КОНСУЛЬТАЦИЯ «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
консультация

Представленные методы и приёмы способствуют речевой активности детей. Материал будет полезен воспитателям детей младшего дошкольного возраста и родителям малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой активности у детей раннего возраста.

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка. Особое место в этот период занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

В соответствии целевыми ориентирами речевого развития ФГОС дошкольного образования можно представить возрастной портрет ребенка раннего возраста.

  • владеет активной речью, включенной в общение;
  • может обращаться с вопросами и просьбами;
  • понимает речь взрослых;
  • знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
  • эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.

Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Реальную и полноценную помощь малышу оказываюти взрослые, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

  • формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  • совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию;
  • развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
  • формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение;
  • формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;
  • формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);
  • профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Традиционно принято выделять три группы методов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Рассмотрим конкретные приемы стимулирования речевой деятельности детей раннего возраста:

1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

2. Разговор с самим собой. Параллельный разговор.

В первом варианте взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка.

Во втором варианте описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

3.Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот приём помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении затруднений можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

4. Распространение.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат.Например:Ребенок«Суп».Взрослый«Суп очень вкусный»«Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

5. Эффективный приём в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Ушинский К. Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Важное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе -кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

6. Выбор.

Это еще один приём – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности.  Например: «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

7. Поручения.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка«Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».

8. Опосредованное общение.

В процессе игр взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай»«Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

9.Продуктивные виды деятельности способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия.

Следует отметить основные направления работы, стимулирующие процесс речевого развития ребенка:

  1. Артикуляционная гимнастика (уже с раннего возраста необходимо развивать органы артикуляционного аппарата ребенка при использовании специально подобранных упражнений).
  2. Развитие речевого дыхания. «Сдуй снежинку»«Бабочка, лети»«Забей гол»«Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
  3. Развитие слухового внимания.
  4. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика), способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приёмы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста по средствам физкультурных упражнений

Познавательная активность ребенка 2—3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной де­ятельности....

Консультация для родителей "Развитие речевых навыков детей раннего возраста"

В данной консультации  даны упражнения по развитию речи для детей ранненго возраста....

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

« Приёмы логопедической абилитации безречевых детей раннего возраста»

В статье отражены основные приемы формы, направления, приемы логопедической работы с детьми раннего возраста....

Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"

Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"...