Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
статья

Александрова Ксения Владимировна

Проблема гендерной социализации является достаточно актуальной в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте проходит активная процедура развития самосознания детей, значимым компонентом коего считается понимания себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Проблема гендерной социализации является достаточно актуальной в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте проходит активная процедура развития самосознания детей, значимым компонентом коего считается понимания себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

В возрасте 2-3 лет дети начинают осознавать какого они пола женского или мужского. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, он вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Непосредственно в игре ребенок упражняется в социальных проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать с ровесниками, ощущать их, сопоставлять также, выражать собственные способности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Стоит отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.

Содержание различного вида игр должно быть представлено разными элементами гендерной культуры:

— внешние различия мужчин и женщин (одежда, прически, доминирующие атрибуты);

— специфические виды деятельности (спорт, профессии, отдых, увлечения);

— особенности личностных качеств и поступков;

— правила взаимоотношений в быту, в общественных местах и т.д.

В работе с детьми необходимо проводить различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, цель которых формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения.

Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели должны уделять особое внимание.

Нужно обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Традиционные принципы построения среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Мальчикам физиологически нужно большое пространство для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. А для того, чтобы игры у мальчиков не носили агрессивного характера, необходимо научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Мальчики в дошкольном возрасте предпочитают подвижные игры и игры со строительным материалом. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно — разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство, любят играть в уголках, предпочитают спокойные игры. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки охотно осваивают социальные роли, чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. В процессе сюжетно-ролевой игры, дети могут конструировать для игры необходимые предметы и атрибуты. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности, уделяя внимание главным образом самим сооружениям.В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят дом с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Модель педагогического процесса выстраивается так, что в процессе игровой деятельности мальчиков и девочек необходимо использовать дифференцированный подход. При организации и проведении игры учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам предлагаются в игре решения типовых и шаблонных задач: готовые выкройки для одежды кукол и шаблоны моделей одежды, шаблоны причёсок для «Парикмахерской», ценники, чеки, деньги для игры в «Магазин», медицинские карты, талоны к врачу к игре «Больница», меню для игры «Кафе», обувь, одежда для кукол к игре «Магазин», аккуратно сложенные пелёнки к игре «Семья».

Мальчикам можно предложить игры, ориентированные на поисковую деятельность. Игра «Путешествие», где ребёнок проявляет конструктивные и изобретательские способности (собирает бинокль, сам по карте составляет маршрут своего путешествия, разбивает палатку, погружается на морское дно, ведёт переговоры по средствам рации, телефона, компьютера, сигналов), в которой ребята имеют возможность проиграть в мужской модели поведения.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является - преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.

Исходя из своего опыта работы, наиболее востребованными сюжетами у детей старшего возраста нашей группы были такие игры: «Дочки-матери», «Семья», «Кафе», «Больница», «Автомастерская», «Банк», «Водители», «Военные», «Путешественники» и др. В связи с этим, в группе были созданы условия для сюжетно-ролевой игры, где мальчики и девочки могли реализовать гендерные особенности. Но и в таких классических для детей дошкольного возраста играх как «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье», мы создавали условия через атрибуты, дидактические игры где мальчики наравне с девочками, могли видеть себя в роли врача, кассира-продавца, портного, стилиста, члена семьи. Например, игра «Дочки-матери» или «Семья». Это игра в настоящую семью – девочки временно становятся мамами, а мальчики – папами. Папы ходят на работу, мамы воспитывают детей. Затем роли меняются – у папы выходной и он сидит дома с ребенком, а мама идет на работу. Эта игра помогает каждому ребенку понять, что обе роли в семье главные и одинаково сложные.

В игре «Кафе» наряду с такими атрибутами, как: пирожное, мороженное, соки, мы предлагаем фартуки с рюшами для девочек и более строгие модели фартуков для мальчиков. Так же в кафе были роли охранников для мальчиков, с бейджиками и телефонами-рациями.

В игре «Парикмахерская» мы создали атрибуты как для женского, так и для мужского зала: альбомы с причёсками для мальчиков и девочек, предусмотрели наличие инструментов для создания мужских и женских причёсок и др.

В сюжетно-ролевой игре «Ателье» предлагались альбомы с моделями мужской и женской одежды.

В игре «Магазин» шофёры, привозящие в магазин продукты, могут выступать в роли охранника, кассира-продавца, меняя детали костюма: кепка, бейджик, жилет и др.

В « Уголке Ряжения» имеются костюмы-наряды и для девочек и для мальчиков, а так же коробочки с аксессуарами мужскими: галстуки, очки, кепки, портфели, ремни, а для девочек: бусы, ленты, шарфики, сумочки, очки, ободки.

Одной из особенностью игровой деятельности , одним из эффективным приёмов воспитания гендерной принадлежности в нашей группе является объединение нескольких игровых сюжетов. Например, мальчики военные, сражаются, кто-то получил ранение, а девочки медсёстры и врачи уносят раненого с поля биты в больницу и оказывают ему медицинскую помощь.

Или сюжет- «День рождения друга или подруги»: прежде чем пойти в кафе, все идут в парикмахерскую и делают причёски, (девочки- парикмахеры), затем на автобусе или на такси (мальчики-водители) едут в магазин за подарком, затем так же на автобусе или на такси едут в кафе. В кафе официанты- и девочки, и мальчики ( в разных фартуках), повара , тоже в разных колпачках, фартуках.

Очень интересны были ребятам игры «Путешествие», «Моряки» и их они объединяли с игрой «Семья». Например, мальчики отправились в поход на корабле, высадились на острове, разбили палатку, наловили рыбы, набрали грибов и вернулись домой, отдали хозяюшкам свой улов, девочки нажарили рыбы, сварили суп и угостили всех моряков ужином. Здесь видно разделение ролей: мужчина – добытчик, а женщина- хозяйка домашнего очага.

Очень интересна была игра «Мы – артисты». Девочки наряжались и выступали с песнями и танцами перед зрителями (чаще всего мальчики). А затем мальчики – артисты, используя различные музыкальные инструменты: гитары, балалайки, барабаны, металлофоны, саксофон, нарядившись в костюмы, или используя детали образа- очки и галстуки, представляли свой ансамбль перед зрителями – девочками.

Воспитатель ежедневно участвует в играх детей руководит играми, наблюдает за ними, если в результате наблюдений за игрой детей будут установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению эти недостатков.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей, всё это можно реализовать в игровой деятельности.

Список литературы:

Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009

Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003

Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 2009.

Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР

В данном материале содержится информация об особенностях развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Данная информация будет интересна, полезна дл...

игровая деятельность дошкольников на занятиях по английскому языку

разработка игр используемых мною на занятиях по английскому языку...

Особенности развития игровой деятельности дошкольников

В статье описываются особенности развития игровой деятельности дошкольников...

Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. (Курсовая работа.)...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС «Вместе весело играть»

Рекомендовано для учителей - дефектологов, психологов, воспитателей коррекционных групп....