Дополнительная общеразвивающая программа хореографической направленности "Непоседы".
рабочая программа (5 класс)

Земцова Елена Анатольевна

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы помогает учащимся раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Программа обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребностей и запросов школьников как в области танцевального образования и воспитания, так и в области досуга и общения, концертно - исполнительской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposedy.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области

( МБОУ Купинская школа-интернат №1)

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Воспитателей

____________

Протокол №_____

От «____» _________2020_г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ Купинской

школы-интерната №1

____Зобнина Т.Н._________

« ____» _________2020_г.

«Утверждено»

Д Директор МБОУ Купинской

школы-интерната №1

Кокарева О.В.

________________

« ____» _________2020_г.

Дополнительная общеразвивающая программа,

хореографической  направленности,

"Непоседы"

 

 

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 

10 - 13лет 

  

Срок реализации: 

1 год 

 

 

 

Педагог реализующий программу: 

 

Земцова Елена Анатольевна

Педагог дополнительного образования 

 

Пояснительная записка 

Рабочая программа дополнительного образования «Непоседы» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». 

Хореографическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса коррекционного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития учащихся, а также развитие их творческих способностей представляет танцевальная деятельность. Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных, согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость. По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особую практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей. 

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы помогает учащимся раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Программа обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребностей и запросов школьников как в области танцевального образования и воспитания, так и в области досуга и общения, концертно - исполнительской деятельности. 

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память. В результате длительного поддерживания статической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников. Увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной систем. 

Потребность в музыкально – пластических занятиях ощущается уже с 7 -9 летнего возраста, когда психофизический аппарат ребёнка не только наиболее предрасположен для такого рода занятий, но и нуждается в них. Распространённые у детей искривления фигуры, косолапость успешно исправляются и, как правило, вообще не имеют место при систематических занятиях танцами. Особое значение для детей имеет развитие координации. Очень важно продолжение обучения детей в возрасте 10 – 13 лет. В этом возрасте переходят непосредственно к улучшению танцевального репертуара. 

Возможности дополнительного образования в плане организации внеурочной работы детей чрезвычайно широки. Воспитание и обучение представлено разнообразной художественно – эстетической деятельностью учащихся. 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 

Актуальность данной программы состоит в овладении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья знаниями, умениями и навыками ряда танцевальных дисциплин, в необходимости всестороннего развития и социализации личности. Программа удовлетворяет запросы детей в области танцевального образования, решает проблемы творческой самореализации личности через танцевальную и концертно-исполнительскую деятельность, удовлетворяет потребности и запросы школьников в области досуга и общения. 

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для школьников. Ее отличительными особенностями является:  

- активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса;  

- значительная часть практических занятий. 

 Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

 Цель программы:  

 Коррекция и развитие психомоторных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, раскрытие их творческого потенциала средствами танцевального искусства. 

Задачи программы: 

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. 

 Образовательные: 

- сформировать практические умения и навыки; 

- научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений; 

- научить работать в группе и индивидуально; 

- дать определенные теоретические знания; 

- научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями. 

Воспитательные: 

- воспитать умение творчески подходить к решению любых жизненных задач; 

- формировать нравственную культуру и стремление к здоровому образу жизни; 

- воспитать чувство ответственности и дисциплину; 

- формировать ведущие положительные качества личности, конструктивного взаимодействия в обществе. 

- формировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению. 

 

Коррекционно-развивающие: 

- укрепить здоровье и развивать накопленные двигательные навыки; 

- развивать память, мышление, воображение, слух, чувство ритма; 

- формировать правильную осанку; 

- повышать работоспособность и двигательную активность. 

 Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 10 - 13 лет. 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы 

Программа «Непоседы» разработана на 1 года обучения. Всего 118 часов, 4 часа в неделю.

Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения. 

В результате обучения учащиеся должны знать: 

  1. виды танцев (классический, народный, бальный); 
  1. танцевальную терминологию (поклон - книксен, реверанс, позиции ног и рук классического танца и т.д.); 
  1. музыкальные жанры (песня, танец, марш); 
  1. назначения отдельных упражнений танцевально - ритмической гимнастики, взаимосвязь движения, ритма и музыки; 
  1. название основных музыкально - ритмических движений и их элементов; правила гигиены тела, тренировочной одежды; правила сценического поведения. 

 В результате обучения учащиеся должны уметь: 

  1. овладеть правилами поведения в музыкальном зале, умением ориентироваться в нем, выполнять; 
  1. простейшие построения и перестроения и комплексы упражнений под музыку; 
  1. освоить определенный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений; 
  1. красиво, выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок и выражать характер танцевального персонажа под музыку (веселый, грустный, лирический, героический и др.); 
  1. импровизировать на любую тему под различное музыкальное сопровождение; 
  1. дети без подсказки должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации; 
  1. понимать и различать музыкальные размеры и ритмы; 
  1. определять и использовать основные рисунки, направления в движении; 
  1. исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы; 
  1. исполнять упражнения партерного экзерсиса; 
  1. красиво и правильно исполнять двигательные элементы; 
  1. быстро и чётко реагировать на замечания педагога; 
  1. координировать движения. 

 Формы и режимы занятий 

Режим занятий подчиняется требованиям СанПин. 

Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий. 

Оптимальная наполняемость группы – 8 человек. 

Формы проведения занятий: учебное занятие; репетиционная деятельность; концертная деятельность; досуговые. 

Формы организации учебной работы: фронтальные; групповые; индивидуальные. 

 Занятия проводятся: 

2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равен 40 мин.) с перерывом 10 минут. 

Основные формы и методы организации учебного процесса 

Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных целей и решение намеченных задач.  

Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др.  

Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию или элементы и анализирует их. 

Метод устного изложения учебного материала - с его помощью педагог сообщает детям знания об истории и современном состоянии хореографии. 

Методы познавательной деятельности детей: иллюстративно-объяснительный метод репродуктивный метод. 

Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. 

Методы танцевально-практических действий.   

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений. 

Основная форма организации учебного процесса с детьми: музыкально-хореографические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. 

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально- ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания.  

Программой предусмотрены занятия теоретической дисциплиной: беседы о хореографическом искусстве, о дыхании в хореографии, об актёрском мастерстве и о танцевальных жанрах. 

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. 

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, рассказы, беседы, объяснения которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях. 

Работа по данной программе формирует у школьников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе.  

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы. 

Формы подведения итогов реализации программы 


- подготовка танцевальных номеров к школьным праздникам;
Система отслеживания результатов усвоения материала:
- наблюдение за детьми;
- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;
- организация и участие в культурно-массовых мероприятиях;
- проведение конкурсов;
- индивидуализация (учет продвижения личности в развитии);

                             

                                    Учебно-тематический план

Наименование раздела программы

Количество часов

1 год                            

1

 Вводные занятия. ТБ на уроках хореографии.

2                    

2

Ритмика

20

3

Элементы классического танца

22                    

4

Элементы русского народного танца

20              

5

Элементы бального танца

18                

6

Репетиционно постановочная работа

32              

7

Итоговые и зачётные занятия

 4

           

Итого: 118 часов

                                   Содержание  программы

Раздел

Содержание тем программы

Вводные занятия. ТБ на уроках хореографии.

Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. Знакомство
на уроке. История хореографии.

Ритмика

1. Ритмические упражнения:

- упражнения на дыхание;

- физиологическая разминка по принципу сверху вниз.

2. Упражнения на ковриках:

 - лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно, покачивание;

 - лежа на спине – поднимание ног, махи ногами;

 - сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление спины;

 - статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д.

 3. Упражнения для развития художественно-творческих способностей: 

 - движения в образах;

 - пантомима.

4. Упражнения на пластику и расслабление:

- пластичные упражнения для рук;

- наклоны корпуса в координации с движениями рук;

- напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела.

5. Пространственные упражнения:

 - продвижения с прыжками, бег, поскоки;

- перестроение из одной фигуры в другую.

6. Ритмические комбинации:

- связки ритмичных движений;

- этюды;

- танцевальная импровизация.

Элементы классического

           танца

1. Постановка корпуса, позиции ног (I, II, III, IV, V), позиции рук (I, II, III, подготовительная) в центре зала, поклон (усложнение).

- плие;

- пор-де-бра.

2. Упражнения на середине зала:

- приседания и полуприседания;

- поднимание стопы на полупальцы;

- движение в координации рук и ног по позициям, повороты.

3.Прыжки, верчения:

- прыжки на месте по I, II, III позициям ног;

- верчения на середине зала (понятие «точки»), в диагонали.

  1. 4.Комбинации движений классического танца:

- этюды;

- координация движений рук и ног в исполнении прыжков и верчений;

- координация рук и ног в исполнении движений на середине.

Элементы русского

народного танца

1. Основные положения рук, ног, постановка корпуса, поклон (усложнение).

2. Основные танцевальные движения:

- танцевальные шаги – с каблука, боковые, с притопом, бег, притопы – одинарный, двойной, тройной;

- «Ковырялочка», «Моталочка», «Гармошка»;

- повороты, прыжки.

3. Комбинации русского народного танца «Плясовая».

Элементы бального

 танца

1. Основные положения рук, ног, положения в паре, поклон (усложнение).

2. Основные элементы бального танца:

- элементы танца «Вальс» - прямой вальсовый шаг, прямой вальсовый шаг с поворотом, вальсовое движение «Лодочка»;

- свободная композиция (работа в паре);

3. Комбинации бальных танцев «Вальс», - связка отдельных элементов в хореографические комбинации.

Постановочно-

репетиционная работа

1.  Изучение  движений танцевального номера;

2. Отработка движений танцевального номера;

  1. Соединение движений в комбинации;
  2. Разводка комбинаций танцевального номера в сценический рисунок;
  3. Репетиционная работа.

Календарно-тематический план

урока

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

1

 Вводные занятия. ТБ на уроках хореографии.

2

2

Ритмика

Упражнения на дыхание

1

3

Физиологическая разминка по принципу сверху вниз

1

4

Поднимание рук и ног одновременно и поочередно

1

5

Поднимание ног, махи ногами

1

6

Движения в образах

2

7

Пантомима

2

8

Пластичные упражнения

1

9

Поочередное расслабление всех мышц тела

1

10

Продвижения с прыжками, бег, поскоки

1

11

Перестроение из одной фигуры в другую

1

12

Ритмические движения

1

13

Импровизация

2

14

Ритмические комбинации: этюды

2

15

Связка танцевальных движений

3

16

Элементы классического танца

Постановка корпуса, поклон

1

17

Позиции рук, ног

1

18

Приседания

1

19

Полуприседания

1

20

Поднимание стопы на полупальцы

1

21

Движение в координации рук и ног по позициям, повороты

1

22

Прыжки на месте по I, II, III позициям ног

1

23

Понятие «Точка»

1

24

Верчения на середине зала, в диагонали

1

25

Прыжки на месте в координации с движениями рук

1

26

Гимнастика на полу (растяжка, пресс, спина)

3

27

Движения классического танца

4

28

Этюд

2

29

Координация движений рук в исполнении прыжков

1

30

Координация движений ног в исполнении прыжков

1

31

Координация движений рук в исполнении верчений

1

32

Элементы русского народного танца

Постановка корпуса, поклон

1

33

Танцевальные шаги – с каблука, боковые

1

34

Шаг с притопом, бег

1

35

Притопы- одинарный, двойной, тройной

1

36

Построение в круг.

1

37

Движения по кругу

1

38

«Ковырялочка»

1

39

«Моталочка»

1

40

«Гармошка»

1

41

Повороты

1

42

Прыжки

1

43

Комбинации

1

44

Построение в фигуры (рисунок)

2

45

Отработка движений танца с платками

2

46

Соединение движений танца в комбинации

2

47

Постановка танца с платками

2

48

Элементы бального танца

Основные позиции рук. Основные позиции ног. Поклон

1

49

Прямой вальсовый шаг. Прямой вальсовый шаг с поворотом. Вальсовое движение «Лодочка»

1

50

Свободная композиция (работа в паре)

1

51

Изучение движений танца «Вальс»

3

52

Отработка движений танца «Вальс»

3

53

Соединение движений танца «Вальс» в комбинации

3

54

Разводка комбинаций танца «Вальс» в сценический рисунок

3

55

Постановка танца «Вальс»

3

Репетиционно- постановочная работа

56

Танец с платками

6

57

Танец «Вальс»

6

58

Танец к Новому году

4

59

Танец «Мамино сердце»

4

60

Танец к 23 февраля

6

61

Танец «Весёлые подружки»

6

Список литературы: 

Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Рольф, 1999. -272с. 

Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ-топ каблучок. Танцы в детском 

саду.- С.-Петербург.: «Композитор», 2000. -83с. 

Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971. 

Ритмика и танец. Программа. - М., 1980. 

Руднева С., Фиш Э. Ритмика. - М.: Просвещение, 1972. 

Тютюнникова Т. Движение и музыка!/ Дошкольное воспитание. - 1997. - №8. 

Шушкина З. Ритмика. - М.: Музыка, 1976 

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА - ФИ ДАНСЕ». Танцевально - игровая гимнастика для детей. - СПб.: «Детство - пресс»., 2001 г. 

Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 1984 г. 

«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16 Основная программа Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой. 2014г. 

«Эстетическое воспитание в детском саду»под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1989. Г.А. Колодницкий - Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П. 3 издание, дораб. - М.: «Просвещение», 1991г. «Танцевальная ритмика для детей № 1» Суворова Т.И. Учебное пособие - СПб.: «Музыкальная палитра», 2003 г. 

Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004. Конорова Е. В. :Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 1972. Муз.-но - ритмические движения для детей дошкольного возраста - Т.Ф. Коренева 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».

Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 1-3 КЛАСС

В мое портфолио входит программы по обучению хореографии. Благодаря предметам: ритмика, классический танец, народно-сценический танец, подготовка концертных номеров, история хореографического искусств...

Дополнительная общеразвивающая программа "Хореографическая школа"

Дополнительное  образование – процесс  непрерывный  и способствует    личному  самоопределению ребенка.  Именно  в  учреждениях  дополнительного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический коллектив «Задумка» художественная направленность Срок реализации: 6 лет Возраст детей: 7 - 18 лет

 Программа способствует развитию эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении её характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Программа с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореографический ансамбль «Золотое яблочко»

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Хореографический ансамбль «Золотое яблочко» относится к программам художественной направленности.Прог...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»

Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...