Программа внеурочной деятельности. "Шахматы"
календарно-тематическое планирование

Обухов Сергей Николаевич

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос­сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе­дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо­вания к результатам освоения основной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_2020_shah.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский"

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

_________________

Ф.И.О.

«___» _________        2020 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР

______________________

Ф.И.О.

«___» _________        2020 г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ СОШ № 2

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы»  

(наименование курса внеурочной деятельности)

общеинтеллектуальное

(направление курса внеурочной деятельности)

начальное общее образование, 4А,Б,В,Г.

(уровень образования, класс)

Обухов Сергей Николаевич, учитель физической культуры

(Ф.И.О. педагога, должность)

г. Советский

2020 год

Пояснительная записка

        Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы.

        В основу рабочей программы положена авторская программа, разработанная авторами Е.А.Прудниковой, Е.И.Волковой.

Учебно-методический комплекс, используемый при организации образовательного процесса:

1. Прудникова Е.А., ВолковаЕ.И. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2017 – 35 с.

2. Прудникова Е.А., ВолковаЕ.И. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие  для общеобразовательных организаций. - М.: «Просвещение», 2017 г.

3. Прудникова Е.А., ВолковаЕ.И. Шахматы в школе. Первый год обучения: рабочая тетрадь.- М.: «Просвещение», 2017 г.

4. Прудникова Е.А., ВолковаЕ.И.Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения:.- М.: «Просвещение», 2017 г.

Целью данного курса является создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.

Научить ориентироваться на шахматной доске.

Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

Научить правилам игры.

Сформировать умение записывать шахматную партию.

Сформировать умение проводить различные комбинации.

Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Научить предвидеть последствия предполагаемых действий.

Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление.

Формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Методы:

            Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

 На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При повторении материала (знания о шахматных фигурах, о шахматной доске, о правилах игры).

2. При обучении правилам игры.

3. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения

1.     Практическая игра.

2.     Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.     Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.     Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

        игрушки.

На изучение курса «Шахматы» в 4-х классах предусмотрено 34 часа (1час в  неделю, всего 34 часа).

В результате изучения учебного предмета «Шахматы» при получении основного общего образования у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

–с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– уметь находить необходимую информацию;

– совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера.

Ученик получит возможность научиться

владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

 находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– доносить  свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника).

Ученик получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения материала третьеклассники будут:

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, правильно определять и называть белые, черные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой.

- сравнивать, находить общее и различие.

- уметь ориентироваться на шахматной доске, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- знать названия шахматных фигур и терминов: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка, знать правила рокировки.

- знать правила хода и взятия каждой из фигур, знать «игру на уничтожение», термины :легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, уметь использовать в игре «взятие на проходе», превращение пешки.

К концу обучения в 4 классе учащийся научится:

  • владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
  • понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
  • знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
  • уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
  • принимать участие в шахматных соревнованиях.

Учащийся получит возможность научиться:

- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

определять общую цель и пути ее достижения;

- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

  • Содержание курса

        Содержание третьего года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, знакомство и отработка новых тактических приемов, знакомство с биографией и творчеством выдающихся шахматистов.

Теоретические основы и правила шахматной игры

Сведения из истории шахмат.

     История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.

Базовые понятия шахматной игры.

      Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (11ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

    Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,  соревнования, шахматные праздники.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, турниры, шахматные праздники.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Сведения из истории возникновения соревнований по шахматам

1

2.

Базовые понятия шахматной игры

20

3

Конкурсы решения позиций

4

4

Соревнования

8

5

Шахматный праздник

1

Итого

34

Приложение

Календарно-тематическое планирование

Дата

проведения

Тема занятия

план

план

план

план

план

план

план

план

1

Из истории возникновения соревнований по шахматам.

Системы проведения шахматных соревнований

2

Матование одинокого короля разными фигурами

(повторение)

3

Тактические комбинации и приёмы «связка»,

«сквозной удар», «двойной удар»,

«ловля фигуры» (повторение)

4

Тактические комбинации и приёмы «двойной шах»,

«открытый шах» (повторение)

5

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

6

Тактический приём «завлечение»

7

Тактический приём «отвлечение»

8

Тактический приём «уничтожение защиты»

9

Тактический приём «спёртый мат»

10

Сочетание тактических приёмов

11

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

12

Борьба за инициативу

13

Основы дебюта:

атака на нерокировавшегося короля

14

Основы дебюта:

атака на рокировавшегося короля

15

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

16

Шахматный турнир

17

Шахматный турнир

18

Шахматный турнир

19

Шахматный турнир

20

Основы анализа шахматной партии:

выбери ход и найди план

21

Основы пешечного эндшпиля:

проходная пешка, правило квадрата

22

Основы пешечного эндшпиля:

крайняя пешка, «отталкивание плечом»

23

Основы пешечного эндшпиля:

оппозиция и ключевые поля

24

Основы пешечного эндшпиля:

король с пешкой против короля с пешкой

25

Основы пешечного эндшпиля:

король против пешек,

правило блуждающего квадрата

26

Теоретические позиции пешечного эндшпиля:

ферзь против пешки

27

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

28

Сыграй как чемпион мира.

Партия В. Крамник - Д. Садвакасов

29

Сыграй как чемпион мира.

Партия В. Ананд - М. Карлсен

30

Шахматный турнир

31

Шахматный турнир

32

Шахматный турнир

33

Шахматный турнир

34

Шахматный праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 класс

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматная школа” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального напрвления "Шахматы (начальная школа)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса

Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...

Программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Программа внеурочной деятельности "Шахматы"...

Программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"  для 5-7 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов

Рабочая программа  "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах....