СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» ДЛЯ 7-8 КЛАССА
методическая разработка (7, 8 класс)

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Практикум, посвященный теме «Работа с информацией, с текстом», предназначен для школьников 7-8 классов. Практикум состоит из лекционных блоков и мини-дискуссий, также в него включены интерактивные упражнения по работе с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проведения практикума

«Работа с информацией»

СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА

«РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ»

ДЛЯ 7-8 КЛАССА

Сценарий разработан АО «ПАКК»

по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта

«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Сценарий предназначен для свободного использования любыми заинтересованными лицами, занимающимися просвещением в области финансовой грамотности. При использовании сценария необходимо ссылаться на разработчиков

Больше сценариев мероприятий по финансовой грамотности на сайте http://edu.pacc.ru/ 

Со всеми возникающими по использованию сценария вопросами, комментариями, отзывами, предложениями обращайтесь по адресу edu@pacc.ru


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ        3

1.1.        Цель и задачи мероприятия        3

1.2.        Краткая характеристика мероприятия        3

1.3.        План мероприятия        3

1.4.        Технические требования и оформление помещения        4

1.5.        Особенности формата        4

2.        СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ»        5

2.1.        ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ (2 МИНУТЫ)        5

2.2.        СЛАЙД №2 «ЗАЧЕМ НАМ УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ?» (3 МИНУТЫ)        5

2.3.        СЛАЙД №3 «ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПЛАН ТЕКСТА» (19 МИНУТ)        5

2.4.        СЛАЙД №4 «СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА» (7 МИНУТ)        6

2.5.        СЛАЙД №5 «ИЗМЕНЕНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА» (5 МИНУТ)        7

2.6.        СЛАЙД №6 «СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА» (7 МИНУТ)        7

2.7.        СЛАЙД №7 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (2 МИНУТЫ)        8

3.        ПРИЛОЖЕНИЯ        9

3.1.        Приложение №1. Электронная презентация        9

3.2.        Приложение №2. Текст для работы к слайдам №3-6        9


  1. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  1. Цель и задачи мероприятия

Цель мероприятия – научить школьников работать с текстом, понимать смысл информации, представленной в тексте.

Ожидаемые образовательные результаты, на достижение которых направлено мероприятие:

  • Уметь выделять в тексте главное и второстепенное (детали), уметь сокращать текст без потери смысла.
  • Уметь определять в тексте ключевые мысли, отражающие позицию автора.
  • Уметь составлять план текста.
  • Уметь анализировать содержание текста, отвечать на вопросы по тексту, пересказать текст тезисно.
  1. Краткая характеристика мероприятия

Таблица 1. Основные характеристики мероприятия

Параметр мероприятия

Характеристика

1

Тема

Работа с информацией при принятии финансовых решений

2

Формат

Практикум

3

Количество участников

15-30 человек

4

Возраст участников

7-8 класс (12-14 лет)

5

Количество модераторов

1 ведущий-лектор. Возможно наличие 1 ассистента, который помогает переключать слайды, выдавать раздаточный материал и модерировать дискуссии в группах

6

Общая продолжительность

45 минут

Практикума, посвященный теме «Работа с информацией и текстом», предназначен для школьников 7-8 классов. Практикум состоит из лекционных блоков и мини-дискуссий, также в него включены интерактивные упражнения по работе с текстом.

  1. План мероприятия

Таблица 2. Тайминг и структура мероприятия

Блок

Формат и краткое описание

Продолжительность (в минутах)

1

Приветствие и анонс мероприятия

Приветствие участников, презентация темы мероприятия (слайд 1)

2

2

Вводная часть

Вводные вопросы на тему «Зачем нам учиться работать с текстами?» (слайд 2)

3

3

Основная идея, ключевые слова и план текста

Ознакомление с текстом, выявление основной идеи, подбор ключевых слов, составление плана текста (слайд 3)

19

4

Содержание текста

Мини-дискуссия – ответы на вопросы на понимание текста (слайд 4)

7

5

Изменение смысла текста

Мини-дискуссия о возможном изменении содержания смысла текста (слайд 5)

5

6

Сокращение текста

Упражнение по сокращению текста без потери смысла (слайд 6)

7

7

Подведение итогов и ответы на вопросы

Вопросы по пройденному материалу. Желающие высказывают свои впечатления от мероприятия (слайд 7)

2

Итого

45 минут

  1. Технические требования и оформление помещения

Для проведения практикума понадобится компьютер, проектор и раздаточный материал (приложение №2 – для упражнения к слайдам 3-6).

  1. Особенности формата

В ходе практикума для раскрытия темы ведущий использует презентацию (приложение №1). Рекомендуется использовать заданный порядок слайдов.

В структуру мероприятий включены элементы беседы со слушателями – прямая речь дана обычным шрифтом, варианты вопросов выделены в тексте полужирным шрифтом. Действия Ведущего и участников в ходе мероприятия выделена курсивом.

Ведущий может адресовать вопрос аудитории в целом или конкретному школьнику. На каждый полученный ответ ведущий дает школьнику обратную связь. По итогам обсуждения каждого вопроса ведущий дополняет и обобщает ответы слушателей, делает вывод. После каждого вопроса в скобках указаны рекомендации ведущему по ведению беседы или правильные ответы.

Ключевые идеи, которые важно донести участникам, подчеркнуты. Их рекомендуется проговорить, независимо от изменений, вносимых ведущим в текст сценария. Примеры, иллюстрирующие ключевые идеи, рекомендуется по возможности адаптировать под возрастные, региональные и другие особенности участников.


  1. СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ»
  1. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ (2 МИНУТЫ)

Добрый день! В прошлый раз мы с вами обсуждали важность сбора информации и ее анализа при принятии финансовых решений. Чаще всего мы получаем информацию в виде текстов. На сегодняшнем практикуме мы будем учиться работать с текстом, понимать и анализировать смысл прочитанного.

  1. СЛАЙД №2 «ЗАЧЕМ НАМ УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ?» (3 МИНУТЫ)

Для начала давайте разберем, для чего нам в принципе нужно учиться работать с текстами. Дело в том, что далеко не всегда тексты, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни, просты для понимания и очевидны. Порой для того, чтобы извлечь из текста нужную информацию, нужно не только несколько раз перечитать текст, но и проанализировать его, выделив самое важное и очистив смысл от всего лишнего. А ведь зачастую нам нужно добыть информацию для принятия финансовых решений. Можете ли вы привести примеры, в каких случаях при принятии финансовых решений могут пригодиться навыки работы с текстом?

(Ведущий выслушивает 4-5 ответов)

Правильно, например, эти навыки могут пригодиться вам при чтении договора или для того, чтобы разобраться в сложных описаниях товаров или услуг. Сталкиваясь в жизни с теми или иными текстами, вы должны уметь понимать и анализировать их, выявляя основное содержание и смысл текста, отделяя главное от второстепенного и понимая, какая информация является для вас наиболее важной. Освоив навыки работы с текстом, вы сможете применять эти навыки для анализа информации, которая может вам понадобиться при принятии финансовых решений.

  1. СЛАЙД №3 «ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПЛАН ТЕКСТА» (19 МИНУТ)

Мы будем учиться работать с текстом на конкретном примере. Сейчас я раздам вам всем небольшой текст, и вас будет 5 минут, чтобы прочитать его. Пожалуйста, постарайтесь внимательно ознакомиться с содержанием текста.

(Ведущий раздает участникам листочки с текстом и объявляет о начале чтения. Затем засекает время для ознакомления с текстом)

Итак, все прочитали текст, теперь мы можем начать разбор текста. Давайте начнем с основной идеи текста – того, зачем был создан этот текст, какую мысль хотел донести его автор. Подумайте: как бы сформулировали основную идею текста?

(Ведущий выслушивает 4-5 ответов)

Давайте запишем общую формулировку.

(Ведущий записывает основную идею)

Вариант формулировки: изменение климата на планете обсуждается учеными, и пока преждевременно делать радикальные заявления по этому поводу, поскольку имеются доказательства того, что повышение температуры не несет угрозы для человечества.

Важной частью процесса понимания текста является выделение ключевых слов. Это такие слова, опираясь на которые можно понять общее содержание текста, выявить его тематику. Какие ключевые слова мы можем выделить в нашем тексте?

(Ведущий выслушивает 5-10 ключевых слов)

Варианты ответа на вопрос: планета, изменение климата, повышение температуры, последствия, угроза для человечества, углекислый газ, влияние на климат, будущее.

Как видите, ориентируясь на ключевые слова, мы можем понять только общую тематику текста, но не выявить детали, аргументы и позицию автора. При этом ключевые слова могут помочь нам в составлении плана текста – то есть перечня основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает общую логику текста. План – это своего рода «скелет» текста, с его помощью мы можем четко увидеть структуру текста. План, как правило, составляется в виде пронумерованного списка пунктов. В пунктах плана допускается переформулирование слов автора в виде обобщающих фраз.

Давайте составим план текста.

(Ведущий дает участникам 1-2 минуты, чтобы подумать, а затем выслушивает 2-3 варианта плана текста)

Вариант ответа на вопрос:

1. Позиция ученых, указывающих на отрицательные последствия изменения климата.

2. Позиция ученых, считающих, что повышение температуры не является угрозой для человечества.

3. Первый аргумент в пользу того, что повышение температуры не является угрозой для человечества: реальные наблюдения спутников за погодой не выявляют потепления за последние 30 лет, имеются сложности с критериями оценки средней температуры.

4. Второй аргумент в пользу того, что повышение температуры не является угрозой для человечества: не доказана связь между ростом концентрации углекислого газа и повышением температуры.

5. Третий аргумент в пользу того, что повышение температуры не является угрозой для человечества: образование углекислого газа является объективным процессом, не связанным с деятельностью человека.

6. Вывод: единого ответа о причинах изменения температуры нет, катастрофические сценарии преждевременны.

  1. СЛАЙД №4 «СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА» (7 МИНУТ)

Теперь давайте попробуем вместе подробнее разобрать содержание текста.

(Ведущий задает следующие вопросы и выслушивает по 2-3 ответа на каждый из вопросов)

1. Какие точки зрения на проблему изменения климата представлены в тексте? Как бы вы их сформулировали? На какой из этих двух позиций, на ваш взгляд, стоит автор текста?

2. Какие аргументы сторонников разных точек зрения на проблему изменения климата приводит автор? Какие аргументы, на ваш взгляд, наиболее убедительны?

3. Что лично вы думаете об изменении климата? Изменил ли вашу точку зрения прочитанный текст? Хотите ли вы более подробно ознакомиться с этой проблемой?

  1. СЛАЙД №5 «ИЗМЕНЕНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА» (5 МИНУТ)

Иногда небольшие детали могут очень сильно влиять на восприятие текста. Как мы выяснили в предыдущем упражнении, в ответе на вопросы, в тексте достаточно четко видна позиция автора. Но каким был бы текст, если бы автор занимал противоположную позицию? Давайте представим, как бы выглядел этот текст? Что бы нужно было в нем изменить? Конечно же, мы не можем сейчас полностью переписать этот текст, но мы можем подумать о том, что можно было бы изменить.

(Ведущий засекает 2 минуты, давая участникам время еще раз посмотреть на текст и выделить необходимые слова и фразы)

Итак, как вы считаете, какие слова и фразы необходимо было бы изменить в тексте, если бы автор хотел донести противоположную точку зрения на изменение климата?

(Ведущий выслушивает 5-6 ответов, затем подытоживает)

Мы видим, что сейчас основная часть текста посвящена доказательству точки зрения о том, что повышение температуры не представляет угрозы для человечества. Автор приводит несколько аргументов в поддержку этой точки зрения. Если бы мы хотели изменить текст так, чтобы представить противоположную позицию, нам бы пришлось привести другие аргументы – в пользу этой точки зрения. Кроме того, нам нужно было бы изменить выводы, так как сейчас в тексте они однозначно указывают на точку зрения автора и критичны по отношению к сторонникам идеи о том, что климатические изменения представляют угрозу для человечества («громкие заявления о будущих катастрофах вызывают сомнения»).

  1. СЛАЙД №6 «СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА» (7 МИНУТ)

Полезным навыком является умение сократить текст без потери смысла – таким способом можно вычленить самое главное в тексте и отбросить второстепенное. Следующее задание, которое я предлагаю вам сделать, заключается в следующем: попробуйте вычеркнуть из текста максимальное число предложение и слов, но так, чтобы сохранить общую идею и основные мысли в тексте.

(Ведущий засекает 3 минуты, давая участникам время еще раз посмотреть на текст и вычеркнуть предложения и слова, после этого просит 2-3 человек зачитать получившиеся варианты).

Вариант получившегося текста:

Сейчас много говорят и пишут об изменении климата на планете.

Одни ученые считают, что прогнозируемое потепление будет иметь отрицательные последствия для всей планеты. Суть их аргументов такова: повышение температуры разрушает систему погоды, что приводит к частым засухам, ураганам, сильным проливным дождям. Ученые также предвидят, что из-за повышения температуры произойдет таяние льдов в Арктике, что затем приведет к повышению уровня океана.

Другие ученые не видят в повышении температуры планеты угрозы для человечества. По их мнению, реальные наблюдения спутников за погодой не говорят о глобальном потеплении. Проблема в том, что считать средней температурой и каковы критерии ее оценки.

Не доказана также связь между ростом концентрации углекислого газа и повышением температуры. Содержание углекислого газа в атмосфере повышалось в течение всего XX века, а данные о температуре очень неравномерны.

Углекислый газ не влияет на потепление, а образуется после него. Этот объективный процесс мало связан с деятельностью человека.

Конечно, оппоненты не отрицают, что процесс потепления на нашей планете происходит, но все его параметры не выходят за пределы допустимых норм. Данные факты говорят, что у ученых нет единого ответа, что именно приводит к изменению температуры Земли, поэтому громкие заявления о будущих катастрофах вызывают сомнения.

  1. СЛАЙД №7 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (2 МИНУТЫ)

Спасибо за ваше внимание. Сегодня мы научились работать с текстами: выделять основную идею текста, находить в нем ключевые слова, составлять план текста, осмыслять содержание текста, понимать, что влияет на изменение смысла текста, сокращать текст, оставляя главное в нем. Эти навыки помогут вам в будущем, когда вы будете сталкиваться с текстами, в том числе собирая информацию для принятия финансовых решений. Если у вас есть вопросы – не стесняйтесь их задавать.


  1. ПРИЛОЖЕНИЯ
  1. Приложение №1. Электронная презентация

Приложение представлено отдельным файлом в формате Microsoft Power Point.

  1. Приложение №2. Текст для работы к слайдам №3-6

Климат и будущее планеты

Сейчас много говорят и пишут об изменении климата на планете. Одни ученые считают, что прогнозируемое потепление будет иметь отрицательные последствия для всей планеты. Суть их аргументов такова: повышение температуры разрушает систему погоды, что приводит к частым засухам, ураганам, сильным проливным дождям, которые уже стали причиной гибели 100 тысяч человек. Кроме того, возрастает угроза миграции населения, когда в результате таяния снега погибло 4 тыс. человек в Китае, 1440 – в Индии, 1000 – в Пакистане, 1300 – в Бангладеш. Ученые также предвидят, что из-за повышения температуры произойдет таяние льдов в Арктике, что затем приведет к повышению уровня океана и гибели островов Тихого океана. Пострадают европейские страны: лед в Альпах (всемирном горном курорте) растает и нарушится равновесие в природе.

Другие ученые не видят в повышении температуры планеты угрозы для человечества. По их мнению, реальные наблюдения спутников за погодой не говорят о глобальном потеплении. Наоборот, объективные данные показывают, что последние 30 лет отмечается очень небольшое, но похолодание.

Проблема в том, что считать средней температурой и каковы критерии ее оценки. Многие СМИ (средства массовой информации) выбирают наиболее холодный год и заявляют, что с тех пор температура повысилась. Однако оппоненты приводят другой факт. В 1935 году в Арктике было теплее, чем сейчас, а последние 70 лет температурные изменения там равны нулю.

Не доказана также связь между ростом концентрации углекислого газа и повышением температуры. Содержание углекислого газа в атмосфере повышалось в течение всего XX века, а данные о температуре очень неравномерны. Первые четыре десятилетия 1900-1940 гг. температура росла, но с 1940 по 1970 год не изменялась. Возникает вопрос: если повышение температуры происходило до, а не после 1940-го года, когда концентрация углекислого газа увеличивалась быстрее всего.

Значит углекислый газ не влияет на потепление, а образуется после него. Кроме того, известно, что 90% углекислого газа содержится в Мировом океане. Когда океан нагревается, он выбрасывает углекислый газ в воздух. Так, в 70-80 годах рост выбросов углекислого газа был небольшим, а в 1990-1994 гг. оставался без изменения. Этот объективный процесс мало связан с деятельностью человека. Доля (часть) выбросов углекислого газа, которые возникают в результате хозяйственной деятельности людей, составляет несколько процентов от общего количества углекислого газа в природе.

Конечно, оппоненты не отрицают, что процесс потепления на нашей планете происходит, но все его параметры не выходят за пределы допустимых норм.

За последнее 100-летие температура поднялась на 0,5 градуса, и эта цифра является нормальной. Уровень Мирового океана действительно вырос на 16 см. Но этот процесс происходит из-за таяния льда в горах, а не на полюсе нашей планеты и не может оказывать сильного влияния на изменение климата.

Данные факты говорят, что у ученых нет единого ответа, что именно приводит к изменению температуры Земли, поэтому громкие заявления о будущих катастрофах вызывают сомнения.

Источник: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ для иностранных студентов / Г.А. Самохина, Н.М. Травинская (под ред. А.Х. Сатретдиновой) – Астрахань: Изд-во ГБОУ ВПО Астраханский ГМУ, 2016 г. – 130 с.

В текст внесены изменения («СО2» заменено на «углекислый газ»)

лого пакк рус горизонт        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Работа с информацией» Практикум 1

Слайд 2

ЗАЧЕМ НАМ УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ? 2 Д алеко не всегда тексты, с которыми мы сталкиваемся в жизни , просты для понимания и очевидны. Нужно отдельно учиться понимать и анализировать текст, выявлять его основное содержание и смысл, отделять главное от второстепенного. Имея навыки работы с текстом, можно применять их для анализа информации, которая может понадобиться и при принятии финансовых решений – например, при чтении договора или для того, чтобы разобраться в сложных описаниях товаров или услуг.

Слайд 3

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПЛАН ТЕКСТА 3 Основная идея текста : зачем был создан этот текст? Какую мысль хотел донести его автор? Ключевые слова : опираясь на них можно понять общее содержание текста, выявить его тематику. План текста – перечень основных мыслей текста, расположенных в последовательности, отражающей общую логику текста. План – это своего рода «скелет» текста, с его помощью мы можем четко увидеть структуру текста.

Слайд 4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА Какие точки зрения на проблему изменения климата представлены в тексте? Как бы вы их сформулировали? На какой из этих двух позиций, на ваш взгляд, стоит автор текста? 4 Какие аргументы сторонников разных точек зрения на проблему изменения климата приводит автор? Какие аргументы, на ваш взгляд, наиболее убедительны? Что лично вы думаете об изменении климата? Изменил ли вашу точку зрения прочитанный текст? Хотите ли вы более подробно ознакомиться с этой проблемой?

Слайд 5

ИЗМЕНЕНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА 5 Каким мог бы быть текст, если бы автор занимал противоположную позицию? Что бы нужно было в нем изменить? Что произошло бы с аргументами? Что произошло бы с выводами?

Слайд 6

СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА 6 Полезным навыком является умение сократить текст без потери смысла. Таким способом можно вычленить самое главное в тексте и отбросить второстепенное . ПРИМЕР: «Сейчас много говорят и пишут об изменении климата на планете. Одни ученые считают, что прогнозируемое потепление будет иметь отрицательные последствия для всей планеты. Суть их аргументов такова: повышение температуры разрушает систему погоды, что приводит к частым засухам, ураганам, сильным проливным дождям. Ученые также предвидят, что из-за повышения температуры произойдет таяние льдов в Арктике, что затем приведет к повышению уровня океана. Другие ученые не видят в повышении температуры планеты угрозы для человечества. По их мнению, реальные наблюдения спутников за погодой не говорят о глобальном потеплении. Проблема в том, что считать средней температурой и каковы критерии ее оценки. Не доказана также связь между ростом концентрации углекислого газа и повышением температуры. Содержание углекислого газа в атмосфере повышалось в течение всего XX века, а данные о температуре очень неравномерны. Углекислый газ не влияет на потепление, а образуется после него. Этот объективный процесс мало связан с деятельностью человека. Конечно, оппоненты не отрицают, что процесс потепления на нашей планете происходит, но все его параметры не выходят за пределы допустимых норм. Данные факты говорят, что у ученых нет единого ответа, что именно приводит к изменению температуры Земли, поэтому громкие заявления о будущих катастрофах вызывают сомнения».

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Измерение информации.Скорость передачи информации"

Контрольная работа содержит 4 варианта. В неё включены типовые задания ЕГЭ по теме "Измерение информации.Скорость передачи информации"...

Контрольная работа "Количество информации. Кодирование информации"

Данная контрольная работа содержит задания на определения кол-ва информации, кодирование, звуковой, графической информации. 7 вариантов....

Контрольная работа по главе 2 "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией"(7 класс)

Контрольная работа по главе 2 "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией"(7 класс) разработана по УМК Босовой Л.Л....

Сценарий практикума "Работа с одаренными людьми" (Школа молодого педагога)

Одаренность - не только дар и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей, и учителей, и для классных руководителей....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 1.Тренажёр-практикум. Определение главной информации текста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15661580","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

Проверочная работа по теме "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" (7 класс)

В данном материале представлено 2 варианта проверочной работы по теме "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" для учащихся 7 класса....

СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» ДЛЯ 5-6 КЛАССА

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв...