Рабочая программа по Бурятскому Языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Ухинова Алтына Вячеславовна

Примерная рабочая программа по бурятскому языку 5 класс "Алтаргана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                              Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «31» августа 2021 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

Е.С. Колмакова                                                                          от «31»  августа 2021 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по бурятскому языку как государственному языку

 

Класс: 5

Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна, учитель бурятского языка

Срок действия рабочей программы: 2021-2022 уч. год

с. Могойто

2021 г.

  1.  Пояснительная записка  

     Рабочая программа по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия" (Статья 24 от 07.03.2014 № 278 -V).
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Программа по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д,  рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг», 2010.
  6. Регионального перечня учебников (учебных пособий), реализующих региональный компонент образования, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РБ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
  7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 5-9 классов.
  8. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета, курса  

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая программа  ориентирована на использование:

-Программы по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для  2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения авторов С.Ц. Содномова, Р.С. Дылыковой, Б.Д. Содномовой. – У- У.: Бэлиг, 2019.

- Учебника  «Алтаргана» для 5 классов авторов С.Ц. Содномова, А.А. Надагурова. –У-У.: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2019 г.  

Обучение бурятскому языку на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

   - развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности  ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной  и учебно – познавательной;

  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом этнокультурных особенностей региона; формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения;
  • компенсаторная компетенция – развитие умения получать и передавать информацию в условиях дефицита языковых средств;
  • учебно – познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений при самостоятельном изучении других языков и культур с использованием новых информационных технологий;

  - развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка и потребности пользоваться им как средством общения, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

       Основные содержательные линии данной программы: первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые (в том числе лингвострановедческие) знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные  ( в том числе страноведческие) знания, умения и навыки.

      Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа – носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень общего гуманитарного образования. Поэтому изучению бурятского языка отводится существенная роль в решении важных задач в плане формирования толерантной личности в современных условиях развития нашего общества.

Настоящая программа рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю)

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Угуулжэ hурагты.

Общие сведения о фонетике; Сравнительная характеристика бурятских и русских звуков; Акцентная структура слова; Мужские и женские гласные; Закон гармонии гласных; Мягкие согласные; Долгий звук Ы; Проверочная работа; Повторение; Чтение букв Н и Г в потоке речи; Чтение буквы Х и h в потоке речи; Звук ОО; Чтение йотированных гласных; Дифтонги; Интонация общего вопроса; Интонация переспроса; Интонация перечисления; Интонация согласия, несогласия; Полугодовая проверочная работа; Повторение.

34

2

Манай булэ

Имена существительные; Совместный падеж; Выражение принадлежности, возраста; Родительный падеж; Уменьшительно-ласкательные суффиксы; Слово-предложение; Имена прилагательные. Отрицательная частица гуй; Утвердительные частицы юм, даа; Проверочная работа.

17

3

Ажал худэлмэри.

Ажал худэлмэри; Мэргэжэл. Профессии; Место работы моих родителей; Амтатай «Амта»; Традиционные виды занятий бурят; « В библиотеке».; « В магазине»; Итоговая контрольная работа ; Повторение.

17

Всего:

68 часов

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

План

Факт

1

Угуулжэ hурагты.

Общие сведения о фонетике

1 н

Правильно произносить специфические бурятские звуки

Прочитать пословицы, поговорки

 

1

2

Сравнительная характеристика бурятских и русских звуков

1-2

Совершенствовать произношение и сравнивать звуки  в русском и бурятском языках. Определить особенности их произношения.

2

3

Акцентная структура слова

2-3

Совершенствовать произношение и сравнивать звуки, использовать тоническое ударение

3

4

Мужские и женские гласные

4

Выявить особенности произношения и написания мужских и женских гласных

2

5

Закон гармонии гласных

5

Совершенствовать произношение, используя закон сочетания гласных. Определить  особенности их произношения.

2

6

Мягкие согласные

6

Совершенствовать произношение йотированных букв обозначающих мягкость предшествующих согласных и сравнивать звуков  особенности их произношения в русском и бурятском языках

2

7

Долгий звук Ы

7

Совершенствовать произношение и сравнивать звуков [i], [i:]  и [I:]  в русском и бурятском языках. Определить  особенности их произношения.

2

8

Проверочная работа

8

1

9

Повторение

8

1

10

Чтение букв Н и Г в потоке речи

9

 Правильное произношение звуков  Н и Г Совершенствовать произношение и сравнивать звука [n], [n,], [н]

2

11

Чтение буквы Х и h в потоке речи

10

Правильное произношение звуков  Х и h Совершенствовать произношение и сравнивать звуки [x] и [x,].

2

12

Звук ОО

11

Правильное произношение звука  ОО

2

13

Чтение йотированных гласных

12

Совершенствовать произношение йотированных букв обозначающих мягкость предшествующих согласных и сравнивать звуки  особенности их произношения в русском и бурятском языках

2

14

Дифтонги

13

Научиться выражать согласие и несогласие. отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, используя дифтонги

2

15

Интонация общего вопроса.

Интонация переспроса

14

Соблюдение соответствующей интонации при постановке общего вопроса,  при переспросе

2

16

Интонация перечисления

15

Соблюдение соответствующей интонации при перечислении

2

17

Интонация согласия, несогласия

16

Соблюдение соответствующей интонации  при выражении согласия/ несогласия

1

18

Полугодовая проверочная работа

16

1

19

Повторение

17

2

20

Манай булэ

Имена существительные.

Совместный падеж

18

Рассказать о семье Шагдаровых. Рассказать о членов семьи Даримы. Правильно использовать в своей речи личные и неличные существительные

2

21

Выражение принадлежности, возраста

19-20

Рассказать как передается наличие предмета или лица у кого-либо в бурятском языке используя окончания совместного падежа.

Рассказать о членах семьи своих друзей или знакомых.

3

22

Родительный падеж

20-21

Рассказать каким образом передается отсутствие предмета или лица у кого-либо в бурятском языке используя отрицательную частицу -гүй.

Поговорить  о членах семьи своих друзей или знакомых.

2

23

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

21-22

Рассказать  о членах семьи своих друзей или знакомых, использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы

2

24

Слово-предложение

22-23

Использовать в речи слова-предложения для выражения принадлежности, согласия/ несогласия

2

25

Имена прилагательные. Отрицательная частица гуй

23-24

Рассказать каким образом передается отсутствие предмета или лица у кого-либо в бурятском языке используя отрицательную частицу -гүй.

Поговорить  о членах семьи своих друзей или знакомых.

2

26

Утвердительные частицы юм, даа

24-25

Написать письмо другу или подруге о семье своего друга \ подруги. Выразить согласие или несогласие. прочитать текст с пониманием основного содержания

3

27

Проверочная работа

26

1

28

Ажал худэлмэри.

26-27

Расспросить своего одноклассника о его семье, использовать специальные вопросы.

3

29

Мэргэжэл. Професии

28

Использовать в речи аффиксы личного притяжания 1-го,   2-го,3-го лица имен существительных. Рассказать о профессии своих родителей.

2

30

Место работы моих родителей

29

Рассказать кем работают члены семьи, По картине рассказать о профессиях.

2

31

Амтатай «Амта»

30-31

Делать краткие сообщения, описывать события,   передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услы- шанного, выражать свое отношение к прочитанному /услышанному.

3

32

Традиционные виды занятий бурят

31-32

Понимать на слух основное содержание текста, уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

рассказать о профессии родителей друга/подруги

2

33

« В библиотеке».

« В магазине»

32-33

Рассказать кто что делает,  Попросить собеседника показать, отнести, взять  предмет/вещь.

3

34

Итоговая контрольная работа

34

1

35

Повторение

34

Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом

1

             Итого:

68 часов

                                                                                                                                                                                                                                                         

 

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения бурятского языка в 5 классе учащиеся должны:

Личностные результаты:

-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); - особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка;

интонацию различных типов коммуникативных предложений;

- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в сфере общения на бурятском языке;

-роль владения вторым языком в регионе; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа(известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях  бурятского народа и  других народов.

Метапредметные:

-начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять;

- расспрашивать  собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о свеем городе/селе, своей республике;

- делать краткие сообщения, описывать события/явления( в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

-использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

в области аудирования:

- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-и радиопередач) и выделять значимую информацию;

-понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

-использовать переспрос, повторение просьбы;

Предметные результаты:

- ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания(определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные;  устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод),  оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать текст с выборочным пониманием нужной  или интересующей информации ;

- заполнять анкеты и формуляры;

-писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы  речевого этикета, принятые в бурятском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы

Рабочая программа  разработана  в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс

Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...

рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по учебному предмету  содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...

Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс

Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...