«Основы финансовой грамотности»
рабочая программа (10 класс)

Ахпашева Агния Михайловна

Курс направлен на понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

и понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_osn.fin_.gram_.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                        Ширинская средняя  школа № 4

                        имени Героя Советского Союза Алексея.Емельяновича.Толмачёва

 

 Согласовано:                                                                                        Утверждаю:

 зам. директора по УВР                                                              директор   школы

Пввельева О.Ю..                                                                                 Егоркина А.А.          

____________________                                                      ______________________

27.08. 2021 года                                                                        Приказ № 240 от 30.08. 2021 года

                                                                                               

                                                                 

                                                                                                                             

                             

                      Рабочая программа

         по курсу внеурочной деятельности

           общесоциального  направления

               «Основы финансовой грамотности»

                                10 класс

                                         

                                            Разработана учителем истории и    

                                                           обществознания: Ахпашева А.М.,                      

                                                                               Рассмотрена и принята учителями

                                                                                ШМО общественных наук.    

                                                                                 Протокол №1 от 26.08.2021года

                                                                          Руководитель ШМО общественных наук

                                                             __________ (Ахпашева А.М.)

                                                                       

                                                         

 

                                                               Шира - 2021                                                                                                                                                                                                                                                                           

  Результаты освоения курса внеурочной деятельности                                       

 Программа «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10 класса направлена на достижение следующих результатов:

 Планируемые результаты:

 личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере финансовой грамотности:

. понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника,

Метапредметными результатами освоения курса являются:

• владение умением решать практические финансовые задачи:

• владение информацией финансового характера, своевременный анализ

и адаптация к собственным потребностям,

• определение стратегических целей в области управления личными финансами;

• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

• владение коммуникативными компетенциями:

• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Предметные результаты освоения курса:

• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

Результаты первого уровня: школьники углубят и расширят знания по основам финансовой грамотности.

Результаты второго уровня: школьники научатся решать творческие задачи, обрабатывать и анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа полученной информации.

Содержание курса внеурочной деятельности

 Раздел

 Кол-во часов

Виды внеурочной деятельности

Форма организации

1

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

5

лекция,

беседа,

практикум

коллективнаягрупповая, индивидуальная

2

Фондовый рынок: как его использовать для роста

Доходов

5

лекция,

беседа,

практикум

коллективная,групповая, индивидуальная

3

. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

3

лекция,

беседа

,практикум

коллективная,групповая, индивидуальная

.4

. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5

лекция,

беседа,

практикум

коллективная,групповая, индивидуальная

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

             

5

лекция,беседа,практикум

Коллективная

,групповая, индивидуальная

6

Риски в мире денег: как защититься от разорения

        Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления            

5

лекция,беседа,практикум

коллективная,групповая, индивидуальная

7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного  накопления            

4

лекция,беседа,практикум

коллективная,групповая, индивидуальная

Итого

34

                                      Тематический план

                    Тематический план

п\п

Тема занятия

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5 часов)

1

Банковская система

2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

3

Банки и золото: как сохранить сбережения

в драгоценных металлах

4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста

Доходов (5 часов)

6

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

7

Профессиональные участники рынка

ценных бумаг

8

Граждане на рынке ценных бумаг

9

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

и общие фонды банковского управления

10

Операции на валютном рынке: риски и возможности

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (3 часа)

11

Что такое налоги и почему их нужно платить

12

Основы налогообложения граждан

13

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги

в семейный бюджет

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы

не попасть в беду (5 часов)

14

Страховой рынок России: коротко о главном

15

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

16

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

17

Если нанесён ущерб третьим лицам

18

Доверяй, но проверяй, или Несколько советов

по выбору страховщика

 Человек и государство: как они взаимодействуют

                 ( 5 часов)

19

Создание собственного бизнеса: что и как надо

сделать

20

Пишем бизнес-план

21

Расходы и доходы в собственном бизнесе

22

Налогообложение малого и среднего бизнеса

23

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

Раздел 6.

. Риски в мире денег: как защититься от разорения

                    (5 часов)

24

Финансовые риски и стратегии инвестирования

25

Финансовая пирамида, или как не попасть в

сети мошенников

26

Виды финансовых пирамид

27

Виртуальные ловушки, или Как не потерять

деньги при работе в сети Интернет

28

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат

Модуль 7

 Обеспеченная старость: возможности пенсионного

накопления (4 часа)

29

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется

пенсия

30

Как распорядиться своими пенсионными

накоплениями

31

Как выбрать негосударственный пенсионный

фонд

32

Обучающая игра «Выбери свой негосудар-

ственный пенсионный фонд»

33 - 34

Итоговый контроль по курсу

                   Календарно – тематическое планирование

№ темы

 Тема

  Дата

План

Факт

Причины коррекции

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5 часов)

1

Банковская система

02.09

2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

09.09

3

Банки и золото: как сохранить сбережения

в драгоценных металлах

16.09

.4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

23..09

.5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

30.09

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста

Доходов (5 часов)

6

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

07.10

7

Профессиональные участники рынка

ценных бумаг

14.10

8

Граждане на рынке ценных бумаг

21.10

9

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

и общие фонды банковского управления

28.10

10

Операции на валютном рынке: риски и возможности

11.11

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (3 часа)

11

Что такое налоги и почему их нужно платить

14.11

12

Основы налогообложения граждан

25.11

13

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги

в семейный бюджет

02.12

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы

не попасть в беду (5 часов)

14

Страховой рынок России: коротко о главном

09.12

15

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1612

16

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

23.12

17

Если нанесён ущерб третьим лицам

13.01

18

Доверяй, но проверяй, или Несколько советов

по выбору страховщика

20.01

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

                 ( 5 часов)

19

Создание собственного бизнеса: что и как надо

сделать

27.01

20

Пишем бизнес-план

03.02

21

Расходы и доходы в собственном бизнесе

10.02

22

Налогообложение малого и среднего бизнеса

17.02

23

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

24.02

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

                    (5 часов)

24

Финансовые риски и стратегии инвестирования

03.03

25

Финансовая пирамида, или Как не попасть в

сети мошенников

10.03

26

Виды финансовых пирамид

17.03

27

Виртуальные ловушки, или Как не потерять

деньги при работе в сети Интернет

24.03

28

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

07.04

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного

накопления (4 часа)

29

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется

пенсия

14..04

30

Как распорядиться своими пенсионными

накоплениями

21.04

31

Как выбрать негосударственный пенсионный

фонд

28.04

32

Обучающая игра «Выбери свой негосудар-

ственный пенсионный фонд»

05.05

33-34

Итоговый контроль по курсу

12..05

19.05

26.05

ИТОГО: 34

Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Базовые понятия и знания

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Личностные характеристики и установки

Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.

Умения

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.  

Компетенции

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Базовые понятия и знания

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Личностные характеристики и установки

Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.

Умения

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции

, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Базовые понятия и знания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы,  ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.

Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Личностные характеристики и установки

Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.

Умения

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию,  оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Компетенции

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Базовые понятия и знания

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.

Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Личностные характеристики и установки

Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность приобретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий  договоров страхования.

Умения

Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.

Компетенции

Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Базовые понятия и знания

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.

Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.

Личностные характеристики и установки

Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.

Умения

Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.

Компетенции

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Базовые понятия и знания

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Личностные характеристики и установки

Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования мошеннических финансовых схем.

Умения

Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Компетенции

Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Базовые понятия и знания

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.

Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Личностные характеристики и установки

Осознание факторов, влияющих на  размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.

Умения

Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Компетенции

Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

  Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств.

Наряду с  традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.

Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.

Практическое занятие может быть проведено в различных формах:  

– проблемный семинар;

– презентация докладов;

– решение кейсов;

– решение финансовых головоломок и пр.

Игра.  Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.

Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний и умений.

На усмотрение учителя могут  быть использованы другие формы обучения.

 Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Необходимым элементом процесса обучения является контроль. Контроль знаний, умений и навыков, которые были сформированы у школьника, требует определённой системы оценивания с выделением чётких критериев такого оценивания. Поскольку в процессе обучения предполагается использование различных видов деятельности, то и система критериальной оценки должна строиться с учётом различий в такой деятельности. Задача учителя – заранее ознакомить учащихся с критериями оценивания их деятельности, что позволит школьникам впоследствии чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей и решения задач. В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.

Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль  может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры.

Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме итогового тестирования или деловой игры, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.

 Программно-методическое обеспечение

1. Перечень материалов на бумажных носителях:

–  материалы для учащихся;

– методические рекомендации для учителя;

– материалы для родителей;

– учебная программа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по основам финансовой грамотности

Проведение меропрятий по основам финансовой грамотности....

Проценты как основа финансовой грамотности будущих выпускников.

Научно-исследовательская работа, посвящена  актуальному, на данный момент, вопросу  - финансовой грамотности. Самые разнообразные жизненные ситуации, связанные с финансами: планирование семе...

Программа предпрофильного курса "Основы финансовой грамотности"

Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предл...

КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» для школьников.Вводное занятие.

КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»для школьников.Вводное занятие...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...