Российское образование в контексте европейской культуры
статья (5 класс)

Одна из существенных историко-культурных проблем России - проблема культурного отставания в Средние века. К началу XVIII в. в России не существовало светской литературы, архитектуры, музыки, философии и науки, тогда как Европа к этому времени уже создала огромный массив научного и философского знания, имела опыт во всех областях культуры и более прогрессивное государственное устройство. Молодой Петр I во время путешествия по Европе был поражен различием в устройстве жизни европейцев и русских.

 

Культура России - это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII - XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и собственно русской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмысления определяющей является мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenomen_otechestvennoy_kultury_v_obshchemirovom_istoriko.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Феномен Отечественной культуры в общемировом историко-культурном пространстве.

Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру. В чем эта уникальность?

Народ России жил и продолжает жить в обстановке столетиями непрекращающихся войн, которые формировали мироощущение, национальный характер и культурное наследие.

Во-первых, это объясняет концентрацию и централизацию в едином государстве, особую заботу русских о сохранении национальной независимости. Вся духовная культура (песни, искусство, кино) в полной мере отразила железную несгибаемую волю русских людей, проявляемую в строительстве и защите государства. Во-вторых, историческая память о внешней угрозе России «навечно» поселилась в русской «душе» и потерять ее было невозможно ни при каких обстоятельствах: проходили столетия за столетиями, менялись обличия нападающих, но опасность быть порабощенным оставалась. Не случайно русские готовы были терпеть любые лишения, несли невероятные тяготы, – «лишь бы не было войны». В-третьих, бесконечные нашествия, завоевания, походы против России истощали силы русских и других народов многонациональной Родины, уничтожали, с таким невероятным трудом созданный, культурный слой отечественной цивилизации.

Россия, жертвуя миллионами и миллионами жизней своих сыновей и дочерей, теряя в войнах свое культурное достояние, грудью закрывала путь всем завоевателям: Европу она спасла от золотоордынских орд; весь мир – Европу и Азию, в том числе, от фашистских полчищь. Лишь Россию никто не защищал и не жертвовал во имя благополучия русского народа – он сам один, должен был думать о собственной судьбе. Не случайно император Александр III сказал: «У России есть только два союзника: армия и флот».

Без знания и глубокого понимания этой стороны отечественной истории вряд ли можно понять и феномен русской национальной культуры.

Важнейшей особенностью русской национальной культуры, как и самой цивилизации, является то, что она складывалась не внутри материка, а на стыке континентов: Европы и Азии. Исторически Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава. Она росла, распространяя свое политическое, экономическое и культурное влияние на огромные территории, простиравшиеся к концу XIX в. от устья Дуная и Вислы на Западе до Тихого океана на Востоке, от евразийской тундры на Севере до границ Турции и Ирана, Афганистана и Китая на Юге. На этих территориях жили многочисленные народы, отличавшиеся друг от друга языком, образом жизни, религий, культурными традициями, уровнем и самобытностью общественно-экономического развития.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с уникальной полиэтнической по своему глубинному содержанию культуры. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и соответственно их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен.

Для России, как сложной и многообразной полиэтнической системы культуры, на всех этапах ее развития исключительно важной была проблема межэтнических контактов. Именно они выступали мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса. Как отмечают исследователи (В.В. Руднев, В.А. Дмитриев и др.), наиболее активной областью культурных заимствований в процессе межэтнических контактов всегда выступала система культуры жизнеобеспечения. Каждый этнос в России накопил немало ценного в этой сфере и охотно передавал другим народам свои знания и опыт.

Так, русские, поселившись в Поволжье в XVI – XVIII вв., быстро овладели языками местных народов. Последние, передали русским крестьянам, поселившимся на неосвоенных и тяжелых землях, тяжелый плуг (сабан). У татарских крестьян русские заимствовали способ хранения необмолоченного хлеба в снопах, уложенных в «кибэн» (особый вид кладки на специальном помосте высотой 20 – 50 см). Это позволяло хранить хлеб необмолоченным без ущерба по нескольку лет, предохраняя от сырости и мышей. Достаточно широка была и область встречных заимствований элементов культуры жизнеобеспечения. У народов Поволжья под влиянием русской земледельческой культуры произошел переход от пестрополья к трехполью. Ассортимент культивируемых растений расширился. Так, татары стали выращивать озимую рожь, овес, овощи (такие культуры, как капуста, репа, свекла сохранили русские названия).

В Сибири русские крестьяне позаимствовали у аборигенов теплую одежду. В питании у русских нашла распространение оленина. Начиная с XVI в. богаты и разнообразны русско-северокавказские культурные межэтнические контакты и заимствования в материальной и духовной культуре. Так, русские казаки первыми стали усваивать такие элементы культуры кавказских народов, как беспорядочная планировка поселения, конструкция жилища, предметы и облик интерьера, конная упряжь, детали мужского и женского костюмов.

В этнической культуре ведущее место всегда занимали народные промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась. Последние, утратив свою утилитарную функцию превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. Но они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности материальной и духовной культуры того или иного народа. Россия – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. В одном лишь Подмосковье, сколько уникального создал русский народный талант. Это – федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву. Уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. И тому есть серьезное объяснение. Во-первых, огромная территория и оторванность от европейской части России всегда стимулировали творческую смекалку и инициативу сибиряков и дальневосточников. Во-вторых, в Сибири, по мнению исследователей (В.О. Назанский), сложился своеобразный русско-сибирский этнос, типологически сопоставимый с англо-канадским, австралийским, новозеландским, аргентинским. Русская культура органично соединяется, сочетается с аборигенными культурами.

В результате «выплавляется» уникальное искусство 26 малочисленных и 5 достаточно крупных общностей, представленное различными промыслами: древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. В такой многонациональной стране, как Россия, значение опыта каждой нации, каждого народа в сфере искусств (как и культуры в целом) огромно, поскольку важнейшие духовные ценности становятся доступны другим народам, обогащают и оплодотворяют единую многонациональную культуру

Наряду с полиэтничностью русской цивилизации свойственна еще одна важнейшая особенность – многоконфессиональность. И это также исторически наложило свой отпечаток на русскую культуру. Традиционными религиями в России всегда были и остаются христианство, ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, северокавказских народов), буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Веками существуют в России иудаизм, лютеранство, целый «блок» протестантских течений.

Значительная роль в формировании и развитии российской цивилизации в целом, в том числе и русской национальной культуры принадлежит православной религии. Она оказала большое воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное искусство, философию, нравственность, психологию, словом, на всю систему отечественной национальной культуры. Следует подчеркнуть, что в России помимо русского народа православными были большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и др. Это позволяет православию выступать одной из важнейших цивилизационно-культурных основ огромной не только конфессиональной, но и полиэтнической общности, сближая культуру, обогащая ее лучшими взаимными достижениями и ценностями.

Словом, культурное влияние церкви и религии было, безусловно, значительным в исторической жизни народа, в выработке его социокультурных ценностей. Впрочем, таким оно всегда бывает у всех народов, находящихся на одинаковой ступени развития. Однако и в прошлом, и в настоящем широко распространено мнение, считающее религиозность и влияние церкви специфической особенностью русского народа. «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа, – считал Н.О. Лосский, – есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием». Русский религиозный философ, правовед и общественный деятель Е.Н. Трубецкой (1863 – 1920) полагал, что «открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа»,в ней «выявилось жизнепонимание и все мирочувствие русского человека с XII и XVII вв.»… Когда мы проникнем в тайну этих художественных и мистических созерцаний, открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но настоящее русской жизни, более того – ее будущее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОТ «Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения школьников среднего звена в контексте модернизации российского образования»

Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать н...

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...

Статья «Профильное обучение математике в контексте модернизации российского образования»

В статье обосновывается   целесообразность профильного обучения математики, направленного  на осуществление в процессе обучения математике гармоничного сочетания интересов личности и об...