«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»
материал

 Скажи и я забуду, покажи и я запомню,                  

дай действовать Скажи и я забуду,

покажи и я запомню,                  

дай действовать и я научусь и я научусь

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igra.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями

здоровья»

Выступление на семенаре по дефектологии на тему:

«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

             Подготовила: Целомудрова В.А.

                                                   

                                                 

                                                              Инсар 2019г.

Скажи и я забуду, покажи и я запомню,                   дай действовать и я научусь

                     (китайская  мудрость)

             Я думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Испокон веков  в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский,     Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе , что требует активизации умственной деятельности (например, "гуси-лебеди","волк во рву","ловля обезьян").  В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть  мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка~выручалочки», «пятнашки»).

                 Подготавливая место для игры, особенно на улице,  нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.

                 Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть  они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемых качеств ("перестрелка","коршун и наседка"). Очень важно иметь договоренность с участниками игры об общих моральных принципах поведения  во время игровых ситуаций. Предлагаю принять кодекс игроков подвижных игр:

  • Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;
  • Помнить о законе всех игр: «один - за всех, и все- за одного». Ставить интересы команды выше своих;
  • Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;
  • Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на ногу;
  • Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;
  • Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;
  • Научившись - научи.

            В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. По определению русского фольклориста Виноградова они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность организовать игроков, настроить на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Например, считалка:"катился горох по блюду, ты води, а я не буду "," шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети- кукушата просят пить, выходи- тебе водить". Жеребьевки также создают эмоциональное настроение, увлекают самим процессом, применяются,  когда детям необходимо разделиться на команды ("конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: сивого или златогривого?",или более короткие:"красное яблочко или золотое блюдечко?", "ниточка или иголочка ?" Все это прочно запоминается и устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

          Следует помнить, что игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра позволяет учителю лучше узнать воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И важно то,  что игра сближает учителя с детьми, помогает сплотить детский коллектив.

               При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей. Методика обучения основывается на общих закономерностях процесса обучения, ее эффективность тесно связана с реалистическими дидактическими принципами. Обучение детей народным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе -постепенность усложнений. Переход от простых игр к более сложным должен быть своевременным, не дожидаясь, пока занимающиеся  потеряют интерес к известным играм. Важно опираться на имеющийся опыт, так как это облегчит  усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений. Выбор игры зависит от тех задач, которые ставятся перед началом. Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры, умело применять меры поощрения и наказания (штрафные очки).Дозирование нагрузки в игре - важная задача для воспитателя, так как высокая эмоциональность затрудняет контроль играющих за своим состоянием, следовательно, возникает возбуждение и переутомление.

В процессе игр для детей с нарушениями в умственном развитии, помимо движений естественного характера, следует применять подвижные игры для развития физических качеств, коррекции стопы и осанки, развития мелкой

моторики рук, внимания и речи. Игры разной направленности можно включать во все части занятий.

Хочу предложить вам несколько игр для примера:

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».   Цель: развивать у детей интерес к русским народным играм; развивать ловкость, быстроту движения. Ход игры. Играющие дети – «пчелки» –сначала сидят на корточках. «Ласточка» – в своем «гнезде». Пчелки (летают  на поляне и напевают). Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум Ласточка - Ласточка летает,     Пчелок поймает
С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. 
Правила игры: «пчёлам» следует летать по всей площадке. 

Русская народная игра «Мячик кверху».   Цель. Освоение двигательных навыков и умений в соответствии с возрастом через народные подвижные игры, развивать умение попадать в мишень. Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч, говоря: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.  

Русская народная игра «Снежная баба». Цель: развивать коммуникативные , двигательные навыки и умения через русские народные подвижные игры. Ход игры. Выбирается «снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притопывая.            Баба снежная стоит,            Ночью дремлет, днями спит,            Вечерами тихо ждет,            Ночью всех пугать идет.                                       На эти слова «снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой».

       Из сказанного следует сделать вывод, что проведение народных игр с воспитанниками  позволяет оптимизировать межличностное и межгрупповое общение, способствует воспитанию волевых качеств у ребёнка. Русские народные гры, являются эффективным средством для формирования произвольного поведения, самоконтроля над собственными эмоциональными состояниями и, следовательно, являются эффективным средством профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»

Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей»

Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей"»...

«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».

Выступление на семинаре по дефектологии «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».  16.12....

Доклад «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

Сегодня нарушения в поведении детей с умственной отсталостью приобретают все большую социальную значимость. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения таких детей ста...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...