Статья. ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
статья

Клюйкова Нина Ивановна

Источник информации для принятия управленческих решений по регулированию, корректированию взаимоотношений в  системе "учащиеся - учителя - родители", исследования методической работы, профессиональной, творческой индивидуальности учителя, исследование влияния побуждающего, стимулирующего. воодушевляющего факторов при создании благоприятного психологического климата в школе -внутришкольный контроль.

Ранее вопрос «престижа» не поднимался в силу целого ряда социально-экономических причин, отсутствия свободы выбора ОУ, командно- административного закрепления детей по школам вопрос престижа в педагогической науке попросту замалчивался.

Слово «престиж» заимствовано из французского языка [фр. prestige] и трактуется как: авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо. В Современном словаре по психологии уточнено: «престиж - это мерило признания другими субъектами или же социумом тех или иных заслуг, достоинств, прерогатив субъекта с определенным барометром, рейтингом ценностей, индексов, ориентаций, норм, предписаний, максим». «В эпоху рационально-потребительских корреляций во всех обществах... почти все субъекты хотят иметь престижную работу, престижный дом, фешенебельно-престижные предметы быта и многое др. с целью поднятия собственного реноме, или престижа». Понятие «реноме» (фр.: - репутация), то есть общее мнение о достоинствах объекта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._elitarnoe_obrazovanie.docx61.74 КБ

Предварительный просмотр:

Начиная с XVIII века до 1917 года система эли тарного образования в России складывалась под воздействием идей западно-европейской педагогической мысли и была тесно связана со стереотипами социально-страто-классово-исторического подхода.

К первому десятилетию XX века в России сложилась уникальная система образования, отличавшаяся тем, что формировалась она под влиянием сверху - элитарной, дворянской системы образования и воспитания, а не под влиянием системы массовых народных школ, как в Западной Европе.

Главным содержанием преобразований в России в XIX - начале XX вв. явилось укрепление классицизма в средней школе.

В советский период развития системы народного образования понятие элитарности трансформировалось от социально-страто- классового подхода в элитарном обучении к его полному отрицанию и признанию приоритета способностей.

Интерес  к элитарному образованию в России повышается с 80-х годах XX века, так как «обычная» школа традиционно усредняла личность.

Переход к рыночным отношениям определил новые доминанты структуры ценностей. В современных условиях свободы выбора получения образования на смену традиционному понятию элитарного образования, приходит новое понятие - престиж образовательного учреждения. Современное общество формирует спрос на престижные профессии, на знания и умения, которые позволяют быстро достигнуть успеха в жизни. 

Понятие "престиж" как социокультурный феномен возник на фоне идущих в стране социально-экономических, политических, культурных преобразований. 

Процесс эволюции ОУ определил три этапа: функционирование, развитие и становление ОУ (т.е. общественное признание его значимости).

1 этап

2 этап

3 этап

Функционирование

Развитие

Становление

Действовать, работать

Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Возникновение, образование в процессе развития

На каждом из этапов развития школы цели и задачи воспитания непрерывно меняются, конкретизируются в соответствии с объективными законами, определяемыми экономическими, политическими и культурными факторами. Социальный заказ должен успешно решаться всей массовой практикой. В то время как достигнутый статус (какое-либо социальное положение, приобретенное посредством личных усилий или открытой конкуренции) выступает в роли общественного признания, т.е. - престижа ОУ.

В период существования однотипной общеобразовательной школы не прекращались попытки создания специальных школ для особо одаренных учащихся. Существовавшие физико-математические школы, школы с углубленным изучением иностранных языков, спортивные школы, художественные и музыкальные школы представляли исключительный интерес для современного этапа становления и развития элитарного образования. Реставрация в отечественном образовании после семидесятилетнего перерыва (1918-1989гг.) видов ОУ, ведущих к высшему образованию, осуществляющих селективное образование, обусловила необходимость разработки элитарного образования. Во время функционирования единой общеобразовательной школы (советское время) прочно укоренилось представление об элитарном образовании как о чуждом традиционной системе образования. 

В новых условиях возникла необходимость определения сущности образования, осмысления  роль и места элитарных школ в системе образования,  перспективы их развития. И двести лет тому назад и сейчас ожидания общества относительно гимназий одинаковы. Анализ традиций «гимназического образования» дал  возможность выделить наиболее существенные черты современных гимназий, определить инвариант российского «гимназического образования».

В начале 90-х годов XX столетия начинается бурный процесс появления общеобразовательных учебных заведений нового вида: гимназий, лицеев, колледжей, авторских школ.  Его отличает широкая инициатива со стороны учительской общественности, желание найти свое лицо, возродить лучшие традиции российской школы, и в частности гимназического образования.

Первые гимназии как образовательные учреждения нового вида появляются в 1990 году, а в 1991 году уже семь из них получают статус гимназий: №610 - классическая гимназия, №№11, 209 - гуманитарные гимназии, №199 - гимназия при Русском музее, №30 - физико- математическая гимназия, №№ 232, 587 - разнопрофильные гимназии.  

К 1994 году в Петербурге их насчитывается уже более сорока.

В основу создания современных петербургских гимназий, как образовательных учреждений нового вида положены наиболее существенные признаки гимназического образования:

  • непрерывное образование, как  этап, ориентированный на получение  университетского образования;
  • формирование высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению и самореализации в постоянно меняющемся мире;
  • основными принципами являются гуманитаризация и дифференциация, направленные на поиск путей максимальной индивидуализации образовательного процесса, иными словами, на создание условий для построения личностно ориентированного процесса обучения;
  • основу образования составляет интегрированная гуманитарно - эстетическая подготовка, обеспечивающая высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности на основе знаний отечественной и мировой литературы, истории, иностранных языков, мировой художественной культуры, истории и культуры Петербурга;
  • образовательные программы  соответствуют принципам, характеризующим современный педагогический процесс: целостности, системности, культуро-, социо- и природосообразности;
  • содержание направлено на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и формирование опыта допрофессиональной деятельности;
  • реализация образовательных программ осуществляется в ходе опытно-экспериментальной работы на основе принципов: диагностического обеспечения, преемственности, творческой активности и широкой социализации.

В России школа становится достаточно привлекательной в 90-х годах XX века, так как «обычная» школа традиционно усредняла  личность. Реставрация в отечественном образовании после семидесятилетнего перерыва (1918-1989 гг.) типов средней школы, ведущих к высшему образованию, осуществляющих селективное образование, обусловило необходимость разработки проблем образования.

   

 Развитие школы -  закономерное, целесообразное, позитивное изменение самой школы (целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития учащихся; это переход школы от прежнего качественного состояния к новому (т.е. в ходе инновационного процесса).

«Развитие» -  необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов , однако не всякое изменение есть развитие.

 «Развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности».

Функционирование, развитие и становление (общественное признание значимости ОУ), в эволюции ОУ (развитии ОУ) проходит три этапа обновления:

  • функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий, учебников);
  • развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества  .
  • становление (при создании ново школы и нового коллектива);

Источник информации для принятия управленческих решений по регулированию, корректированию взаимоотношений в  системе "учащиеся - учителя - родители", исследования методической работы, профессиональной, творческой индивидуальности учителя, исследование влияния побуждающего, стимулирующего. воодушевляющего факторов при создании благоприятного психологического климата в школе -внутришкольный контроль.

Ранее вопрос «престижа» не поднимался в силу целого ряда социально-экономических причин, отсутствия свободы выбора ОУ, командно- административного закрепления детей по школам вопрос престижа в педагогической науке попросту замалчивался.

Слово «престиж» заимствовано из французского языка [фр. prestige] и трактуется как: авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо. В Современном словаре по психологии уточнено: «престиж - это мерило признания другими субъектами или же социумом тех или иных заслуг, достоинств, прерогатив субъекта с определенным барометром, рейтингом ценностей, индексов, ориентаций, норм, предписаний, максим». «В эпоху рационально-потребительских корреляций во всех обществах... почти все субъекты хотят иметь престижную работу, престижный дом, фешенебельно-престижные предметы быта и многое др. с целью поднятия собственного реноме, или престижа». Понятие «реноме» (фр.: - репутация), то есть общее мнение о достоинствах объекта).

Понятие престиж -  социокультурный феномен, носит ярко выраженный интегративный характер. Престиж - это одна из очевидных категорий, обладающая социодинамикой, которой не присуще постоянство.

В Большом толковом социологическом словаре понятие «престиж» (esteem) представлено как «отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или эффективности». Термин престиж иногда используется как синоним термина статус в значении положительной или отрицательной репутации, авторитета личности в рамках системы социальной стратификации (часто упоминаемый как социальный статус). Далее авторы-составители Словаря в определении статусного положения (status situation) - отмечают, что престиж, «социальная репутация», связаны с определенным положением внутри сообщества. В современном словаре по психологии статус характеризуется как престиж, реноме, лидер, имидж, авторитет субъект, что определило следующие категории содержания:

  • оценка;        • авторитет;
  • достижение;        • реноме;
  • результат;        • приоритет;
  • признание;        • статус;
  • уважение;        • влияние.

И   рабочее определение:

Престиж ОУ - это - общественное неформальное признание:

  • позитивного опыта, лидерства и достижений ОУ;
  • объективной оценки, уважения и высокой популярности ОУ;
  • социального показателя статуса ОУ;
  • значимого влияния на других, эквивалентного положительному реноме;

Анализ понятия «престиж»  показал  интегративный характер.

  1. 1 5 - приоритет        результат

Б.         2 6 - лидер        влияние

  1.   3 7 - авторитет        статус

Г.        4 8 - имидж        реноме

Престиж ОУ (9) является интегративной характеристикой всех обозначенных связей (А, Б, В, Г).

Престиж - мерило-критерий-оценка-признание другими индивидами заслуг, достоинств ОУ. Оценивая деятельность ОУ различные категории социума: учащиеся, родители, учителя определили   "Престиж " - оценка процесса и результата деятельности школы.

В 80-х годах в России в системе народного образования действовал инструментарий для оценивания: документ «Критерии оценки деятельности школы», в котором все решало количество: второгодников, успевающих на «4» и «5», состоящих на учете в милиции, отсеявшихся из школы, поступивших в вузы и т.д.

В 90х г.г. только 3-6% учителей считали, что образование отвечает всем потребностям общества. Подавляющая часть считала и считает, что школа нуждается в переменах. Одним из основных показателей эффективности работы школы является удовлетворенность родителей ее деятельностью. Факторы, влияющие на степень удовлетворенности работой школы:

  1. Близость школы от места проживания - 61,5%;
  2. Педагогический коллектив высокой квалификации - 43,5%;
  3. Круг общения ребенка в школе - 31%;
  4. Спектр возможности реализации личности ребенка, развитие его интересов и способностей - 25,6%;
  5. Комфортная миролюбивая атмосфера в школе - 20,4%;
  6. Сотрудничество учителей и родителей - 14%;

В течение последних лет отношения родителей со школой постепенно переводятся в партнерские. Родители стали  активно формировать свой социальный запрос. В обобщенном виде систему ожиданий можно представить как триаду: обучение - развитие - социализация. Родительский запрос стал оказывать заметное влияние как на состояние отдельных ОУ, так и на перспективы развития всей системы школьного образования. Возникла необходимость координации при формировании образовательной политики города.

Потребность родителей в  качественном образовании (а оно ассоциируется с гимназией, лицеем, школой с углубленным изучением отдельных предметов), привела к реальному улучшению социально-педагогической ситуации в школе.  Под влиянием времени изменился взгляд на ценность образования. В обиход вошли такие понятия как «образовательные услуги», «имидж образовательного учреждения», «платные образовательные услуги» и, наконец «частная школа».

С введением Закона РФ «Об образовании» (1992) школам была предоставлена широкая самостоятельность в плане  проведения ОЭР, что  позволило активизировать инновационную деятельность, но, наряду с этим, под видом предоставленных свобод, даже в какой-то мере достаточной автономии возникли многочисленные псевдонаучные изыскания, прожекты.  

Одним из основных решаемых вопросов стало  видение перспективы и  определение стратегии развития ОУ. Только по достижении определенных результатов ОУ общественное мнение может оценить его как престижное. Становление престижа - это процесс, который позволяет утвердиться, прочно укрепиться или установиться общественному мнению о конкретном ОУ как престижном.

Противоположным становлению престижа является процесс падения престижа.  Возникают ситуации, когда в обществе существует мнение о конкретном ОУ как о престижном, но в действительности оно уже не является таковым, в силу отсутствия качественной содержательной стороны престижа.

Существует и другая ситуация, когда для сохранения престижа следует провести корректную поддержку и сопровождение в педагогического руководства ОУ.

 Становление престижа - процесс формирования идеального объекта; постоянное расширение предела; развертывание, раскрытие идеи; всякое становление предполагает переход возможности в действительность в процессе развития.

Социодинамика процесса становления престижа, как и процесса его падения, проходит через характерные стадии, рассматриваемые как начальный импульс, резкий подъем престижа, вход в акма-фазу, надлом (несколько последовательных всплесков), инерционная фаза и спад, состояние реликта). Продолжительность отдельных стадий процесса становления престижа на всех этапах своего развития престиж нуждается в поддержке и сопровождении.

Этапы становления престижа:

  • Выбор концепции (сгусток идей, ранжирование идей) и перспективы развития ОУ
  • Определение стратегии развития ОУ: этапы реализации концепции (по времени, Освоение идей концепции педагогическим коллективом)
  • Выбор средств  для реализации концепции
  • Мониторинг процесса становления престижа ОУ (отслеживание и диагностика освоения концепции развития ОУ как положительные, так и негативные моменты реализации развития концепции. Оценка результативности процесса становления престижа ОУ.)
  • Корректировка основных концептуальных идей в процессе становления престижа ОУ и определение дальнейших перспектив развития ОУ.

Целями создания текстовых моделей престижных ОУ являются:

  • отображение непростых, часто противоречивых процессов формирования определяемых моделей, а также разнообразия теоретических подходов;
  • рефлексия по поводу перспектив моделирования в сфере образования;
  • поиск некоторых общих оснований для анализа обозначенных моделей, действующих в разных условиях становления престижа;
  • определение роли моделей престижных ОУ в повышении квалификации руководителей образования.

В широком понимании термин "модель" означает образец, пример, образ, конструкцию, которые отображают и выражают определенные концептуальные связи частей целого и тем самым служат основанием для организации педагогической деятельности.

Модель 1. Элитарная модель престижного ОУ изначально  ориентирована  на высокий уровень социального заказа, как интеллектуально - нравственная категория, осуществляющая дифференциацию (нежесткую) на основе способностей учащихся. Особая "миссия элитарной модели ОУ определяется ее целями, задачами, функциями и ролью. Отличительной особенностью такой модели является ориентация на образование способных и одаренных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Особый статус ОУ в системе образования определяет ее образовательную философию, приоритеты, концепции, типологию, модели и направления дифференциации.

Селекционная школа. Отборочная. Цель этих школ — дать интеллектуальное образование. Представители этих ОУ считают, что способности развиваются незначительно, в основном они врожденные и носят универсальный характер. Строгая система отбора детей с достаточно высоким уровнем исходного развития в эти ОУ.  Во всем мире есть потребность формирования хорошо подготовленных специалистов, которые будут находиться на высших уровнях управления в экономике, культуре, политике. Главное внимание в таких школах уделяется отбору и обучению учащихся, которые способны усвоить наиболее сложный учебный материал. Это наиболее конкурентоспособная часть учащихся. Элитарная модель направлена против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы, связана с ценностями индивидуального развития и продвижения и может быть реализована только при определенных социально-политических условиях свободной конкуренции.

Процесс создания ОУ ориентирован на высокий уровень социального заказа: создать ОУ, которое изначально будет престижным,  это создание: лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением какой-либо предметной области или отдельных предметов.

Престиж данного ОУ будет поддержан в ходе функционирования ОУ в стабильном режиме. Развитие происходит эволюционно, изменения проводятся от хорошего к лучшему.

Исходными  характеристиками  элитарной модели: ресурсное обеспечение - подбор высоко профессиональных кадров; высокий уровень оснащения материально-технической базы ОУ; конкурсный отбор состава учащихся.

Одно из главных условий - постоянное подтверждение престижа конкретного ОУ.

Модель 2. Концептуальное престижное ОУ. В условиях развития образования данная модель ОУ является самой распространенной. Процесс создания ОУ ориентирован на базовый стандарт. С выходом Закона РФ «Об образовании» (1992) каждому ОУ предоставлена возможность в определении своего предназначения в обществе. Миссия конкретного ОУ является одним из решающих условий проявления индивидуальности педагогического коллектива. Миссия школы - это принятое коллективно и в добровольном порядке хорошо продуманное и взвешенное решение о призвании, предназначении данного ОУ. Миссия - это главный ориентир в построении целостной модели школы. Концептуальная модель престижного ОУ ориентирована на инновационные процессы,  ОЭР, которые  являются  неотъемлемой чертой развития современной модели концептуального престижного ОУ. Рост вариативности престижных ОУ является результатом и проявлением прогрессивной эволюции. Культурно-образовательное пространство - сложное структурное объединение множества функциональных подсистем единой цели, отличающее ОУ (модели 2) от массовой школы, обеспечивающее оптимальные условия для развития личности.   Концепция - это набор педагогических идей, характеристика ценностей; система взглядов,    процессов,  замыслов.  Концептуальные положения, лежащие в основе стратегии развития ОУ могут отражать различные аспекты теории и практики современной педагогической жизни: ценность инициативы, свободный поиск учителей и учащихся, нестандартный подход к стимулированию творческих сил учащихся; Идеи создания эмоционально стимулирующей учебной среды, развития инициативности и творчества учащихся, создания позитивной теплой обстановки в школе, изменения роли и позиции учителя в школе, возможности у учащихся выбора "познавательных альтернатив" и максимального использования собственного потенциала. Выявление объединяющей идеи  для всех заинтересованных лиц - определяет волю к согласию и сотрудничеству.

 Модель 3. Номинальная модель престижного ОУ - относится к ОУ уже зарекомендовавшим себя как престижные, но в силу изменившихся обстоятельств (снизилась востребованность в обществе выпускников данного ОУ, изменился состав педколлектива, руководства, ухудшилась материально- техническая база или изменился статус ...) потеряли значение престижа.. В таком педагогическом коллективе наблюдается стагнация («неподвижность»), в развитие надо «вдохнуть силы», чтобы вновь начался процесс становления престижа ОУ.  В широком смысле престижность ОУ определяется степенью достижения поставленных  целей. Критерии оценки того, в какой мере школа выполняет свои функции.

После выхода Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) выверенной и научно-обоснованной классификации ОУ еще не существовало, это выразилось в повсеместном открытии самых разнообразных ОУ. В условиях Петербурга перемены выразились в появлении новых видов образовательных учреждений, дифференциации образовательных программ и расширении возможности их выбора. Реформирование системы образования в соответствии с запросами родителей потребовало изменения всей сети образовательных учреждений. Стихийное развитие сети ОУ могло привести к ненужным деформациям, к ограничению прав личности на полноценное образование.

Петербургская школа  в 1991-1996 годах отличалась высокой динамичностью и устойчивостью развития. Школы нового вида накопили значительный и многообразный опыт, нуждающийся в систематизации, обобщении и теоретическом обосновании. Расширяется  многообразие ОУ, новый облик ОУ. появляется реальная возможность выбора ОУ, в соответствии с интересами ребенка и семьи.

Наряду с несомненными успехами в становлении элитарных ОУ, наметился ряд нерешенных проблем. В процессе обновления школьного образования не удалось избежать ошибок. Бум, связанный с созданием новых моделей школ, в ряде случаев способствовал появлению гимназий и лицеев, которые таковыми являлись формально, поскольку не обладали необходимым кадровым, материально-техническим и программно- методическим потенциалом. В ряде случаев инициаторы создания новых типов учебных заведений в своей практике копировали западные образцы школ и технологий без учета социальных особенностей, что, в конечном счете, вызвало оправданную критику такой практики.

Современной образовательной системе  Санкт- Петербурга, престижные ОУ являются не столько типовыми ОУ, сколько экспериментальными площадками, где отрабатывается новое содержание образования, апробируются прогрессивные педагогические технологии.  

Принято считать, что гимназии и лицеи - это ОУ повышенного статуса, предназначенные для обучения детей, склонных к умственной деятельности, внутренне мотивированных на продолжение обучения. Опыт показывает, главное, что отличает гимназии и лицеи от других видов ОУ - особая философия, ценности, цели и образ выпускника. Информационный запрос родителей о состоянии, возможностях и перспективах развития современной школы был связан с надеждами  продолжения  образования в высших учебных заведениях, поскольку неопределенность лишает родителей возможности аргументировано предъявлять требования к ребенку.  

Одним из главных условий становления престижа ОУ является постоянное подтверждение престижа конкретного ОУ.

 «Престиж образовательного учреждения» –  это  общественное неформальное признание:

  • позитивного опыта, лидерства и достижений ОУ; - авторитет
  • объективной оценки, уважения, имеющего приоритет и высокую популярность среди участников образовательного процесса; - уважение
  • социального показателя статуса ОУ;
  • значимого влияния на других, эквивалентного положительному реноме;

Престиж

Франц. prestige авторитет, влияние, уважение .

Имидж

Англ. image,  образ - целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально- психологическое воздействие на кого-либо в целях популярности, рекламы.

Влияние

Действие, оказываемое кем-чем-либо на кого-то. воздействие; большое, немалое, значительное, сильное, глубокое, серьезное, недостаточное, определенное, заметное, ощутимое, решающее, несомненное, бесспорное, постоянное, хорошее, благотворное, непосредственное, идеологическое.

Авторитет

  • Нем. Autorität; власть, влияние; Общепризнанное значение, влияние, признание. Пользующийся авторитетом, заслуживающий безусловного доверия. Понятие авторитет относится также к статусу - должности, званию, организации и т.д. В этом смысле понятие авторитет сходно с понятием престиж и лидерство.

Лидер

Лидерство (англ. leader - ведущий, руководитель) один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом, сущность которого составляют отношения доминирования и подчинения. Термин «лидер» имеет два значения: 1) индивид, обладающий наиболее ярко выраженными качествами, «полезными» для данной группы, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной; 2) лицо, за которым данное сообщество признает право принимать решения, наиболее значимые с точки зрения группового интереса. Оно способно сплачивать, объединять людей для достижения целей.

Оценка (Рейтинг)

  • Рейтинг (англ. rating- оценка, положение, ранг) - числовой показатель уровня деятельности учреждения, организации или отдельной личности; обосновывается итогами голосования, социологического опроса, анкетирования или результатами каких- либо достижений.

Реноме

  • Фр. renommee- репутация, установившееся мнение о ком-либо, о чем-либо, репутация.

Результат

Лат. resultatus -  конечный итог (каких-то действий, явлений, развития); хороший, прекрасный, (не) плохой высокий, интересный, значительный, блестящий, удовлетворительный,        обнадеживающий, положительный, отрицательный, плачевный, печальный, отрадный, скромный, неожиданный, предварительный, окончательный.

Достижение

Положительный результат работы, деятельности; успех. Большое, значительное, крупное, огромное, важное, выдающееся, несомненное, сомнительное, научное, спортивное, последнее .

Приоритет

Нем. Priorität, лат. Prior- первый;

Первенство по времени в научном открытии; преобладающее, первоочередное значение чего-либо.

Статус

Лат. status- ипостась - положение - состояние субъекта в модели - системе - социума, межличностных отношений-корреляций, которая дефиницирует его обязанности - права - нормы - привилегии - прерогативы; в различных ситуациях социума, а также в различных группах- альянсах, любой субъект может сугубо дифференциальный статус, а генерально-онтологическо- социальными модальностями - характеристиками статуса являются престиж-реноме- имидж - авторитет - лидерство субъекта, как специфическо - онтологическо - социальные мерила- критерии- оценки-признания другими индивидами заслуг-привилегий- достоинств какого-либо субъекта.

Уважение

  • Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п.; уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам, чувствам других людей .

Признание

- Оценка по достоинству, положительное отношение со стороны; пользующийся общим признанием; согласиться по внешнему признаку; согласиться считать законным. Общественное уважение, положительная оценка; слова признающегося в чем-либо.

Несмотря на все существующие противоречия и проблемы, необходимо отметить, что возрождение гимназического образования - это реальный свершившийся факт. Это  глубокий социально-педагогический процесс, который исторически закономерен и практически целесообразен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

Статья "Коррекционное образование не вошло в приоритетный национальный проект"

В нашей стране трудами нескольких поколений ученых, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть ...

Статья "Коррекционное образование не вошло в приоритетный национальный проект"

В нашей стране трудами нескольких поколений ученых, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть ...

Научная статья ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Пособие для учителей. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. . Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей це...

Статья "Инклюзивное образование – стратегическое направление современного образования в соответствии с требованиями ФГОС"

В статье раскрыты законодательная база,  цель,  принципы, специальные условия,  необходимые для успешного развития системы    инклюзивного образования....

Статья "Информационное образование как составная часть технологического образования"

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯГончар Е.В., Малахова И.С.,КГБПОУ «Назаровский энергостроительный техникум», г. Назарово, Российская ФедерацияСис...