Использование педагогических современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС
учебно-методический материал

Перебоева Ольга Васильевна

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Поэтому, сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?».  В свое время немецкий педагог А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить». Современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботится о его становлении и утверждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

Задачи, которые были поставлены передо мной:

·        сформировать у учащихся базовые знания по истории и обществознанию;

·        способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма;

·        формировать исторически грамотную, креативную, самостоятельную, ответственную и социально-активную личность;

развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно,      творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx51.19 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 42 пгт. Шерловая Гора Перебоевой О.В. по теме

 «Использование педагогических современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС»

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Поэтому, сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?».  В свое время немецкий педагог А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить». Современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботится о его становлении и утверждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

Задачи, которые были поставлены передо мной:

  • сформировать у учащихся базовые знания по истории и обществознанию;
  • способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма;        
  • формировать исторически грамотную, креативную, самостоятельную, ответственную и социально-активную личность;
  • развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно,         творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.                                                

Чтобы решить эти задачи, необходимо было скорректировать содержание и методы преподавания.  В этом мне помогло использование  инновационных технологий, которые   призваны решить данные задачи и способствовать личностному развитию ребенка.

Я поделюсь опытом своей работы по использованию современных технологий на уроках истории и обществознания. В своей работе я использую технологию проблемно-диалогического обучения.  Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

  • создание проблемной ситуации,
  • формулирование учебной проблемы,
  • актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
  • поиск решения проблемы, открытие нового знания,
  • применение нового знания,
  • выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций. Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций? Это вопросно-ответная форма.  В активизации познавательной деятельности вопросы имеют большое значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации. Например: на уроке истории в 5 классе по теме «Падение Римской империи» при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: «Удар республике наносят рабовладельцы». Я им говорю, что это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации. Таким образом, мы видим, что проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

Следующий пример: урок по теме «Внутренняя политика Александра-1 в 1801-1806 г.» (Этап мотивации)

Опережающее домашнее задание: Найти высказывания известных людей об императоре Александре 1.

На уроке учащиеся читают записанные заранее высказывания об Александре I , а учитель фиксирует на доске или экране. Например:

  •  « Дней Александровых прекрасное начало» А. С. Пушкин
  • «Довольно ребячиться, ступайте царствовать и покажитесь гвардии» граф Пален.
  • «Сфинкс, не разгаданный до гроба» Вяземский
  • «Ваша душа – лучшая конституция для вашего народа» – Госпожа Де Сталь
  • Под Аустерлицем он бежал, в двенадцатом году дрожал» А.С.Пушкин
  • «Был воспитан хлопотливо, но не хорошо именно потому, что слишком хлопотливо» В. Ключевский.
  • «В лице и в жизни Арлекин» А. С. Пушкин .

После этого задаю ребятам вопрос:  Как вы думаете, почему такие противоречивые взгляды о нем?

Предположительно, что учащиеся начнут говорить об ожидаемых реформах в обществе, затруднятся ответить, готов был император к реформам или нет.

И тогда я им говорю: « На этот вопрос мы сможем ответить,  когда изучим период правления императора».

После этого ставлю еще вопрос:  Если бы вы правили страной в нач. XIX века, то, какие мероприятия провели? Высказываются мнения.

Примеры проблемных заданий в 10 классе:

  1. А.С.Пушкин в беседе с М.М.Сперанским в начале апреля 1834 года дал такое сравнение его деятельности с деятельностью А.А.Аракчеева: « Сперанский и Аракчеев стоят в дверях противоположных, как гении Зла и Блага». А через три недели поэт с сожалением писал о смерти графа Аракчеева, так как не мог с ним «видеться и наговориться». Что это – принцип «о покойниках плохо не говорят» или что-то другое?
  2. Подготовку судебного процесса по делу декабристов Николай Первый начал уже в январе 1826 года, когда следствие было еще в разгаре. К этому времени в распоряжении императора находились показания декабристов о причастности к заговору М.М.Сперанского.  И тем не менее Николай Первый привлек Сперанского к разработке процедуры суда над восставшими. Почему?

Не менее важным является использование технологии работы с текстом. Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.

  • Цель технологии – полное понимание текстов .
  • Средство – три этапа работы с любым текстом:
  • до чтения текста  просмотровое чтение;
  • во время чтения текста  изучающее чтение;
  • после чтения текста – рефлексивное чтение, вопросы.

Например, дается текст российского  философа В. Ю. Сморгунова, его размышления о связи политических знаний и политического действия:

«Все политические действия имеют политический смысл, они умышленны, хотя содержат и бессознательный компонент. Однако осознанность политических действий не всегда свидетельствует об их конструктивности, адекватности существующей политической ситуации, верном отражении субъектом политического действия собственных потребностей и политических интересов, правильном учете политических интересов других политических субъектов.

Субъект политического действия в своей политической практике может полагаться не на самостоятельно проведенное исследование политической жизни, не на собственную политическую оценку, а на усвоенную из другого гносеологического источника политическую информацию. Возможно также и несовпадение между декларируемыми целями, сознательно маскирующими реальный смысл политических мотивов, и теми политическими идеями, которые реально руководят деятельностью политических субъектов. Подобная ситуация встречается и в случае неразвитости политического мышления участника политического процесса, не осознающего противоречий между мышлением и практикой...

Политические отношения, политика в целом, властные структуры призваны рационализировать общественную жизнь в интересах достижения общественного согласия. Именно поэтому политическое знание воплощается в политических решениях. Политическое решение как интеллектуально-волевое образование демонстрирует собой тот пусковой механизм, который превращает интеллектуальную деятельность в практические поступки. Здесь мир духовный смыкается с миром реальным, практическим. Здесь мы видим, как человек политический превращается из человека знающего и желающего в человека могущего, действительно реализующего свои интересы. Эта реализация интересов только и возможна в разнообразных формах политического».

Изучая текст, учащиеся должны ответить на ряд вопросов, вот некоторые из них:

1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности?

2) К чему ведет использование неверной информации?

3) Как человек знающий превращается в человека могущего? И т.д

Все мы с вами знаем, что ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться. Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.

Например: изучая тему “Франция в XVIII в.», в учебнике читаем «…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?». Чтобы ответить на этот вопрос, ребята работают с текстом.

Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство для развития активной познавательной деятельности ученика.

Технология развития критического мышления (ТРКМ).  

ТРКМ «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.  Применение данной технологии на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников. Здесь я более подробно по вашей просьбе остановлюсь. Как построить урок на основе технологии развития критического мышления. Возьмем урок в 7 классе по теме «Дворцовые перевороты».

Ход урока

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация познавательной деятельности учащихся.

Фронтальный опрос.

1. Вспомните и назовите имена выдающихся людей, внесших вклад в развитие России в первой четверти XVIII века.

2. Какие задачи во внутренней и внешней политике стояли перед страной?

3. Были ли решены эти задачи?  

Работа по карте.

1. Покажите на карте территории, которые приобрела Россия в эпоху правления Петра I.

2. Найдите на карте промышленные предприятия, основанные в конце XVII-первой четверти XVIII веков.

3. Найдите и покажите на карте наиболее крупные центры ремесла и торговли, укажите места проведения ярмарок.

3. Изучение нового материала.

3.1. Стадия вызова.

 Приём «Понятийное колесо».  

Учитель:

Мы познакомились с эпохой правления Петра I. Это время было переломным в истории нашей страны, которая стала отныне Империей. Император оказался под давлением политических группировок, 1725 – 1762 – время, когда гвардейские полки решали судьбу страны на годы вперед.  

«Эпохой дворцовых переворотов» этот период называют не только из-за частой смены правителей, но и потому, что тысячи людей не были уверены в своем завтрашнем дне.

Петр I не успел назначить на престол наследника, правами обладали его внук Петр (сын Алексея), жена Екатерина, дочери Анна и Елизавета.                                    

На стадии вызова учащимся предлагается проблемное задание для прогнозирования и лучшего видения изучаемого понятия. Для воссоздания в памяти имеющихся представлений о данном направлении.

Проблемное задание.

Учитель:

За 37 лет с 1725г. по 1762г. на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным? Ответы детей заносятся в «Понятийное колесо» 

Подводя итоги построения «Понятийного колеса», хаотичное «колесо» выстраивается в стройную логическую цепочку, которая составляет понятие Дворцовые перевороты

Приём «Фишбоун». 

Данный пример позволяет выявить причинно – следственные связи изучаемой темы, факта, события.

Слушая рассказ учителя, и работая с текстом учебника на страницах 146-147,                      §20-21 ученики самостоятельно составляют схему «фишбоуна» и записывают в тетрадь

Схема «фишбоуна» представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Учитель:

Вывод: Пётр I создал разветвлённый административный аппарат. Следствие этого - самый слабый монарх или младенец мог править империей опираясь на этот аппарат. Император становился игрушкой – марионеткой в руках политических сил. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки. Были способны за одну ночь решить судьбу Российской империи и выбрать, для себя, удобную кандидатуру правителя.

3.2. Стадия осмысления.

Приём «Лекция».

Лекция Дворцовые перевороты. Учитель образно представляет время дворцовых переворотов, опираясь на презентационный материал.

Материал лекции усиливает и дополняет содержание учебника и помогает ученику осмыслить данную тему (10 минут).

После лекции использую приём ТРКМ «Чтение со стопами» и «Инсерт» - чтение с пометками (8 минут). Учащиеся читают текст определенными кусками, на которые учитель разбил его заранее, и используют приём «Инсерт»  («v» - уже знал,  «+» - новое, « - » - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы).

 После прочтения одного эпизода текса отвечаю на вопросы учеников (по тексту), если такие есть, затем обсуждает второй фрагмент. Когда весь текст, прочитан, задаю вопросы для стимулирования критического мышления. Должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.

Вопросы:

  • Чем были вызваны частые дворцовые перевороты?
  • Какими моральными качествами обладали российские монархи времён дворцовых переворотов?
  • Кто из российских монархов времени дворцовых переворотов выражал национальные интересы, а кто нет? Ответ аргументируйте.
  • Почему гвардейские полки были основной силой дворцовых переворотов?

В тетради начертите таблицу из трех колонок (правитель, когда правил, на кого опирался).

3.3. Стадия рефлексии:

Приём «Сводная таблица». 

Работа с таблицей и обсуждение отдельных моментов с учителем.

Учитель.

Екатерина I (1725-1727 гг.) Алексеевна, супруга Петра I опиралась на гвардейские полки, сподвижников Петра, Верховный тайный совет 

Петр II Алексеевич (1727-1730 гг.), внук Петра I опирался на гвардейские полки, князей Долгоруких, Верховный тайный совет. Меншиков хотел выдать за него свою дочь Марию С какой целью Меншиков хотел выдать свою дочь за Петра II?

Примерный ответ ученика: 

-   Меншиков хотел получить контроль над императором.

Учитель.

1727 г. – в результате заговора Меншикова отправили в ссылку. Невестой Петра II стала Екатерина Долгорукая, его ограждали от государственных дел, развлекали охотой, пирами. На охоте царь простудился и умер в день бракосочетания.

Учитель.

Анна Иоанновна, (1730-1740) герцогиня Курляндская, дочь царя Ивана V, брата Петра I опиралась на Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, Остерманом и Минихом, Тайную канцелярию.                                                                                             

Учитель.

Иоанн VI Антонович, (1740-1741 гг.) - внучатый племянник Петра I и Анна Леопольдовна, его мать и дочь племянницы Петра I стали во главе страны, но были низложены гвардейскими полками. После переворота оказались в тюрьме, Бирона сослали.

 Как вы считаете, почему Иван Антонович не удержался не престоле?  

Примерный ответ ученика:

-  опирались на немецкое дворянство.

Учитель:

В результате переворота к власти пришла Елизавета, дочь Петра I.(1741-1761) Управляла через фаворитов Разумовского, Бестужева-Рюмина, Воронцова. Назначила преемником своего племянника Петра Федоровича, женила его на принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской (будущая Екатерина II)

Примерный ответ ученика:

-   она опиралась на гвардейские полки.

Учитель:

Петр III Федорович (1761-1762), внук Петра I. Правил 186 дней, пренебрегал русскими обычаями, говорили о нем разное: «ненавистник всего русского», «ничтожнейший человек», но неутомимый и добрый. Как вы относитесь к Петру III?                                                                                                                  

Примерный ответ ученика:

-  был низложен гвардейскими полками, был арестован 28 июня 1762 г. и убит.

Учитель:

Екатерина Алексеевна (1762-1796 гг.) в результате 5 –го заговора пришла к власти.                                                                                                          

Назовите наиболее яркие черты изучаемого периода.

Примерный ответ ученика: 

-  частая смена правителей, усиление влияния гвардии, придворных кругов, фаворитов.

4. Закрепление

Беседа.

- Чем была вызвана частая смена правителей?

- Кто из правителей вам запомнился больше и почему именно?

- Почему гвардейские полки были основной силой переворотов?

- С вашей точки зрения, кто из монархов того времени выражал национальные интересы России?

5. Подведение итогов

Итак, эпоха дворцовых переворотов была одной из самых непростых в истории России. Она ознаменовалась постоянной борьбой за власть между различными дворянскими группировками.

6. Домашнее задание

Выучить § 27 учебника, повторить записи в тетради, даты и понятия.    

Технология предлагает разнообразный набор приемов работы:

Технологические

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Использую прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали» (ЗХУ) Для этого делим доску на 3 широкие колонки, озаглавленные: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».  Уже известные сведения заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.

Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Фараоны – правители Египта

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

Для разнообразия урока  я использую прием «Верные - неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Пример:

  • вельмож хоронили в гробницах (да);
  • обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
  • фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
  • вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
  • вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
  • вельможа не работал (нет).
  • вельможа носил много украшений (да);

Часто на этапе рефлексии использую Синквейн. Например в 5 классе по теме «Древний Египет». Примеры работ обучающихся:

Египет

Жаркий, плодородный

Занимаются, разливается, роют

Египет – дар Нила

Земледелие.

На уроке истории по теме «Религия древних греков» использую физкультминутку  «да/нет»

 Отвечая на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» - поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).

Устная викторина на уроке

  • Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)
  •  Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет)
  • Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)
  • Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.)
  •  Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)
  • Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)

Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они  задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

  • Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
  • Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

Проектная деятельность

  • Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
  • Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
  • Формулирование цели и задач деятельности.
  • Составление плана и программы.
  • Выполнение плана.
  • Презентация готового продукта.

Тема урока: «Свобода в деятельности человека»

  • Стадия размышления ( рефлексия). На этой стадии урока я предлагаю классу задание: « Впишите в соответствующую колонку таблицы понятия: ответственность, независимость от чужой воли, возможность реализовать любое желание, строгое соблюдение законов, уважение прав других людей, совесть, взаимопонимание, сила воли, способность к самоограничению».

 Понятия связанные со «свободой»

Понятия не связанные со « свободой»

Игровые технологии

  • Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:
  • осваиваются правила поведения и роли в группе;
  • рассматриваются возможности самих групп;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности , отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
  • Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Виды деловых игр

  • Игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней.
  • Игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности.
  • Игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.
  • Игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.

Примеры: Деловая игра «Формируем политическую партию»

Цели:

  • Закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»
  • Повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности
  • Формирование активной жизненной позиции
  • Задания группам:
  • Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)
  • Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)
  • Интересы каких социальных групп представляет партия
  • Цели и задачи партии
  • Политические средства выбранные вашей партией (почему эти)
  • Каковы политические методы вашей партии (почему такие)

Деловая игра : « Я предприниматель»

Цели:

  • Закрепить знания учащихся о предпринимательском праве.
  • Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности.
  • Выработка умений применять свои знания на практике.
  • Формирование умений работы в группе.

Задание №1

  • Придумайте название фирмы.
  • Какой товар она должна производить?
  • Нарисуйте рекламу вашего товара.
  • Изобразите    рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.

Задание №2

  • Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму?
  • Последовательно опишите ваши действия.

Задание №3

  • Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
  • Опишите его.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности на современном этапе стали педагогическим инструментом в информационно насыщенном, стремительно меняющемся мире.  Использование ИКТ на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности – на элективных, факультативных курсах, при проведении исторических гостиных, а также конкурсов, олимпиад по истории и обществознанию, подготовке к Единому государственному экзамену, позволяет повысить уровень производительности труда учащихся на уроке, установить межпредметные связи.

Также в своей работе использую и здоровьесберегающие технологии, которые способствуют снижению утомления школьников. Это и дидактические игры, физкультминутки, смена вида занятий, групповая  и парная работа, создание благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха для ученика и другие.

Конечно, я не со всеми современными технологиями вас познакомила

     Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания  позволяют мне сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Использование современных технологий в образовательном процессе"

В настоящее время общество изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были спосо...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Использование современных технологий в образовательном процессе

Какие технологии в нашем совремменом мире наиболее результативны? На этот вопрос пытается ответить каждый учитель....

Эффективные технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?Конечно же - у...

Выступление на педагогическом совете по теме "Эффективные технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС"

Современное образование переходит от предоставления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков к овладению обучающимися реальными видами деятельности. Это требует существенных изменений деят...

Использование педагогических современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы...