РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
статья

Ушкова Ольга Николаевна

Данная  статья посвящена личностному развитию ребенка. Гессен считал, что на ступени школьного образования осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gessen.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Данная  статья посвящена личностному развитию ребенка. Гессен считал, что на ступени школьного образования осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни.

Ключевые слова:  личность, социализация, образование, трудовая школа,  учитель, общество.

O.N.Ushkova

THE ROLE OF SCHOOL EDUCATION IN THE PROCESS

OF SOCIALIZATION

This article is dedicated to the personal development of the child. The scientist believed that the individual learns laws and requirements of social life at the stage of school education. 

            Keywords: personality, socialization, education, employment, school, teacher, society.

В настоящее время школа и процесс обучения занимает огромное количество времени в жизни каждого человека, а, следовательно, не может не влиять на процесс социализации личности ребенка.

Социализация - это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и мужает.

Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении, учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Главным в формировании личности являются деятельность и общение. Обратимся к наследию отечественного педагога С.И. Гессена (1887–1950), который в основу педагогической науки поставил личность ребенка, его индивидуальность, считая, что учитель должен знать все теоретические вопросы педагогики, если он стремится достичь успеха в воспитании.
На ступени школьного образования, по мнению педагога, осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни. Одной из основных задач школы С.И. Гессен считал развитие «в человеке свободы». Школа, утверждал он, должна быть правовым государством в миниатюре, соблюдающим права ребёнка, воспитывающим в нём способность уважать право другого и отстаивать своё собственное.

Для Гессена образовательный процесс - это:

1) приобщение человека к культурным ценностям общества;

2) духовное созревание личности, формирование ее собственного «Я» на основе     законов морали;

3) взаимодействие учителя и учащихся в решении жизненно важных и личностно значимых для них проблем;

4) формирование «ярких в своей индивидуальности свободных и творческих личностей», способных жить в свободном и демократическом обществе;

5) приобщение к творческой деятельности.

С. И. Гессен полагал, что школа должна базироваться на принципах равенства образовательных возможностей и демократической всеобщности, единства и целостности, многоуровневой дифференциации образования и широко понимаемом трудовом начале. Она должна быть доступной для всех, ее содержание должно быть ориентировано на самостоятельный творческий труд, обеспечивающий самоактуализацию личности ребенка.

Идеал школы Гессен видел в трехступенной единой трудовой школе, построенной на принципах дифференциации, обеспечивающей целостность и единство многообразия [1, с. 27]. Развивая эти идеи, педагог предложил природоведческую, родиноведческую дифференциацию на первой ступени, психологическую - на второй и профессиональную - на третьей.

В начальной школе, писал ученый, пропедевтический (подготовительный) курс должен строиться на основе родиноведческой (краеведческой) дифференциации, требующей освоения природы, истории и культуры родного края, языка и народных традиций. В качестве задач первой ступени школы (7—10 лет) он видел:

1) приучение детей к труду;

2) создание школьного сообщества, «организованного на принципах дисциплины».

 Ребенок на этой ступени привыкает исполнять общественные функции, хоть и «обозначенные ему учителем, но все-таки ясные для него в их общественной необходимости» [1, с. 168-169].

Средняя школа должна быть направлена на развитие индивидуальности школьника, его способностей и интересов. При этом игра и труд являются основными видами деятельности подростков. Старшая ступень - это школа социально-профессиональной ориентации, которая строится на принципе создания отделений, учитывающих многообразие конкретных профессий, целостно отражающих культурное содержание социальной жизни. «Общее образование принимает характер «специального общего образования», а профессионально ориентированная школа ставит себе целью сделать профессию исходной точкой и источником общего образования», - писал С. И. Гессен [1, с. 173].

По мнению ученого, школьное образование должно иметь такую ​​организацию, в которой «ясно просвечивается будущая цель образования личности к свободному самоопределению» [2, с.122].

Огромное значение для достижения цели имеет урок в плане его содержания и организации. «Плохо организованные уроки воспитывают людей, которые всю свою жизнь только и умеют, что осуществлять цели, приказали» - отмечает ученый [2, с.123].

Важным требованием трудовой школы является требование «применяться при постановке уроков в окружающей ребенка среды обитания: в сельской местности уроки должны естественно, иметь иной смысл, чем в фабричном районе, а в этом последнем опять-таки другое, чем в области ремесленного труда »[2, с.123].

Отстаивая идею трудовой школы, Гессен полагал, что трудовая школа - это школа, о которой образование и труд противопоставляются друг другу; это школа, где в центре стоят интересы личности, реализуемые через практическую деятельность. Своему пониманию трудовой школы как школы интеллектуальной и физической активности педагог противопоставляет школу пассивную, с одной стороны, и школу утилитарную, ремесленную - с другой. Труд для Гессена выступает как источник гармонического развития личности.

Школьное самоуправление является важнейшим средством социализации подрастающего поколения. При этом Гессен отмечает, что проблемы, решаемые органами школьного самоуправления, должны быть «проблемами самой молодежи», а не проблемами управления или соуправления школой. Самоуправление должно помочь организации широкой общественной жизни молодежи в различных формах - в союзах, кружках, публицистике и т. д.

Таким образом, в период школьного образования осуществляется сложный процесс социального становления и индивидуализации личности. Процесс социализации и процесс школьного обучения неразделимы. Школа, педагоги, одноклассники и остальное окружение напрямую влияют на сознание ребенка, и помогают ему найти своё место в мире, сформировать характер, воспитать отдельные личностные качества, а также научиться взаимодействовать с другими людьми.

Библиографический список

  1. Гессен С. И. Пед. соч. [Текст]: в 2 т. / С. И. Гессен, М. В. Богуславский, О. Е. Осовский; сост., авт. вступ. ст. и ред. Е. Г. Осовский. Саранск,2001. Т. 1. С.486
  2.  Гессен С.И. Эволюция единой трудовой школы в Советской России /Русская           школа за рубежом. /Под ред. С.И. Гессена, С.И. Карцевского, В.А. Ригана; Отв. ред. К.И. Шульц. Прага, 1925. - Кн. 15-16. С.340


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...

Роль хореографического искусства в процессе социализации личности участников коллектива

В статье рассмотрены функции хореографии как вида искусства,своеобразие професионального и самодеятельных видов хореографии,далее речь идет о позитивных и негативных последствиях социализациив хореогр...

Роль детских общественных объединений в социализации личности подростка.

ldquo;Образование - это умение действовать в любых житейских ситуациях”....

Физкультурное образование в школе как дидактически направляемый процесс социализации личности школьника.

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" ДЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Кандидат педагогических наук, доцент А.П.МатвеевРоссийская государственная академия физической...

Доклад. Физкультурное образование в школе как дидактически направляемый процесс социализации личности школьника.

Доклад. Физкультурное образование в школе как дидактически направляемый процесс социализации личности школьника....

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...

ОСОБАЯ РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Особая роль в процессе социализации и формирования компетентной личности приходится на систему дополнительного образования, которая используется для мотивации детей к творчеству, самореализации, позна...