Программа по учебному предмету «ЛЕПКА» 2020-2021 учебный год
рабочая программа

Шаматова Айгуль Закировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka_programma.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Программа одобрена на заседании педагогического

совета школы «____» __________2020__ г.

Зам. директора по УВР:________Н.В. Хажилова

Зам. директора по МР:  ________Г.В. Ульбаева

УТВЕРЖДАЮ                                                                                  Директор МБОУ ДО «ДХШ»                                                                                                  ____________Л.Н. Степанов                                                                                                 «____»____________2020__ г.

Рабочая программа

 по учебному предмету «ЛЕПКА» ПО.01.УП.03.

дополнительной предпрофессиональной программы

в области изобразительного искусства

«ЖИВОПИСЬ»

 (уровень реализации полного курса – 8 лет,  для учащихся возраста 8 - 16 лет)

Класс 1 «Д»

отделение «Изобразительное искусство»

на 2020 – 2021  учебный год

                                                                           

                                                                           преподаватель

                                                                 Шаматова Айгуль Закировна

Мегион

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Целы и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

-   Сведения о затратах учебного времени;

-   Годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся]

- Средства обучения  

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

-  Список рекомендуемой методической литературы;

-  Список рекомендуемого учебной литературы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Лепка» реализуется при 8-летнем сроке обучения в 1-3 классах.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Лепка» при 8-летнем сроке обучения составляет 294 часа, из них: 196 часов – аудиторные занятия, 98 – самостоятельная работа.

Вид учебной работы,

аттестации, учебной

нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

КЛАССЫ

1

2

3

ПОЛУГОДИЯ

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (в часах)

32

32

33

33

33

33

196

Самостоятельная работа (в часах)

16

16

16,5

16,5

16,5

16,5

98

Максимальная

учебная   нагрузка

(в часах)

48

48

49,5

49,5

49,5

49,5

294

Вид

промежуточной

аттестации

зачет

зачет

зачет

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Лепка» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах

аудиторные занятия: 1-3 классы – 2 часа в неделю;

самостоятельная работа: 1-3 классы – 1 час в неделю.

Цели учебного предмета

Целями учебного предмета «Лепка» являются:

1.    Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

2.    Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.

3.    Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Задачи учебного предмета

1.    Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).

2.    Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.

3.    Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».

4.    Формирование умения наблюдать предмет, анализировать qto объем, пропорции, форму.

5.    Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.

6.    Формирование умения работать с натуры и по памяти.

7.    Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.

8.    Формирование конструктивного и пластического способов лепки.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-   сведения  о затратах учебного времени,  предусмотренного  на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для  достижения   поставленной   цели   и  реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для подбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.

Содержание программы включает следующие разделы:

  • материалы и инструменты;
  • пластилиновая живопись;
  • пластилиновая аппликация;
  • пластические фактуры;
  • полуобъемные изображения;
  • объемные изображения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ый год обучения

Наименование раздела, темы

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1 раздел «Материалы и инструменты»

1.1

Вводный урок.

Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов.

3

1

2

1.2

Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика».

3

1

2

1.3

Выполнение композиции из шариков: «Бабочки», «Рыбка».

3

1

2

1.4

Выполнение плоской композиции из жгутиков: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов».

3

1

2

1.5

Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «Часы», «Домик», «Машинка».

3

1

2

2 раздел «Пластилиновая живопись»

2.1

Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина. «Осенние листья», «Бабочка».

3

1

2

2.2

«Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка».

3

1

2

2.3

Творческая работа «Северное сияние».

3

1

2

2.4

Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка».

3

1

2

3 раздел «Пластилиновая аппликация»

3.1

Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция  «Посудная полка», «Аквариум».

3

1

2

3.2

«Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием.

3

1

2

3.3

Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка».

3

1

2

3.4

Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».

3

1

2

4 раздел «Пластические фактуры»

4.1

Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.

3

1

2

4.2

Выполнение эскиза свадебной накидки на оленя.

3

1

2

4.3

Соединение пластилиновых фактур и природных форм «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».

3

1

2

4.4

Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «На стойбище».

6

2

4

5 раздел «Полуобъемные изображения»

5.1

Рельефное изображение композиции «Репка», «Свекла», «Морковь», «Яблоко», «Ягоды».

3

1

2

5.2

Композиция с полуобъемным изображением «Божья коровка», «Жуки», «Кит».

3

1

2

5.3

Тематическая композиция  «Праздник», «Новый год», «Рождество».

6

2

4

5.4

Создание сложной формы предмета с последующим декорированием «Хантыйский туес».

6

2

4

6 раздел «Объемные формы»

6.1

Лепка геометрических форм «Робот», «Ракета».

3

1

2

6.2

Композиция «Новогодняя елка».

3

1

2

6.3

Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов.

6

2

4

Контрольный урок (1,2,3 четверти)

9

3

6

Зачет

3

1

2

Всего:

96

32

64

СОДЕРЖАНИЕ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 Раздел «Материалы и инструменты»

1.1. Тема:  «Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов».

Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивание цветов.

1.2. Тема: «Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика».

Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение несложных орнаментов из простых элементов.

1.3. Тема: «Выполнение композиции из шариков: «Бабочки», «Рыбка».

Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок «Бабочка», «Рыбка».

1.4. Тема: «Выполнение плоской композиции из жгутиков: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов».

Изучение приемов работы жгутиками. Закрепление изученной техники. Выполнение творческого задания по выбору учащихся: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов».

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.

1.5. Тема: «Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «Часы», «Домик», «Машинка».

Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Изучение способов соединения деталей.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск цветового решения.

2 Раздел «Пластилиновая живопись»

2.1. Тема: «Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. «Осенние листья», «Бабочка».

Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Развитие образного мышления, способность передать характер формы.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: формирование букета из листьев, разных по форме и цвету.

2.2. Тема: «Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка».

Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «Мое любимое животное», «Игрушка».

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.

2.3. Тема: «Творческая работа «Северное сияние».

Формирование способности добиваться выразительности композиции. Беседа об особенностях и красоте северной природы. Выполнение творческого задания: «Северное сияние».

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.

2.4. Тема: «Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка».

Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о техниках и приемах. Выполнение творческой работы «Карандашница», «Декорированная вазочка».

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.


3 Раздел «Пластилиновая аппликация»

3.1. Тема: «Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция «Посудная полка», «Аквариум».

Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка», «Аквариум».

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.

3.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием».

Дальнейшее формирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: работа с книгой.

3.3. Тема: «Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка».

Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза снежинки.

3.4.  Тема: «Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».

Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Лепка деталей (слоев). Соединение слоев, способы создания многослойной композиции.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского изделия.

4 Раздел «Пластические фактуры»

4.1. Тема: «Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур».

Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий.

Материал: картон, цветной пластилин, мелкие предметы, ткани разных фактур, природные материалы и др.

Самостоятельная работа: подбор различных приспособлений и материалов.

4.2. Тема: «Выполнение эскиза свадебной накидки на оленя».

Формирование навыков поэтапной работы. Принципы составления орнаментальной композиции с учетом ритма и формы. Знакомство с символами орнамента. Изучение традиционной национальной культуры народов Севера.

Материал: картон, цветной пластилин, мелкие предметы, ткани разных фактур, природные материалы и др.

Самостоятельная работа: разработка эскиза работы «Свадебная накидка на оленя».

4.3. Тема: «Соединение пластилиновых фактур и природных форм «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».

Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».

Материал: картон, цветной пластилин, семечки, крупа, макаронные изделия и др.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза платья для любимой куклы.

4.4. Тема: «Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «На стойбище» (4 часа).

Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи животных и птиц. Применение знаний в творческой композиции «На стойбище».

Материал: картон, цветной пластилин, мелкие предметы (канцелярские принадлежности, швейные принадлежности и др.)

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, подбор фотографий, открыток для работы в материале.

5 Раздел «Полуобьемные изображения»

5.1. Тема: «Рельефное изображение композиции «Репка», «Свекла», «Морковь», «Яблоко», «Ягоды».

Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение. Работа с шаблоном. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды», «Виноград» и др.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.

5.2. Тема: «Композиция с полуобъемным изображением «Божья коровка», «Жуки», «Кит».

Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением,   дополнение   композиции   мелкими   деталями.   Выполнение композиции «Божья коровка», «Жуки», «Кит».

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.

5.3. Тема: «Тематическая композиция «Праздник», «Новый год», «Рождество»

Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале на тему: «Праздник», «Новый год», «Рождество».

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для тематической композиции.

5.4. Тема: «Создание сложной формы предмета с последующим декорированием «Хантыйский туес».

Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения.  Составление орнаментальной композиции. Продолжение  с символами орнамента. Изучение традиционной национальной культуры народов Севера.

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза тульского или орловского пряника, печенья «жаворонок».

6 Раздел «Объемные формы»

6.1. Тема: «Лепка геометрических форм: «Робот», «Ракета».

Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение задания «Робот», «Ракета».

Материал: картон, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: изображение геометрических фигур.

6.2. Тема: «Композиция «Новогодняя елка».

Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения. Выполнение композиции «Новогодняя елка».

Материал: картон, цветной пластилин, бусины, ленты, пайетки.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза новогодней Елки.

6.3. Тема: «Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов» (4 часа).

Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. изготовление игрушки «Ежик», «Лесовик», «Путало огородное» или др.

Материал: природный материал, картон, каштаны, шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа, ракушки, пластилин как соединительный материал.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов игрушек из природных материалов.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:

1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».

2. Знание оборудования и различных пластических материалов.

3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.

4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.

5. Умение работать с натуры, по памяти, по представлению.

6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.

7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

Критерии оценок

 Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

"5" («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;

"4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
  • частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
  • творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
  • исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
  • игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой      заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).

Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка, рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке, а так же Интернет-ресурсами.

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ

УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Банников В.Н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе: Метод.пособие. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 62 с.
  2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004.
  3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005.
  4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003.
  5. Васильева Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998.
  6. Виппер Б. Р. Введение в историческое развитие искусства. Раздел скульптура. – М.:  Аст-Пресс, 2004.
  7. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Лепим из пластилина. – СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2001. –  с.192, ил.
  8. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004.
  9.  Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие. – М.: РХТУ им.Д.И. Менделеева, 2004. – С. 8, 95.
  10.  Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им.Д.И. Менделеева, 2004. – С. 5-29.
  11.  Кард В. Сказки из пластилина. – С-Пб, 1997.
  12.  Керамика Абрамцева. Под ред. О. И. Арзуманова, В. А. Любартович, М. В. Нащокина. – М.: Изд-во «Жираф», 2000.
  13.  Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: «Владос», 2002.
  14.  Кузин B. C. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998.
  15.  Легенды и были Деревянной речки. Полевой дневник по результатам Эколого-этнографической экспедиции на р. Юккуньъёган Нижневартовского района 11.08-25.08.98г., Мегион, 1999. – 96 с.
  16.  Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004.
  17.  Малолетков В. А. Керамика. В 2-х частях. – М.: «Юный художник», 2000.
  18.  Медведевских В.С. Уроки изобразительного искусства: содержание, организация, контроль. – Курган, ИПКРО, 1996. – 40 с.
  19.  Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995.
  20.  Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа. – М.: Высшая школа, 1985.
  21.  Мир Севера. Этнополитический и литературный журнал. – М.: ОАО «Щербинская типография».
  22.  Моделирование фигуры человека. Анатомический справочник / Пер. с англ. П. А. Самсонова – Минск, 2003.
  23.  Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 280 с.
  24.  Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
  25.  Рейд Б. Обыкновенный пластилин. - М., 1998.
  26. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е. Н. Евстратовой. 2002.
  27.  Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 250 с.
  28.  Федотов Г. Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  29.  Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000.

Список рекомендуемой учебной литературы

  1. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998.
  2. Белашов A. M. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002.
  3. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975.
  5. Бурдейный М. А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005.
  6. Буткевич Л. М. История орнамента. – М.: Владос, 2003.
  7. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. –«Сварог  и К», 1999.
  8. Волков И. П. Учим творчеству. – М.: Педагогика, 1982.
  9. Горичева В. С. Сделаем сказку из глины. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  10.  Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985.
  11.  Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. Высшая школа, 1979.
  12.  Федотов Г. Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  13.  Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. АСТ-ПРЕСС, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебного предмета технология с другими учебными предметами

В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, ш...

План учебно-воспитательной работы с учебной группой на 2020-2021 учебный год

ПЛАН учебно-воспитательной работы группы №42 «Столяр строительный» на 2020-2021 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета химия 2020– 2021 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17.12.2010 г. с изменениями и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год

        Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №198...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 класс учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по химии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным 17 мая 2012 года приказ № 413 (ред...

Календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года. Методические рекомендации.

Корректировка рабочих программ (на примере программ начального общего  образования) в условиях ограничительных мероприятий, вызванныхвведением режима повышенной готовности .  Кале...