Статья. ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
статья
Источник информации для принятия управленческих решений по регулированию, корректированию взаимоотношений в системе "учащиеся - учителя - родители", исследования методической работы, профессиональной, творческой индивидуальности учителя, исследование влияния побуждающего, стимулирующего. воодушевляющего факторов при создании благоприятного психологического климата в школе -внутришкольный контроль.
Ранее вопрос «престижа» не поднимался в силу целого ряда социально-экономических причин, отсутствия свободы выбора ОУ, командно- административного закрепления детей по школам вопрос престижа в педагогической науке попросту замалчивался.
Слово «престиж» заимствовано из французского языка [фр. prestige] и трактуется как: авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо. В Современном словаре по психологии уточнено: «престиж - это мерило признания другими субъектами или же социумом тех или иных заслуг, достоинств, прерогатив субъекта с определенным барометром, рейтингом ценностей, индексов, ориентаций, норм, предписаний, максим». «В эпоху рационально-потребительских корреляций во всех обществах... почти все субъекты хотят иметь престижную работу, престижный дом, фешенебельно-престижные предметы быта и многое др. с целью поднятия собственного реноме, или престижа». Понятие «реноме» (фр.: - репутация), то есть общее мнение о достоинствах объекта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Начиная с XVIII века до 1917 года система эли тарного образования в России складывалась под воздействием идей западно-европейской педагогической мысли и была тесно связана со стереотипами социально-страто-классово-исторического подхода.
К первому десятилетию XX века в России сложилась уникальная система образования, отличавшаяся тем, что формировалась она под влиянием сверху - элитарной, дворянской системы образования и воспитания, а не под влиянием системы массовых народных школ, как в Западной Европе.
Главным содержанием преобразований в России в XIX - начале XX вв. явилось укрепление классицизма в средней школе.
В советский период развития системы народного образования понятие элитарности трансформировалось от социально-страто- классового подхода в элитарном обучении к его полному отрицанию и признанию приоритета способностей.
Интерес к элитарному образованию в России повышается с 80-х годах XX века, так как «обычная» школа традиционно усредняла личность.
Переход к рыночным отношениям определил новые доминанты структуры ценностей. В современных условиях свободы выбора получения образования на смену традиционному понятию элитарного образования, приходит новое понятие - престиж образовательного учреждения. Современное общество формирует спрос на престижные профессии, на знания и умения, которые позволяют быстро достигнуть успеха в жизни.
Понятие "престиж" как социокультурный феномен возник на фоне идущих в стране социально-экономических, политических, культурных преобразований.
Процесс эволюции ОУ определил три этапа: функционирование, развитие и становление ОУ (т.е. общественное признание его значимости).
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Функционирование | Развитие | Становление |
Действовать, работать | Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. | Возникновение, образование в процессе развития |
На каждом из этапов развития школы цели и задачи воспитания непрерывно меняются, конкретизируются в соответствии с объективными законами, определяемыми экономическими, политическими и культурными факторами. Социальный заказ должен успешно решаться всей массовой практикой. В то время как достигнутый статус (какое-либо социальное положение, приобретенное посредством личных усилий или открытой конкуренции) выступает в роли общественного признания, т.е. - престижа ОУ.
В период существования однотипной общеобразовательной школы не прекращались попытки создания специальных школ для особо одаренных учащихся. Существовавшие физико-математические школы, школы с углубленным изучением иностранных языков, спортивные школы, художественные и музыкальные школы представляли исключительный интерес для современного этапа становления и развития элитарного образования. Реставрация в отечественном образовании после семидесятилетнего перерыва (1918-1989гг.) видов ОУ, ведущих к высшему образованию, осуществляющих селективное образование, обусловила необходимость разработки элитарного образования. Во время функционирования единой общеобразовательной школы (советское время) прочно укоренилось представление об элитарном образовании как о чуждом традиционной системе образования.
В новых условиях возникла необходимость определения сущности образования, осмысления роль и места элитарных школ в системе образования, перспективы их развития. И двести лет тому назад и сейчас ожидания общества относительно гимназий одинаковы. Анализ традиций «гимназического образования» дал возможность выделить наиболее существенные черты современных гимназий, определить инвариант российского «гимназического образования».
В начале 90-х годов XX столетия начинается бурный процесс появления общеобразовательных учебных заведений нового вида: гимназий, лицеев, колледжей, авторских школ. Его отличает широкая инициатива со стороны учительской общественности, желание найти свое лицо, возродить лучшие традиции российской школы, и в частности гимназического образования.
Первые гимназии как образовательные учреждения нового вида появляются в 1990 году, а в 1991 году уже семь из них получают статус гимназий: №610 - классическая гимназия, №№11, 209 - гуманитарные гимназии, №199 - гимназия при Русском музее, №30 - физико- математическая гимназия, №№ 232, 587 - разнопрофильные гимназии.
К 1994 году в Петербурге их насчитывается уже более сорока.
В основу создания современных петербургских гимназий, как образовательных учреждений нового вида положены наиболее существенные признаки гимназического образования:
- непрерывное образование, как этап, ориентированный на получение университетского образования;
- формирование высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению и самореализации в постоянно меняющемся мире;
- основными принципами являются гуманитаризация и дифференциация, направленные на поиск путей максимальной индивидуализации образовательного процесса, иными словами, на создание условий для построения личностно ориентированного процесса обучения;
- основу образования составляет интегрированная гуманитарно - эстетическая подготовка, обеспечивающая высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности на основе знаний отечественной и мировой литературы, истории, иностранных языков, мировой художественной культуры, истории и культуры Петербурга;
- образовательные программы соответствуют принципам, характеризующим современный педагогический процесс: целостности, системности, культуро-, социо- и природосообразности;
- содержание направлено на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и формирование опыта допрофессиональной деятельности;
- реализация образовательных программ осуществляется в ходе опытно-экспериментальной работы на основе принципов: диагностического обеспечения, преемственности, творческой активности и широкой социализации.
В России школа становится достаточно привлекательной в 90-х годах XX века, так как «обычная» школа традиционно усредняла личность. Реставрация в отечественном образовании после семидесятилетнего перерыва (1918-1989 гг.) типов средней школы, ведущих к высшему образованию, осуществляющих селективное образование, обусловило необходимость разработки проблем образования.
Развитие школы - закономерное, целесообразное, позитивное изменение самой школы (целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития учащихся; это переход школы от прежнего качественного состояния к новому (т.е. в ходе инновационного процесса).
«Развитие» - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов , однако не всякое изменение есть развитие.
«Развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности».
Функционирование, развитие и становление (общественное признание значимости ОУ), в эволюции ОУ (развитии ОУ) проходит три этапа обновления:
- функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий, учебников);
- развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества .
- становление (при создании ново школы и нового коллектива);
Источник информации для принятия управленческих решений по регулированию, корректированию взаимоотношений в системе "учащиеся - учителя - родители", исследования методической работы, профессиональной, творческой индивидуальности учителя, исследование влияния побуждающего, стимулирующего. воодушевляющего факторов при создании благоприятного психологического климата в школе -внутришкольный контроль.
Ранее вопрос «престижа» не поднимался в силу целого ряда социально-экономических причин, отсутствия свободы выбора ОУ, командно- административного закрепления детей по школам вопрос престижа в педагогической науке попросту замалчивался.
Слово «престиж» заимствовано из французского языка [фр. prestige] и трактуется как: авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо. В Современном словаре по психологии уточнено: «престиж - это мерило признания другими субъектами или же социумом тех или иных заслуг, достоинств, прерогатив субъекта с определенным барометром, рейтингом ценностей, индексов, ориентаций, норм, предписаний, максим». «В эпоху рационально-потребительских корреляций во всех обществах... почти все субъекты хотят иметь престижную работу, престижный дом, фешенебельно-престижные предметы быта и многое др. с целью поднятия собственного реноме, или престижа». Понятие «реноме» (фр.: - репутация), то есть общее мнение о достоинствах объекта).
Понятие престиж - социокультурный феномен, носит ярко выраженный интегративный характер. Престиж - это одна из очевидных категорий, обладающая социодинамикой, которой не присуще постоянство.
В Большом толковом социологическом словаре понятие «престиж» (esteem) представлено как «отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или эффективности». Термин престиж иногда используется как синоним термина статус в значении положительной или отрицательной репутации, авторитета личности в рамках системы социальной стратификации (часто упоминаемый как социальный статус). Далее авторы-составители Словаря в определении статусного положения (status situation) - отмечают, что престиж, «социальная репутация», связаны с определенным положением внутри сообщества. В современном словаре по психологии статус характеризуется как престиж, реноме, лидер, имидж, авторитет субъект, что определило следующие категории содержания:
- оценка; • авторитет;
- достижение; • реноме;
- результат; • приоритет;
- признание; • статус;
- уважение; • влияние.
И рабочее определение:
Престиж ОУ - это - общественное неформальное признание:
- позитивного опыта, лидерства и достижений ОУ;
- объективной оценки, уважения и высокой популярности ОУ;
- социального показателя статуса ОУ;
- значимого влияния на других, эквивалентного положительному реноме;
Анализ понятия «престиж» показал интегративный характер.
- 1 5 - приоритет результат
Б. 2 6 - лидер влияние
- 3 7 - авторитет статус
Г. 4 8 - имидж реноме
Престиж ОУ (9) является интегративной характеристикой всех обозначенных связей (А, Б, В, Г).
Престиж - мерило-критерий-оценка-признание другими индивидами заслуг, достоинств ОУ. Оценивая деятельность ОУ различные категории социума: учащиеся, родители, учителя определили "Престиж " - оценка процесса и результата деятельности школы.
В 80-х годах в России в системе народного образования действовал инструментарий для оценивания: документ «Критерии оценки деятельности школы», в котором все решало количество: второгодников, успевающих на «4» и «5», состоящих на учете в милиции, отсеявшихся из школы, поступивших в вузы и т.д.
В 90х г.г. только 3-6% учителей считали, что образование отвечает всем потребностям общества. Подавляющая часть считала и считает, что школа нуждается в переменах. Одним из основных показателей эффективности работы школы является удовлетворенность родителей ее деятельностью. Факторы, влияющие на степень удовлетворенности работой школы:
- Близость школы от места проживания - 61,5%;
- Педагогический коллектив высокой квалификации - 43,5%;
- Круг общения ребенка в школе - 31%;
- Спектр возможности реализации личности ребенка, развитие его интересов и способностей - 25,6%;
- Комфортная миролюбивая атмосфера в школе - 20,4%;
- Сотрудничество учителей и родителей - 14%;
В течение последних лет отношения родителей со школой постепенно переводятся в партнерские. Родители стали активно формировать свой социальный запрос. В обобщенном виде систему ожиданий можно представить как триаду: обучение - развитие - социализация. Родительский запрос стал оказывать заметное влияние как на состояние отдельных ОУ, так и на перспективы развития всей системы школьного образования. Возникла необходимость координации при формировании образовательной политики города.
Потребность родителей в качественном образовании (а оно ассоциируется с гимназией, лицеем, школой с углубленным изучением отдельных предметов), привела к реальному улучшению социально-педагогической ситуации в школе. Под влиянием времени изменился взгляд на ценность образования. В обиход вошли такие понятия как «образовательные услуги», «имидж образовательного учреждения», «платные образовательные услуги» и, наконец «частная школа».
С введением Закона РФ «Об образовании» (1992) школам была предоставлена широкая самостоятельность в плане проведения ОЭР, что позволило активизировать инновационную деятельность, но, наряду с этим, под видом предоставленных свобод, даже в какой-то мере достаточной автономии возникли многочисленные псевдонаучные изыскания, прожекты.
Одним из основных решаемых вопросов стало видение перспективы и определение стратегии развития ОУ. Только по достижении определенных результатов ОУ общественное мнение может оценить его как престижное. Становление престижа - это процесс, который позволяет утвердиться, прочно укрепиться или установиться общественному мнению о конкретном ОУ как престижном.
Противоположным становлению престижа является процесс падения престижа. Возникают ситуации, когда в обществе существует мнение о конкретном ОУ как о престижном, но в действительности оно уже не является таковым, в силу отсутствия качественной содержательной стороны престижа.
Существует и другая ситуация, когда для сохранения престижа следует провести корректную поддержку и сопровождение в педагогического руководства ОУ.
Становление престижа - процесс формирования идеального объекта; постоянное расширение предела; развертывание, раскрытие идеи; всякое становление предполагает переход возможности в действительность в процессе развития.
Социодинамика процесса становления престижа, как и процесса его падения, проходит через характерные стадии, рассматриваемые как начальный импульс, резкий подъем престижа, вход в акма-фазу, надлом (несколько последовательных всплесков), инерционная фаза и спад, состояние реликта). Продолжительность отдельных стадий процесса становления престижа на всех этапах своего развития престиж нуждается в поддержке и сопровождении.
Этапы становления престижа:
- Выбор концепции (сгусток идей, ранжирование идей) и перспективы развития ОУ
- Определение стратегии развития ОУ: этапы реализации концепции (по времени, Освоение идей концепции педагогическим коллективом)
- Выбор средств для реализации концепции
- Мониторинг процесса становления престижа ОУ (отслеживание и диагностика освоения концепции развития ОУ как положительные, так и негативные моменты реализации развития концепции. Оценка результативности процесса становления престижа ОУ.)
- Корректировка основных концептуальных идей в процессе становления престижа ОУ и определение дальнейших перспектив развития ОУ.
Целями создания текстовых моделей престижных ОУ являются:
- отображение непростых, часто противоречивых процессов формирования определяемых моделей, а также разнообразия теоретических подходов;
- рефлексия по поводу перспектив моделирования в сфере образования;
- поиск некоторых общих оснований для анализа обозначенных моделей, действующих в разных условиях становления престижа;
- определение роли моделей престижных ОУ в повышении квалификации руководителей образования.
В широком понимании термин "модель" означает образец, пример, образ, конструкцию, которые отображают и выражают определенные концептуальные связи частей целого и тем самым служат основанием для организации педагогической деятельности.
Модель 1. Элитарная модель престижного ОУ изначально ориентирована на высокий уровень социального заказа, как интеллектуально - нравственная категория, осуществляющая дифференциацию (нежесткую) на основе способностей учащихся. Особая "миссия элитарной модели ОУ определяется ее целями, задачами, функциями и ролью. Отличительной особенностью такой модели является ориентация на образование способных и одаренных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Особый статус ОУ в системе образования определяет ее образовательную философию, приоритеты, концепции, типологию, модели и направления дифференциации.
Селекционная школа. Отборочная. Цель этих школ — дать интеллектуальное образование. Представители этих ОУ считают, что способности развиваются незначительно, в основном они врожденные и носят универсальный характер. Строгая система отбора детей с достаточно высоким уровнем исходного развития в эти ОУ. Во всем мире есть потребность формирования хорошо подготовленных специалистов, которые будут находиться на высших уровнях управления в экономике, культуре, политике. Главное внимание в таких школах уделяется отбору и обучению учащихся, которые способны усвоить наиболее сложный учебный материал. Это наиболее конкурентоспособная часть учащихся. Элитарная модель направлена против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы, связана с ценностями индивидуального развития и продвижения и может быть реализована только при определенных социально-политических условиях свободной конкуренции.
Процесс создания ОУ ориентирован на высокий уровень социального заказа: создать ОУ, которое изначально будет престижным, это создание: лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением какой-либо предметной области или отдельных предметов.
Престиж данного ОУ будет поддержан в ходе функционирования ОУ в стабильном режиме. Развитие происходит эволюционно, изменения проводятся от хорошего к лучшему.
Исходными характеристиками элитарной модели: ресурсное обеспечение - подбор высоко профессиональных кадров; высокий уровень оснащения материально-технической базы ОУ; конкурсный отбор состава учащихся.
Одно из главных условий - постоянное подтверждение престижа конкретного ОУ.
Модель 2. Концептуальное престижное ОУ. В условиях развития образования данная модель ОУ является самой распространенной. Процесс создания ОУ ориентирован на базовый стандарт. С выходом Закона РФ «Об образовании» (1992) каждому ОУ предоставлена возможность в определении своего предназначения в обществе. Миссия конкретного ОУ является одним из решающих условий проявления индивидуальности педагогического коллектива. Миссия школы - это принятое коллективно и в добровольном порядке хорошо продуманное и взвешенное решение о призвании, предназначении данного ОУ. Миссия - это главный ориентир в построении целостной модели школы. Концептуальная модель престижного ОУ ориентирована на инновационные процессы, ОЭР, которые являются неотъемлемой чертой развития современной модели концептуального престижного ОУ. Рост вариативности престижных ОУ является результатом и проявлением прогрессивной эволюции. Культурно-образовательное пространство - сложное структурное объединение множества функциональных подсистем единой цели, отличающее ОУ (модели 2) от массовой школы, обеспечивающее оптимальные условия для развития личности. Концепция - это набор педагогических идей, характеристика ценностей; система взглядов, процессов, замыслов. Концептуальные положения, лежащие в основе стратегии развития ОУ могут отражать различные аспекты теории и практики современной педагогической жизни: ценность инициативы, свободный поиск учителей и учащихся, нестандартный подход к стимулированию творческих сил учащихся; Идеи создания эмоционально стимулирующей учебной среды, развития инициативности и творчества учащихся, создания позитивной теплой обстановки в школе, изменения роли и позиции учителя в школе, возможности у учащихся выбора "познавательных альтернатив" и максимального использования собственного потенциала. Выявление объединяющей идеи для всех заинтересованных лиц - определяет волю к согласию и сотрудничеству.
Модель 3. Номинальная модель престижного ОУ - относится к ОУ уже зарекомендовавшим себя как престижные, но в силу изменившихся обстоятельств (снизилась востребованность в обществе выпускников данного ОУ, изменился состав педколлектива, руководства, ухудшилась материально- техническая база или изменился статус ...) потеряли значение престижа.. В таком педагогическом коллективе наблюдается стагнация («неподвижность»), в развитие надо «вдохнуть силы», чтобы вновь начался процесс становления престижа ОУ. В широком смысле престижность ОУ определяется степенью достижения поставленных целей. Критерии оценки того, в какой мере школа выполняет свои функции.
После выхода Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) выверенной и научно-обоснованной классификации ОУ еще не существовало, это выразилось в повсеместном открытии самых разнообразных ОУ. В условиях Петербурга перемены выразились в появлении новых видов образовательных учреждений, дифференциации образовательных программ и расширении возможности их выбора. Реформирование системы образования в соответствии с запросами родителей потребовало изменения всей сети образовательных учреждений. Стихийное развитие сети ОУ могло привести к ненужным деформациям, к ограничению прав личности на полноценное образование.
Петербургская школа в 1991-1996 годах отличалась высокой динамичностью и устойчивостью развития. Школы нового вида накопили значительный и многообразный опыт, нуждающийся в систематизации, обобщении и теоретическом обосновании. Расширяется многообразие ОУ, новый облик ОУ. появляется реальная возможность выбора ОУ, в соответствии с интересами ребенка и семьи.
Наряду с несомненными успехами в становлении элитарных ОУ, наметился ряд нерешенных проблем. В процессе обновления школьного образования не удалось избежать ошибок. Бум, связанный с созданием новых моделей школ, в ряде случаев способствовал появлению гимназий и лицеев, которые таковыми являлись формально, поскольку не обладали необходимым кадровым, материально-техническим и программно- методическим потенциалом. В ряде случаев инициаторы создания новых типов учебных заведений в своей практике копировали западные образцы школ и технологий без учета социальных особенностей, что, в конечном счете, вызвало оправданную критику такой практики.
Современной образовательной системе Санкт- Петербурга, престижные ОУ являются не столько типовыми ОУ, сколько экспериментальными площадками, где отрабатывается новое содержание образования, апробируются прогрессивные педагогические технологии.
Принято считать, что гимназии и лицеи - это ОУ повышенного статуса, предназначенные для обучения детей, склонных к умственной деятельности, внутренне мотивированных на продолжение обучения. Опыт показывает, главное, что отличает гимназии и лицеи от других видов ОУ - особая философия, ценности, цели и образ выпускника. Информационный запрос родителей о состоянии, возможностях и перспективах развития современной школы был связан с надеждами продолжения образования в высших учебных заведениях, поскольку неопределенность лишает родителей возможности аргументировано предъявлять требования к ребенку.
Одним из главных условий становления престижа ОУ является постоянное подтверждение престижа конкретного ОУ.
«Престиж образовательного учреждения» – это общественное неформальное признание:
- позитивного опыта, лидерства и достижений ОУ; - авторитет
- объективной оценки, уважения, имеющего приоритет и высокую популярность среди участников образовательного процесса; - уважение
- социального показателя статуса ОУ;
- значимого влияния на других, эквивалентного положительному реноме;
Престиж
Франц. prestige авторитет, влияние, уважение .
Имидж
Англ. image, образ - целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально- психологическое воздействие на кого-либо в целях популярности, рекламы.
Влияние
Действие, оказываемое кем-чем-либо на кого-то. воздействие; большое, немалое, значительное, сильное, глубокое, серьезное, недостаточное, определенное, заметное, ощутимое, решающее, несомненное, бесспорное, постоянное, хорошее, благотворное, непосредственное, идеологическое.
Авторитет
- Нем. Autorität; власть, влияние; Общепризнанное значение, влияние, признание. Пользующийся авторитетом, заслуживающий безусловного доверия. Понятие авторитет относится также к статусу - должности, званию, организации и т.д. В этом смысле понятие авторитет сходно с понятием престиж и лидерство.
Лидер
Лидерство (англ. leader - ведущий, руководитель) один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом, сущность которого составляют отношения доминирования и подчинения. Термин «лидер» имеет два значения: 1) индивид, обладающий наиболее ярко выраженными качествами, «полезными» для данной группы, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной; 2) лицо, за которым данное сообщество признает право принимать решения, наиболее значимые с точки зрения группового интереса. Оно способно сплачивать, объединять людей для достижения целей.
Оценка (Рейтинг)
- Рейтинг (англ. rating- оценка, положение, ранг) - числовой показатель уровня деятельности учреждения, организации или отдельной личности; обосновывается итогами голосования, социологического опроса, анкетирования или результатами каких- либо достижений.
Реноме
- Фр. renommee- репутация, установившееся мнение о ком-либо, о чем-либо, репутация.
Результат
Лат. resultatus - конечный итог (каких-то действий, явлений, развития); хороший, прекрасный, (не) плохой высокий, интересный, значительный, блестящий, удовлетворительный, обнадеживающий, положительный, отрицательный, плачевный, печальный, отрадный, скромный, неожиданный, предварительный, окончательный.
Достижение
Положительный результат работы, деятельности; успех. Большое, значительное, крупное, огромное, важное, выдающееся, несомненное, сомнительное, научное, спортивное, последнее .
Приоритет
Нем. Priorität, лат. Prior- первый;
Первенство по времени в научном открытии; преобладающее, первоочередное значение чего-либо.
Статус
Лат. status- ипостась - положение - состояние субъекта в модели - системе - социума, межличностных отношений-корреляций, которая дефиницирует его обязанности - права - нормы - привилегии - прерогативы; в различных ситуациях социума, а также в различных группах- альянсах, любой субъект может сугубо дифференциальный статус, а генерально-онтологическо- социальными модальностями - характеристиками статуса являются престиж-реноме- имидж - авторитет - лидерство субъекта, как специфическо - онтологическо - социальные мерила- критерии- оценки-признания другими индивидами заслуг-привилегий- достоинств какого-либо субъекта.
Уважение
- Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п.; уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам, чувствам других людей .
Признание
- Оценка по достоинству, положительное отношение со стороны; пользующийся общим признанием; согласиться по внешнему признаку; согласиться считать законным. Общественное уважение, положительная оценка; слова признающегося в чем-либо.
Несмотря на все существующие противоречия и проблемы, необходимо отметить, что возрождение гимназического образования - это реальный свершившийся факт. Это глубокий социально-педагогический процесс, который исторически закономерен и практически целесообразен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/31/picture-68218-1438341746.jpg)
Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.
В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/27/picture-96889-1501136821.jpg)
Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"
В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-99162-1352218875.jpg)
Статья "Коррекционное образование не вошло в приоритетный национальный проект"
В нашей стране трудами нескольких поколений ученых, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-99162-1352218875.jpg)
Статья "Коррекционное образование не вошло в приоритетный национальный проект"
В нашей стране трудами нескольких поколений ученых, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-141456-1352581984.jpg)
Научная статья ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Пособие для учителей. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. . Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей це...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503811-1413913127.jpg)
Статья "Инклюзивное образование – стратегическое направление современного образования в соответствии с требованиями ФГОС"
В статье раскрыты законодательная база, цель, принципы, специальные условия, необходимые для успешного развития системы инклюзивного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-857469-1484657708.jpg)
Статья "Информационное образование как составная часть технологического образования"
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯГончар Е.В., Малахова И.С.,КГБПОУ «Назаровский энергостроительный техникум», г. Назарово, Российская ФедерацияСис...