Цифровое будущее образование
статья

Цифровая школа – это новая школа, школа дополненной реальности с ранее недоступными ресурсами и возможностями, в том числе по организации учебной деятельности и не только в формате классно-урочной системы, это школа, «встроенная» в инновационную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие системы образования в условиях цифровой экономики – это новые подходы к пониманию и формированию образовательной среды, структуре образовательных программ, содержанию образования, результатов образовательной деятельности, роли учителя, взаимодействия семьи и школы, инклюзии в образовании.

Цифровая школа – это новая школа, школа дополненной реальности с ранее недоступными ресурсами и возможностями, в том числе по организации учебной деятельности и не только в формате классно-урочной системы, это школа, «встроенная» в инновационную среду.

Современная школа должна научить ребенка жить в будущем, жить и работать в условиях цифровой экономики. Именно для этого необходимо меняться, развиваться нам, учителям. Чтобы вырастить успешного и конкурентноспособного ученика, современный учитель должен работать на развитие креативного мышления, мобильности, умения работать в команде. Это такие качества, как открытость и инициативность, готовность к непрерывному самообучению и развитию, умение жить в быстро меняющихся условиях.

Цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету. Должен меняться и сам подход к обучению, в том числе должен меняться учитель. Альберт Эйнштейн говорил: «Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь обеспечить условия, в которых они смогут учиться». Мы должны сделать так, чтобы ученик сам хотел узнавать мир с помощью современных технологий.

Россия, страна c богатой историей, имеет огромный плацдарм для использования цифровых технологий. Осуществление проектов дополненной реальности поможет увидеть воочию событие российской истории, например, Бородинское сражение. Соединение архитектурных сооружений с элементами дополненной реальности может помочь узнать историю родного города или ознакомиться с неизвестным городским ландшафтом.

На Историческом факультете МГУ им. Ломоносова реализовали проект по виртуальной реконструкции московского Страстного монастыря. Сервис позволяет пройти на карте и увидеть панорамы Страстного монастыря в канун Рождества 1700 года и посмотреть на Пушкинскую площадь 1830 года.
Хотя в образовании дополненная реальность пока применяется довольно редко, но всё больше учителей начинают двигаться в сторону более интерактивных обучающих методик. Многие такие методики вырастают в действительно интересные и творческие проекты. 

Цифровая среда обуславливает "новую образовательную инфраструктуру детства", стирается границу между образованием и развлечением, образование становится "повсеместным" и школа утрачивает лидерские позиции в обучении.  С другой стороны появляются более широкие перспективы в исследовательской, проектной деятельности. Возможности использовать цифровые копии оригинальных исторических документов и объектов культуры и искусства, не доступных ранее. Например, Центр «Космонавтика и авиация», расположенный в легендарном павильоне «Космос» на ВДНХ – это не только интерактивный музей мирового уровня, но и один из лучших образовательных проектов на территории главной выставки страны.

Google давно уже дает людям возможность оказаться в любом музее мира. Конечно, это не заменит посещение реальных музеев, обладающих своей прелестью, а также уютом, запахом и необъяснимой традиционной наукой "энергетикой". Но взамен технологии дают всем, кто не может прямо сейчас отправиться в Токио, Лондон или Берлин, возможность увидеть экспонаты музеев, дополненные и улучшенные компьютерными графиками.

На Петербургском международном экономическом форуме представители «Высшей школы экономики» создали для гостей мероприятия лекторий, в котором выступали голографические проекции учёных университета. Преподаватели рассказывали об «умных» городах, современных медиа и будущем планеты. С помощью голографии можно транслировать лектора с другого конца света. Таким образом, преподаватели мирового уровня могут одновременно выступать в разных частях мира и охватить более широкую аудиторию, не тратя время на перелёты.

Также индивидуальный подход — модный тренд современного образования. Считается, что школьный учитель должен работать сегодня с каждым учеником чуть ли не по особой программе, соответствующей его психологическому портрету, а преподаватель вуза разрабатывать «индивидуальную образовательную траекторию» для каждого студента.

Но говоря откровенно, в персональном подходе к образованию нет чего-либо нового. И аристотелевская школа — это идеальный пример, где учитель ходит с учеником целыми часами в садах и обсуждает фундаментальные вопросы бытия. Уровень персонального подхода к ученику в Древней Греции был таковым, что ВУЗам из ТОП-100 по миру остается только завидовать. В современной системе образования также есть место персонализированному подходу, например, в работе аспиранта с научным руководителем. Объяснить это просто: не существует двух одинаковых тем диссертаций, как и двух одинаковых аспирантов. Даже на уровне дипломной работы существует индивидуальный подход.

Мы наблюдаем за тем, как умные машины обыгрывают чемпионов в шахматы, переводят и распознают эмоции и человеческий голос, рисуют, генерируют текст. И это впечатляет. Но когда мы говорим и фантазируем о будущем, в котором роботы могут облегчить жизнь учителя, рутинные функции педагоги могут смело поручить машинам.

Остается открытым вопрос – насколько учителя готовы в реальной жизни взаимодействовать с искусственным интеллектом. Есть разные точки зрения, но с учетом возрастающей виртуализации нашего общения, которое все больше происходит не лицом к лицу, а по телефону, в электронных письмах, чатах, соцсетях, нам по большому счету неважно, кто на том конце провода примет заказ, ответит на вопрос, решит проблему – реальный человек или искусственный интеллект. Так что, скорее всего психологическое привыкание людей к общению с искусственным интеллектом произойдет намного быстрее, чем нам кажется.

Через несколько лет после внедрения цифровых технологий роль учителя подвергнется глобальному переосмыслению. Но, что еще более серьезно, учащийся в случае появления электронных  учебников перестанет нуждаться в школьном классе, следовательно, и в самой школе. Он будет сидеть дома и учиться, а учитель-контролер будет удаленно проверять, прошел ли учащийся материал, сколько времени на это затратил, какие трудности у него возникли в процессе изучения разных тем.

Но тогда ведь не возникнет то, что мы называем навыками XXI века: умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде и тому подобное. Если мы захотим получить именно эти навыки, нам придется создавать среду, в которой указанные компетенции будут вырабатываться, помимо собственно процесса обучения.

Например, школа – это будет спортивная площадка или театральная студия, или хор, или что-то еще. Роль учителя направить и организовать самостоятельную познавательную деятельность, а эта функция становится все более актуальной, действительно наша задача провести профилактическую пропедевтическую работу и предостеречь детей  от ухода в компьютерную зависимость, исключить подмену обучения через геймификацию на развлечения и прочие риски цифрового мира.

Учитель будущего станет своего рода наставником, проводником. Безусловно, учителя новой формации постоянно будут обновлять свои знания, развиваться, совершенствовать навыки и личностные качества.

Это принципиально новый формат профессии с более высоким социальным статусом. Причем видится, что это сообщество будет саморегулируемым, то есть объективно лучшие учителя будут подтягивать за собой менее опытных коллег. Социальная сеть в лучшем своем проявлении, когда каждый член сообщества из любого уголка страны получает доступ к самым передовым разработкам, исследованиям, практикам. К таким переменам готовы далеко не все действующие учителя, однако постепенно ситуация будет меняться.

Цифровая среда приносит и новые риски. Только в прошлом году на Facebook миллион детей и подростков подверглись насилию. Увы, но самый простой вариант решения — полностью закрыть детям доступ в социальные сети. Однако это не подготовит их к будущей взрослой жизни. А может быть стоит вместо того, чтобы пытаться защитить их от всех онлайн-рисков, использовать популярность социальных сетей в качестве инструмента для обучения здоровым отношениям и навыкам общения как в Интернете, так и лично.

Поэтому учитель как навигатор, как тьютор, как помощник, который помогает раскрыть потенциал каждого ученика, помогает организовать взаимодействие, воспитывает и учит навыкам XXI века — собственно, это будущая роль учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровая система образования

Описание положительных и отрицательных моментов внедрения "цифры" в образование...

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ?

Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательны...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах....

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Национальный проект «Образование»: нормативное, организационное и содержательное обеспечение федеральных проектов...