Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников
методическая разработка

Е.В.Малыгина

«Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников»

Учитель: Малыгина Е.В.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества.

На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать школьников с применением новых информационно - коммуникативных технологий, которые дают богатейшие возможности для развития личности ребёнка. Компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, он стал средством обучения. Компьютер позволяет использовать обучающие электронные продукты в ходе изучения школьниками различных предметов.

Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес учащихся на уроках, повысить качество образования по математике, используя информационно-коммуникативные технологии, ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить учеников к информационной культуре.

Современный урок немыслим теперь без компьютерных технологий. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках математики как средство повышения мотивации обучающихся является актуальной проблемой современного школьного образования.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес, создавая условия для мотивации к изучению предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности её субъектом становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

Проведённый мною анализ педагогической литературы и практики образования показал наличие явного противоречия между необходимостью познавательного интереса учащихся в обучении математике и недостаточной разработанностью методической системы использования информационно-коммуникационных технологий как средства повышения познавательной интереса учащихся в учебном процессе.

Я использую информационные технологии в обучении при:

1) изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы: 1С. Геометрия. 7 класс; мультимедийный репетитор. Математика: полный курс. 7-11 классы; программа презентаций Power Point) и др.;

2) закреплении изложенного материала (тренинг);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

4) самостоятельная работа учащихся (энциклопедии), презентации;

6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление);

7) физминутки;

8) устный счет.

Важным пунктом применения ИКТ становится подготовка к ОГЭ.

Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках математики. Тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме. Если дети затрудняются при ответе на какой-либо вопрос, тогда рассматриваем полное решение с пояснениями. В конце занятий провожу тестирование. После этого на экране вывожу готовые ответы для проверки. Если есть ошибки, то вместе с детьми ищем правильный ответ. На последних занятиях даю различные варианты КИМ, чтобы учащиеся увидели свои результаты, где и по каким тема есть пробелы в знаниях, на что еще нужно обратить внимание.

Применение ИКТ при подготовке к ОГЭ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, так как активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения материала.

Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи

На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты.

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвящённые материалу, выходящему за рамки школьных учебников. Использование же компьютерного класса и интерактивной доскиповышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Безусловно, эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО, но при этом следует помнить, что, согласно опубликованным в литературе данным, максимальная частота и длительность применения данных средств в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и не должна длиться на уроке подряд более 20 минут. Поэтому на занятиях стараюсь чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения, утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения, так как при монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. 

Таким образом, технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Презентация к методической разработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».

Презентация к методической раработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка  как один из способов активизации познавательной деятел...

Использование информационно-коммуникативных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся в современной школе

Доклад об использовании информационно-коммуникативных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихсяв современной школе...

Доклад на заседании МО Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников

Использование ИКТ на уроках математики как один из способов активизации познавательной деятельности школьников...

Использовании ИКТ на уроках - один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использовании ИКТ - один из способов активизации  познавательной деятельности обучающихся....