Рабочая программа 2 класс русский язык(1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.
рабочая программа

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( русский язык,)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Русский язык». На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 1  час в неделю.

Основой для реализации учебного плана является:

  1. Программа по русскому языку специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.
  2. Учебник «Русский язык 2 класс», авторы Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова –М.: Просвещение, 2009г.  

Основная цель изучения предмета «Русский язык» заключается в обучении русскому языку учащуюся с интеллектуальными нарушениями. Обучение предполагает формирование у неё коммуникативно – речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет ей максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Учебный предмет «Русский язык» ставит следующие задачи:

― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

― Развитие навыков устной коммуникации;

― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

В программе по русскому языку обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для учащейся. Минимальный уровень является обязательным для учащейся с умственной отсталостью.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

оценка  «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

оценка «2» не ставится.

Оценка достижения учащейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные учащейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

3 этап -  итоговая диагностика.

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился);

1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.

2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.

5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году. Запланировать работу с учащейся в дальнейшем обучении.

  1. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающейся

Обучение русскому языку во 2 классе продолжает носить практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью. Процесс обучения русскому языку организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных демонстрационных пособий для индивидуальной работы учащейся, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими средствами обучения, проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей ситуаций.

 На уроках русского языка учитель вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности, что способствует формированию и развитию речи учащейся.

Содержание учебного предмета «Русский язык» во 2 классе включает следующие разделы:

  • Звуки и буквы
  • Слово
  • Предложение
  • Письмо и чистописание
  • Связная письменная речь
  • Практические грамматические упражнения и развитие речи

        Основной формой организации процесса обучения русского языка является урок. Ведущей деятельностью работы учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. Организация самостоятельных работ является обязательным требованием к каждому уроку русского языка. Самостоятельно выполненная учеником работа проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками. При обучении русскому языку используются следующие приёмы обучения: сравнение, материализация (то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях), демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа.

 В течение учебного года проводят текущие и итоговые контрольные работы, которые позволяют выявить уровень усвоения знаний, умений учащейся по изученным темам. Работа над ошибками проводится на следующем уроке после письменной контрольной работы. Анализ контрольной работы позволяет выявить картину усвоения знаний по теме или разделу, помогает выявить общие ошибки и трудности, характерные для учащейся.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» программа рассчитана на 30 часов в год (1 час в неделю).   Из них:

   I  четверть-         ч

  II четверть-          ч

  III  четверть-        ч

  IV четверть -        ч

         

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:

  1. Личностные учебные действия:
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
  1. Коммуникативные учебные действия:
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.
  1. Регулятивные учебные действия:
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать  с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
  1. Познавательные учебные действия:
  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • выполнять арифметические действия;
  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные  существенные связи и отношения  между объектами и процессами.

Предметные результаты:

К концу обучения во 2 классе учащаяся должна усвоить следующие представления:

  • о различении звуков и букв;
  • о характеристике гласных и согласных звуков;
  • о списывании рукописного и печатного текста целыми словами;
  • о составлении предложений по заданию учителя.

Основные требования к знаниям и умениям учащейся.

К концу обучения во 2 классе учащаяся должна уметь:

Минимальный уровень:

различение гласных и согласных звуков и букв;

деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

составление предложений с ориентацией на серию сюжетных картинок;

Достаточный уровень:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

списывание рукописного и печатного текста целыми словами;

составлять предложения по заданию учителя, записывать их с большой буквы, в конце ставить точку.

  1. Содержание учебного предмета

В программе по русскому языку для учащейся 2 класса выделяются разделы.  Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

- Повторение

- Звуки и буквы

- Слово

- Предложение

Звуки и буквы

Во втором классе звуко - буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащаяся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

Слово

В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова.

Предложение

Изучение предложения имеет особое значение для подготовки ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к жизни, к общению. Понятие о предложении учащаяся получает на конкретном речевом материале. На этом этапе выполняются разнообразные упражнения в распространении и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению, проводится работа с деформированным предложением.

Письмо и чистописание

На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текстов.

Связная письменная речь

Учащаяся должна освоить элементарные приёмы связной речи, являющейся составной частью общения.

Практические грамматические упражнения и развитие речи

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Слог. Перенос слов.

Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных.

Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных).

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий         по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.  

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

Правописание. Проверка написания безударных гласных путем подбора родственных слов.

Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные предложения.  Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам.

6.Тематический план

п/п

Раздел, тема урока

Кол – во

часов

Сроки

Словарная

работа

Наглядность

Основные виды учебной деятельности

Повторение

2

1.

Предложение и его схема.

1

собака

предметные картинки

Формирование понятия о предложении Составление предложений

2.

Слово. Составление предложений с данным словом.

1

капуста

иллюстрации в учебнике

Формирование понятия о слове Составление предложений

Звуки и буквы

16

3.

Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

1

гласные согласные

буквы из разрезной азбуки, табличка с буквами

Формирование понятий о гласном и согласном звуках

4.

Слова, которые различаются одним звуком, количеством и последовательностью звуков.

1

ветер

звуки

предметные картинки

Различение слов

Формирование понятий о звуке

5.

Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове.

1

Москва

предметные картинки

Формирование понятия об ударении

Выделение ударного гласного в слове.

6.

Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.

1

помидор

предметные картинки

Соотнесение  количества гласных звуков и слогов Использование переноса слов при письме

7.

Деление слов со звуками и-й на слоги. Различай л-р.

1

морковь

таблица

предметные картинки

Знакомство с частными случаями переноса Дифференциация звуков (букв)

8.

Контрольное списывание

1

мороз

сборник диктантов с. 32

Списывание с печатного текста

9.

Различение парных согласных б-п, в-ф, г-к

1

карандаш

Таблица

Дифференциация звуков (букв)

10.

Различение парных согласных д-т, ж-ш, з-с.

1

предметные картинки

Дифференциация звуков (букв)

11.

Шипящие и свистящие согласные. Различение шипящих и свистящих согласных.

 

1

улица

предметные картинки

Формирование понятия о шипящих и свистящих звуках Дифференциация звуков (букв)

12.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

1

слог

предметные картинки

слова с буквами е, ё, ю, я

Соотнесения звука и букв

13.

Гласные ы-и, о-ё после твёрдых и мягких согласных.

1

заяц

Таблица

Соотнесения звука и букв

14.

Гласные у-ю, а-я после твёрдых и мягких согласных.

1

коньки

предметные картинки

Соотнесения звука и букв

15.

Контрольное списывание.

1

огурец

сборник диктантов

с. 33

Списывание с печатного текста

16.

Гласная е после мягких согласных.

1

предметные картинки

Соотнесения звука и букв

17.

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1

пальто

предметные картинки

Различие звуков по твёрдости - мягкости

18.

Различие твёрдых и мягких согласных на конце слова.

1

Различие звуков по твёрдости – мягкости. Дифференциация звуков (букв)

Слово

8

19.

Названия предметов, отвечающие на вопрос что? кто?

1

ворона

предметные картинки

Формирование понятия о предмете

20.

Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что?

1

корова

предметные картинки

Формирование понятия о предмете

21.

Большая буква в именах людей, фамилиях и кличках животных.

1

ребята

предметные картинки

Формирование понятия имени собственного

22.

Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос  что делает? что делают?

1

воробей

предметные картинки

Формирование понятия действия

23.

Контрольный диктант

1

сборник диктантов с. 42

Запись под диктовку

24.

Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении.

1

берёза

сюжетные картинки

Формирование понятия предлога

25.

Выделение «трудной» гласной в словах.

1

машина

предметные картинки

Формирование понятия безударной гласной

26.

Словарный диктант

1

предметные картинки

Запись под диктовку

Предложение

3

27.

Правила записи предложения. Предложение и его схема.

1

сюжетные картинки таблица

Формирование понятия предложения

28.

Различие  слов и предложений. Порядок слов в предложении.

1

молоко

сюжетный материал

Различие  слов и предложений. Определение порядка слов в предложении

29.

Составление предложений по предметной картинке.

1

предметные картинки

Составление предложений

Повторение

1

30.

Контрольный диктант

1

сборник диктантов

с. 45

Запись под диктовку

7. Описание методического и материально -технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебная литература

- Учебник «Русский язык 2 класс», авторы Э. В. Якубовская, Н.В. Павлова – М.: Просвещение, 2009г.  

  • Научно-методическая литература

-Программа по русскому языку специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.

- Сборник диктантов. Авторы – А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская (1 – 4 класс). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980г.

- Интернет ресурсы

  • Литература для учащихся

- Учебник «Русский язык 2 класс», авторы Э. В. Якубовская, Н.В. Павлова –М.: Просвещение, 2009г.  

2.Материально-техническое обеспечение

  • Демонстрационные и печатные пособия

-Магнитная доска

-Наборное полотно

-Демонстрационное пособие «Картинный словарь»

 -Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв»

-Набор печатных букв, слогов

-Касса букв и слогов

-Демонстрационная таблица «Алфавит»

-Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой

-Плакат «Сиди правильно»

-Слоговая таблица

- Плакат «Большая буква в именах и фамилиях»

- Плакат «Предлог»

- Сборник диктантов для 2 класса

  • Технические средства обучения

-Ноутбук

-Принтер

-Ксерокс

-Мультимедийный проектор

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по русскому языку уч-ся 2 класса

Уровни

Фамилия имя уч-ся

Минимальный

Достаточный

баллы

различение гласных и согласных звуков и букв;

деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (12–16 слов).

обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия;

составление предложений с ориентацией на серию сюжетных картинок;

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

составлять предложения по заданию учителя, записывать их с большой буквы, в конце ставить точку.

                             итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс (1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( русский язык, чтение, иатематика, речевая практика, мир природы и человека, музыка рисование, физическая культура, ручной труд)...

Рабочая программа 2 класс чтение(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( чтение,)...

Рабочая программа 2 класс речевая практика(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( речевая практика,)...

Рабочая программа 2 класс мир природы и человека1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022.гг.

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( мир природы и человека,)...

Рабочая программа 2 класс рисование1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( рисование,)Рабочая программа по рисованию предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нар...

Рабочая программа 2 класс музыка1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом  от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образ...

Рабочая программа 2 класс ручной труд1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.Рабочая программа составлена в...