Безопасность в социальных сетях: зачем?
проект (10 класс)

Проблема безопасности подростков в сети интернет важна и актуальна, потому что стремительное развитие компьютерных технологий, наряду с глобальной информатизацией общества, качественно меняет окружающую нас жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_v_seti_internet.docx23.84 КБ
PDF icon bezopasnost_v_sots_seti.pdf1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

Проблема безопасности подростков в сети интернет важна и актуальна, потому что стремительное развитие компьютерных технологий, наряду с глобальной информатизацией общества, качественно меняет окружающую нас жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования.

По данным Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения:

  • в России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет, (для сравнения, лишь треть взрослых пользуется интернетом, в то время как среди школьников интернетом пользуются 90% учащихся);
  • в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;
  • 25% пятилетних детей используют Интернет;
  • порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;
  • две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно

По оценке европейских исследователей, самую большую угрозу представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных старшеклассников часто дают в интернете номер своего домашнего телефона (79%), номер мобильного (65%), номер школы или класса (60%), свои фотографии и фотографии родственников (58%), адрес своей электронной почты (51%).

Таким образом, ученые констатируют недостаточный уровень информированности детей о безопасности в Интернете при высоком уровне рисков, которым подвергает себя ребенок.

Для того, чтобы обеспечить безопасность использования подростками социальных сетей важно выявить основные проблемы, связанные с их использованием.

Общая характеристика социальных сетей, как средства взаимодействия подростков

Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрировал миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты.

«Новый тренд» в Интернете, социальные сети, начались в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление десятка похожих сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже — в 2006-м, с появлением Одноклассников и ВКонтакте.

И если LinkedIn создавалась с целью установления деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

Однако многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, бывшие или настоящие жены или мужья, сборщики долгов, преступники, правоохранительные органы и так далее.

Известен случай проявления психологического расстройства на почве зависимости от общения в социальных сетях. В Белграде девушка Снежана Павлович попала в психиатрическую клинику после того, как её заметка в социальной сети Facebook не вызвала интереса среди её друзей. Врачи клиники назвали этот случай «синдром Снежаны», объясняя поведение пациентки как обычный стресс от неудовлетворенности социальной потребности индивидуума в современном мире.

Социальные сети как угроза безопасности жизнедеятельности подростка

Самый главный риск общения в социальных сетях – это потеря персональных данных и информации для доступа к аккаунту. Потеря контроля за профайлом (краткие сведения о пользователе: дата рождения, имя, ник, когда зарегистрирован, увлечения и прочая информация) может привести к различным последствиям, таким как рассылка спама и зараженных файлов от твоего имени или опубликование твоей переписки с друзьями;

  • Информация, которая появляется в интернете в отношении подростка, может очень повлиять на него сейчас и в будущем. Например, подросток может показывать, что ты лентяй или может быть очень вульгарным в общении в социальной сети, что характеризует тебя с плохой стороны. Именно такой вывод сделает менеджер по персоналу, который будет принимать решение о приеме на работу.
  • Подросток может заинтересовать не только кибер, но и других преступников. Например, размещая информацию о своей квартире, благосостоянии своей семьи, сообщая куда он с семьей поедет на каникулы, ребенок может заинтересовать воров.
  • Подросток может спровоцировать травлю себя со стороны пользователей сети.
  • Также через социальные сети возможно заражение его компьютера.

Стоит отдельно рассказать про взлом профайла, и о том, как злоумышленники получают доступ к аккаунту. Вот некоторые самые популярные методы получения пароля:

  • Метод обмана – очень распространенный метод доступа к личным данным. Сюда входят различие предложения, которые кажутся очень интересными.
  • Программные методы. Этот метод взлома доступен знающим людям и состоит в поиске ошибок в коде сайтов, позволяющих получить доступ к базе данных с паролями. В таком случае данные могут восстановить только администраторы.
  • Получить доступ к профайлу можно через отсылку письма с просьбой перейти по ссылке и там ввести свои данные, или просто выслать свои данные для перерегистрации, представляясь сотрудниками портала. Вариантов много, а цель одна – через письмо человек вводит свой пароль, а злоумышленники его получают. В этом случае пользователь практически безвозвратно теряет свою почту и все свои аккаунты, зарегистрированные на нее.
  • В интернет-кафе, а также у друзей, которые хотели бы получить чужой пароль. Киберпреступники могут использовать программы, называемые KeyLogger-ами – это клавиатурные шпионы, перехватывающие нажатия на клавиатуру и записывающие их в файл, таким образом, злоумышленник сможет получить любой пароль. Такая программа может быть установлена на любом общественном компьютере, в том числе в интернет-кафе.
  • Путем прямого контакта с жертвой и выяснения, что может быть паролем. Метод очень опасен для подростка, если применяется опытным человеком. Не надо никому сообщать свои личные данные, даже если этот человек будет представляться сотрудником техподдержки или администрации.
  • Посредством перебора пароля по словарю или ручного подбора самых часто используемых простых паролей. 

Правила безопасного поведения в социальных сетях

Тонны сокровенных подробностей, о которых сказать незнакомому человеку на улице даже в голову не придёт, выкладываются в социальные сети, где к этим деталям личной жизни потенциально имеют доступ миллионы незнакомых людей. «Чепуха! Очередная паранойя. Я могу себя чувствовать уютно и в безопасности в кругу своих друзей, т.к. безупречная настройка приватности меня защитит» - то о чём, скорее всего, Вы подумали сейчас.

Только проблема в том, что своей личной жизнью мы делимся не лично с человеком, а с его аккаунтом... Наивно полагать, что его аккаунт полностью защищён. Он может быть взломан.

А возможно, ваш друг не сильно заботится о конфиденциальности своего общения в сети и у него все время активно подключение к социальным сетям или включено автозаполнение паролей, дабы экономить время, а вход в операционную систему без пароля. Чем и не преминул воспользоваться только что вышедший на волю жуткий троюродный брат по двоюродной тётке вашего друга, зашедший к нему в гости.

Многие люди любят оповещать о своём местонахождении в социальных сетях. Особенно, если в этом месте потрясающая архитектура или песок, солнце и океан. Тем, кто имеет доступ к вашей странице не нужно знать, где Вы находитесь в режиме 24/7.

Касательно вашего месторасположения нужно использовать только прошедшее время, а не настоящее и будущее. Не размещайте в социальных сетях ту информацию, разглашение которой нежелательно для Вас, даже если Вы на сто процентов уверенны, что она будет доступна только определённым людям.

Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация, размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни.

Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.

«Цифровая репутация» - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете. Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети.

Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

В мире цифровых технологий может быть непросто сформировать свой новый образ. Даже если ты не хочешь, чтобы о твоих старых приятелях стало известно, эта информация остается в Интернете, и любой сможет ее найти. Свидетельства неприличного поведения тоже будет невозможно скрыть.

То, что когда-то казалось подходящим для публикации, в один прекрасный день может всплыть на поверхности и причинить тебе различные неприятности.

Если ты хочешь узнать, что о тебе можно узнать, то набери свое имя и фамилию в поисковую систему и посмотри, какая информация выдается. Если что-то тебе не понравится, то постарайся удалить это.

Но у всего есть и хорошая сторона. Если ты формируешь свой положительный образ, то ты делаешь все правильно. Например, это может быть размещение информации об участии в каком-то конкурсе, ссылка на твою статью в школьной газете или просто грамота. Также это позволяет продемонстрировать сферу твоих достижений, что пригодится в будущем при обучении и продвижении по карьерной лестнице, а также позволит установить связи с людьми, имеющими схожие интересы. Важно, что это должно быть правдой.

Около 85% сотрудников отделов кадров говорят, что учитывают цифровую репутацию, решая, принять ли человека на работу. Поэтому твоя цифровая репутация очень важна, а думать над этим лучше уже сейчас.

Анкета «Безопасность в социальных сетях»

  1. Ваш возраст:

а) 16 лет и старше

в) 14 лет

б) 15 лет

г) 13 лет и моложе

  1. Ваш пол:

а) мужской

 

б) женский

 

  1. Зарегистрированы ли вы в социальных сетях?

а) да

 

б) нет

 

  1. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

а) Менее 1 часа в день

в) от 3 до 5 часов в день

б) От 1 до 3 часов в день

г) более 5 часов в день

5. Для каких целей вы используете социальные сети. Выберите главное.

а) Общение с реальными знакомыми.

г) Игра в он-лайн игры.

б) Новые знакомства.

д) Способ «убить» время

в) Общение по интересам.

е) Другое (что именно?)

6. Укажите, сколько человек у вас в друзьях на странице в социальной сети - ___

7. Укажите, с кем из них вы поддерживаете контакты в реальной жизни.

а) Со всеми.

в) Кое с кем.

б) Почти со всеми.

г) Почти ни с кем

8. Отметьте все те угрозы, исходящие от социальных сетей, которые, по вашему мнению, являются реальными.

а) Нежелательное распространение в сети информации о вас, в том числе, негативно влияющей на вашу репутацию.

б) Потеря персональных данных и, как следствие, возможность использования вашего аккаунта для рассылки спама или зараженных файлов.

в) Привлечение к вам внимания лиц с преступными намерениями или психически нездоровых.

г) Сетевой троллинг.

д) Взлом или заражение вашего компьютера.

е) Возможность возникновения интернет-зависимости.

9. Каковы настройки конфиденциальности вашей учетной записи в социальной сети?

а) Все пользователи.

б) Друзья и друзья друзей.

в) Все, кроме…

г) Друзья и друзья друзей.

д) Никто.

е) Не помню.

10. Делитесь ли вы с друзьями в социальной сети информацией, разглашения которой вы бы не хотели?

а) да

б) нет

в) не помню.

11. Размещаете ли вы в социальных сетях личную информацию: номер домашнего телефона, номер школы и класса, свои личные данные и фотографии?

а) да

б) нет

в) не помню.

12. Вступаете ли вы в социальных сетях в переписку с незнакомыми людьми?

а) да

б) нет

13. Случалось ли вам обмениваться фотографиями с незнакомыми людьми в социальных сетях?

а) да

б) нет

14. Сталкивались ли вы когда-нибудь с проблемами, связанными с использованием социальных сетей?

а) да

б) нет


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность общения в социальных сетях

Презентация предназначена для классного часа....

Классный час для родителей "Безопасность в социальных сетях"

Дать представление родителям о правилах кибербезопасности...

Правила безопасности в социальных сетях

Правила безопасности в социальных сетях которые полезно, а вернее обязательно нужно соблюдать пользователям любого возраста. И учащимся и их родителям и даже их бабушек и дедушек....

Презентация к уроку информатики "Безопасность в социальных сетях"

Презентация может быть использована на уроках информатики, на внеклассном мероприятии 6-8 классах при изучении темы "Безопасность в сети Интернет"...

Правила безопасного пребывания подростков в социальных сетях, форумах и на сайтах знакомств.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11718190","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]В настоящее время опасности, связанные с пребыванием в социаль...

Памятка "Безопасность в социальных сетях"

Памятка разработана для учеников 6-7 классов...

«Безопасность в социальных сетях»

Цель классного часа: формирование у воспитанников навыков адекватного общения в социальных сетях...