Программа "Лидер"
рабочая программа

Арчанова Юлия Андреевна

Программа "Лидер"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято педагогическим

советом школы от

30 08. 2020 г.

Протокол №1.

        Утверждено приказом

       Средней школы №3 г.Лысково

           от 31 .08. 2020 г.

           №371-о

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 Г. ЛЫСКОВО

Название программы:

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЛИДЕР»

Возраст детей: 14-18 лет

Срок реализации: 1год

Автор программы:

Арчанова  Юлия Андреевна,

педагог - организатор

г.Лысково

2020

Пояснительная записка

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.

Актуальность: главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности.

Программа « Лидер» имеет социальную направленность. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать.  Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности. Необходимо установить преемственность между активистами начального звена и среднего, для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию лидерских качеств «Лидер» заключается в актуальной потребности современного общества в воспитании человека «новой формации», человека компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

Указом  Президента РФ В.В. Путина  от 29.10.2015 года была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация  "Российское движение школьников". Организация  создана с целью совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности, поэтому данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна.

День занятий - Пятница.   Время занятий-14:00-15:00

Основные принципы программы:

-Системно-деятельностный подход;

-индивидуальный подход к каждому участнику кружка. Он реализуется с помощью специальных методик:

-выявление лидерских качеств;

-определение уровня лидерских навыков;

-наблюдение за уровнем развития лидерских способностей учащихся;

Цель - создание условий для социального и профессионального самоопределения личности подростка, его интеграции в современный социум и воспитание стремления совершенствовать российское общество.

Задачи:

Воспитывающие:

  • Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
  • Воспитывать умение распределять обязанности и нести ответственность при организации коллективного дела;
  • Способствовать самоопределению и творческой самореализации личности ребенка;
  • Развитие эмоциональных качеств у детей через различные игры, тренинги.
  • Реализация эстетического направления воспитания;

Образовательные:

  • Обучить умению излагать свои мысли, чувства, объяснять собственную точку зрения, доказывать;
  • Обучить умению самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и оперативно принимать решения.
  • Обучить  ораторскому искусству, умению публичных выступлений;
  • Обучить  навыками делового общения и методике разрешения конфликтных ситуаций.

Развивающие:

  • Развивать  внимательность, наблюдательность, творческое воображение, фантазии.
  • Развивать умение думать, умение применять теоретические знания на практике;
  • Развивать  умение общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца,
  • Способствовать развитию логического и наглядно-образного мышления.

 Развитие организаторских навыков, лидерских качеств, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, коллективная организация дел – всё это помогает подростку реализовать собственные способности в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.

Возраст учащихся, участвующих в реализации программы: разновозрастная группа, учащиеся среднего и старшего школьного возраста (12 – 18 лет).

Сроки реализации программы: 1 год обучения.

Режим занятий: 1 час в неделю – 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут), 36 часов  в год, по 15 человек в группе.

Важнейшими формами реализации и активизации учебно-воспитательного процесса являются:

-проведение непосредственно занятий;

-организация праздников, встреч-бесед;

-участие в концертах; конкурсах.

Учебный план программы

Раздел подготовки

Количество часов

Аттестация

(кол-во часов)

Форма аттестации

1.Лидер и его команда.

9

1ч.

Зачет

2.Психологические аспекты лидерства.

9

1ч.

Зачет

3.Организаторские навыки лидера.

10

1ч.

Зачет

4. Проектирование.

8

1ч.

Зачет

Рабочая программа

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория  

практика

всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

Раздел 1. Лидер и его команда.

2.

Кто такой лидер? Портрет лидера

1

2

3

3.

Портфолио лидера

1

          1

2

4.

Лидер и его команда

1

1

5.

Коллектив-основа совместной творческой деятельности

1

2

3

6.

Детское и молодежное движение в России

1

1

2

Раздел 2. Раздел 2. Психологические аспекты лидерства

7.

Психология лидерства

1

2

3

8.

Коммуникация.

Секреты успешного общения

1

1

2

9.

Самоорганизация, самопознание, саморазвитие

2

2

4

                        Раздел 3. Организаторские навыки лидера

10.

Самоуправление в коллективе

1

1

2

11.

Основы организаторской работы

1

2

3

12.

Коллетивно-творческое дело.

10 этапов от старта до финиша

1

1

2

13.

Игра - дело серьёзное

1

1

2

Раздел 4.Проектирование

14.

Социальное  проектирование. Технология, методы, результаты. Участие в социальных проектах

1

5

6

15.

Публичное выступление

1

1

Итого

14

22

36

Содержание изучаемого курса образовательной программы:

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы, с целями, задачами. Инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению. Решение организационных вопросов.

Раздел 1. Лидер и его команда.

Тема 2- 5. Кто такой Лидер? Портрет лидера.

Теория: понятие лидера. Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств.

Практика: тест «Я - лидер». Составление рейтинга качеств лидера. Рисование портрета лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера.

Тема 6-9.  Портфолио лидера.

Теория: понятие «портфолио». Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Практика: подготовка собственного портфолио.

Тема 10. Лидер и его команда.

Практика: игры на сплочение, на взаимодействие. Тренинг командообразования.

Тема 11-12.Коллектив - основа совместной творческой  деятельности.

Теория: понятие «коллектив». Стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину и А.С. Макаренко). Позиция актива в коллективе ребят. Система поручений в детском коллективе.

Практика: игры на сплочение, на взаимодействие.

Тема 13-14. Детское  и молодежное движение в России.

Теория: понятие «общественное объединение», «общественная организация». Знакомство с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» («РДШ»).

Практика: посещение школы №5.

Раздел 2. Психологические аспекты лидерства.

Тема 15-16. Психология лидерства.

Теория: мотивация лидерства. Типы лидерства. Темперамент.

Практика: определение типа темперамента.

Тема 17 – 20  . Коммуникация. Секреты успешного общения.

Теория: понятие «Коммуникация». Формальное и неформальное общение. Вербальное и невербальное общение. Деловая коммуникация. Культура речи. Основы конфликтологии. Пути разрешения конфликтных ситуаций.

 Практика: тренинг «Как говорить. Как слушать». Тест «Умею ли я общаться». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.

Тема 21-22 . Самоорганизация, самопознание, саморазвитие.

Теория: понятие «личность», «индивид». Индивидуальные особенности. Темперамент. Характер.  Самообладание.

Практика: тест «Какой у тебя темперамент»,  игры на взаимодействие, сюжетно-ролевая игра «Всё под контролем», тренинг «Моё время».

Раздел 3. Организаторские навыки лидера.

Тема 23-25. Самоуправление в коллективе.

Теория: понятие «самоуправления». Структура. Модели самоуправления. Функции и полномочия участников.  Обязанности членов  органа самоуправления. Поручения.

Практика: игры на сплочение. Построение модели самоуправления в образовательном учреждении.

Тема 26-29. Основы организаторской работы.

Теория: слагаемые организаторской работы. Качества организатора. Планирование работы. Процесс реализации. Анализ проделанной работы.

Практика: игры на взаимодействие и сплочение. Комплекс упражнений на командообразование. Тестирование «Организаторские способности».

Тема 30.-32 Коллетивно-творческое дело. 10 этапов от старта до финиша.

Теория: КТД как основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД.  Виды КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов.

Практика: игры на сплочение. Разработка собственного КТД. Организация и проведение запланированного КТД. Рефлексия проведенного КТД. Способы исправления ошибок при дальнейшем планировании деятельности.

Тема 33. Игра – дела серьёзное.

Теория: виды игр. Правила проведения различных видов игр.

Практика: игры на знакомство, игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на сплочение.

Тема 34. Социальное  проектирование. Технология, методы, результаты.

Теория: понятие «Социальный проект».  Выбор темы. Цель проекта. Этапы реализации. Оформление. Презентация. Реализация. Подведение итогов.

Практика: участие в социальных проектах.

Тема 35. Публичное выступление.

Теория: виды публичных выступлений. Целевая аудитория. Цель выступления. Психологические аспекты подачи информации на публику.

Практика: дебаты, диспут, круглый стол на заданную тему.

Тема 36. Итоговое занятие.

Подведение итогов реализации программы. Защита портфолио лидера. Игра «Чёрный и белый стул». Упражнение «Листок пожеланий».

Содержание программы.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса лидера общественного объединения, обеспечения  высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.

Ценностные ориентиры содержания программы:

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение знаниями и коммуникативной успешностью обучающихся,

их социализации.

Планируемые результаты. Механизм оценки получаемых результатов.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

-осознание ценности активного образа жизни, своей роли в социуме;

-умение грамотно и объективно оценивать себя определенном социуме;

-овладение базовыми данными по имиджу лидеру и типологии лидерства;

-знание форм работы в коллективе и основы формирования команды;

Виды контроля:

-предварительный - диагностика способностей учащихся;

-текущий-  наблюдение за успешностью освоения обучающимися лидерскими и организаторскими навыками;

-итоговый- анализ результатов выступлений в форме защиты проектов;

Сроки

Знания, умения , навыки

Форма проведения итогов

I полугодие

Обучающийся должен ЗНАТЬ:

-технику безопасности;

-основы организаторской работы;

УМЕТЬ:

-организовывать собственную деятельность: определять цель, ставить задачи, планировать и прогнозировать результаты работы;

-самостоятельно выбирать метод решения практических задач и решения конфликтных ситуаций;

-планировать свое время и эффективно им управлять;

адекватно и самостоятельно оценивать выполнение своих действий и вносить коррективы как в начале выполнения действий, так и в ходе их выполнения;

концертная деятельность

( участие в общешкольных концертах, мероприятиях);

II-полугодие

Обучающийся должен ЗНАТЬ:

-основы реализации социально-образовательных проектов;

-основы организации школьных и классных коллективно-творческих дел;

-технологию и методы социального проектирования;

УМЕТЬ:

-Формулировать свою лидерскую позицию, аргументировать и координировать ее;

-работать в группе, проявлять свои лидерские качества

-строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-ориентироваться в различных источниках информации;

-ориентироваться в системе моральных принципов в социуме;

-защита творческого проекта

-самостоятельная организация  и проведение коллективно-творческого дела

Педагогический мониторинг

С целью определения уровня освоения общеобразовательной программы, а также

для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного

процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.

Раздел

Формы занятий

Приемы и методы

Форма оценивания

Техническое оснащение

1.

Лидер и его команда.

Беседа. Индивидуально-групповая форма. Игра.

Наглядные. Словесные. Репродуктивные.

Итоговое занятие

Мультимедийые презентации;

Помещение для занятий (актовый зал),

компьютер, медиапроектор

аудио- видеоаппаратура; флипчат (доска со сменными листами ватмана);

столы, стулья;

канцелярские принадлежности

2.

Психологические аспекты лидерства.

Индивидуальные, групповые.

Наглядные.

Творческие.

Словесные.

Итоговое занятие

Мультимедийые презентации;

Помещение  для занятий  

(актовый зал),

компьютер, медиапроектор

аудио- видеоаппаратура; флипчат (доска со сменными листами ватмана);

столы, стулья;

канцелярские принадлежности

3.

Организаторские навыки лидера.

Практическая работа.

Коллективно-групповая форма.

Наглядные.

Творческие.

Словесные.

Итоговое занятие

Мультимедийые презентации;

Помещение для занятий

 (актовый зал),

компьютер, медиапроектор

аудио- видеоаппаратура; флипчат (доска со сменными листами ватмана);

столы, стулья;

канцелярские принадлежности.

4.

Проектирование

Индивидуальные, групповые

Практические знания

Итоговое занятие

Мультимедийые презентации; помещение для занятий  (актовый зал),

компьютер, медиапроектор

аудио- видеоаппаратура; флипчат (доска со сменными листами ватмана);

столы, стулья;

канцелярские принадлежности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Личностные:

  • наличие у подростков чувства социальной ответственности;
  • умение делать обоснованный выбор;
  • умение планировать и самостоятельно организовывать творческие дела;
  • готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

  • овладение понятийным аппаратом: знание понятий «лидер», «общественная организация», «общественное объединение»;
  • овладение основными принципами и правилами взаимоотношений между людьми;
  • готовность и умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • умение самостоятельно выбирать метод решения практических задач  и решения  конфликтных ситуаций.

Познавательные:

  • овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему,  выдвигать гипотезы,  наблюдать, делать выводы и заключения,  доказывать, защищать собственные идеи.

Регулятивные:

  • умение организовать собственную деятельность: определять цель, ставить
  • задачи, планировать и прогнозировать результаты работы.

Коммуникативные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • умение  использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную  точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • представление портфолио лидера;
  • защита творческого проекта;
  • самостоятельная организация и проведение коллективно-творческого дела.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

В процессе обучения по программе применяются следующие образовательные технологии и методы:

  • технология личностно – ориентированного обучения;
  • технология критического мышления;
  • тренинговые методы;
  • метод решения творческих задач;
  • метод проектов.

Цель данных технологий и методов – развитие творческого потенциала учащегося, способности критически мыслить, анализировать и грамотно планировать свою деятельность, презентовать себя и свой творческий продукт.  

При обучении лидеров запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся: беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, упражнения, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях

Большое внимание в программе уделено различным  видам игр и тренингам. Игра – средство  формирования лидерских качеств, организаторских навыков.

Творческие способности, возможность реализовать собственный потенциал  подростков раскрываются по средствам участия в социальных проектах.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта учащихся. В ходе реализации программы особое внимание уделяется практическим занятиям. Они составляют 71 % от общего количества часов.

Дидактический материал:

  • папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
  • тестовые методики. Анкеты;
  • банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на сплочение, на развитие креативности;
  • разработки тренингов;
  • раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).

С целью определения уровня усвоения общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится мониторинг в течение всего учебного года.

Материально-техническое обеспечение программы

Для занятий по программе  необходимо оборудование:

  • просторное помещение или зал;
  • компьютер, медиапроектор;
  • аудио-видеоаппаратура;
  • флипчат (доска со сменными листами ватмана);
  • столы, стулья;
  • канцелярские принадлежности.

Список литературы:

Методическая литература  для педагога:

  1. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

  2. Закон Омской области от 6 мая 1996 года № 51 «О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Омской области» (с изменениями на 8 октября 2014 года)

  3. Указ Президента РФ от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников».

  4. Горохова Е.В. Хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление». -  Н. Новгород: Речь,  2000.
  5. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004.
  6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.
  7. Кабуш В.Т. Пионерская организация сегодня и завтра. – Минск: Народная асвета, 1989.
  8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.– М.: Просвещение, 1987.
  9. Петрова Н.П. Тренинг победителя. – СПб.: Речь, 2012.
  10. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.– М.: Генезис, 2003.
  11. Сборник материалов «Я – лидер». Ростов-на-Дону: СДиМД, 2010.
  12. Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005.
  13. Смекалова, Е. М. Школа лидерства: методические рекомендации. – М.: Сфера, 2006.
  14. Сухомлинский  А. В. Методика воспитания коллектива.– М.: Молодая гвардия, 1980.
  15. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.
  16. Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников». -  № 4, 5. М.: 2003.
  17. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и Упражнения. – М.: Генезис, 2007.

Учебная, познавательная литература для детей

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.– СПб.: Лениздат, 1992.
  2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.– М.: Просвещение, 2013 г.
  3. Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.– М.: Просвещение,  2004.
  4. Элис Мьюир. Уверенность в себе.  М.: МИФ, 2015.
  5. Хайди Грант Хэлворсон и Тори Хиггинс. Психология мотивации. М.: МИФ, 2014.

Список литературы для родителей:

  1. Адель Фабер, Элейн Мазлиш.  Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили».  М.: Эксмо, 2012.

  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 2008.
  3. Нелли Литвак. Наши хорошие подростки. М.: Альпина нон-фикшн, 2012.

  4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 2007.
  5. Франсуаз Дольто. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015 г. 

Приложение 1

Промежуточная аттестация.

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.

Задачи:

-определение уровня усвоения детьми  теоретических  знаний в соответствии с данным периодом обучения;

-определение уровня сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.

Срок проведения: конец учебного года.

Форма проведения: итоговое занятие.

Содержание

Теоретическая часть:

-овладение понятийным аппаратом: знание понятий «лидер», «общественная организация», «общественное объединение».

-овладение составляющими проектной деятельности; включая  умения увидеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения.

Практическая часть

-представление портфолио лидера;

-защита творческого проекта;

-самостоятельная организация и проведение коллективно-творческого дела;

Критерии оценки.

Минимальный уровень(1-4 балла) - ребенок не владеет теоретическими знаниями, не развиты лидерские качества;

Средний уровень (5-8 баллов)- ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, имеет лидерские навыки;

Максимальный уровень (9-10 баллов)- ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала и может их  применить на практике.