Беседа "Путешествие в страну Прав и обязанностей"
план-конспект

Хохлова Ирина Владимировна

Цель:обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.
Задачи: 
• Расширить знания детей о правах и обязанностях.
• Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
• Развивать умение рассуждать, делать выводы;
• Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, желание приходить на помощь нуждающимся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_prav_i_obyazannostey.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ « Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Открытое мероприятие на тему: «Путешествие по стране прав и обязанностей»

2021


Цель:обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.
Задачи: 
• Расширить знания детей о правах и обязанностях.
• Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
• Развивать умение рассуждать, делать выводы;
• Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, желание приходить на помощь нуждающимся.
• Проведение с детьми познавательных занятий, бесед по ознакомлению с документом «Конвенция о правах ребёнка», «Права ребёнка и обязанности».
• Разучивание стихов о семье и правах ребенка.
Ход мероприятия:

Здравствуйте, гости и  ребята!

 Воспитатель:-Сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну. А поможет нам в этом ковёр-самолёт. Садитесь скорее и, полетим. Мы полетим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! (включается фонограмма муз. произведения) Держитесь крепче друг за друга. Чувствуете, как быстро мы летим. Мы подлетаем. Приземляемся на поляне.  Откройте глаза.  -Мы очутились с вами в необычной стране Прав и Обязанностей.

- Кто из вас знает, что такое права? Права – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Воспитатель
- А как вы думаете, в каком документе прописаны ваши права? 
Дети: Конвенция о правах ребёнка.
Воспитатель: - Правильно. В 1989 году в США Генеральной ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка и является международным документом, признающим все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет, который содержит 54 статьи.
В статье 7 написано, что каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
Воспитатель: Что здесь нарисовано. Человек родился. На что он имеет право. Право на имя на жизнь. Что это? 
Дети: Имя человеку дают в детстве и на всю жизнь.
Воспитатель: Право на имя - одно из личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину, позволяющих выделить конкретного человека из массы других субъектов общественных отношений. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Дети: «Имя, это индивидуальное, по имени нас зовут», «Чтобы понять, кого зовут», «Позвать другого человека», «Имя нужно человеку для того, чтобы контактировать с другими людьми».
Воспитатель: Правильно. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на доброе имя. Таким образом, обладателем указанного права является и ребенок. Он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Смотрите, сколько ребят у нас в зале. Практически у всех разные имена

 Давайте мы с вами поиграем и проверим как вы знаете своё имя!?
                          Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою имя, фамилию и отчество. 
Воспитатель: Вот видите, мы узнали, что ребенок имеет право не только на имя, но и на отчество и фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Как правило, фамилия ребёнку, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери.
- А давайте мы с вами вместе вспомним, какие права и обязанности есть у вас.
Коля:
- Право на имя при рождении
- Право на семью
- Право на образования
- Право на медицинскую помощь
- Право на жизнь 
Ведущая: Молодцы! А какие у вас обязанности?
Никита:
- нарушать дисциплину; 
- говорить неправду; 
- обижать младших и своих сверстников.
Воспитатель: Никита, разве такие обязанности у детей? Дети, а давайте вспомним какие у вас обязанности (отвечают дети):
- слушаться;
- любить;
- одеваться самостоятельно;
- игрушки убирать за собой;
- старшим помогать.
- Вот это да! оказывается, у вас есть не только права, но и обязанности. 

  Воспитатель
– Я рада, что вы знаете свои права и обязанности. Радует то, что вы наслышаны о важном документе «Конвенция о правах ребёнка», где прописаны права ребёнка. вы должны знать о своих правах, это способствует становлению и развитию личности. Зная свои права нельзя забывать и про свои обязанности – это поможет вам стать ответственными людьми. Мы должны знать, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими может привести к конфликту между собой.
         2 рисунок-символ «Сердечко»

- Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу)

Что означает слово «забота»?

-Кто о вас заботится?

-Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?

-Вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.

-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?

-Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?

-Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела,поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.

Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма)

-Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.

-Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?

- Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно. Вот как об этом говорится в стихотворении (стихотворение читает ребёнок):

Стать добрым волшебником-

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

Стихи детей

Дети имеют право на дом. У каждого ребенка должно быть место для жилья. Это может быть квартира в городском доме или дом в деревне.

Слайд 10

Пословицы и поговорки про дом

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Не красна изба углами, красна пирогами.

• Всякий дом хозяином держится.

• Без хозяина дом — сирота.

• Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

• И мышь в свою норку тащит корку.

• Коли изба крива — хозяйка плоха.

• Мой дом - моя крепость.

Каждый ребёнок имеет право на отдых.

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать).

Дети имеют право на медицинский уход.

Физминутка

3 Рисунок-символ «Красный крест»

Воспитатель: О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)

- Воду тёплую открой -

Руки грязные отмой!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам!

Игра-конкурс «Эрудит»

К какому врачу надо идти человеку, если у него болят зубы? (Отправить к стоматологу)

• Какие органы помогают нам узнать, что трава зеленая, а помидор красный? (Органы зрения – глаза)

• С помощью каких органов, мы узнаем, что нас зовут обедать? (С помощью органов слуха – ушей)

• Как вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм? (Соблюдать гигиену, чистоту, часто проветривать помещение, закаляться)

Слайд 14

• Как правильно ухаживать за зубами? (Чистить утром и вечером перед сном. После еды полоскать рот водой)

• Что надо делать по утрам? (Зарядку)

• Как человек выражает радость? (Улыбается, веселится, смеется)

• Как нужно одеваться в разные времена года? (Одеваться по погоде)

• Расскажите, как надо закаляться? (Гулять в любую погоду, не носить слишком теплой одежды, принимать душ, окатывать себя холодной водой, полоскать рот прохладной водой, делать гимнастику, спать с открытой форточкой)

Слайд 15

• По каким признакам можно определить, что человек простудился? (Кашель, чихание, насморк, боль в горле, першение, слезотечение, высокая температура, слабость, ломота в теле)

• По каким признакам можно узнать, что человек ушиб колено? (Течет кровь, колено опухло, болит, повреждена кожа, трудно наступать на ногу)

Молодцы, ребята, помните, что вы всегда можете рассчитывать на помощь врача. Это ваше право – право на медицинский уход.

3 Рисунок-символ «еды»

Воспитатель: О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (Ребенок имеет право на качественное питание и достаточное количество чистой воды)

Давайте сыграем еще в одну игру:

Игра «Да и Нет»

Каша – вкусная еда

Это нам полезно? (Да)

Лук зеленый иногда

Нам полезен дети? (Да)

В луже грязная вода

Нам полезна иногда? (Нет)

Щи – отличная еда

Это нам полезно? (Да)

Мухоморный суп всегда –

Это нам полезно? (Нет)

Фрукты – просто красота!

Это нам полезно? (Да)

Грязных ягод иногда

Съесть полезно, детки? (Нет)

Овощей растет гряда.

Овощи полезны? (Да)

Сок, компотик иногда

Нам полезны, дети? (Да)

Съесть мешок большой конфет

Это вредно, дети? (Да)

Лишь полезная еда

На столе у нас всегда!

А раз полезная еда –

Будем мы здоровы? (Да)

Рисунок-символ «Семьи)

Воспитатель:

Сегодня мы познакомимся с новым правом, а узнать, о каком праве идет речь нам помогут загадки. (загадки про маму, папу, бабушку, дедушку братика, сестричку)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый. (папа)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

В.: Молодцы, ребята, а как одним словом можно назвать всех этих людей вместе? (Ответы детей) СЕМЬЯ.

ВоспитательПравильно. В книге прав записано, что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи».

 Рисунок-символ «АБВ».

-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).

Я вас сегодня познакомлю с правом на образование. Вы ходите в школу, и самая главной ваша обязанность  посещение всех уроков и выполнение  задания. Где можно получить образование?

Ответы детей: в школе, в детском саду, в институте.

Воспитатель: Для чего надо учиться?

Ответы детей: Чтоб получить профессию, диплом.

воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

Воспитатель: В чем заключается ваша обязанность?

Ответы детей: Стараться хорошо учиться.

А сейчас я вам предлагаю отгадать несколько загадок:

• Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или. (ученик)

• Шел урок, а он молчал —

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел. (звонок)

• Будем весь урок писать,

Пригодится нам. (тетрадь)

• Звенит звонок, и непременно

Наступает. (перемена)

• Знал его я назубок —

Дома выучил. (урок)

• Раз! Два! И тотчас

Вновь наточен карандаш.

Стружек, как на лесопилке, —Тут работала. (точилка)

• Он для ручек домом стал.

Называется. (пенал)

Воспитатель:

Все задания закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну, которая как называется? (Страна Прав и Обязанностей). Возвращаемся в нашу любимую школу

-Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт. Все на месте? Держитесь крепче друг за друга! Не забудьте закрыть глаза. Полетели! (фонограмма муз. отрывка)

-Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома вы опять.

-Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили

А теперь давай те ребята сделаем с вами солнышко ваших прав. Которые сегодня мы с вами узнали. 

-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

-Со всеми трудностями вы с правились. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну прав и обязанностей"

Цель: создание условий для формирования у школьников правовой культуры...

Игра «В стране Прав и Обязанностей»

Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).Развива...

Путешествие в страну прав и обязанностей.

Данный материал предназначен для ознакомления воспитанников с основными их  правами и обязанностями,а также с основными документами , закрепляющими эти права....

Открытое мероприятие "Путешествие в страну Прав и Обязанностей"

Цель:обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.Задачи: • Расширить знания детей о правах и обязанностях.• Закрепить знания детей о праве на...

Сценарий викторины "Путешествие в страну прав и обязанностей"

Викторина "Путешествие в страну прав и обязанностей" развивает интерес к изучению правовых вопросов...

ПРАВОВОЙ КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся.Задачи:- вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, побуждать к познавательно-исследовательс...

"Путешествие в страну прав и обязанностей".

Цель данной беседы :знакомство воспитанниц с основными их правами и обязанностями....