Использование ИКТ технологий на занятиях театрального коллектива
материал

Морозова Галина Степановна

ЦЕЛЬ: активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся.

ЗАДАЧИ:

  • обучающие: рассказать обучающимся о видах кукол в кукольном театре.
  • развивающие: развить кругозор у обучающихся.
  • воспитательные: воспитать художественный вкус, умение взаимодействовать друг с другом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Использование ИКТ на занятиях.

Виды театральных кукол

ФИО

Морозова Галина Степановна

Место работы

МБОУ ДОД Центр эстетического воспитания «Молодость»

Должность

Педагог-организатор

Предмет

Театр кукол

Групп

1-ого года обучения

Тема занятия

Виды театральных кукол

Базовый учебник

  1. Театр кукол. Алексей Греф ВЦХТ 2003
  2. .Мир кукольного театра Иванц Коржова О., «Феникс» 2003

http://www.pravsemia.ru/assets/images/work/kukolny-teatr/te6.jpg

http://www.pravsemia.ru/assets/images/work/kukolny-teatr/te6.jpg

http://www.hvilya.com/_bl/4/26904106.jpg 

http://konca.net.ua/wp-content/uploads/2012/11/265.jpg 

http://www.siapress.ru/images/news/2013/03/25/2013_03_25_024437.jpg

 http://www.promocenter.com.ua/images/брусничка/BGHYTG.jpg http://www.newacropol.ru/pub/IMG_0416.JPG 

http://www.2-999-999.ru/files/file/firm/ DC78BF361CCE48FFA398570497658555.jpg 

  1. ЦЕЛЬ: активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся.
  2. ЗАДАЧИ:
  • обучающие: рассказать обучающимся о видах кукол в кукольном театре.
  • развивающие: развить кругозор у обучающихся.
  • воспитательные: воспитать художественный вкус, умение взаимодействовать друг с другом

10. ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала.

11. ФОРМЫ РАБОТЫ: групповая, по парам.

12. РЕЗУЛЬТАТ:

На данном занятии дети познакомятся с различными видами театральных кукол, которые есть в театре «Арлекино», получат возможность самим управлять различными куклами, оценить их возможности. А о других видах кукол, которых нет в наличии, смогут узнать из презентации

13. НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, экран.

14. СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЙ:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети!

Педагог читает стихотворение В. Берестова «Рука – артистка».

Превращается рука

То в котёнка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке.

Беседа с демонстрацией слайдов.

Педагог. На прошлом занятии мы узнали много интересного о театре. Кукольный театр появился на свет очень давно. Главная фигура в спектакле – кукла, а актера, который ей управляет, называют кукловодом. Сегодня мы познакомимся с видами театральных кукол.

2. Основная часть.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различаются  куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Среди театров кукол различают три основных типа:

  1. Театр верховых кукол (перчаточные, гапитно-тростевые, и кукол иных конструкций), управляемые снизу.
  2. Театр низовых кукол ( кукол-марионеток, планшетных, кукол великанов), управляемых сверху с помощью ниток, или металлических прутьев.
  3. Театр кукол серединный (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров - кукловодов. (куклы-марионетки, управляемые сзади, куклы больших размеров- ростовые, внутри которых находится сам актер, куклы театра теней).

Давайте распределимся на пары. Каждая пара получит куклу, все куклы разные по видам. Я вам дам время, для общения с куклой, после этого каждая пара продемонстрирует «ожившую» куклу. Вы расскажите нам, как вы привели куклу в движение.

Педагог дает пояснения всей группе, показывает слайд с иллюстрацией каждого вида куклы и рассказывает о способе её управления.

 1-я пара.

Педагог – Это перчаточная кукла. Эти куклы надеваются на руку, как перчатка. Указательный палец управляет головой, а большой и средний пальцы – руками куклы. Перчаточная кукла может делать много движений. Это самый распространенный вид театральной куклы. И называют ее, куклой «Пертушкой». Существует даже «Театр Петрушки».

 2-я пара.

Педагог – Это гапитно - тростевые куклы. Тростевые куклы родились на острове Ява в Индонезии, были популярны в Китае, Японии. Эти куклы играют на ширме. Трости-палочки крепятся к кистям рук и голове куклы. Иногда, когда кукла должна выполнять в спектакле сложные движения, к ней прикрепляют много тростей и управлять такой куклой под силу нескольким актерам.

Чтобы играть такой куклой требуется огромное мастерство. Но большинство театров, в том числе и нашей страны, используют в своей работе разнообразные системы тростевых кукол (скрытые и открытые трости). Трости придают кукле большую выразительность.

3-я пара

Педагог -  Эти куклы на гапите, они без тростей, и очень просты в применении, но  совершают очень мало движений.

4-я пара.

Педагог – Пальчиковые куклы, управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

  1. Театр низовых кукол.

5-я пара.

Педагог – Эти кукла называются «Марионетки». Куклы этого типа управляются множеством нитей. Нити прикреплены к голове, спине, рукам и ногам куклы, поэтому она очень подвижна. Она умеет бегать прыгать и даже стоять на голове или ходить на руках. Актер держит в руках специальное устройство, к которому сведены все нити.

В основном все марионетки приводятся в движение при помощи нитей, прикрепленных к ваге. (Вага— приспособление для управления куклой-марионеткой.)

6-я пара.

Педагог - « Планшетные куклы» умеют ходить по полу, по настилу сцены, который называется планшет. Отсюда их название. Известны разные типы планшетных кукол. Кукольники средневековья, например, поставили куклу на стол и управляли ею с помощью веревок.

Педагог – следующий вид театр кукол серединный «Большая кукла» (Великаны). Ее в театре у нас нет. Высота этих кукол зависит от роста кукловода (от 1м до 1,7м) или от режиссерского замысла (существуют куклы более 2 метров). Их водят в основном два актера. «Большие» куклы обладают богатыми сценическими возможностями.

Куклы театра теней эти куклы высвечиваются силуэтами на экране, когда на них сзади направлен свет.

  1. Итог занятия.

Педагог. Итак, мы познакомились с видами театральных кукол.

Выберете из списка виды кукол, которые не относятся к данному театру кукол.

Театр верховых кукол

Театр низовых кукол

Театр кукол серединных

перчаточные,

ганитно-тростевые,

гапитные,

теневые

марионетки

куклы великаны

планшетные

кукла марионетка, управляемая сзади,

теневые,

ростовые

В конце занятия дети встают в круг.

Педагог - Что нового узнали на занятии? Чем запомнилось занятие?

Дети – …….

Педагог - Какая самая лучшая награда для артиста?

Дети - Аплодисменты зрителей.

Педагог - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД занятия

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность педагога

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время

мин.)

1

2

3

5

6

7

Оргмомент

-

приветствие

слушают

3

Основная часть

№1

Слайды со 2 по 15

Рассказ педагога с демонстрацией слайдов из презентации

Слушают педагога, работают с куклами различных видов, смотрят презентацию

30

Игровой момент

Педагог  предлагает на закрепление материала выбрать правильные ответы на заранее заготовленных вопросы по теме урока

Отвечают

12


Приложение к плану-конспекту занятия

Виды театральных кукол

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Виды театральных кукол

электронный

презентация

Виды театральных кукол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса кукольных и театральных коллективов "Обыкновенное чудо"

Традиционный для нашего Центра конкурс проходит ежегодно. В нем участвуют не только юные артисты, занимающиеся В ДТО ЦРТДиЮ, но и ребята, познающие театральное мастерство в школьных обединениях...

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии."

Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Но актерское...

Открытое занятие по актерскому вокалу в детском театральном коллективе

План-конспект открытого занятия по актерскому вокалу в средней группе Образцового детского театра....

Применение социо-игровых технологий на занятиях с дошкольниками в театральной студии

Применение социо-игровых технологий на занятиях с дошкольниками в театральной студии.Методическая разработкаЦель разработки – описание методики проведения занятий по актерскому мастерству ...

Работа ОДОД ГБОУ № 527 Расписание занятий внеурочной деятельности С применением дистанционных образовательных технологий Программа «Культура театрального искусства» 01.10.21 – 08.10.21.

Педагог дополнительного образования Клюкина Галина ИвановнаПредметдатаКоличество часовУчительВиды обратной связиФорма/раздел/Форма проведенияЗадания с указанием образовательного ресурсаФорма пре...

Музыкальное занятие-перфоманс «Формирование народной манеры пения на начальном этапе работы в детском театральном коллективе»

Фольклор – творчество народа по природе своей коллективное, основанное на миропонимании и историческом опыте. Фольклор проходит проверку и обкатку в разных слоях и поколениях народа на всем...