«Технология обеспечения социализации ребенка в учебной и внеклассной деятельности деятельности на примерах уроков СБО» 5-6 класс
статья (5 класс)

Ефимова Марина Валерьевна

Предмет СБО в коррекционной школе является одной из наиболее удобных форм адаптации детей к окружающей жизни. Известно, что в коррекционную школу приходят ученики, совершенно не подготовленные к обучению, вследствие органического поражения головного мозга; зачастую, к тому же, не имеющие жизненно важных навыков, как санитарно-гигиенических, так и самообслуживания, к чему необходимо добавить педагогические ошибки родителей, совершенно не готовых к воспитанию такого ребёнка (это и гиперопека в семье, и нежелание слышать мнение специалистов, и просто отсутствие всякого воспитания).

На примере практической работы нашей школы , известно, что именно здесь ребёнок с ОВЗ получает первые навыки социализации – в осуществлении данных задач предмет СБО имеет первостепенное значение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология обеспечения социализации ребенка в учебной и внеклассной деятельности  деятельности на примерах уроков СБО»

     Предмет СБО в коррекционной школе является одной из наиболее удобных форм адаптации детей к окружающей жизни. Известно, что в коррекционную школу   приходят ученики, совершенно не подготовленные к обучению, вследствие органического поражения головного мозга; зачастую, к тому же, не имеющие жизненно важных навыков, как санитарно-гигиенических, так и самообслуживания, к чему необходимо добавить педагогические ошибки родителей, совершенно не готовых к воспитанию такого ребёнка (это и гиперопека в семье, и нежелание слышать мнение специалистов, и просто отсутствие всякого воспитания).

     На примере практической работы нашей школы  , известно, что  именно здесь ребёнок с ОВЗ получает первые навыки социализации – в  осуществлении данных задач предмет СБО имеет первостепенное значение.

      Состав учащихся нашей школы разнообразен; здесь обучаются  клинически отличающиеся друг от друга категории детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, которая, к тому же, зачастую осложнена поведенческими нарушениями. Отсюда –  основная задача обучения  заключается в подборе таких методов, которые позволят сделать урок интересным, доступным, ярким.

     Данный предмет в коррекционной школе  имеет небольшое методическое обеспечение (методика разработана для среднего и старшего звена) с опорой на дидактические принципы обучения, разработанные для учебных заведений данного вида, Е.Д. Худенко .

      Ведущим здесь является принцип мотивации к учению, который реализуется через использование доступной, яркой наглядности, отвечающей требованиям современной жизни, а также привлечение словесных методов – потешек, стихов, народных песенок, дразнилок, которые так любят дети, а, самое главное – создание атмосферы игры и положительного настроя учащихся.

     Осуществление принципа развития и коррекции высших психических функций, как способа активизации познавательной деятельности  , происходит путём проведения специальных коррекционных упражнений. Например, на уроке по теме «Как вести себя с животными» дети должны в игре «Чудесный мешочек» определить на ощупь животное, показать его среди трафаретов, потом в игре с игрушкой показать, как нужно с ним обращаться.

     На уроке по теме «Уход за одеждой и обувью» в начале урока у доски проводится дидактическая игра «Заплатки» с фигурками Мальвины и Буратино; нужно помочь им отремонтировать одежду, подобрать нужную по размеру заплатку. Далее после вступительной беседы проводится практическая работа: чистка одежды платяной щёткой, протирание обуви мягкой тряпочкой, чистка кремом для обуви (использование такого приёма позволяет учителю, наряду с обучением детей уходу за одеждой, оценить степень развития моторики каждого ребёнка). Следующий этап урока – беседа с иллюстрациями о труде швеи, после чего обучение проводится в игровой форме: игра «Мы – портные» (дети руками вырывают заплатки для «починки» плоскостных изображений одежды и приклеивают их), а также игра «Оденем куклу на прогулку»,  с плоскостными изображениями детей и разных видов одежды.

     Таким образом, реализуем на  уроках пропедевтического периода оба вышеназванных принципа.

     Уроки СБО в 6 классе имеют более сложную тематику, с учётом ранее приобретённых знаний, умений и навыков.

     Ведущим здесь является принцип развития и коррекции высших психических функций, с опорой на включение в урок коррекционных упражнений с использованием нескольких анализаторов. Так, урок по теме «Дорожные знаки» включает складывание пешеходного перехода из белых и чёрных полосок, обводку дорожных знаков красным и синим фломастерами по контуру, вырезание фигурок для дорожных знаков с последующим наклеиванием, – всё вышеперечисленное сопровождается проговариванием.

     Мотивация на уроках СБО во 5-6 м классе поддерживается постоянной похвалой детей, что позволяет применять на некоторых уроках принцип динамичного восприятия, разнообразить типы  уроков, обеспечивать смену видов деятельности (урок-игра «Едем в транспорте», урок-викторина «Правила для пешеходов»), а также разнообразить темы уроков.

     В старшем звене увеличивается объём учебного материала: так, становится возможным проведение продолжительных бесед по иллюстрациям, картинному плану, с привлечением небольшого жизненного опыта учащихся.

     Здесь становится возможной постановка проблемных ситуаций, служащая источником повышения интереса к уроку; применяется развёрнутая словесная оценка ответов детей.

     Решающую роль на уроках СБО   имеет принцип динамичного восприятия – даются задания по степени нарастающей трудности (на уроке по теме «Правила для пешеходов» выбираются  с доски подходящие по теме иллюстрации, составляется рассказ по плану, затем по опорным словам составляются сами правила).

     Принцип продуктивной обработки информации позволяет на данном этапе обучения применять такие методы, как дозированную помощь педагога, и задания, предполагающие самостоятельную обработку информации: так, на уроке по теме «Как сохранить слух» дети составляют поэтапно, по карточкам, правила охраны слуха; на уроке по теме «Виды одежды. Их назначение. Уход за одеждой» подводятся к самостоятельным обобщениям и выводу, когда при предъявлении иллюстраций шкафа, чемодана, корзины и комода нужно сделать вывод, где лучше хранить одежду, и почему.

     

     Мотивация к учению обеспечивается здесь использованием словесных инструкций, понятных детям, созданием условий для самостоятельного «зарабатывания» хорошей отметки, проблемными заданиями, вопросами познавательного плана.

     Способность учащихся выполнять множество различных практических действий позволяет связывать уроки с жизненными ситуациями, решает задачу развития и коррекции высших психических функций: у учащихся 5го класса  более развиты, по сравнению с младшими учениками, механическая и зрительная память; формируется образное мышление; имеются представления об окружающем, а также временные и пространственные; многие слова из пассивного словаря переходят в активный; возрастает объём произвольного внимания, как главного условия развития каждой функции).

     Динамичность восприятия обеспечивается включением упражнений по степени нарастающей трудности, с  применением доминантного анализатора.

     Решающую роль на уроках СБО   играет принцип продуктивной обработки информации, основным методом которого является перенос только что показанного действия на своё индивидуальное задание (например, действие по оказанию первой помощи при получении травмы; тренинг по вызову служб спасения).

     Таким образом, на уроках СБО  коррекционной школы   вида учащиеся, наряду с навыками учебного труда,сельхоз труда,швейного дела, получают навыки, жизненно необходимые для данной категории детей: познают на практике многообразие окружающего мира,  учатся обслуживать себя, культурно вести. Всё это помогает развить их жизненную компетенцию, положить начало формированию положительных привычек, а, в дальнейшем, выполнить главную задачу коррекционной школы – адаптировать к жизни в обществе.Сегодня я хочу предоставить Вашему вниманию классный час «Мы идем в гости».Именно поведение ,навыки, умение правильно вести себя в социуме очень актуальны для наших детей.

     

 Литература:  

  1. Программа повышения квалификации учителей коррекционных школ и классов выравнивания, классов компенсирующего обучения общеобразовательных школ/ Составитель: Худенко Е.Д. ; АНМЦ «Развитие и коррекция» Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» - М., 2002 г.
  2. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида»: Методическое пособие для учителей/ Под ред. А.М.Щербаковой. – М, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».

Из выступления на методическом объединении   учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М....

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе...

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 6 классе

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 6 классе...

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии на примере урока истории в 5 классе

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии на примере урока истории в 5 классе...

Технология формирования приемов учебной работы на примере урока географии в 8 классе по теме: Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

На уроке географии в 8 классе изучается сложная для понимания тема: Атмосферные фронты. Циклоны.Антициклоны. Для более глубокого осознания новых терминов, понимания закономерностей циркуляции воздушны...

Использование приёмов технологии развития критического мышления для детей с ТНР (на примере урока истории в 5 классе)

В данной статье рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления для оптимизации учебного процесса на коррекционно-развивающем уроке (на примере урока истории).Предм...

Когнитивная образовательная технология в преподавании истории на примере урока истории в 6 классе

Когнитивная образовательная технология в преподавании историина примере урока истории в 6 классе...