Материалы к урокам МХК в 10-11 классах
презентация к уроку (10 класс)

Татьяна  Рабдано

Изучать мировую художественную культуру -  значит постигать все многообразие жизни народов, цивилизаций. Через продукты их творческой деятельности: и духовной, и материальной -понимаешь, что ничего не уходит, все возвращается и обновляется. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности художественной культуры Древнего Египта

Слайд 2

Пирамиды Храмовые комплексы Папирусные свитки Алфавитная система Основы геометрии -измерен объём полушария -найдена площадь круга -сутки разделены на 24 часа Установлена роль кровеносной системы в организме человека

Слайд 3

Палетка (каменная плита для растирания красок) фараона Нармера

Слайд 4

Танцовщицы и музыкантши

Слайд 5

Плакальщики

Слайд 6

Фресковые росписи гробницы Нефертари

Слайд 7

Тутанхамон с женой в саду

Слайд 8

Фресковые росписи гробницы Нефертари

Слайд 9

Сцена из «Книги мёртвых»

Слайд 10

Плывущая девушка (дерево)

Слайд 11

Пловчиха (слоновая кость и чёрное дерево)

Слайд 12

Триада Царя Микерина (гранит)

Слайд 13

Портрет царицы Нефертити (золотой песчаник)

Слайд 14

Голова Тутанхамона (белый алебастр)

Слайд 15

Золотая маска Тутанхамона

Слайд 16

Ушебти (маленькие фигурки для гробниц дерево, известняк)

Слайд 17

Сцена пира

Слайд 18

Сцена пира

Слайд 19

Статуя фараона Тутмоса I

Слайд 20

Статуя фараона Хефрена

Слайд 21

Парадный трон Тутанхамона

Слайд 22

Статуи Аменхотепа и певицы Раннаи



Предварительный просмотр:

МХК 9 урок 5. «Дома вечности» богов и фараонов

Тема урока (слайд 1)

Египет прошёл свой неповторимый и самобытный путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в особенности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.

Запись в тетради

Особенности религии сформировали совершенно уникальный стиль египетской архитектуры. Считалось, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. В то же время храмы богов и гробницы фараонов роскошно украшались и возводились из камня, так как строились на века.

О смысле бытия жители Древнего Египта высказывались вполне определённо: «Ты живёшь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить».

 Смерть была для них продолжением земного существования. Считалось, что душа умершего продолжает жить и имеет те же желания, что и при жизни. А поэтому после его мумификации и захоронения, живущие на земле продолжали заботиться о нём, как это делали раньше.

Именно это обстоятельство привело к сооружению гробниц и храмов, которые должны были служить «вечными домами» для фараонов - избранников Бога на земле.(слайд 2)

Восприятие загробной жизни как продолжения земной заставляло обеспечивать умерших всеми необходимыми вещами и атрибутами царской власти.

Вот почему гробницы фараонов в буквальном смысле слова были завалены уникальными по красоте вещами (вспомните всемирно известные сокровища гробницы Тутанхамона).

А архитектурные сооружения (пирамиды и храмы) превращались в зримое напоминание человеку о великой и незыблемой власти фараона.

Записать в тетради.

Более сорока веков назад на пустынном плоскогорье в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина.

Читают дети.

Вот как рассказывает об этом греческий историк Геродот:

«Хеопс оставил после себя грандиозное произведение: свою пирамиду (слайд 3) Хеопс... приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломанные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.

Они уже потратили десять лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, но это ещё было ничто по сравнению со строительством самой Пирамиды... Сама пирамида потребовала 20 лет работы. Она квадратная. (слайд 4) Каждая её сторона равна 246,26 м, и такого же размера её высота. Камни отполированы и тщательно пригнаны».

Четыре века спустя после Геродота, в I веке до н. э., пирамиды были причислены к одному из семи чудес света. И сегодня они поражают своим древним величием. Народная поговорка «Всё боится времени, но время боится Пирамид» и сегодня не утратила своего значения.

 Находясь рядом с ними, нельзя не испытывать трепета и удивления от их подавляющего величия. Обходя пирамиду кругом, человек проделывает путь в один километр, её высота равняется приблизительно высоте 50-этажного дома. До строительства в 1889 году парижской Эйфелевой башни пирамида Хеопса была самым высоким сооружением на земле!

Самая большая из пирамид - пирамида Хеопса - имела вначале 146 метров высоты, теперь она достигает лишь 137 метров, а на месте её вершины образовалась площадка шириной в 10 метров.

Грани пирамиды обращены к четырём сторонам света, вход в гробницу находится на северной стороне, на высоте 16 метров над землёй. Где-то посреди одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг - «жилище вечности» фараона.

К счастью, время сохранило имя строителя и архитектора пирамиды Хеопса. (слайд 5) Это Имхотеп - один из высших сановников фараона.

Более того, он известен и как крупнейший учёный Древнего Египта.

О нём сложено множество легенд, его труды и книги пристально изучались на протяжении тысячелетий.

 Он был врачом, астрономом и магом.

 Ему, смертному, оказывали почести наравне с божествами.

Читают дети.

Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и сокрыть в себе тело умершего царя, избавить его от тлена. С другой - вечно прославлять могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим народам. Всякий, кто приближался к этим рукотворным сооружениям, испытывал ощущение подавленности их мощью, осознавал собственную ничтожность, подобно песчинке на берегу моря.

В непосредственной близости с пирамидой Хеопса стоят гробницы других фараонов, его потомков: сына и внука. Они также сориентированы по частям света и предназначены для усопшего фараона.

В настоящее время пирамида Хефрена (слайд 6) - единственная, сохранившая полированную облицовку.

Читают дети.

 Она ниже пирамиды Хеопса, но так как стоит на более высоком месте, её вершина находится на том же уровне. Меньшая их них - пирамида Микерина (слайд 7)  едва достигает 66 метров в высоту, она находится в окружении ещё меньших пирамид-спутниц, служащих местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.

Записать в тетради

Не менее тщательно в Египте было продумано строительство заупокойных храмов в честь богов и фараонов.

 Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта.

Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карна-ке и Луксоре, который был возведён по обеим сторонам Нила, недалеко от города Фивы - бывшей столицы Египетской империи.

 Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н.э.) является древний храм Амона. (слайд 8)

 Его размеры и сегодня поражают своим грандиозным масштабом. Это самый просторный в мире храм с колоннами. Он состоит из множества обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов. Его украшают обелиски и сфинксы, колоссальные по своим размерам статуи богов и фараонов

Величественный гипостильный зал (то есть зал, «поддерживаемый колоннами») имел длину 102 м и ширину 53 м. (слайд 9)

Тридцать четыре колонны 23-метровой высоты гордо и непоколебимо бросают вызов векам. Их верхняя часть (то есть капители) в виде раскрытых цветов лотоса имеют наверху в окружности около 15 метров (там свободно могли бы разместиться 50 человек).

Этот «дремучий лес колонн», (слайд 10) в котором легко можно затеряться, производит неизгладимое впечатление. Не сохранившиеся ныне потолки были раскрашены в тёмно-синий цвет с жёлтыми звёздами и парящими коршунами. Свет попадал внутрь здания через окна с каменными решётками. Он струился мощными потоками солнечного света, отражаясь на поверхностях капителей колонн. В то же время остальные колонны зала оставались в полумраке, они имели форму нераскрывшихся бутонов папируса.

    Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему всё новые и новые помещения, иногда переделывая и старые.

Не менее великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре (вторая половина XV в. до н. э.), главным украшением которого была колоннада.  (слайд 11)

Читают дети

Он имеет 260 м в длину. (слайд 12) Здание храма, казалось, превращено в строгий строй гигантских папирусов. Перед фасадом храма стояло два обелиска (слайд 13) и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в Париже. Вход в храм оформлен монументальным пилоном, (слайд 14) украшенным изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги. (слайд 15)

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соеденены между собой дорогой, охраняемой сфинксами.  (слайд 16) Здесь проходили религиозные шествия, во время которых проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых - Долина царей, (слайд 17) где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения простирались в толще скалы на сотни метров. (слайды 18-22)

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хат-шепсут. (слайд 23)

Читают дети

Для строительства храма царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить её замысел. Храм состоял из трёх широких террас, поднимающихся одна над другой и соединённых между собой пологими пандусами. Чёткие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне жёлтых скал. (слайд 24)

Дорога восхождения к храму вела с берега Нила через аллею сфинксов и обелисков. Его здание с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, создавало впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходила на глубину 97 метров и имела длину 213 метров. Внутренняя отделка храма поражала богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из чёрного дерева, золочёные и посеребрённые плиты пола прекрасно сочетались с раскрашенными рельефами на стенах.

Д.З. Ответить на вопрос. Приходилось ли вам наблюдать египетские мотивы в архитектуре поздних эпох.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые художники Земли

Слайд 2

Аристотель 384-322 гг.до н.э. Причины возникновения художественного творчества: -познавательные потребности человека -заложенное чувство прекрасного в человеке

Слайд 4

Вторая половина XIX века систематическое научное изучение первобытного искусства Марселино Саутуола

Слайд 5

Пещера Альтамира

Слайд 6

Периоды истории человечества и его культуры Каменный век 40-4 тыс. лет до н.э. Бронзовый век Железный век 3-1 тыс.лет до н.э. Лукреций 1 век до н.э.

Слайд 7

Г.В.Гегель 1770-1831 "одушевлённая реальность"

Слайд 8

Характерные особенности первобытного изобразительного искусства -не соблюдены законы перспективы -произвольное накладывание фигур одна на другую -передача глубины пространства -виден объём животных -распределение тёмных и светлых тонов -довольно широкая палитра красок -почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений -редки изображения человека

Слайд 9

Сражающиеся лучники

Слайд 10

Первобытная скульптура

Слайд 11

Керамическая пластика

Слайд 12

Мегалиты первые архитектурные строения Дольмены Менгиры Кромлехи Греч. «мегос»-большой «литое»-камень

Слайд 13

Менгиры

Слайд 14

Каменные бабы

Слайд 15

Дольмены

Слайд 16

Кромлехи

Слайд 17

Пещера Ласко

Слайд 18

Пещера Нио

Слайд 19

Пещера Пеш-Мерль

Слайд 20

Пещера Фон де Гом



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МХК 9 Уроки 11-12  Искусство Доколумбовой Америки. (слайд 1  )

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки  щелчок возникли цивилизации ольмеков, щелчок ацтеков, щелчок майя щелчок и инков. щелчок Развивавшиеся без какого-либо влияния других очагов мировой культуры, они имели самобытный характер и обладали рядом оригинальных, только им присущих черт.

Разобраться в этом своеобразии можно лишь учитывая исторические особенности, при которых формировалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., щелчок времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Что же характерно для искусства этих народов?

Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличение правителей и верховной знати.

Художественная культура классического периода. Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, (слайд  2 ) проживавших на побережье Мексиканского залива во II—I тысячелетиях до н. э.

Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культовые центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, представленная огромными каменными головами(слайд 3 ) высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. (слайд  4 )Эти гигантские головы, об-наруженные во время раскопок, и сегодня поражают монументальностью, мастерством исполнения, реалистическим воспроизведением индивидуальных черт известных в том время личностей. (слайд  5 )

В одной из известных скульптур запечатлен юноша(слайд  6 ) с широким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

Фигурки из нефрита (слайды 7,8 )

          К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно,  но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город  Теотиуакан (слайд 9  )в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. (слайд 10  )Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями(слайды 11,12,13,14 ) и ярко раскрашенными статуями богов. (слайд 15  ) Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Наиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (слайд 16  ) (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму,  пирамида Солнца представляет  собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, (слайд  17 ) поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

         (слайд 18  )Скорее всего, пирамида одновременно служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.

              Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, (слайд 19  ) подчеркивающих монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

                В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков, создавших свою цивилизацию.

Пирамида в Эль-Тахине (слайды 20,21,22,23 )

Искусство ацтеков(слайд 24  )

Характерной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам.

 Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой.

             Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания цивилизации ацтеков испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Особенно поражала своим великолепием столица ацтеков Теночтитлан (слайд 25  ) («плодовое дерево, растущее из камня»), располагавшаяся на месте современной столицы Мексики Мехико (по имени главного бога войны — Мехитли).

            Центр города был построен на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. (слайд  26 ) В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты, и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале XVI в. «озерная Венеция» была разрушена испанскими завоевателями — конкистадорами.

         Об архитектуре ацтеков известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены..

            Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ (слайд  28 )— богини земли, смерти и весеннего плодородия, матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

           Иной характер носят погребальные маски (слайд  29 )ацтеков, реалистично отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова «воина-орла», в которой мастерски передано волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи, приготовившегося к прыжку кузнечика, курительные трубки, украшенные сидящей фигурой бога огня.

              Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства (слайд 30  )поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки. Вот как описывал ювелирное мастерство ацтеков один из очевидцев: (слайд 31  )

«Они могут отлить птицу с движущимся языком, головою и крыльями или отлить обезьяну или другое животное с подвижным языком, головой, и ногами, и руками, а в руки вложить игрушку, так что кажется, что она танцует с нею. Более того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина — из серебра, и отливают рыбу со всеми ее чешуйками, причем одна чешуйка золотая, а другая серебряная».

Календари ацтеков (слайды 33,34  )

                 Художественная культура майя(слайд  35 )

Многих успехов достигла цивилизация народов майя. За пять-шесть веков до покорения ее испанскими завоевателями майя изобрели солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейцев начали использовать в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, создали развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя достигло невиданной изысканности и совершенства.

             Одним из самых красноречивых свидетельств высокого уровня этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непроходимых джунглях Центральной Америки. (слайд 36  )

                  К этому следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные украшения, а также замечательные изделия, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перламутру.

            Происхождение цивилизации майя окутано тайнами. Ее появление относится к рубежу нашей эры, а бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX столетия замерли ее величественные города, опустели дворцы, на широких площадях смолкло эхо человеческих голосов.

 Кажется, о гибели именно этой цивилизации образно писал А. А. Блок:

               Так явственно из глубины веков

Пытливый ум готовит к возрожденью

 Забытый гул погибших городов

И бытия возвратное движенье...

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилизации, до сих пор неизвестно. Существует множество версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чужеземное нашествие, бесконечные войны...

Из памятников художественной культуры майя лучше всего сохранились произведения архитектуры. (слайд  37 )Их отличают удивительное чувство пропорций, монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, (слайд  38 ) ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы. (слайд  39 )

           В отличие от Египта, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, (слайд 40  )на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища шла длинная широкая лестница, (слайд  41 ) иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

      Одна из вершин зодчества майя — девятиступенчатая пирамида Кукулькана (слайд 42  )в городе Чичен-Ица на территории современной Мексики. Это был главный храм города. На высоту двадцати метров поднимался он над окружающей местностью и определял архитектурный силуэт города. Взору человека, находящегося в любой его точке, неизменно представало это величественное архитектурное сооружение. (слайд  43 ) 

К каждой из четырех сторон пирамиды вела лестница, (слайд 44  )состоящая из 91 ступени, что в сумме давало число 364. Если же учесть платформу на вершине пирамиды, мы получим число 365, равное количеству дней в солнечном году. (слайд  45 )Девять ступеней террас, разделенных лестницей, образуют 18 секций на одной стороне, что соответствует числу месяцев по календарю майя. Каждая лестница была окружена колоннами с изображениями крылатых драконов. (слайд  46 )

Скульптуры (слайд 47  )

Представляют    интерес    так    называемые    стадионы (слайд 48  )— здания с площадками для культовой игры в мяч. Это две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг другу, между ними помещалась площадка для игры. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Играть можно было только локтями, плечами и боками. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, куда они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны стен.

Архитектура майя (слайды 49,50  )

Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, определяемый культом обожествляемого правителя и его предков. Особенно ярко он проявился в произведениях   скульптуры.  (слайд 51  )

           Задачей   скульпторов   была не передача индивидуальных черт внешности правителя или внутренних душевных качеств,  а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и атрибутов власти. (слайд 52  )

           Правитель майя чаще всего представал в военных сценах в виде идеализированного, неподвижно застывшего человека, (слайд 53  ) лишенного чувств и особенностей характера. Его лицо было равнодушно и спокойно величаво. Покоренным пленникам оно внушало трепет и страх. В отличие от правителя, им ведомы были человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое повиновение... (слайд 54  ) Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, (слайд 55 )содержащим информацию о рождении, правлении, военных победах и других успехах.

Скульптуры (слайды  56,57,58,59 ) Письменность(слайд 60  ) Фрески (слайды 61,62,63,64,65  ) Рисунку на крышках саркофагов (слайды 66,67,68  )

Художественная культура народов майя не исчезла бесследно, она оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох и внесла существенный вклад в сокровищницу мирового искусства.

                        Искусство инков(слайд 69  )

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков — индейского народа, жившего с XI в. на территории современного Перу.

                Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Аргентины.

            Сохранились легенды инков, рассказывающие о возникновении мира, первых божеств и людей. Во главе империи инков стоял Верховный Инка — Сын Солнца, а сами инки считали себя «сыновьями Солнца».щелчок  Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом являлось предметом официального культа.

              Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном месте основать город и страну. Долго они искали это место, и вот однажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, (слайды 70,71,72   )руины которой можно увидеть и сегодня.

            В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего времени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоронений бальзамированных тел умерших. (слайд 73  ) Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

         Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода — главный храм Солнца (слайд 74  )— «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. (слайд 75  )Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. (слайд 76  )В главной стене находился единственный вход,  ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В  центральном  зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь. (слайд 77  )

             Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» (слайд 78  )инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели — люди, птицы, ящерицы, насекомые — были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

             Определенных успехов добились инки и в скульптуре. (слайд  79 ) Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца (слайд 80  )в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках.

                Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей.

Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Скульптура (слайд 81  )

            Сохранились до нашего времени и произведения керамики. (слайд 82  )Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, (слайд  83 ) борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество) (слайд 84  )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство Доколумбовой Америки ольмеков ацтеков майя инков до 1492 года

Слайд 2

Побережье Мексиканского залива II-I вв. до н.э. Культура ольмеков Культовые центры Ступенчатые пирамиды Каменная скульптура Предметы декоративно-прикладного искусства Иероглифическая письменность Ритуальный календарь

Слайд 7

Нефритовые фигурки

Слайд 8

Ребёнок-Ягуар

Слайд 9

Город Теотиукан

Слайд 10

Город Теотиукан

Слайд 11

Фрески Теотиукана

Слайд 12

Фрески Теотиукана

Слайд 13

Фрески Теотиукана

Слайд 14

Фрески Теотиукана

Слайд 15

Город Теотиукан

Слайд 16

Пирамида Солнца

Слайд 17

Пирамида Солнца

Слайд 18

Пирамида Солнца

Слайд 19

Пирамида Солнца

Слайд 20

Пирамида в Эль-Тахине

Слайд 21

Пирамида в Эль-Тахине

Слайд 22

Пирамиды в Эль-Тахине

Слайд 23

Пирамиды в Эль-Тахине

Слайд 24

Искусство ацтеков Календарь Теночтитлана в центре маска бога солнца Тонатиу

Слайд 25

Город Теночтитлан

Слайд 26

Город Теночтитлан

Слайд 27

конкистадоры

Слайд 28

Статуя Коатликуэ

Слайд 29

Погребальные маски ацтеков



Предварительный просмотр:

1.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна

а) графика                                         1 вариант

б) живопись

в) скульптура

г) ДПИ

2.Художественный стиль 17-18 вв., в переводе означающий «причудливый, для которого характерно богатство и пышность форм, обилие декора

а) классицизм

б) модерн

в) барокко

г) рококо

3.Жанр, в котором главный герой - природа

а) натюрморт

б) анималистический

в) пейзаж

г) батальный

4.Менгир, дольмен, кромлех – это:

а) холмы, где хоронили богатых умерших

б) пещеры, где были найдены рисунки первобытного человека

в) мегалитические сооружения каменного века

5.Какой архитектурный стиль в Средние века характеризуется стрельчатыми арками, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму

а) барокко

б) готика

в) рококо

г) ампир

6.Главная башня в средневековом укрепленном замке, служащая жилищем феодалу и последним убежищем во время осады

а) катакомба

б) донжон

в) апсида

г) замок

7. Назовите итальянского живописца, автора росписи «Тайная вечеря», «Джоконда»…

а) Рафаэль

б) Леонардо да Винчи

в) Джорджоне

г) Тициан

8. Как называется в европейском искусстве 17-19 в., одной из важных черт которого явилось обращение к образцам и формам античности как к идеальному эстетическому эталону, в последствии превратившийся в сухую смесь принципов и правил

а) реализм

б) романтизм

в) классицизм

г) модерн

9. Главной целью искусства в эту эпоху было восхваление империи и императора, его величие и военные успехи, что и определило характерные черты стиля. Это проявилось в увлечении строительством триумфальных арок, памятных обелисков и колонн

а) эпоха античности

б) эпоха возрождения

в) эпоха средневековья

г) эпоха правления Наполеона Бонапарта

10. Архитектуру этого стиля отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло), а так же стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

а) барокко

б) готика

в) модерн

г) ампир

11. Назовите характерные черты готического стиля

12. Соотнесите 1.дольмен

                           2.менгир

                           3.кромлех

а б в

13. Леонардо да Винчи  жил и творил в эпоху Возрождения. Кто из перечисленных художников является его современником?

А) Поль  Гоген                        Б) Микеланджело

В) Рафаэль Санти                   Г) Малевич

14. Основным видом печатной графики является:

А) гравюра            Б) иллюстрация

В) плакат               В) миниатюра

15 Кто автор знаменитой скульптуры «Давид»

А) Поликлет                Б) Микеланджело  

В) Рембрандт             Г) Тициан

16. Для этого стиля характерны простота и подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отсутствии декора.

А) барокко                              Дом культуры им

Б) конструктивизм

В) модерн

17. О каких великих мастерах итальянского Возрождения пишет искусствовед  Н.А. Дмитриева?

«Достаточно трех  имен, чтобы понять значение итальянской культуры высокого Возрождения»

18. Этот стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение его архитектуры — оборона. Девиз «Мой дом — моя крепость», визитная карточка – полукруглая арка

а) античный      б) готический

в) возрождение     г) романский

19.Соотнесите стиль и изображение:

  1. конструктивизм
  2. готический
  3. барокко
  4. модерн
  5. возрождение
  6. романский

аUntitled-Scanned-01бв

г200px-Casabatllo2д800px-Villa_Rotonda_frontеДом культуры им

20.Название и автор работ

аб F:\Мои документы\Мои рисунки\kingdavid.jpgв C:\Documents and Settings\iddqd\My documents\Мои рисунки\0_1ac46_2af24627_XL.jpg

21.Этот стиль в  переводе - «освобождение от долгой спячки средних веков», означат возврат к ценностям античного мира, человек- главная тема искусства, в архитектуре использование античной ордерной системы

А) барокко

Б) ампир

В) модерн

Г) готика

Д) возрождение

22. Назовите стиль, государство  и название  архитектурных  сооружений

аготикабвпизанская башня

23. Как называется  эпоха в истории культуры Европы, ознаменовавшая переход от Средневековья к Новому времени?

А)  Романтизм;

Б)  Просвещение;

В)  Ренессанс;

Г)   Сентиментализм;

Д)  Классицизм.

24. Роспись стен по сырой штукатурке:

А) картина

Б) панно

В) мозаика

В) фреска

Г) бордюр

25.Набор вставленных в оконный проем цветных стекол, составляющих узор или изображение

А) мозаика                           Б) панно

В) витраж                             Г) картина



Предварительный просмотр:

1.Сгруппируй понятия: архитектура, пейзаж, натюрморт, живопись, ДПИ, бытовая картина, скульптура, историческое полотно, портрет, графика, марина

А) Виды ИЗО                                   2 вариант

Б) Жанры ИЗО

2.Кто автор знаменитой скульптуры «Давид»

А) Рафаэль                 Б) Микеланджело  

В) Рембрандт             Г) Леонардо да Винчи

3.Соотнеси термины и их определения:

 1- Альтамира, 2 -мегалиты, 3- Стоунхендж,

 4- менгиры

А) вертикально поставленные камни

Б) пещера, в которой впервые были найдены наскальные рисунки

В) место, где находится самый известный в мире кромлех

Г) сооружения бронзового века из огромных камней

4.Разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение возвышается над плоскостью фона более чем на половину своего объема

А) барельеф                    Б) горельеф

В) контррельеф              Г) камея

5. Рафаэль жил и творил в эпоху Возрождения. Кто из перечисленных художников является его современником?

А) Поль  Гоген                               Б) Микеланджело

В) Леонардо да Винчи                   Г) Шишкин

6. Капитель - это

А) подножие колонны

Б) вертикальные желобки в стволе колонны

В) верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент

7. Этот стиль в  переводе- «освобождение от долгой спячки средних веков», означат возврат к ценностям античного мира, человек- главная тема искусства, в архитектуре использование античной ордерной системы

А) барокко

Б) ампир

В) модерн

Г) готика

Д) возрождение

8. Стиль в искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (лекторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы).

А) барокко

Б) классицизм

В) ампир

Г) готика

Д) возрождение

Е) модерн

9. Главная башня в средневековом укрепленном замке, служащая жилищем фараону и последним убежищем во время осады

А) катакомба       Б) донжон

В) апсида            Г) замок

10.Монументальная живопись, изображение или узор, который выполнен из цветных камней, смальты, керамических плиток, это:

А) панно                        Б) витраж

В) мозаика                     Г) фреска

11. О каком архитектурном стиле идет речь: “главная  роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре...”.

а) готический  б) романский  в) барокко

12.Назовите характерные особенности романского стиля

13. В переводе — современный, буквально «новое искусство», «молодой стиль» — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности в архитектуре)

А) барокко

Б) классицизм

В) модерн

Г) готика

Д) возрождение

14. Дайте название ордеру

абв

15. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей.

А) барокко

Б) классицизм

В) модерн

Г) готика

Д) рококо

16. Основным видом печатной графики является:

А) гравюра            Б) иллюстрация

В) плакат               В) миниатюра

17. Название стиля произошло от названия варварского племени. Характерные особенности – стрельчатые арки, витражи, устремленность ввысь

А) модерн               Б) классицизм

В) романский         Г) готический

18. . Как называется, где находится, стиль данных архитектурных  сооружений

абвпизанская башня

19. Стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 вв., в переводе - «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам». Эпоха этого стиля отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.

А) барокко

Б) классицизм

В) модерн

Г) готика

20. Частью какого ордера является волюта

А) дорического

Б) ионического

В) коринфского

21. Название и автор работ

б F:\Мои документы\Мои рисунки\kingdavid.jpgв C:\Documents and Settings\iddqd\My documents\Мои рисунки\0_1ac46_2af24627_XL.jpg

22. О каких великих мастерах итальянского Возрождения пишет искусствовед  Н.А. Дмитриева?

«Достаточно трех  имен, чтобы понять значение итальянской культуры высокого Возрождения»

23. Религиозные сооружения этого стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и  рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок  и сводов, создавая впечатление мощности и определенной приземленности

а) барокко          б) готика

в) рококо             г) ампир

д) романский      е) классицизм

24. Для этого стиля характерны простота и подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отсутствии декора.

А) барокко                              Дом культуры им

Б) конструктивизм

В) модерн

25. Соотнесите стиль и изображение:

  1. античный
  2. готический
  3. барокко
  4. модерн
  5. возрождение
  6. романский

аUntitled-Scanned-01бвp1

г200px-Casabatllo2д800px-Villa_Rotonda_frontе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

материалы к урокам "История" (Средние века) 6 класс

Конспекты к урокам: "Империя Карла Великого", "Феодальная раздробленность. История Западной Европы в X-XI вв", "Византийская империя", "Культура раннего Средневековья", "Возникновение ислама"...

Материалы к урокам русского языка в 5 классе.

Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....

Материалы для урока по математике для 5 класса на тему "Площадь фигур и ее свойства"

Данная папка содержит технологическую карту урока, презентацию и приложения, необходимые для урока....

Л.Н. Толстой. Повесть "Кавказский пленник" (материалы к урокам литературы в 5-м классе)

Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова...

Материалы к уроку "Три состояния вещества" 7 класс

Урок раскрывает физическую основу перехода вещества из одного состояния в другое, известного учащимся из курса "Окружающего мира"...