Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа
статья

Мансурова Нина Александровна

Термин «имидж» широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования.

Что является составляющими имиджа учителя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Термин «имидж» широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования.

«Имидж» - красивое и загадочное слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского оно обозначает «образ». Причём под «образом» нужно понимать не только визуальное, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.

Имидж – это представления о человеке, складывающиеся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитете, поступков и т.д.

- Что является составляющими имиджа?

Составляющие имиджа:

  1. образ (то, что возникает с приходом человека и отстаивается, когда человек уходит)
  1. внешний аспект (манеры, походка, жесты, мимика, одежда, причёска)
  1. внутренний аспект (интеллект, помыслы, эрудиция, духовность, интересы)
  1. процессуальный аспект (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции)
  1. ядро имиджа (позиции, установки, легенда) – должно соответствовать психологии победителя:

- высокая самооценка

- оптимизм

- вера в добро

- умение чувствовать и сопричаствовать происходящему

- умение меняться, воспринимать новое

 -Какие виды имиджа вам известны?

Виды имиджа:

  1. воспринимаемые – это то, как нас видят другие, как к нам относятся
  1. требуемый

              а) личностный (образ человека с его внутренними качествами)

              б) профессиональный (образ человека в профессиональной характеристике).

Актуальность и значимость проблемы формирования имиджа педагога в современных условиях развития образования и общества  недооценить трудно. Проблема имиджа педагога является актуальной в условиях развития субъектных отношений, когда личность, её качества становятся основой взаимоотношений. Именно этой стороне педагогической деятельности сейчас уделяется всё большее внимание.

Существуют 3 основных составляющих имиджа педагога: внешний облик; использование вербальных и не вербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».

Внешней облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда  помнить, что дети учатся у взрослых людей, и, прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться  проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим  людям. Это означает, что улучшить  свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим внешнем видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды не допустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчёркивать одеждой свою привлекательность, но будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – всё это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.

Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при не вербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее и составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личных контактах.

Внутренний образ – это, прежде всего культура учителя, непосредственность и свода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное ведение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой и творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Имидж может быть положительным или отрицательным, кроме личностного имиджа может быть профессиональным (это по роду деятельности). Например, профессиональный имидж политического деятеля, врача, педагога. Имидж может быть групповым, как обобщённое социальная характеристика.  Существует и возрастной имидж.

Таким образом, понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.

Я провела среди учащихся 10-11 классов анонимное анкетирование. Они должны были дать положительные и отрицательные характеристики современного учителя. Что же они пишут?

1. Внешний вид педагога должен  соответствовать его профессии; учитель должен быть опрятным, аккуратным. Он должен быть интеллигентным, обаятельным  и привлекательным.

2. Учитель должен уметь владеть словом, быть разносторонне развитым человеком, уметь находить общий язык с учащимися, обладать внутренним богатым миром.

3. Учитель должен увлечь своим рассказом, быть весёлым, остроумным, уметь владеть ситуацией и мгновенно перестраиваться, если это нужно.

К отрицательным качествам учителя учащиеся отнесли: «злость, нетерпимость, незнание своего предмета, непонимание, выбор любимчиков, неумение владеть собой».

Широко известна, часто цитируется фраза К.Д. Ушинского о необходимости знать человека во всех его отношениях, чтобы воспитывать его во всех отношениях. Полтора века она актуализирует проблему всестороннего изучения педагогом своих подопечных. Гораздо меньше внимание уделяется в теории и на практике другой стороне вопроса: о необходимости педагога «оборотиться на себя», как потенциальный предмет профессионального преобразования. У Шекспира в «Гамлете» есть замечательное по глубине сцена, весьма далёкая от образовательных проблем, но к которой не грех время от времени обращаться любому педагогу. Обратимся к тексту…

Гамлет: Не сыграете ли вы на этой дудке?

Гильденстерн: Мой принц, я не умею…

Гамлет: это так же легко, как лгать; управляйте этими отверстиями при помощи пальцев, дышите в неё ртом, и она заговорит красноречивейшей музыкой. Видите – вот это лады.

Гильденстерн: Но я не могу извлечь из них никакой гармонии; я не владею этим искусством.

Гамлет: На мне вы готовы играть; вам кажется, что мои лады вы знаете; вы хотели бы исторгнуть сердце моей тайны; вы хотели бы испытать меня от самой низкой моей ноты до самой вершины моего звука; а вот в этом маленьком снаряде – много музыки, отличный голос; однако вы не можете сделать так, что бы он заговорил.

Черт возьми, или на мне легче играть, чем на дудке?

Назовите меня, каким угодно инструментом, - вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне не можете.

К сожалению, у некоторых педагогов в сознании существует иллюзия возможности играть на своих учащихся (в своих учащихся). В то время как они не способны извлечь необходимое « звуки и мотивы» даже из себя. Технологичность как способность производить запланированные изменения, во многом обособлена целостностью осознание себя как особого педагогического инструмента. Инструмента, способного не только производить позитивные изменения, но и становиться по отношению к другим людям орудиям огромной разрушительной силой. Таким образом, перед педагогом встаёт задача грамотного предъявления и использования этого инструмента.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы... Профессия учитель – особенная.  Учителя – это те люди, которые всегда  на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Многие учителя считают, что главное дать учащимся набор знаний, умений, а человековедческим дисциплинам отводятся второстепенная роль. Часто педагог теряет авторитет у своих подчинённых потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытия «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончарова Т.И., Гончарова И.Ф., Когда учитель властитель дум. М., Просвещение, 1991 г.
2. Демакова И.Д. Должность или призвание. М., Просвещение, 1991 г.
3. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., Просвещение, 1988 г.
4. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение, 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему : «Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа (профессионализма)».

Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа (профессионализма)?         В российском обществе данная тема приобрела особую актуальность...

«Что я хочу предпринять для повышения своей профессиональной культуры» Эссе

Пятнадцатый год я преподаю технологию в обычной общеобразовательной школе. Несерьезный предмет, думают многие, не «царица наук», как математика, не философский предмет, как литература. Но они глубоко ...

4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн

Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...