Открытое занятие по ПДД "Я- пассажир и пешеход".
план-конспект

Дмитриенко Ольга Сергеевна

Углубить знания учащихся о правилах дорожного движения.Формировать представление школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_peshehod.docx184.54 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого занятия  

по ПДД  «Я – пассажир и пешеход».

4.jpg

Цель:  углублять знания учащихся о правилах дорожного движения. Формировать представление  школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Задачи:

      -  знакомство со знаками: “Место остановки автобуса”, “Место остановки трамвая”, “Место остановки троллейбуса

      - повторение правил поведения на остановке, обязанности пассажиров;

      - повторение правил перехода улиц после выхода из транспорта;

      - воспитывать культуру поведения в транспорте.

Ход урока

I. Организационный момент

Мотивация деятельности учащихся

Ученик:

Город, в котором
С тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Не искать, чтоб виноватых,
Не открыть ворот беде,
Учат правила ребята
На уроках ОБЖ.

- Ребята, давайте вспомним, что мы изучаем на уроках  ОБЖ. В этом нам поможет кроссворд.

- А тему нашего урока вы узнаете отгадав загадки.

Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)

Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)

Что за рогатое чудо
В городе видим мы всюду?
Людей перевозит, бензина не просит.
(Троллейбус)

II. Актуализация знаний

а) Какой транспорт мы называем городским?

- Как можно назвать автобус, трамвай, троллейбус одним словом?

- Правильно. Общественный или городской транспорт.

- А почему он так называется? (Потому что в нем едет много людей)

- Ребята, а зачем нам нужен общественный транспорт?

У каждого из вас есть родные-тети, дяди, бабушки и дедушки, которые хотя и живут в одном городе, но не всегда достаточно близко, чтобы пойти к ним в гости пешком. Город велик, и, чтобы повидаться с ними, надо пользоваться городским транспортом.

Транспорт, который перевозит пассажиров,называется общественным или городским транспортом.

В разных городах это трамваи, автобусы,троллейбусы.

- Какого вида общественного транспорта у нас нет?

- Кто скажет, в чем отличие троллейбуса от другого транспорта?

- Правильно, так как он работает от электричества. Троллейбус ходит близко к тротуару, на его крыше длинные штанги, они соединяют троллейбус с проводами, через них передается электричество, и троллейбус может двигаться.

- Ребята, но и у трамвая есть на крыше штанга, она соединяется с электрическими проводами, почему же мы называем его иначе?

- Совершенно верно, трамвай движется от электричества, но ходит по стальным рельсам, а троллейбус идет по асфальту, у него резиновые колеса.

- А знаете ли вы, что трамвай и троллейбус называют экологически чистыми видами транспорта. Как вы думаете почему?

(Не загрязняет воздух выхлопными газами.)

- Молодцы. А что мы расскажем про автобус?

Он похож на троллейбус, только его мотор работает на бензине, а не на электричестве. И он может ездить по любому маршруту.

А для чего на автобусах, троллейбусах и трамваях указаны разные цифры? Например, автобус номер 3, 7, 9?

Дети.

Разные автобусы, трамваи и троллейбусы едут по разным направлениям, улицам.

Правильно, все они едут по разным направлениям, которые называются “маршрутами”,поэтому все автобусы, троллейбусы и трамваи можно назвать маршрутным транспортом. У каждого маршрутного транспорта есть свой номер. На своем пути они делают остановки для посадки и высадки пассажиров, обозначенные указателями. На этих остановках оборудуются специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.

б) Знакомство со знаками: “Место остановки автобуса”, “Место остановки трамвая”, “Место остановки троллейбуса”.

- Ребята, отгадайте загадку.

Если ты собрался с папой
В зоопарк или кино,
Подружится с этим знаком
Вам придется всё равно.
Без него не попадете,
Ни в автобус,
Ни в трамвай,
Значит, вы пешком пойдете,
Знак дорожный угадай! (Знак “Остановка”)

- Как можно узнать, что это остановка общественного транспорта?

- Правильно, по знакам. Давайте посмотрим на знаки и скажем, какие остановки обозначают данные знаки.

Трамвайная остановка отличаемся от автобусной. Приподнятая посадочная площадка делается для удобства и безопасности человека, но она все равно остается довольно опасным местом. С одной стороны рельсы, по которым движется трамвай, а с другой- проезжая часть, по которой идут машины .Обычно площадка имеет пешеходное ограждение. Тогда надо находится ближе к нему и подальше от рельсов. При это нельзя прислоняться к ограждению, садится на него и высовываться за его пределы в сторону проезжей части.

Итак, ребята, если мы хотим воспользоваться общественным транспортом, мы должны пойти на остановку.

в) Правил поведения на остановке.

-

А есть ли правила поведения на остановке? На остановке в ожидании автобуса надо стоять на тротуаре подальше от его края. Случается, что при подъезде к остановке автобус заносит, и он может задеть или даже сбить вас.

Помните!

Остановка - не место для игр, всяких затей, возни и беготни. Запрещено выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус!

Когда автобус подошел, надо вести себя спокойно- без суеты и толкотни. Подходить к двери только при полной остановке автобуса!

Ребята, а если на остановке стоят бабушка,дедушка, мама с ребенком, дядя, ребенок, как вы думаете, кого надо пропустить вперед? (Тех, кто с детьми, престарелых, инвалидов)

http://festival.1september.ru/articles/586723/img5.jpg

- Детям нельзя стоять в первом ряду, так как при посадке могут толкнуть ребенка, и он попадет под колесо.

- Итак, когда мы сели в общественный транспорт,мы стали с вами кем? (Пассажирами)

г) Правила  пассажиров.

- Скажите, а нужно ли соблюдать какие-нибудь правила в общественном транспорте?

- Давайте вспомним их. Вы меня внимательно слушаете, а затем говорите о каком правиле идет речь.

У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут!

Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопится:
Лучше в школу опоздать,
Чем успеть в больницу.

Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.

Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.

Войди в салон, купи билет и пройди вперед.

Если вдруг ты сел в троллейбус,
Продвигаешься вперед,
Не спеши сесть у окошка:
Может бабушка войдет.

Уступать место старшим.

Еж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…
Стали все ежа ругать:
- Ну-ка Ёж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.

Не шуми и не отвлекай водителя разговорами.

Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.

Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!

Не высовывайся из окна в целях безопасности.

Две вороны каркать стали -
Всё проблемы обсуждали.
Шум вокруг ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!

Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.

Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:

- Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать -
Так сумей его убрать.

Не мусори в транспорте.

Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И, гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!

Не толкай других пассажиров.

-

Вот мы и вспомнили правила поведения пассажиров.

- А сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка

Тест «Дорога безопасности»

1. Кого называют пассажиром?

а) человека, который идёт по дороге;

б) человека, которого перевозят на любом транспортном средстве;

в) человека, который едет на велосипеде.

2. Как называется место для ожидания общественного транспорта?

а) театр;

б) магазин;

в) остановка.

3. Что запрещается делать пассажирам во время движения транспорта?

а) высовываться из окна;

б) уступить бабушке место;

в) заплатить за проезд.

4. Как обойти стоящий автобус?

а) снизу;

б) сверху;

в) подождать, когда он уедет.

Взаимопроверка. 

Проверяем по слайду, если вы правильно сложили карточки, то поднимаете зеленый цвет. А если есть ошибка, то красный.

IV. Правила перехода улиц после выхода из транспорта.

- Ребята, я прочитала статью, как мальчик, ученик2-го класса, опрокинул грузовик.

Скажите, пожалуйста, это возможно? (Ответы детей)

- А я вам скажу, что это возможно, что мальчик этот был не волшебник, а ученик 2-го класса, Хотя сделал он это не дотрагиваясь до автомашины руками.

Произошло это так. Мальчик вышел на остановке из трамвая. Ему надо было перейти на другую сторону улицы. Вместо того чтобы идти к пешеходному переходу, он тут же выбежал на дорогу и оказался на пути автомобиля.

Водитель, спасая мальчика, круто повернул машину в сторону и одновременно нажал на тормоз.От резкого маневра машина опрокинулась. Вот так мальчик опрокинул грузовик, правда, потом он встретился со многими неприятностями.

- А что могло произойти с ребенком?

Если вышел из трамвая,
Ты на тротуар иди,
И ни спереди, ни сзади
Ты его не обходи!

- Как нужно поступить выйдя из общественного транспорта?

Надо помнить: стоящий трамвай, троллейбус,автобус ни сзади, ни спереди обходить нельзя. При выходе из транспорта нужно отойти на тротуар или обочину и переходить на другую сторону улицы по пешеходному переходу.

Самостоятельная работа
“Закрась пешеходов, неправильно переходящих проезжую часть дороги, после выхода из общественного транспорта, красным цветом”

Стадия осмысления: игра “Исчезнувшее не”.

Ребята, исчезло коротенькое слово “не”. С пассажирами может случится беда. Верните НЕ на свое место.

1. Если на остановке много народа, становитесь в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колеса.

2. Во время движения транспорта стой на ступеньках и прислоняйся к дверям

3. Высовывайся сам и выставляй руки в открытые окна.

4. При выходе из трамвая обходи его спереди, а перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода и там перейди улицу.

5. При выходе из автобуса обходи его сзади, а перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода и там перейди улицу.

V. Подведение итогов занятия.  

Молодцы! Спасибо ребята за работу на занятии.

- У вас на партах лежат памятки для пассажиров, чтобы вы не забывали эти правила.

Приложение 1

                                                              Памятка для пассажиров                                                                                                     На остановке:

1. Соблюдай порядок: веди себя спокойно, не играй, не толкайся. Не бегай.

2. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя Случайно могут толкнуть под колеса.

3. Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.

4. Не подходи близко к краю платформы. Нельзя спрыгивать на рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с пятерками.

5. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки

При посадке:                                                                                                                                                                                        1. Пропусти входящих пассажиров.

2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса:

1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около двери.

2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к двери. Ты можешь выпасть и кроме того, ты мешаешь выходу и входу пассажиров.

3. Нельзя высовываться в окно.

4. Не отвлекайте водителя разговорами.

5. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.

6. Не мусори в транспорте.

7. Не толкай других пассажиров.

8. Уступать место пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам.

После высадки:

На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.

                                                                                                                                                             

Приложение 2

Задание.  Закрась красным цветом , тех кто нарушил  ППД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ПДД "Автомобиль ,дорога,пешеход."

Коррекционное занятие по ПДД в 4 классе в школе 8 вида...

«Грамотные пешеходы» Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада

Конспект содержит много интересных идей и , я надеюсь, будет полезен моим коллегам....

Открытый классный час по теме:"Движение пешеходов, их права и обязанности"

В материале представлен сценарий открытого классного часа по пдд...

Памятка пассажиру и пешеходу

Памятка пассажиру и пешеходу...