Реализация современных образовательных технологий
опыты и эксперименты

Перебоева Ольга Васильевна

  Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по истории и обществознанию.

 На своих уроках стала использовать в процессе обучения новые технологии, которые позволяют не только создавать условия для смены видов деятельности обучающихся, но и реализовать принципы здоровье- сбережения.

 В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология;
  • Технология развития критического мышления;
  • Проектная технология;
  • Кейс – технология;
  • Технология проблемного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология развивающего обучения;
  • Модульная технология;
  • Игровые технологии;
  • Технология интегрированного обучения;
  • Технология мастерских;
  • Групповые технологии;
  • Технологии уровневой дифференциации;
  • Педагогика сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

             

Реализация современных образовательных технологии.

  Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по истории и обществознанию.

 На своих уроках стала использовать в процессе обучения новые технологии, которые позволяют не только создавать условия для смены видов деятельности обучающихся, но и реализовать принципы здоровье- сбережения.

 В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология;
  • Технология развития критического мышления;
  • Проектная технология;
  • Кейс – технология;
  • Технология проблемного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология развивающего обучения;
  • Модульная технология;
  • Игровые технологии;
  • Технология интегрированного обучения;
  • Технология мастерских;
  • Групповые технологии;
  • Технологии уровневой дифференциации;
  • Педагогика сотрудничества.

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

В качестве основных целей использования ИКТ на уроках истории можно выделить следующие:

  1. использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению истории. В данном случае целесообразно использовать анимации, кино-уроки, картинное описание, составление кроссвордов, ребусов и многое другое.
  2. повышение темпа урока, что обеспечивается уже готовыми иллюстрациями, картами и заданиями;
  3. увеличение объёма самостоятельной работы учащихся, в данном случае на уроке учитель может совмещать дополнительный материал с материалом учебника, а также использовать тезисы из различных источников и дать учащимся возможность согласиться с ними или опровергнуть с применением доказательств. На основе личного опыта можно посоветовать использовать задание на нахождение ошибок, это очень стимулирует познавательный интерес учащихся.
  4. создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся.
  5. использование проблемных, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.
  6. реализация межпредметных связей, причем это можно сделать практически по любой теме с различными предметами;
  7. увеличение доли проектной работы учащихся и учителей.

Применение ИКТ оказывает неоценимую помощь учителю в проверке знаний, умений и навыков; в организации закрепления полученных на уроке знаний; в экономии времени; в возможности эмоционально и образно подать материал.

Модели информатизации образовательного процесса самые разные – это мультимедийные презентации; Флеш-фильмы, работа с готовыми электронными изданиями; анимационные карты; интерактивные тесты и тренажеры по истории и обществознанию 5-11 кл.  

Также использую информационные технологии во внеурочной деятельности: провожу различные игры, викторины, КВН. В современной системе образования цели обучения и воспитания — едины. Рамки урока узки, поэтому внеурочная деятельность важна для раскрытия возможностей каждого ребенка. Таким образом, внеурочная деятельность или внеклассная работа играет большую роль в воспитании учащихся и работе с одаренными детьми. Каждый год помогаю ребятам подготовить научно-исследовательскую работу. В рамках школы, обучающиеся активно занимаются научно-исследовательской деятельностью по истории, обществознанию и краеведению. Результаты исследовательской деятельности оформляются в исследовательских и проектных работ, которые проходят апробацию на научно-практических конференциях, конкурсах и мероприятиях различного уровня.

В своей работе использую и проектную технологию, цель которой - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Например на уроке обществознания по теме «

Примеры применения технологии на уроках истории и обществознания

Пример1. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 11 класс). Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.

Пример2Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма». В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров». Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров». Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа. Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.

Пример3. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района. Работа шла по трем направлениям: 1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района; 2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края; 3) историческое просвещение детей и родителей.

           Технология критического мышления

 Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

 Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

· На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

· На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

· Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

 

Вызов 

 Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

 Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

 Коммуникационная

(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания 

 Информационная(получение новой информации по теме)

Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия 

 Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

 Информационная(приобретение нового знания)

 Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

 Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,

оценка процесса)

 

 Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём « Перекрёстная дискуссия»

Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:

• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)

• Дерево предсказаний

• Ключевые слова

• Перепутанные логические цепочки

• Верные и неверные утверждения

• Вводный вопрос

Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:

• Вопросительные слова

• Тонкие и толстые вопросы

• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)

• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)

• Создание кластера

• Корзина фактов

Приемы работы с текстом на стадии Содержания

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:

• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)

• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)

Организация информации с помощью схем:

• Кластер

• Фишбоун

• Понятийное колесо

• Граф

• Денотатный граф

• Пирамида

• Лестница

• Цепочка

• Лекция-визуализация

Организация и осмысление информации с помощью таблиц:

• Сводная таблица

• Т – таблица

• Сюжетная таблица

• Таблица для перекрестной дискуссии

• ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

• Таблица «Синтез»

• Мышление под прямым углом

• Бортовой журнал

 Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:

• Чтение с остановками (с прогнозированием)

• Продвинутая лекция

Приемы организации рефлексии на стадии Размышления

Устные формы рефлексии:

• Беседа по пометкам

• Беседа по вопросам

• Интервью участника событий

Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):

• Резюме

• Эссе

• Синквейн

• Диаманта

• Хокку

• Телеграмма

• Благодарность

• РАФТ

Графические формы рефлексии:

• Образ темы

• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)

• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»)

Примеры использования технологии на уроках истории и обществознания

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” (слайды ). Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок обществознания в 8 классе по теме: “Что такое общество”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах.

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

Стадия осмысления

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием“Инсерт” ).

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

Пример: Урок истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”

Цель урока: создать условия для формирования знаний о Великих географических открытиях и их последствиях.

Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.

Прием “Кластеры” (слайды 13, 14)

Кластеры или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.

 1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

 2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

 3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").

 4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.

Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

Другим графическим способом представления изученной информации является прием “Фишбоун” (слайды ).

Данный пример позволяет выявить причинно– следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Пример: Урок истории в 6 классе по теме “Феодальная раздробленность на Руси”.

Цель урока: создать условия для усвоения сущности, причин и последствий феодальной раздробленности на Руси.

Схему фишбоуна заранее раздаем ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняем шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Стадия Рефлексия

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) (слайды )

“П+”

Позитивный характер

“М– ”

Негативный характер

“И”

Интересно

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Пример.Урок по теме: Научно– технический прогресс. (11 класс). Обществознание.

Цель: создать условия для усвоения знаний учащимися о НТП и его положительной и отрицательной роли для человечества.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна.

Диаманта (слайды ) – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты

2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты

3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению

4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)

5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму

6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму)

7-я строка – существительное, антоним теме.

Синквейн (слайды )является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Приемы, используемые на стадии рефлексии:

• Резюме (Я понял(а), что…).

• Кластер;

• Возврат к ключевым словам;

• Устный круглый стол;

• Различные виды дискуссий;

• Написание творческих работ;

Эссе,

сочинение-рассуждение После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему.Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.

Сюжетная таблица Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста: Кто что когда где почему

«Дерево предсказаний»Этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол» дерева – это тема, «листочки» – прогнозы, «веточки» - аргументы.

«Техника постановки вопросов»или тонкий и толстый вопросВопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

Тонкие вопросы»

• Кто…Что…Когда…

• «Толстые вопросы»

• Согласны ли вы… Верно ли…

• Дайте объяснение почему…

• Почему вы думаете…

 Почему вы считаете…

 В чем разница…

Предложите, что будет, если…

  • Шесть шляп мышления

«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

 Белая – перечень фактов.

 Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

 Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.

Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

Исследование по отдельным вопросам

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:

– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;

– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Что даёт технология развития критического мышления ученику

 повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт технология развития критического мышления учителю

умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

                 

                         Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 Классификация педагогических игр

1. По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3. По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4. По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5. По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

 Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

 В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность
  •  активизируется мыслительная деятельность
  •  самопроизвольно запоминаются сведения
  • формируется ассоциативное запоминание
  • усиливается мотивация к изучению предмета

 Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Примеры использования игровых технологий на уроках истории и обществознания.

Наиболее употребительны в образовательной практике такие виды игр, как «составь слово», «два слова из одного», метаграмы, шарады, ребусы, кроссворды, деловые игры. Пример игры имеется.

ПРАВОВАЯ ИГРА «Всеобщая Декларация прав человека».

Твоя свобода размахивать кулаками

Ограничена носом твоего соседа.

 Английская пословица

Цели: закрепить представление учащихся о правах человека как о социальной ценности и назначении Всеобщей декларации прав человека.

Форма проведения– поэтапная игра с элементами беседы.

Ход урока.

Образовано 2 группы.

Задание 1.

Подобрать слова-ассоциации к словосочетанию «права человека».

Совместно даем определение: Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

 Кроме прав существуют и обязанности. Без обязанностей не может быть и прав.

Совокупность прав и обязанностей составляют – правовой статус. Можно вывести формулу: ПРАВОВОЙ СТАТУС = права, свободы + обязанности (зафиксированы в Конституции РФ, Семейном кодексе).

Задание 2.

Вопросы по группам:

а) Кто должен регулировать отношения человека и государства?

б) Кто кому служит: государство человеку или человек государству?

в) Все ли помнят, что правовой статус состоит из прав и обязанностей?

г) В нашем государстве, какой документ регламентирует отношения человека и государства?

А теперь перейдем к основному документу, с которого и начались наши с вами права. Это, конечно же, Декларация прав человека. Предлагаю выбрать группу, кто хорошо рисует и развита фантазия для выполнения:

Задания7. Агитплакат «Защити себя». Нарисовать плакат, призывающий граждан к активной защите своих прав. И составьте коллаж «Мир моих прав». Предлагаются газеты и журналы. Нужно найти картинки по правам человека, статьи о нарушении прав человека, статьи о защите прав человека.

И, следующее, задание которое мы с вами выполним это конкурс капитанов.

Задание 3.Капитаны команд отвечают на вопросы «да» или «нет».

1. С возникновением права возникает новый ориентир для определения рамок дозволенного? (да)

2. В эпоху просвещения была создана теория естественных прав человека? (да)

3. Первым сформулировал идеи, о естественных правах Дени Дидро? (нет)

4. Джон Локк считал, что закон ограничит власть королей и заставит их выполнять свои обязанности по защите прав. (да)

5. Джон Локк впервые сформулировал идеи о естественных правах. (да)

6. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. (да)

7. Джон Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека. (да)

8. Жан Жак Руссо развивал теорию божественного происхождения права. (нет)

9. Руссо считал, что только король призван защищать каждого в отдельности и всех вместе. (нет)

10. Жан Мелье сказал, что «человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» (нет)

11. Жан Мелье в «завещании» писал: «Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле…» (да)

12. Дени Дидро утверждал, что главная цель государства – в обеспечении неотъемленных прав граждан и их счастье. (да)

13. Демократия означает народовластие. (да)

14. Право и закон – это одно и тоже. (нет)

15. 10 декабря 1948г. Была принята Всеобщая декларация прав человека.(да)

16. В статье 1 Устава ООН провозглашались цели ООН.(да)

17. Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами ее подписавшими. (нет)

18. Пакт – это документ, возлагающий на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (да)

19. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства. (да)

20.В Декларации указано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». (да)

21. Право на свободу и личную неприкосновенность проявляется в том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию и изгнанию».(да)

22. Права человека означают, что каждый человек имеет право ими пользоваться. (да)

23. Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей. (нет)

24. Всеобщая декларация прав человека провозглашает основы права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности. (да)

Задание 4. «Я мыслю – следовательно, я существую».

 Учащиеся должны высказать свою точку зрения. Желательно, чтобы образовалась дискуссия. Участникам предлагается фрагмент из книги А. Усачева «Всеобщая декларация для детей и взрослых».

 Приключения Маленького Человека.

 - Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький человек. – Надо это исправить.

 И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

 Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые

достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться

друг к другу как братья и сестры.

 Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

 - Глупость какая-то написана, - заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…

 - Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

 - Как вы понимаете смысл плаката?

 - Что возразите Маленькому Человеку?

Задание 5.Работа с документами. Ответить на вопросы. Если команда затрудняется отвечать, говорит ответ другая. См. приложения.

Задание 6. Игра «Ступеньки». Изучая международные документы по правам человека, вы познакомились с новыми словами, пополнили свой словарный запас. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем. Вторая половина группы должны записать пять самых важных слов по теме.

Задание 7.Защита плакатов.

Задание 8.Отвечаем на вопросы.

1. Что является главной задачей ООН?

2. Каково значение Всеобщей декларации прав человека?

3. Какие группы прав человека составляет содержание Всеобщей декларации?

4. Каково соотношение прав и обязанностей?

5. Какие договоры входят в билль о правах?

6. Каково основное содержание Международного пакта о гражданских и политических правах?

7. В каком внутригосударственном правовом документе воплощены положения о правах и свободах человека?

8. Когда отмечается день прав человека?

Подводятся итоги и награждения команд участниц.

Проводится рефлексия для команд по итогам игры.

 -Чего ожидали от игры?

 - Понравилось (не понравилось) и почему?

 - Что бы я хотел(а) изменить?

 - Мое личное участие.

Главная задача педагога правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть, прежде всего понятна ученику и легко воспринимаема.

Использование игровых методов дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории и обществознания. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на КМО по теме: «Роль учителя математики в условиях реализации современных образовательных технологий»

Некоторые пути решения проблемы ухудшения математической подготовки школьников...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

"Разработка системы управления реализацией современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС".

В настоящее время в условиях современной образовательной организации методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного об...

Программа реализации современной образовательной технологии на тему «Использование проблемного метода обучения»

Программа реализации современной образовательной технологии на тему «Использование проблемного метода обучения»...