахматовой. Русский язык- выучить определение, что такое орфографический разбор слова, упр. 25 География: подготовить реферат по теме «Особенности хозяйства России». Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми. Подведение итогов самоподготовки. Швейцарский мыслитель Иоганн Каспар Лафатер говорил: «Хочешь быть умным: научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда больше нечего сказать» Рефлексия. - Ребята, все задания выполнены. В начале работы мы выстраивали предположения об успешности своей самоподготовки. Проанализируйте свою работу Посмотрите, насколько успешной оказалась ваша работа. Отметить активных ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Лозовская специальная школа-интернат»

         

Самоподготовка

«Язык - как средство общества»

(для обучающихся старших  классов)

Воспитатель:

Халилева Э.Х.

с. Ферсманово, 2020 г.

Самоподготовка на тему: «Язык - средство общения»

Эпиграф

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения. А де Сент - Экзюпери

Цель:

- привитие навыков самообразовательной работы, самовоспитания;

- формирование положительного отношения к учебе.

Задачи:

- закрепление и систематизация знаний, полученных на уроках;

- развитие памяти, речи, логического мышления, повышение учебной мотивации;

- развитие навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

- формирование правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

 Коррекционные задачи:

- коррекция и развитие связной устной речи;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально - волевой сферы.

 

Оборудование: книги, тетради, словари, памятки по выполнению домашнего задания, карточки , доска, экран, проектор, ноутбук.

Используемые  современные технологии: здоровьесберегающие и информационные технологии, развивающая технология по коррекции связной речи,  ИКТ- технологии.

Ход занятия

  1.  Организационный момент.

Вступительное слово воспитателя.

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу улыбку, хорошее настроение и хотела бы всем пожелать, чтобы наша самоподготовка запомнилась вам и  стала полезным в жизни. Чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Надеюсь, что она пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества.

- Проверьте, все ли готово на партах к работе: книги, словари, тетради, дневники, ручки, карандаши.

2.  Послушаем притчу.

-Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед. В первый день самый плохой, во второй день – самый лучший. В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык.

- Почему ты подаешь одни языки? – спросили Эзюпа.

- Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка?

Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что – нибудь хуже языка?

Во второй день Эзюп снова подал языки. Хозяин и гости изумились.

- Мне велели приготовить самый лучший обед. – пояснил Эзюп,  а  что для философа может быть лучше языка! При помощи языка изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строим города развиваем культуру. Думаю, что нет ничего лучше языка. ,

  1. Воспитатель и дети озвучивают тему и цели.

 Итак, тема нашей самоподготовки: « Язык – как средство общения».

 

Оформление цели на доске:

  1. Пиши красиво и аккуратно!
  2. Говори четко и внятно!
  3. Читай выразительно!

  1.  Работа над цитатой:

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения». А де Сент – Экзюпери

- Как вы понимаете эту цитату?

 Найдите в толковом словаре, который лежит у вас на партах, определение и значение слов:

- Что такое язык?

Ответы учеников: Язык- это важнейшее средство общения  

- Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями о том, что значит общение для каждого из вас.

5.  Предлагаю продолжить фразы:

-  Мне легко общаться, когда…

 -  Я чувствую себя неуверенно, если…

6.  Попробуем  составить определение, для этого подберите ключевые слова, которые могут объяснить термин «общение». 

Общение – связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг друга.

 - Как происходит общение между людьми?

 - Какие средства в этом помогают?

 Выделяют два  вида общения по средствам:

Вербальное (речевое) общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

Невербальные (неречевое) формы и средства общения -присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом. Добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

 Главными компонентами в средствах общения являются язык, речь, интонация, мимика, поза, взгляд, жесты, дистанция между собеседниками. Язык, речь обеспечивают существование, передачу и усвоение общественно-исторического опыта человечества.

Ответы учеников (само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживают, спорят)

- Можно ли общаться, не разговаривая? Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении?

Ответы учеников (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взляды, жесты)

- .Может ли человек жить без общения с другими людьми?  От чего зависит наше общение друг с другом?

Ответы  учеников. ( Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка.

То есть язык – это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи.

 Речь – это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

5. Игра «Слепой, немой, глухой»

 Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого», « немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой - глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому.

-Кто из вас на минутку хочет стать актером?

Задание детям на карточках (три человека у доски) без слов разыграть сценку.

 Темы сценок: «Подарили телефон», «Ох, голова болит», «Получил высокую оценку». В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?

  1.  Коррекционная работа.

 Составьте слова.

С Л Е – лес

Т А Р К А – карта

Л П А Я Ш – шляпа

Г Р А И – игра

П О Р А Т  - тропа

И С Т А П Ы Е И Н – испытание

А Е Д О Б П – победа

  «Хитрые вопросы».

Как превратить мел в мелкое место? (Мель)

Как угол превратить в топливо? (Уголь)

Как спрятать в середину слова мягкий знак в словах ДЕНЬ, ПЕНЬ, ЗВЕРЬ, ОКУНЬ? (Деньки, пеньки, зверьки, окуньки)

Как сделать, чтобы шест стал числом? (Шесть)

Как из банки сделать баню? (Банька)

Как из полки сделать танец? (Полька)

«Замените  одним словом.»

Рукой подать – близко

В час по чайной ложке – медленно

Во весь дух – быстро

Морочить голову – обманывать

Засучив рукава – старательно

Зарубить на носу – запомнить

Обвести вокруг пальца – обмануть

Яблоку негде упасть – тесно

Прокатить с ветерком – очень быстро.

Скажите, как вы понимаете эти выражения:

Железный топор – железный человек

Золотая стрела – золотые руки

Ядовитый укус – ядовитый взгляд

Острый нож – острое слово

Низкий стол – низкий поступок

Черствый хлеб – черствый человек»

.Закончите пословицу.

Без языка и колокол…(нем).

Мал язык, до всем телом…(владеет).

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь…(думать хорошо).

Лощадь узнают в езде, а человека…(в общении).

  1. Составление синквейна на тему «Общение».

 1строчка – одно существительное, 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна, 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна, 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме, 5 строчка - заключение в форме существительного.

 Образец: 1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!

  1. Восстановите деформированный текст

Огромная туча лиловая горизонте появилась на мрачном. Она леса быстро из -за приближалась дрожащего. Тревожно зашевелилась и обеспокоенно, кустарников зашептались листья, наклоняемых сильными порывами ветра. Слегка повеяло сыростью. Темнее становилось все. Замолкли птицы испуганные. Резкие воду зарябили порывы ветра в мутной реке  погнали опавшие листья и. Хлынул дождь проливной.

   Огромная лиловая туча появилась на мрачном горизонте. Она быстро приближалась из – за дрожащего леса. Тревожно и обеспокоенно зашевелились, зашептались листья кустарников, наклоняемых сильными порывами ветра. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли испуганные птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в мутной реке и погнали опавшие листья. Хлынул проливной дождь

Дополнительное задание по словарю:

Словарь современного литературного русского языка Академии наук состоит из 17 томов, в них насчитывается 120 тысяч 480 слов. Пушкиноведы подсчитали, что поэтом было использовано 21 тысяча 290 слов, а по социологическим исследованиям словарь современного взрослого человека состоит из 5 – 8 тысяч слов.

  1. Физминутка для глаз.
  2.  Переходим к выполнению дом. зад.

 Посмотрите в дневники,  по каким предметам  нам необходимо подготовить задания на завтра?                                  

Литература: подготовить сообщение о биографии Анны Ахматовой.

Русский язык: выучить  определение, что такое орфографический разбор слова, упр. 25

География: подготовить реферат по теме «Особенности хозяйства России».

Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми

11. Рефлексия.

- Ребята, все задания выполнены. В начале работы мы выстраивали предположения об успешности своей самоподготовки. Проанализируйте свою работу

Посмотрите, насколько успешной оказалась ваша работа.

Отметить активных ребят.

12.  Подведение итогов.  Швейцарский мыслитель Иоганн Каспар Лафатер говорил: «Хочешь быть умным: научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда больше нечего сказать» 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Невербальные средства общения. Язык жестов"

Разработка урока английского языка по теме "Body language. Non-verbal means of communication"...

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Средства и мимика как невербальные средства общения

Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

Общение. Структура и средства общения

Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как витальные потребности в еде, одежде, воде, жилище и т. п.Известно, что в условиях изгнания из общества, т. е. по...