Приемы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста
презентация к уроку

Беришева Светлана Алексеевна

Активный и пассивный словарь. Способы усвоения значений слов. Задачи образовательной области "Речевое развитие". Способы развития словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.odp2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста Подготовила : учитель-логопед Беришева С.А. МК ДОУ д/c №1 «Умка» г. Семилуки

Слайд 2

Слово – одна из основных структурных едениц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик. Лексика – ( греч. - относящийся к слову) – словарный состав языка. Лексикон - словарный запас отдельного человека. Активный запас словаря – слова, которыми человек пользуется в устной речи и письме. Пассивный словарь – слова человек знает,узнает на слух, но не использует в речи, письме.

Слайд 3

Активный и пассивный словарь В практике, ребенок знает слово, но не использует его в речи.Это связано с тем, что ребенок не совсем четко понимает значение слов. Необходимо переводить эти слова из пассивного словаря в активный. Для этого необходимо: - объяснить значение слова, четко проговорить несколько раз для механизма слухового восприятия, и для заврепления в памяти произношения слова; -создавать ситуации для употребления данного слова и закрепление слова в контексте; - использовать противоположные значение для толкования смысло нового слова. Иногда детям так легче запомнить толкование.

Слайд 5

Задачи развития лексики в соответствии с ФГОС: - Обогащать словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире. - Использовать осознанно слова, обозначающие родовые обобщающие понятия. - Подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим со сходным значением. - Точно употреблять слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации. - Понимать значение слов в переносном и иносказательном значении. - Пользоваться способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми.

Слайд 6

Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. НАГЛЯДНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ИГРОВОЙ СЛОВЕСНЫЙ Для успешной работы по формированию словарного запаса задания вводятся в занятия воспитателя, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке). Привлекаются к сотрудничеству родители. Успех коррекционной работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе.

Слайд 7

Дидактические игры на развитие словарного запаса. Одним из наиболее продуктивных способов расширения лексикона детей и закрепления их речевых навыков являются дидактические игры. «Проводник»–во время прогулки закройте глаза, и попросите малыша побыть вашим «проводником», максимально точно описывая вам, что он видит вокруг себя. Можно усложнить задание, попросив ребёнка по возможности не использовать одни и те же слова. «Называем животных»( «транспорт», «фрукты», «овощи», «растения» ит.д.) – ведущий по очереди бросает мяч детям. Задача ребёнка – поймав мяч, ответить, назвав какое-нибудь животное. Из игры выбывают те дети, которые не смогли назвать животное, когда подошла их очередь. Победителем будет тот игрок, который дольше всех продержится, назвав большее количество слов на заданную тему. «Большой – маленький» Тренируем навык словоформ с уменьшительно-ласкательным значением. Объясните ребёнку на примере, как получаются такие слова: стул-стульчик, вилка-вилочка, ключ-ключик, яблоко-яблочко.

Слайд 8

Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста. Привив у ребёнка любовь к чтению, обеспечивается не только качественный источник пополнения его словарного запаса, но и способствует развитию навыков грамотного письма. Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты: * чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию; * обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» . За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечаетс...

Консультация для воспитателей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

laquo;Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и родителей о приёмах  обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...