Убереж- древняя дорога Вяземского края
статья

Сюрина Галина Анатольевна

Работа краеведческой направленности. Повествование о древней дороги вдоль Вязьмы реки, просуществовавшей с 12 века до наших дней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галина Анатольевна  Сюрина,

учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории,

Россия-Российская Федерация,

г. Вязьма

Убереж – древняя дорога Вяземского края.

 

…Твардовский в час покоя,

 сказал негромко,

но на всю страну:

-Какое это счастье дорогое –

иметь свою родную сторону!

(А.Мишин)

      Вяземская земля – край древний, родной, бесконечно милый моему сердцу.

Когда-то, не пройдя и нескольких километров, путник встречал деревушку, а чуть в стороне – другую. А между ними тянулись полоски нив, полей, лугов, перелесков.

Многолюдна была наша земля, многолика и разнообразна. С XVII века вяземские земли относились к великорусской Смоленщине, и ее жители отличались от жителей белорусской Смоленщины тем, что «… они деятельны, бодры, свежи, дородны, зажиточны и опрятны. Сметливость, деятельность, заботливость об участии своего семейства, изворотливость при отыскивании средств к жизни – отличительные черты жителей Вяземских уездов». (П.Д. Шестаков «География Смоленской губернии. Памятная книжка Смоленской губернии на 1857 г стр. 82-83).

     Так же многолюдна и разнообразна была жизнь на том участке вяземской земли, где я родилась, выросла и живу.

     Я стою на окраине моей деревни – Относово, и передо мной направо и налево раздвигается широкая долина Вязьмы – реки. По крутобережным, стародавним ее отступам, к прежнему ложу и теперешним ее берегам сползают хаты прилегающих деревень. Кувшиново, Степаньково, Тихоново, Чепчугово, Относово, Мишино, Петино, Литвиново, Артемово. Какие звучные названия! И за каждым названием удивительная история!

     Из глубины веков до нас дошли скупые, но волнующие сведения об истории заселения и развития этой территории. Я попыталась проследить в хронологическом порядке события, которые могли быть на территории, занимающей среднее течение реки Вязьмы, в пределах населенных пунктов, перечисленных выше.

     Вдоль реки Вязьмы, по ее правому побережью с давних времен проходила дорога, которая называлась Убереж. Она соединяла все деревни, прилегающие к реке, тянулась по лесным просекам, вдоль оврагов, пересекая живописные луга. Начиналась дорога от нынешней улицы Докучаева и проходила через деревни Леоновку, Кручу, Кувшиново, Относово, Литвиново, Петино, Азарово, Прахово, Мишино, Бунаково, Артемово, Козулино, Аделаидино и далее вдоль реки Вязьма до деревни Иваники в Холм-Жирковском районе, до места, где река Вязьма впадает в реку Днепр. Рядом, почти параллельно этой прибрежной дороге, пролегала по моей местности другая, грунтовая дорога – Духовщинский большак. Он соединял город Вязьму и город Духовщину, проходя через Старое Село, ныне Холм-Жирковского района. Начинался Духовщинский большак от места впадения в реку Вязьма реки Бебри, и, выходя на Красное село, отклонялся на северо-запад, проходя  через деревни Жипино, Пупово, Лукьяново, Рожново, Аношино, Чижово, Бухоново, Годуново, Ямново и далее через Старое Село  до Духовщины. В Ямнове был постоялый двор, где можно было поменять лошадей и ямщика. Находки по обе стороны этого тракта говорят о том, что он существовал уже в конце XV, начале   XVI века. В урочище Рожново в 2010 году были найдены две распашки с  «чешуей» - древними монетами этих веков. В одной распашке было 12000 тысяч монеток, в другой около 20000 тысяч.( http://smolbattle.ru/threads/ )

     Раньше у Красного Села стоял верстовой столб с указателем «Вязьма – 3 версты», а в другую сторону было указано «Бухоново – 20 верст». Не доезжая до Аношино, можно было свернуть влево и, через небольшой овражек, попасть в деревню Струково, затем в Киево, а там и Кочетово – имение Екатерины Николаевны Клетновой, первой женщины археолога, занимающейся изучением и исследованием  нашей вяземской земли.

     Духовщинский большак существует до сих пор, но, конечно, не имеет прежнего  значения. Хотя еще лет двадцать назад  это была довольно оживленная дорога. А во время Великой Отечественной войны по большаку шли в огромном количестве военные машины,  как нашей армии, так и гитлеровской. По нему же  шла эвакуация из города Смоленска архивных  материалов, людей, банковских бумаг и денег. В послевоенное время по большаку возили заготовленный лес из Кочетова в деревню Пупово и село Ризское для строительства школ, конторы, сельского совета, жилых домов.

     Дорога Убереж также существует, правда не в том статусе,  который был у нее сто с небольшим лет назад, когда по ней на своей гнедой лошадке, управляемой бессменным кучером Василием Игнатьевичем Хлебородовым, ездила Екатерина Николаевна.

     Как же шло развитие и заселение  этой территории?

Когда-то ее, как и всю территорию области, покрывал ледник. Он заходил сюда дважды – Днепровское и Валдайское оледенение. И дважды он нес на относовские земли огромное количество обломков кристаллических пород – гранитов, гнейсов, кварцитов, диоритов и других горных пород. Обломки пород в результате трения о лед и друг  друга окатывались и превращались в валуны, гальку, гравий, измельчались до размеров песчаных и глинистых частиц. В тех местах, где ледник останавливался на длительное время, у его края возникали конечные морены.

     На территории полей окрест Относова и соседних деревень хорошо прослеживается деятельность ледника. Эта деятельность представлена холмисто-грядовыми образованиями и двумя хорошо выраженными камами с крупно-зернистым песком и гравием, используемые  для местного дорожного строительства (деревня Кувшиново) и озой с флювиогляцеальным песком (карьер у деревни Относово, который исследовала и описала Екатерина Николаевна в своей работе  «Ямный могильник при деревне Относово».   Широкая пойма реки Вязьма в районе Относова объясняется размывом долины водами тающего ледника.

     В послеледниковый период территория медленно стала заселяться. Кем и как? Заселенность любой территории проверяется по тем следам, которые оставили нам ее жители. Это – древние курганы, городища, селища. В научно-справочном издании «Археологическая карта России: Смоленская область,  часть 2» на территории Вяземского района, по течению реки Вязьма, учтено 7 городищ, 8 селищ и 13 могильников. http://history-library.com/index.php?id1=3&category=istoriya-rossii&author=krasnov-yua&book=1997  - Ю.А.Краснов,1997г Археологическая карта России: Смоленская область часть II  М., РАН.

     Екатерина Николаевна Клетнова, первая из дипломированных археологов, которая начала заниматься изучением  вопроса заселения нашей территории. Ее дело продолжил Гавриил Васильевич Парфенов, работавший на Смоленщине до тридцатых годов прошлого века и изучавший,  в том числе курганы и могильники по реке Вязьме. Оба археолога пришли к мысли, что заселение  нашей  территории началось в каменном веке. Следы палеолита, мезолита и неолита  обнаружены  в стоянках по реке Вязьме и ее притоках близ деревень Боровщина (ныне Холм-Жирковский район), Шаблыкино, Городня, Лука, Сельцо и других.

     В начале XX века Екатерина Николаевна проводила регулярные разведки и исследования археологических памятников в наиболее доступном для нее среднем течении реки Вязьмы. Ею открыта и исследована в 1911году неолитическая стоянка на правом берегу реки Вязьма Боровщина. На поверхности всхолмления найдены обломки лепных сосудов с орнаментацией из оттисков, гребенчатого штампа и ямочных вдавлений, кремниевые наконечники стрел, скребки, резцы, проколки, ножевидные пластины и отщепы.

     Не менее интересные находки Екатерина Николаевна обнаружила в ходе раскопок городища близ деревни Тупичино Боровищенской волости Вяземского уезда. Это городище расположено на маленьком ручейке, впадающем в реку Вязьма. То, что здесь когда-то был большой водный путь, указывает находка, обнаруженная в городище еще до Екатерины Николаевны – деревянная лодка. Екатериной Николаевной  же собрана масса черепков от сосудов самой разнообразной техники, глины, обжига и узоров, обнаружен  отличной работы железный рыболовный крючок, три железных ножика и прочие артефакты. ( Е.Н.Клетнова, 2007 стр. 72-76).

      Екатерина Николаевна изучала и находила подтверждения присутствия древних людей и окрест своего имения, на ручье Бобрейке, и на реке Сорогощ, притоке реки Вязьмы, и близ деревень  Годуново, Иваново, Артемово. В имении Бунаково, рядом с кладбищем, были найдены наконечник стрелы, обломок копья, медный перстень с изображением птицы.

     Самым выдающимся в области неолита было ее открытие дюнной стоянки в урочище «Боры» близ села Старое Меншиково Боровищенской волости. Среди большого количества кремниевых осколков, было найдено место очага, на котором первобытный человек делал свои орудия, начиная от крошечных пропильников,  и кончая довольно большими «ручниками», скребками, пластинами, ядрицами.

«…Таким образом, получается картина необыкновенно тщательного использования первобытным человеком всякого, даже малейшего осколка кремня. Приходиться поражаться необычайной миниатюрности большинства кремневых орудий этой стоянки, которые положительно заставляют предполагать какую-либо художественную работу первобытного человека, исполняемую по дереву, древесной коре или коже, конечно, до нас не дошедших, для чего только и могли употребляться такие тонкие и нежные инструменты.» (Е.Н.Клетнова, 2007  стр. 68-69).

     Гавриил Васильевич Парфенов в ходе краеведческой экспедиции в верховья Днепра в 1929 году обнаружил по поймам рек  Днепр, Вязьма, Соля двадцать две неолитические стоянки с макролитом – ножевыми пластинками и микролитами – скребками, проколочками и другими артефактами неолитического периода. (Дневники краеведческой экспедиции в верховья Днепра 1929 года. Журнал « Край Смоленский»  №10 стр. 42-52).

    Находки следующих эпох в истории края позволяют с полной уверенностью предполагать появление первобытных людей и их расселение в первую очередь по рекам. Ведь реки – это древние дороги. А река Вязьма была полноводна на всем своем протяжении и являлась удобной дорогой для тех, кто населял ее берега. Она соединяла всех своих жителей с Днепром, а затем и с Западной Двиной. Естественно предположить, что уже в те далекие времена могла существовать дорога вдоль Вязьмы – реки, Убереж, позволяющая подвозить грузы к реке для их дальнейшего сплава.

     Городище Нахимовское, ранее именующееся как Волочек, расположенное  на северо-западной окраине села Нахимовское Холм-Жирковского района, указывает на то, что существовали волоки между Вязьмой-рекой и рекой Соля, притоком Днепра,  уже в первом тысячелетии нашей эры, так как в этом городище найдена лепная керамика того времени. В древнерусское время Волочек был известен как крупный центр волока в Смоленской земле. А существовал он, исходя из находок стоянок, расположенных близ городища, уже в мезолит и продолжил существование в неолите. С XI века – крупный центр волока.  (http://annales.info/rus/alekseev/smol01.htm - Алексеев Л.В., 1980г - Смоленская земля в IX – XIII вв» М., Наука.)

     Достоверность картины древней заселенности территории проверяется не только по курганам и городищам, но и по тем территориям, которые были между скоплениями поселений. А они чаще всего были заняты сплошным лесом. Те лесные массивы, которые сейчас присутствуют на Смоленщине – рудименты того большого леса, который здесь рос тысячи лет назад. Начальная  летопись упоминает в Смоленщине Оковский лес: «ДиЪпрь бо потече из Оковьскаго лЪса и потечеть на польдне, а Двина ис того же лЪса потечет, а идеть на полуношье и внидеть в море Варяжьское. И с того же лЪса потече Волга на вЪстокь». ( https://www.litmir.me/br/?b=185028&p=1 –  С. Соловьев.  Русская летопись для первоначального чтения).  На севере этот лес доходил до озера Селигер, на востоке охватывал верховья реки Вазузы, на юге включал нынешний Вяземский район, а западные его пределы охватывали водораздел Куньи и Ловати. Лесной массив Оковский лес находился на высоком плато, объединял верховья трех крупнейших рек Руси и не мог не играть важной роли в ее истории.

      В финских языках joki означает река, следовательно, у финских аборигенов Оковский лес означал «лес рек». И, действительно, в этом лесу берут начало все крупные европейские реки: Волга, Днепр, Западная Двина. Река Вязьма, как приток Днепра, тоже берет начало из этого древнего леса, следы которого сохранились и сейчас на отдельных участках Смоленщины. Это лес под названием «Бельская Сибирь» в Бельском районе, ранее входившем в состав Смоленской области, в Демидовском районе лес под названием «Щучейный край» с обилием болот в границах современного национального парка «Смоленское Поозерье». В этом лесу до сих пор растут огромные сосны, а лет 400-500 назад лес и деревья в нем были еще больше, о чем сообщали проезжавшие через него или рядом с ним иностранцы: «Сосны величины невероятной, так что из одного дерева достаточно на мачту самого большого корабля» (http://annales.info/rus/alekseev/smol01.htm - Алексеев Л.В., 1980г. -  Смоленская земля в IX – XIII вв» М., Наука). 

     В этом лесу рос кустарник, который назывался лапотник. Этот кустарник был широко распространен по всей территории Оковского леса в XII – XVII веках. Спустя сорок пять дней после цветения, на кустах лапотника появлялись первые плоды. Зрелый плод лапотника имел форму плетеного лаптя 40-44 размера. Дети и взрослые носили эти плоды вместо обуви, удалив семена и мякоть из плода. Такая обувь называлась лапти – саморостки. На территорию Древней Руси растение лапотник попало из Индии: семена занесли индийские клопы-слепники во время своей миграции из Индии в Европу. До Европы они так и не добрались, поскольку заблудились из-за плохого зрения и были вынуждены осесть на Руси. В зарослях лапотника обитало редкое животное – зайцеед, хищник размером с медвежонка, питающийся исключительно маленькими зайчатами. Лапти любили и взрослые, и дети за их исключительные свойства. Так еще в 1242 году на Чудском озере во время Ледового побоища воины засадного полка Александра Невского смогли победить ливонских рыцарей благодаря тому, что были обуты в лапти-саморостки, которые не скользили по льду.

     Массовое сведение лесов на Смоленщине началось, скорее всего, с Указа Петра I о новых правилах поведения в обществе. В 1717 году по указу Петра I  был написан специальный учебник “Юности честное зерцало», где предписывалось  запрещение ношения бороды и лаптей-саморостков. В Указе Петра от этого же года повелевалось всю поросль лапотника сжечь и «за ношение лаптей-саморостков плетьми сечь, а тех, кто с первого раза не понял и снова попался, на кол символически сажать, окромя женщин – тех розгами лупить, детей же добрым словом и примером собственным вразумлять».

     После правления Петра вырубка леса стала бесконтрольной, началось массовое уничтожение и Оковского леса. В первую очередь пострадали дубы. Их стали рубить для использования в судостроении. Второй пострадала липа. Ее безбожно уничтожали для лыка на лапти. До сих пор существует выражение «ободрать как липку». Не пугало даже то, что за это ссылали в Сибирь.

     Известный австрийский дипломат, барон Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Московию в 1517году и в 1526году в качестве посла императора Максимилиана I писал: “По пням больших деревьев, существующих еще и поныне по дороге в Московию, видно, что вся страна была очень лесистой» (С. Герберштейн. Записки о Московии. 1557г (русский перевод 1784г). http://annales.info/rus/alekseev/smol01.htm - Алексеев Л.В., 1980г Смоленская земля в IX – XIII вв. М., Наука).

     Там, где стоял Оковский лес, почти нет курганов, т.е. она была не заселена. И только по рекам жили древние племена. Тот же С. Герберштейн пишет: «Смоленск окружен обширнейшими лесами, из которых добываются различные меха». Попав в большое половодье, он вынужден был пересесть в ладью, управляемую монахом и «от Смоленска до Вязьмы плыть среди лесов». (С. Герберштейн. Записки о Московии. 1557г (русский перевод 1784г). http://annales.info/rus/alekseev/smol01.htm - Алексеев Л.В.,1980г Смоленская земля в IX – XIII вв М., Наука).

     Итак, заселение нашей территории шло по рекам. Тем более, что в тот период     Кто же были первыми жителями моей малой родины? Кто первый заселил берега Вязьмы – реки?

    Следов пребывания самых древнейших людей на нашей территории пока не найдено. Однако, в те периоды, когда отступал ледник, в межледниковые теплые эпохи, человек продвигался сюда с юга, достигая пространств Верхнего Поднепровья.   Занимая обширную земельную площадь, захватывающую верховья самых крупных рек Европейской части – Днепра, Волги и Западной Двины, наша земля  по своему положению издавна служила заманчивой приманкой для всех соседних племен. В доисторическое время сюда начали проникать финские племена, носители финно – угорских языков.  Одним из племен и, вероятно, самым многочисленным и самым первым, было племя Меря. Возможно и Мордва. Ведь до недавнего времени в деревнях большую ватагу малолетних детей называли кучкою мордвы. «Глядикось, сколько этой мордвы навалилось», - говорят крестьяне про набившихся в избу ребятишек». (Е.Н.Клетнова, 2007г. -  Избранные труды. Вязьма. Археологические разведки Вяземского уезда. стр.78).

     В конце неолита постепенно сюда начинают проникать другие племена, которые оставили после себя глиняную посуду, украшенную с помощью оттисков веревок и шнуров. Это так называемая шнуровая керамика, балто – славянской языковой группы. Балто-славянские племена продолжают жить на нашей территории весь бронзовый век (II –I тысячелетие до нашей эры), используя орудия из бронзы и меди. Так как месторождений медных рук на территории Смоленщины нет, можно предположить, что медь или изделия из нее  привозные, а, значит, идет торговля по рекам. А это означает, что племена, которые живут в это время на территории по Днепру, умеют строить лодки, плетут сети для рыбной ловли, делают рыболовные крючки, гарпуны, копья и стрелы. Уже в I тысячелетии до нашей эры древние племена начинают строить городища – укрепленные поселения. Они дошли до нашего времени и хорошо изучены археологами. Возникновение городищ связано с появлением железа.

   «Появление железа изменило земледелие, оно стало довольно прибыльным, избытки продукции можно было продать или обменять, что позволяло отдельным родам накапливать богатство. Другие пытались нажитое отнять с помощью грабежа. И население начинает сооружать укрепления вокруг своих поселений. Так возникли городища. ( Шмидт Е.А. 1976 стр. 29).

      Первые городища датируются первым тысячелетием до нашей эры. На нашей территории они найдены  Е.Н.Клетновой на реке Осьма в 1915 году «…неподалеку, на р. Осьма есть холм, называемый Городок. …Конечно, только более подробное ознакомление со всеми этими памятниками может дать картину прошлой жизни этого края…» (Е.Н.Клетнова, 2007г.  стр.109).

     В 1926 году это городище исследовал ученик Екатерины Николаевны, Александр Николаевич Лявданский и сделал вывод, что городище возникло в конце I тысячелетия до нашей эры и использовалось в древнерусское время. Городища так же обнаружены у деревни Дягилево Семлевской сельской администрации, деревень Лаврово и Козловцы Кайдаковской сельской админстрации.

На той же реке Осьма Екатериной Николаевной Клетновой в 1915 году был исследован курганный могильник, датированный XI-XIII веками.

     Изучают историю заселения любой территории на предмет этнической принадлежности  по погребениям. Важной чертой в характеристике этнической принадлежности того или иного погребения играет анализ погребального обряда. Погребальный обряд мерян исследован еще довольно слабо. Первой в нашей местности его стала исследовать Екатерина Николаевна Клетнова. В июле 1910 года она изучала погребение при деревне Хажаево Спас – Неразлученской волости Вяземского уезда, расположенного недалеко от села Сережань. По итогам своих исследований, она предположила, что это мерянское погребение, хотя оговорилась, что вывод точный сделать весьма затруднительно, поскольку до нее изучение таких погребений не велось. И если Екатерина Николаевна права, то первыми  на нашей Вязьме, вдоль Убереж, поселились и жили меряне, тем более, что само название Сережань по словам Семена Петровича Писарева, историка и краеведа, бессменного заведующего Смоленским историко – краеведческим музеем, бывшего в гостях у Екатерины Николаевны в Кочетове в 1902 году, произошло от проживавшего здесь северного племени серыжаны или сержань, название которого более походит  на финское, чем на славянское.

      Первоначальные известия об этих племенах дали раскопки грунтовых могильников,

     Вяземская земля богата памятниками истории и археологии. На  ее территории  найдено множество следов стоянок древних людей. Некоторые из археологических памятников, такие как Гнездовские курганы, уже давно получили мировую известность, однако земли нашего края до сих пор хранят в себе тайны глубокой древности.

      Одна из тайн была раскрыта  осенью 2015 года учеными из Польши. В Велижском районе Смоленской области уже около 40 лет работает Северо-Западная археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа. В этом районе ею  были найдены останки людей эпохи неолита. Это  останки девушки и молодого человека, живших на территории Смоленщины более 4-5 тысяч лет назад. Они  были обнаружены во время поиска деревянных домов эпохи неолита и бронзового века на дне реки Сертеи.  Андрей Мазуркевич, главный хранитель отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) сказал: «Эти останки не являются погребением. Это останки людей, которые умерли или погибли где-то в береговой зоне. Может быть, они были слегка закрыты сухими палками. Деревом заброшены, и так и остались лежать». (http://www.visitsmolensk.ru/novosti/v-smolenskoj-oblasti-vnov-obnaruzheny-ostanki-ljudej-epohi-n/ )

     Кроме этой уникальной находки, археологи обнаружили на дне реки фрагменты ожерелья из янтаря и костей животных, керамические сосуды, костяные орудия труда, древние рыболовные снасти. И это  далеко не первое археологическое открытие, сделанное археологами в Смоленской области. Так, недавно в археологическом комплексе Гнёздово были обнаружены фрагменты корабля Х века, которое, предположительно, принадлежало викингам, сплавлявшимся по древнему пути «из варяг в греки».

     Думаю, что и Вяземская земля богата археологическим материалом, пока еще скрытым от нас.

     Итак, в середине первого века нашей эры, наша территория начинает заселяться славянами - кривичами. Екатерина Николаевна пишет, что и славянских погребений на территории Вяземского уезда достаточно. Те раскопки, которые она делала, подтвердили наличие кривичских погребений на нашей территории. Характерным для этого являются ее исследования в районе бывшей деревни Литвиново, располагавшейся вдоль дороги Убереж, в километре от деревни Относово.

     Первый раз она исследовала эту территорию в 1909 году, когда ею была сделана находка в гребне придорожной  пашни  вдоль Убереж двух типичных неолитических черепков из слабообожженной глины с толчеными раковинами и характерным для той эпохи вдавленным узором на них. Такая находка подтвердила,  что в данной местности существовала неолитическая стоянка.

      В 1915 году она делала раскопки восьми курганов в Литвинове,  лежащих на правом берегу реки Вязьмы. Исходя из древности  находок курганов, Екатерина Николаевна относит их к среднему периоду кривичских погребений, т.е. к  IX –X векам. Жили кривичи здесь и дальше. Об этом говорят находки с третьего кургана в Литвинове: труп, не носивший следов сожжения, покоившийся навзничь с правильно вытянутыми вдоль бедер руками, украшения с включением золотых бусин, серебряные перстни. Известно, что славяне после крещения Руси начали постепенно отказываться от кремации, что, очевидно, и наблюдалось в этом кургане. Екатерина Николаевна относит это погребение к XII веку. (Е.Н.Клетнова, 2007г.  стр.89-94). Сейчас находки с литвиновских курганов хранятся в фондах археологии Смоленского государственного музея – заповедника. Это коллекция предметов из кургана №1: височные кольца, бронзовый браслет, перстень бронзовый, бубенчик бронзовый, бусы стеклянные, фрагмент сосуда пористой глины; коллекция предметов из кургана №3, где перечень предметов, найденных при раскопках, отсутствует. (Наш двадцатый век.2017 стр.10-11).

      Другое ее исследование, произведенное в сентябре 1915 года близ деревни Относово, установило ямное погребение XIII – XIV веков. Было раскопано и исследовано три могилы, в которых были захоронены две женщины, ребенок и мужчина. Все они лежали на спине, головой на запад, руки располагались вдоль туловища. Это чисто православная традиция захоронения. ( Клетнова Е.Н. 1915 стр. 2-8).

     Итак, можно сделать вывод о том, что территория вдоль среднего течения Вязьмы вначале осваивалась финно – угорскими племенами, в VI веке сюда придут племена восточных славян и финно – угры растворятся среди них, успев передать славянам не только названия многих рек, озер, селений, но и свои ремесла. Объединенные племена в начале IX века будут называть себя единым народом рось или русь. Все племена, как единый народ, создадут в 862 году свое государство – Древнюю Русь, в 882 году  государство станет Киевской Русью,  в которую войдут и Вяземские земли.

     Дорога Убереж послужит всем последующим поколениям людей, которые будут населять  берега Вязьмы -  реки в XII – XX веках.

     В XVI веке почти все земли вдоль реки по дороге Убереж, начиная от Красного Села Подгороднего и до деревни Годуново принадлежат  Борису Федоровичу Годунову. Сохранились некоторые интересные данные об этом времени в названиях  деревень. Так деревня Степаньково известна с XVI века как владение троюродного брата Бориса Годунова, высокопоставленного дворецкого Степана Васильевича Годунова. Деревня Годуново  известна с XVI века как владение большого рода Годуновых, получивших здесь поместья для несения государевой службы.  Деревня Жипино известна как помещичья усадьба Никиты Васильевича Годунова, родственника Бориса Годунова. Ранее эта деревня называлась Ивонино, но Никита Васильевич посадил в деревню на досмотр за порядком человека по имени Богданко Жипин,  и с тех пор деревня стала иметь название Жипино. В 1963 году ее вновь переименовали в деревню Победа в честь 20-тилетия освобождения Вязьмы и Вяземского района от немецко – фашистских захватчиков. Деревня Красное Село Подгороднее и Красносельская горка также принадлежали Никите Васильевичу Годунову.  Село Софьино, известное с XVI века,  названо в честь красивой девушки Софьи, которой Степан Васильевич  Годунов подарил эти земли и это сельцо. ( А.Н. Пугачев, 2009г.  стр.13-27).  

     По Убереж  пройдет королевич Владислав в 1611 году на коронование в Москву. В 1610 году на смоленской земле происходит Битва при Клушине, в результате которой польским войскам открывается путь на Москву, и Владислав, претендующий на престол, идет в Москву по Убереж. ( Е.Н.Клетнова., 2007г   стр. 89, 129).  

    После освобождения Москвы от поляков, королевич Владислав не оставил попыток занять российский престол,  и в конце октября  1617 году он торжественно вступит в город Вязьму, чтобы затем продолжить свой поход на Москву.  В Вязьме он пробудет до 2 июня 1618 года, а его войско все это время будет пребывать в окрестностях Вязьмы, в том числе по деревням вдоль Убереж. В Литвинове был большой стан королевича, где почти восемь месяцев пребывало его войско, здесь же, не выдержав холодной и голодной зимы, многие умирали, здесь же их  хоронили,  здесь же Владислав закопал часть награбленного в Кладовом озере, в нескольких сотнях  метров от деревни Литвиново.

      В окрестностях Вязьмы еще долго бродили шайки разбойников, преимущественно  поляков из войска королевича Владислава, которых вязьмичи старались не трогать, чтобы не нарушить заключенное  между Москвой и Польшей Деулинское перемирие, которое было заключено до 1 июля 1633 года. Но,  после смерти польского короля Сигизмунда III в 1632 году, русские правители патриарх Филарет и царь Михаил Федорович Романов решили использовать ситуацию для возвращения города Смоленска.  И  в августе 1632 года русская армия под командованием боярина Михаила Борисовича Шеина выступила к Смоленску, чтобы его отобрать у поляков. 21 февраля 1634 года, после тяжелого поражения,  боярин Шеин вынужден был согласиться на «почетную капитуляцию»,  и путь на Москву вновь оказался открыт для польско-литовско-немецких войск, возглавляемых  королевичем Владиславом. И вновь войска Владислава IV оказались на нашей Убережь. Люди  Владислава в это время,  после неудач и своего поражения у Белой, (ныне город Белый Тверской области), договаривались о мире в селе Поляново,  в десяти километрах от города Вязьмы. Переговоры возглавил   князь Федор Федорович  Волконский, воевода Бельской  крепости, которую он не сдал Владиславу, а  войско королевича стояло в Литвинове, на Убереж. «…Почти два с половиной месяца пестрели русские и польские шатры, и среди них шумели стяги. Послы и полномочные люди то сходились на совещание, то снова расходились, наговорив друг другу довольно непригожих слов. Отсюда ежедневно посылались гонцы с вестями в стан самого короля Владислава, стоявшего верстах в пятнадцати от Полянова на берегу реки Вязьмы, при местечке, доныне именуемом «Литвиново». (Журнал «Край Смоленский» №5 2016 г. Доклады Е.Н.Клетновой на собраниях Смоленской ученой архивной комиссии. стр. 28).

     Последующая история Убереж не менее интересна.

Начало XIX века заставило всколыхнуть вновь все русское общество, проявить величайший подъем духа, совершить поистине богатырские самоотверженные подвиги.

Приближался 1812 год. Давно нет очевидцев тех событий, но нам, живущим ныне, хочется знать многое из того, что же было тогда  именно на той территории, где сейчас проживаем. Поэтому так ценны те мелочи, которые вычитываем из книг и которые касаются этих территорий.

     Работа Екатерины Николаевны Клетновой «Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда» состоит из сплошь знакомых для меня названий и хоть вкратце, но восстанавливает те события, которые происходили в это время на данной территории.      Изучая ее работу, я продолжаю писать хронологию дороги Убереж.

      В 1812 году, 15 августа, при наступлении на Москву,  по Убереж продвигалась часть армии Наполеона, которую возглавлял маршал Мюрат Иоаким – Наполеон. Он хотел идти по Старой Смоленской дороге и ночевать в Семлеве, но под натиском наших войск, вынужден был отступить влево и идти по Духовщинскому большаку и Убереж.

     Войска на ночь расположились во всех существующих по Вязьме-реке  имениях: Чепчугово, Лопатино, Кочетово, Азарово, Бунаково. Имения Лопатино и Азарово остались нетронутыми, поскольку повара этих имений радушно встретили французов и достойно угостили. Екатерина Николаевна записала историю о том, что усадебный дом в сельце Азарово помещиков Бунаковых в 1812 году уцелел «только благодаря барскому повару Лукьяну, сумевшему искусством своим снискать расположение Мюрата, остановившегося здесь на дневку»  (Е.Н.Клетнова, 1911г.   стр.27-28).

     А имения Бунаково и Кочетово были разграблены. Хотя часть денег священник храма в Бунакове видно успел спрятать и его французы не нашли. Но эти деньги  откопали черные копатели в 2005 году. Горшок с имперской медью был найден недалеко от руин бывшего храма, в районе кладбища.( http://smolbattle.ru/threads/ ).

 От имения  Азарово маршал Мюрат повел свои войска далее и следующую ночь ночевал в Хмелите,  в имении Грибоедовых.  

        При отступлении французы вновь шли по нашей территории.  Есть предположение, что по Убереж Вязьмы-реки отступал  маршал Ней Михаил, герцог Эльхингенский, который под Вязьмой, по приказанию Наполеона, сменил арьергард маршала Даву, чтобы прикрывать тыл, дать пройти обозам и задерживать натиск русских войск. Вытесненный Неверовским и Платовым из Вязьмы и преследуемый Платовым по пятам, он скорее всего мог пробираться именно по этой дороге, пешком, вместе со своими солдатами и оружием в руках. Его храбрость вызывала зависть и ненависть у всех без исключения, его превосходные маневры помогли живым вернуться во Францию самому и привести домой остатки своего войска.

     В 1812 году французы посетили и село Чепчугово, и даже дважды: при наступлении на Вязьму и при отступлении в октябре. Ожидая войны и зная, что церкви первыми понесут грабительский урон,  Смоленский епископ Ириней еще 17 июля 1812 года издал указ о сохранении церковного имущества. Духовенство и церковные старосты прятали его, как в самих церквях, так и за пределами – в помещичьих садах и парках. (Вороновский В.М., 1912. стр.322).

     Так поступили и в Чепчуговском храме Вознесения господня. Они закопали все самое ценное храмовое имущество в парке, около храма.  Однако  французы нашли что взять. Первый раз они устроили в самом храме  конюшню для своих лошадей. Во второй раз разграбили его. Они взяли из церковной казны 112 рублей, два фунта свечей и десять фунтов огарков. Усадебный парк был значительно потоптан, т.к. солдаты неприятеля хотели найти там спрятанные ценности. Поредела оранжерея, которая всегда радовала кавалерийских офицеров польского драгунского полка, посещавших балы этого гостеприимного дома.

     При Екатерине Николаевне церковь в Чепчугове еще существовала. Но как умер священник Михаил Лебедев, (1907г.) службы в ней не проводились. Все прихожане окрестных сел, приблизительно 680 человек, ходили в Софьино, что находилось в двух километрах от Чепчугова.

     Сейчас нет церкви ни в Чепчугове, ни в Софьине, ни в Красном селе, нигде.

Остроугольный поворот Убереж  дороги от бывшего имения Азарово – и впереди, перед деревней Петино,  небольшая сосновая  рощица, красиво прерывающая однообразие полей. Роща эта называется Колдунья. Когда ее посещала Екатерина Николаевна, она видела на тот момент двухсотлетнюю сосну, один сук которой отвис книзу. По преданиям этот сук был подбит ядром французов, когда они выбивали из этой рощи засевший в ней казачий пикет атамана Платова.

      Сейчас в этой роще расположено кладбище. Возможно, оно существует  со времен войны 1812 года. Ведь судя по тому, что написано Екатериной Николаевной в ее произведениях,  бои здесь были большие. А после боев погибших людей надо было хоронить. А в роще песок, да и расположена она на большой  возвышенности. Так  что, возможно, нынешнее кладбище существует с тех времен.  

      Других крупных  захоронений 1812 года на территории вяземской земли  практически не сохранилось. Кстати, об  этой проблеме накануне празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, говорила и Екатерина Николаевна.  Уже тогда, спустя всего сто лет, многие из братских могил и их местоположения оказались утрачены. Происходило это по различным причинам. Часто крестьяне, проводившие захоронения в 1812—1814 гг., не обозначали места могил, и они со временем терялись.

     В ходе Отечественной войны 1812 года на территории Российской империи разыгралось более 40 сражений и крупных боевых столкновений между русскими и французскими войсками, причём в основном на узкой линии в непосредственной близости от современной трассы Минск — Москва. При этом Смоленская губерния оказалась в эпицентре  событий, но, как ни удивительно, в современной Смоленской области не сохранилось, можно сказать, ни одного братского захоронения, относящегося к Отечественной войне 1812 года.

      Не сохранились они и на нашей территории, хотя, конечно же,  были. Большое захоронение было близ  деревни Ямново, однако сейчас от него не осталось никаких следов. Возможно, одно из них   было в роще-колдунье. Другое захоронение было недалеко от деревни  Относово,  и тоже на песчанике.

     Как пишет Екатерина Николаевна … «между Литвиновым и Кувшиновым мне удалось сделать еще одно важное открытие. На высоком бугре заметила я ряд небольших холмиков. Среди них оказались ямки, где, видимо, недавно брали песок, и тут я нашла несколько обломков черепных человеческих костей – явное доказательство того, что холмики эти – могилы, думается мне, французские…». (Клетнова Е.Н., 1911  стр.127).  

     Сейчас на этом месте – старый, утративший свое значение, песчаный карьер, из которого уже лет сорок песок не берут. Однако, житель д. Относово, Мартынов Сергей Александрович, 1941 г.р.,  рассказывал мне, что его бабушка и мама, когда приезжали в карьер за песком,  говорили  ему такую фразу: «Люди все французские косточки по полям разносили».   Это – доказательство того, что на этом месте действительно было большое французское захоронение.

 

      Деревня, соседствующая с Относовым и соединенная сейчас с ним, Кувшиново, также имела доказательства того, что и в ней были французы. В 1911 г. Екатерина Николаевна фотографировала и измеряла огромную сосну, стоявшую на окраине деревни, в ветвях которой, по преданию, слышанному ею с детства, прятались крестьяне от французов. Через сто лет после войны жители об этой сосне говорили следующее: «Теперь от этой сосны половины не сталось. Стара стала. Ветки роняет. А раньше она ох густа была: целою деревней прятаться можно было». (Клетнова Е.Н., 1911  стр.127)

     Вершиной народного героизма наших односельчан стала и другая война -  Великая Отечественная 1941-45гг.

     Относово, как и все другие деревни, расположенные вдоль основной магистрали, идущей к Москве, оказалась в гуще событий при наступлении гитлеровцев на Москву в октябре 1941года и отступлении их в марте 1943года. И страшный временной отрезок между этими двумя датами – 17 месяцев оккупации!

    Относово и вся территория Убереж попала в котел Богородицкого сражения. Ведь одна из оборонительных полос Ржевско – Вяземского направления шла от деревни Кувшиново на Относово, Аношино, Богородицкое и далее на Сычёвку и город Ржев.  Силы были неравные, немцы прошли от Холм – Жирков до Ново – Дугино, от Семлёва на Темкино и замкнули кольцо окружения. В это кольцо, протяженностью около 15 – 20км с запада на восток от реки Вязьмы до реки Бебри и 20 – 25км от минского шоссе на север, попали и все  деревни  вдоль Убереж.  Правда, самые страшные бои произойдут у села Богородицкое, где генерал М.Ф.Лукин, командующий всей окруженной группировкой (войсками 19й, 20й, 24й, 32й армий)   решил организовать прорыв и вырваться из окружения. Но и в Относове, и в других деревнях шли не менее ожесточенные бои. Люди, которые пережили этот день, 11октября 1941г., ужасались той картине, которую они увидели после боя. На полях за деревнями Относово, Тихоново, Жипино, Горнево было огромное количество трупов. Ногу невозможно было поставить, чтобы не наступить на труп человека или лошади. Сами же деревни представляли собой пепелища с одиноко стоящими печными трубами среди догорающих брёвен.

     Течёт и течёт река Вязьма. Когда-то она была судоходной. Вдоль ее берегов рос густой лес, зеленели заливные луга, работали мельницы.  Издревле поселялись на ней люди, выискивая уютные уголки для заселения. Когда - то они выбрали и этот, ныне населяемый нами.  

     Много воды утекло в Вязьме с тех пор.     Много событий видела она  на своём веку и много тайн хранит на всём своём протяжении.

    Я попыталась проследить те события, которые происходили на ней, начиная с ледниковой эпохи и заканчивая современным  временем. Конечно же, это далеко не подробная история Убереж. Ее  история намного  богаче и масштабнее. Но все же я сделала попытку приоткрыть хотя бы краешек ее замечательной  истории. Это сделать мне помогла моя великая землячка Екатерина Николаевна Клетнова, которая очень любила эту русскую землю и делала все возможное, чтобы и мы ее полюбили. Думаю, во многом она этого достигла. Спасибо ей большое за это!

…Вдоль Вязьмы – реки, да вдоль Вязьмы – реки пройду,  и шаги мои будут легки.

Всю горечь испить бы из чаши – тоски вдоль Вязьмы – реки, да вдоль Вязьмы – реки…

    Убереж и мое   село — лишь маленькая точка на карте, песчинка в летописи края, но для всех нас — самое дорогое место на земле. Это — наша  малая родина. И куда бы нас  в дальнейшем не забросила судьба, мы  всегда с большим удовольствием будем  возвращаться вновь и вновь к тебе, наша родная и любимая земля, к твоей истории.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. - Алексеев Л.В., 1980г - Смоленская земля в IX – XIII вв М., Наука.-  http://annales.info/rus/alekseev/smol01.htm
  2. Вороновский В.М., 1912.- Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской

                                                                                                                 губернии. С-Пб

  1. Доклады Е.Н.Клетновой на собраниях Смоленской ученой архивной комиссии. // Журнал «Край Смоленский» №5 2016 г.
  2. Клетнова Е.Н. 2007г. - Избранные труды. Вязьма
  3. Клетнова Е.Н., 1911г - Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда.                                                                                                            
  4. Клетнова Е. Н., 1915г. - Ямный могильник» (близ деревни Относово Вяземского

                                                                                                                               уезда)                                                                                                                

  1. Краснов Ю. А., 1997г - Археологическая карта России: Смоленская область. Часть II  М., РАН.  - http://history-library.com/index.php?id1=3&category=istoriya-rossii&author=krasnov-yua&book=1997 
  2. Наш двадцатый век. 2017г. // Столярова Т.В. Коллекции из собрания Клетновой, хранящиеся в фондах археологии Смоленского Государственного музея – заповедника.  Вязьма.
  3. Начальная русская летопись.-   http://zaumnik.ru/drevnerusskaja-literatura/nachal'naja-russkaja-letopis'.html
  4. Недаром помнит вся Россия, 2011 – II Клетновские чтения. Вязьма
  5.   Парфенов Г.В. «Дневники краеведческой  экспедиции в верховья Днепра  1929 года»   // Журнал Край Смоленский  №10 2016г.                                                                                        
  6.  Пугачев А.Н., 2009г - Вяземский край – родина Бориса Годунова. Вязьма.
  7. Соловьев С.  «Русская летопись для первоначального чтения». https://www.litmir.me/br/?b=185028&p=1
  8. Шестаков П.Д. География Смоленской губернии. Памятная книжка Смоленской губернии на 1857 г.
  9. Шмидт Е.А. 1976 Археологические памятники Смоленской области. Смоленск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Древние народы Пензенского края"

Использование презентации на уроках географии, истории, краеведения.  ...

Фольклорная композиция "Ты, Россия моя, дорогие края!!!"

занятие подготовлено как показательное для аттестационной комиссии по духовно-нравственному воспитанию...

Древнейший период развития края. Старая Ладога

Презентация на тему "Древнейший период развития края. Старая Ладога"...

Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества

Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...

«Экспедиционно-исследовательская деятельность по древней истории родного края»

        Рабочая программа по курсу «Экспедиционно-исследовательская деятельность по древней истории родного края» разработана  на основе Федерального государственного о...

Программа кружка "Древняя история родного края""

Данная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Программа тесно связана со школьными программами по истории России и истории Татарстана и предусматривает использование материалов на уроках истори...