Программа воспитания
проект

Кудинова Елена Викторовна

В центре Программы находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности, активное участие в социально-значимой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21-22_programma_vospitaniya.doc233 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа воспитания

«Мы – будущее России»


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА        6

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ        9

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        14

Модуль «Ключевые общешкольные дела»        14

Модуль «Классное руководство»        15

Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»        18

Модуль «Школьный урок»        21

Модуль «Самоуправление»        23

Модуль «Детские общественные объединения»        24

Модуль «Школьная галерея воинской славы»        25

Модуль «Профориентация»        26

Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)»        28

Модуль «Работа с родителями»        28

4.        ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ        31

         


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитания (далее – Программа) является нормативно-управленческим документом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №618 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – ГБОУ школа №618), определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные направления   осуществления воспитательной работы в образовательной организации.  Настоящая Программа школы разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г.);
  • Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1989 г.);
  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»   (от 29.12.2012 г., №273-ФЗ; с изм.);  
  • Федерального закона от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 г., №373; с изм.);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 11 декабря 2020 года)»
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 04.02.2010 г., приказ №271);
  • Распоряжения Комитета по образованию от 16.01.2020 №105-р «Об утверждении Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы;
  • Устава ГБОУ школа №618;  
  • Программы развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №618 на 2020-2025 годы.

Настоящая Программа представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ, который дает представление о направлениях и содержании воспитательной работы в ГБОУ школе №618.  

В центре Программы находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности, активное участие в социально-значимой деятельности.

Программа ГБОУ школы №618 содержит четыре раздела: особенности организуемого в школе воспитательного процесса; цели и задачи воспитания; виды, формы и содержание деятельности; основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг).

В разделе «Особенности организуемого в ГБОУ школы №618 воспитательного процесса» представлена специфика деятельности образовательной организации в сфере воспитания.  

В разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых общественных ценностей сформулированы цель воспитания и задачи, которые образовательной организации предстоит решать для достижения цели.  

В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных образовательных организацией задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.

Инвариантными модулями являются:

  •  «Классное руководство»;
  •  «Школьный урок»;
  •  «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»;
  •  «Самоуправление»;
  •  «Профориентация»;
  •  «Работа с родителями».

Вариативными модулями являются:

  •  «Ключевые общешкольные дела»;
  •  «Детские общественные объединения»;
  •  «Школьная галерея воинской славы»;
  • «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)».  

В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» показано, каким образом в образовательной организации осуществляется самоанализ проводимой в ней воспитательной работы. В данном разделе представлен перечень основных направлений мониторинга.  

К Программе прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.  

Настоящая Программа является общедоступным документом для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей), подлежит размещению на официальном сайте ГБОУ школы №618 в сети Интернет.


1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ГБОУ школа №618 была открыта в мае 1992 году и расположена в Приморском районе Санкт-Петербурга. С первых лет своего открытия школа существует как учебное заведение, дающее хороший уровень образования. В настоящее время набор учащихся в школу осуществляется из микрорайона расположения школы. Воспитательный процесс объединяет весь школьный коллектив: учащихся, родителей, педагогов. Контингент обучающихся детей состоит из проживающих в Приморском районе детей. По социальному статусу семьи разные: малообеспеченные, многодетные, полные, неполные, семьи опекунов, семьи с детьми инвалидами. ГБОУ школа № 618 располагает квалифицированными педагогическими кадрами, строящими учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе

(7 педагогов удостоены отраслевых наград, 20 педагогов имеют высшую, 24 педагога - первую квалификационную категорию). Обучение в образовательной организации ведется с 1 по 11 класс. В школе обучается 1240 обучающихся, к классному руководству привлечен 41 педагогический работник в 41 классах комплектах (16 классов - начальное общее образование - 501 обучающихся; 20 классов – основное общее образование - 598 обучающийся; 5 классов – среднее общее образование – 141 обучающихся). Школа располагает достаточным количеством кабинетов для получения учащимися образования и воспитания, имеются два спортивных зала, спортивная площадка, актовый зал, библиотека. В течение учебного года в библиотеке школы обновляются выставки тематической литературы, посвященные знаковым датам и важным событиям.  

Школа находится в шаговой доступности от образовательных, культурных, спортивных и социальных учреждений Приморского района.

Партнеры организации воспитательного процесса ГБОУ школа № 618 Приморского района Санкт-Петербурга:

  • Дом детского творчества (ДДТ);
  • ГБУ ДО Центр психолого-педагогической Медицинско-социальной помощи Приморского района Санкт-Петербурга;
  • 44 отдел полиции Приморского района;
  • СПБ ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»;
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» Приморского района Санкт-Петербурга;
  • СПб ГБУ центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи Вектор;
  • Центр занятости населения Приморского района;
  • ГБУ ДО ДДЮ Приморского района Санкт-Петербурга;
  • Образовательный центр MAXIMUM;
  • ССУЗ и ВУЗ;
  • пожарно-спасательная часть № 53;
  • ГИБДД Приморского района;
  • Прокуратура Приморского района;
  • Дом культуры Приморского культурного центра;
  • Молодежный центр «На Богатырском»;
  • Дом культуры «Богатырский, 36»;
  • Библиотеки: СПбГБУ ЦБС Приморского района Санкт-Петербурга, библиотека № 9, Централизованная библиотечная система Приморского района Санкт-Петербурга, Детская библиотека № 10, ЦБС Приморского района;
  • «Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района Санкт-Петербурга» на ул. Шаврова д.4.

В дальнейшем планируется организация партнёрских взаимоотношений с дошкольными и общеобразовательными учреждениями Приморского района.

 Сотрудничество и взаимодействие с партнёрами проявляется в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт, способствует развитию личностного потенциала, расширяет мировоззрение. В школе создаются условия, при которых значимое дело становится для ребенка сначала практикой участия, в дальнейшем переходит на уровень разработки и реализации инициативы ученика.

В ГБОУ школа №618 Приморского района Санкт-Петербурга  есть свои традиции воспитания, которые являются отражением преемственности многих поколений, воспитывающими у обучающихся чувство гордости за свои интеллектуальные и творческие достижения, осознание важности своего персонального вклада в достижения школы, понимание перспектив своего личностного развития в контексте развития города, страны.

Основные традиции воспитания в ГБОУ школа №618 Приморского района Санкт-Петербурга:  «Неделя первоклассника», «Недели семьи», «Неделя добрых дел», «Школьные дела», работа «Лиги старшеклассников и ЧТД (Чудесные творческие дети), «Ассамблея победителей», «Наша гордость», «День открытых дверей», «Посвящение в первоклассники», «Зажги звезду» (шоу талантов), «Битва хоров» (фестиваль творчества детей и взрослых), «Я-помню! Я-горжусь!».

Процесс воспитания в ГБОУ школе № 618 Приморского района Санкт-Петербурга  выстраивается с помощью следующих принципов:

  • «Безопасности»: неукоснительность соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
  • «Здоровой среды»: ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • «Взаимодействия»: реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • «Нравственности»: организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей построенных  на нравственном поведение внутри образовательного процесса в целом;
  • «Системно-деятельностный»: системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

 Воспитательный процесс школы опирается на традиции интеллектуальных и творческих событий и достижений, традиции патриотических практик, через изучение истории Санкт-Петербурга и истории России, содействует созданию и сохранению традиций военно-спортивного направления и детского общественного объединения.  

Для педагогического коллектива школы главной ценностью в построении воспитательной работы является поддержка ученика в стремлении своего интеллектуального, творческого, социального развития и раннего профессионального самоопределения.


2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в ГБОУ школа №618 Приморского района Санкт-Петербурга  – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1. В усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2. В развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3. В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:

  1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  
  • Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
  1. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

  1. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт природоохранных дел;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
  • опыт изучения культурного наследия человечества, истории и культуры Санкт-Петербурга,  
  • опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. Эффективное использование сохраненных и экспонируемых подлинных исторических документов для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности, исследование школьных традиций прошлого, организация поисковой работы в целях пополнения фонда музея. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  8. Координировать профориентационную работу с учащимися, через выявление, поддержку и моральное стимулирование достижений учащихся в данной области.
  9. Способствовать формированию безопасного поведения подростков в повседневной жизни;
  10. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение.


3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач ГБОУ школа № 618 Приморского района Санкт-Петербурга представлена в виде инвариативных и вариативных модулей. Каждый из них ориентирован на решение одной из поставленных школой  задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы.  

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в образовательной организации. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.  

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:

Внешний уровень:

Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел:

  • Благотворительные акции с Детским советом при уполномоченном по правам ребёнка в Санкт-Петербурге нравственной направленности: «Подари радость»; экологической направлаенности: «Экологическая тропа», «Экология и энергосбережение», «Действуй ЭкоЛогично»; патриотической направленности (в рамках городского проекта «Путем героя к заветной цели», «Я помню! Я горжусь!»); трудовой направленности, ориентированные на преобразование окружающего школу социума («Трудовые отряды», участие в общегородских субботниках).
  • Открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных) с  приглашением представителей других школ, деятелей науки и культуры, представителей власти, общественности, в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. Всероссийская акция «Журавлик Мира», фестиваль творчества «Зажги звезду»
  • Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

Уровень школы:

Ежегодные творческие общешкольные мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы образовательной организации;

  • Церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

Уровень класса:

  • Выбор и делегирование представителей классов в совет «Лиги старшеклассников» и ЧТД, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;  
  • Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;  
  • Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

Индивидуальный уровень: 

  • Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы;
  • Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;  
  • Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;  
  • При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 Модуль «Классное руководство»

       Осуществляя классное руководство, педагоги школы организуют работу с классом, индивидуальную работу с учащимися класса, работу с учителями, преподающими в данном классе, работу с родителями учащихся или их законными представителями.

       Главное предназначение классного руководителя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.

 Работа с классным коллективом:

  • Выработка совместно со школьниками законов жизни класса;
  • Определение совместно с обучающимися организационной структуры классного самоуправления, выбор актива – ответственных за работу секторов – направлений воспитательной работы с учетом потребностей и интересов учащихся - председатель актива класса (староста, командир), учебный сектор, сектор правопорядка (чистоты и дисциплины), культурно-массовый сектор, спортивный,  трудовой (профориентационный), информационный (редколлегия, пресс-центр) и др.;
  • Формирование традиций классного коллектива («День именинника», классный «огонёк», концерты для мам, бабушек и пап, «Разговор при свечах», «День доброты» и др.);
  • Проведение тематических классных часов посвященных юбилейным датам, Дням воинской славы, событиям в городе, стране, а также выбранного классом направления работы (РДШ, ЮИД и др.);
  • Проведение совместно со школьным психологом, школьной службой сопровождения, социальными партнерами (центром Семьи и др.) ролевых и деловых игр, тренингов на командообразование и иных активностей, направленных на развитие и сплочение классного коллектива;
  • Установление позитивных отношений с другими классными коллективами через инициирование и поддержку участия класса в общешкольных ключевых делах (спортивно-развлекательная игра «Рыцарский турнир», деловая игра «Профессия для меня», патриотический марафон «Гордость и память», праздник «Последнего звонка», «Выпускной бал» и др.);
  • Организация участия класса в информационно-профилактических мероприятиях  («Неделя безопасности», «День солидарности в борьбе с терроризмом», правовом месячнике, Всероссийском уроке безопасности школьников в сети «Интернет», цикла профилактических социально-информационных мероприятиях волонтерского отряда для проведения вручения всероссийской премии «МИР», «Днях здоровья» и др.);
  • Развитие социальной коммуникативности детей класса, путем вовлечения в практику наставничества «Помоги младшему другу» (помощь в подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам, участию в различных мероприятиях и т.п.);
  • Вовлечение учеников класса в кружки, секции, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования (Акция «Выбери дело по душе»);
  • Организация классным руководителем совместно с родителями однодневных и многодневных походов и экскурсий, посещений музеев и культурно-зрелищных мероприятий;
  • Проведение диагностики на определение уровня сплоченности классного коллектива, эмоционально-психологического климата в классе, уровня воспитанности.  
  • Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры, классных часов «Класс, в котором я хотел бы учиться», «В чем секрет лидера?», «Секреты общения» и т.д. Индивидуальная работа с учащимися:
  • Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
  • Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
  • Мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;
  • Мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении;  
  • Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
  • Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (опекаемые, дети из социально- неблагополучных семей);
  • Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.  

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • Регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • Проведение МО классных руководителей, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;
  • Организация участия учителей-предметников в проведении родительских собраний, консультаций для родителей (в том числе в социальных сетях).

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

  • Регулярное информирование родителей об успехах и трудностях их детей, о жизни класса в целом;
  • Помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;  
  • Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • Организация консультаций; проведение работы в группах классов в социальных сетях, родительских чатах: обсуждение проблем, размещение планов ближайших дел или отчётов об их проведении,  загрузка творческих работ учащихся или родителей, проведение онлайн-собраний, анкетирование родителей и др.
  • Создание и организация работы родительских комитетов классов, Совета родителей, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • Привлечение членов семей школы к организации и проведению дел класса, школы («Недели семьи», «Выставка ко Дню матери»;
  • Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы, детско-взрослых конкурсов («Папа, мама, я - спортивная семья», «Семья знатоков ПДД», фестиваль семейного творчества «Талантливы вместе» и др.);

Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»

Внеурочная деятельность

Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:  

  • Вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;  
  • Формирование на занятиях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;  
  • Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;  
  • Поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;  
  • Поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.  

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: спортивно-оздоровительная деятельность;  социальная деятельность, общеинтеллектуальная деятельность, общекультурная деятельность, духовно-нравственная.

Духовно – нравственная деятельность

Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, для формирования гражданской позиции, развития патриотических качеств. «Я – гражданин России!».

Спортивно-оздоровительная деятельность

Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. «БОС-здоровье», «Основы ЗОЖ», «Что такое медиация»

Социальная деятельность

Выполнение различного рода проектов в рамках данного направления (исследовательских, творческих, практико-ориентированных) прививает детям интерес к научной деятельности, способствует развитию их познавательных интересов. «Проектная деятельность», «Дорогою добра».

Общеинтеллектуальная деятельность

Курсы внеурочной деятельности, ориентированы на развитие познавательных интересов обучающихся, расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей. В рамках данного направления организуются занятия, создающие условия для развития у детей познавательных интересов, формирующие стремление ребѐнка к размышлению и поиску Формы проведения занятий разнообразные: викторины, конкурсы, познавательные игры и беседы, олимпиады, интеллектуальные марафоны. «Пешком по Санкт – Петербургу», «Личность в истории. Жизнь замечательных людей», «Компьютер-наше настоящее», «Лаборатория юных исследователей», «Весёлый французский», «Математика и конструирование», «Технический рисунок» и др.

Общекультурная деятельность

Курсы внеурочной деятельности создают условия для творческого развития обучающихся, их самореализации, самопроявления, культурного развития. Планируемые результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. «Страноведение», «Хор».

Отделение дополнительного образования (ОДОД)

Воспитательная работа в ОДОД ведется неразрывно с учебно-воспитательным процессом школы. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Свободный выбор каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации  делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста.

Реализация воспитательного потенциала в коллективах дополнительного образования происходит в рамках следующих направленностей: физкультурно-спортивной, художественной, технической, социально-педагогической и естественно-научной.

Физкультурно-спортивная направленность

Программы, направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни морально-волевых качеств. Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. В настоящее время возрастает значение занятий спортом как важнейшей части программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания с самого раннего возраста надежной основы будущего долголетия. «Волейбол». «Баскетбол», «ОФП», «Футбол», «Пионербол», «Мини-футбол», «Шахматы», «Зарница».

Художественная направленность

Художественное воспитание играет важную роль в личностном развитии детей, оказывает позитивное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развивает его воображение, творческое мышление, формирует нравственное самосознание. Выбирая художественную направленность, дети выбирают свободу выражения, полет фантазии, преодолевают застенчивость, скованность, соприкасаются с достижениями мировой цивилизации, а значит - поднимают свой культурный уровень. Программы художественной направленности, создают благоприятные условия для самореализации школьников, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. «Хореография», «Весёлая кисточка», «Театральная студия», «Вернисаж», «Современные танцы», «Хор», «Юная рукодельница».

Техническая направленность

Программы, направленные на развитие технического творчества, способствующие интеллектуальному развитию личности ребёнка, его целеустремлённости, умению планировать и достигать результата, способствующие профориентации. «Архитектура», «Умелые руки».

Социально-педагогическая направленность

Программы, направленные на всестороннее духовное развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни коммуникативных качеств, а также личностному росту детей. «Психоэмоциональная коррекция».

Естественно-научная направленность

Программы ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, география. «НИР в биологии»

Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:  

  • Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни великих ученых, писателей, ИКТ (программы-тренажеры, тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
  • Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся»;  
  • Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;  
  • Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;  
  • Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;    
  • Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Модуль «Самоуправление»

  • Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.  
  • Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, на уровне школы назначается куратор ученического самоуправления. Ученическое самоуправление в школе осуществляется следующим образом:  
  • Уровень школы:
  • Деятельность выборного совета «Лиги старшеклассников», состоящего из выборных представителей 10-11 классов и создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией, принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;  
  • Работа постоянно действующих секторов совета "Лиги старшеклассников" инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.) согласно направлениям своей деятельности, а также творческих групп, имеющих временный характер и создаваемых для подготовки и проведения тех или иных конкретных мероприятий (праздников, вечеров, акций и т.п.).
  • Уровень классов:  
  • Деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;  
  • Деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.  
  • Индивидуальный уровень:  
  • Вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел;  
  • Реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой и т.п.
  • Участие в профильных сменах в период школьных каникул.

Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе образовательной организации детские общественные объединения – это добровольные и целенаправленные формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей (ДОО «Лига старшеклассников» и «ЧТД»).

        Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:  

  • Утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;  
  • Организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы и др.);  
  • Поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении;
  • Участие членов детских общественных объединений в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.  

Воспитание в детской организации осуществляется через:

  • Поддержку деловых и неформальных отношений, основанных на соблюдении принципов добровольности, системности, поддержки инициативы, принципа «право на ошибку», сотрудничества и принципа «естественного роста»;
  • Организацию общественно полезных дел и социально значимых практик, дающих возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, школе, обществу в целом;  
  • Сборы (сбор-старт, сбор-контакт) – формальные и неформальные встречи членов детских общественных организаций, совместного празднования знаменательных для организации событий.

Модуль «Школьная галерея воинской славы»

Частью открытого образовательного пространства ГБОУ школа №618 Приморского района Санкт-Петербурга является галерея воинской славы, открытая в 2010 году и имеющий историческо-краеведческий профиль. Галерея занимает отдельное помещение на 3 этаже, комната S=30 м2, Основной фонд музея насчитывает более 400 экспонатов основного фонда. Условия хранения – стенды, витрины. Всего имеется 5 постоянных экспозиций, блокадная комната.  Работает музейный актив, учащиеся – экскурсоводы.

Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими ценностями в образовательной организации во многом способствуют материалы школьной галереи воинской славы. В работе используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся.  

Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют выставки фотографий, записывают воспоминания ветеранов, берут интервью у жителей города, выпускников школы и т.д.  

Воспитательный потенциал реализуется следующим образом:

 Внешний уровень:

  • Участие в городском проекте сетевого взаимодействия «Музейный диалог»;
  • Использование экспонатов для проведения районных патриотических мероприятий;
  • Проведение районных военно-патриотических конференций на базе галереи воинской славы.

Уровень школы: 

  • Участие актива галереи воинской славы в организации и проведении праздников, торжественных мероприятий, акций, уроков мужества, встреч с ветеранами на базе школьного музея;
  • Участие активистов галереи воинской славы в работе с младшими ребятами: проведение экскурсий, музейных игр-квестов;  
  • Участие актива галереи воинской славы в освещении деятельности музея   в школьных средствах массовой информации (газета, сайт школы, выпуск буклетов, информационных листков и т.д.);
  • Участие школьников в оказании помощи галереи воинской славы в его благоустройстве;  
  • Участие школьников в разработке и проведении экскурсий в галерее воинской славы для жителей микрорайона, где расположена образовательная организация и для родителей обучающихся школы.  

Уровень класса: 

  • Участие школьников в организации и проведении классного мероприятия на базе музея («Дни воинской славы», «Великие полководцы России», «Блокада Ленинграда» и др.;
  • Участие школьников в поиске информации для музейных экспозиций из источников и архивов семьи в рамках школьного проекта «Я-помню! Я горжусь!»;
  • Участие школьников и их родителей в семейных музейных мероприятиях (вечерах памяти, семейных викторинах, квестах и т.д.).

      Групповые и коллективные общности, как правило, разновозрастные, при этом учащиеся проживают различные социальные роли. Дети в группах создают музейные экспедиции, готовят буклеты по различной тематике, составляют путеводители по городу.  Материалы музея широко используются при проведении уроков, внеурочных мероприятиях. При этом дети не просто прослушивают информацию учителя, но погружаются в среду, перемещаются в историческом пространстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия становятся наиболее запоминающимися и результативными. В совместной деятельности педагогов и обучающихся разрабатывается школьная символика, которая используется в повседневной школьной жизни, при проведении важных торжественных событий, закрепляются лучшие традиции.  

Модуль «Профориентация»

    Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

 Профориентационная  работа осуществляется через:  

  • Циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;  
  • Профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности;  
  • Экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;  
  • Посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;  
  • Встречи с людьми разных профессий (возможны в режиме online);
  • Организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки.  
  • Совместное с педагогами изучение Интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного online-тестирования, прохождение online- курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;  
  • Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
  • Индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
  • Освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.  
  • Профориентационная работа в ГБОУ школа №618 Приморского района Санкт-Петербурга опирается на следующие принципы:
  • Систематичность и преемственность профориентации (от начальной – к старшей школе);
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах;
  • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями (законными представителями);
  • Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений.

Ежегодно ученики школы посещают экскурсии в Санкт-Петербургском государственном бюджетном Профессиональном образовательном учреждении "Радиотехнический колледж", ГБПОУ «Политехнический колледж городского хозяйства», «ПетроСтройСервис»,  Колледж бизнеса и технологий и др. Кроме того, для учащихся школы проводятся встречи с представителями Всероссийского государственного университета юстиции, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) имени генерала армии А.В. Хрулева и др.

Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)»

Модуль Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.  

Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в индивидуальных планах воспитательной работы.  

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями обучающихся являются:

  • Изучение семей и условий семейного воспитания;
  • Пропаганда психолого-педагогических знаний, повышение психолого-педагогической компетентности родителей или законных представителей школьников;
  • Активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом;
  • Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
  • Обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:  

Групповой уровень:

  • Совет родителей школы, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;  
  • Родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;  
  • Ообщешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;  
  • Семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  • Организация деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в ГБОУ школе №618.
  • Участие родителей в деятельности психолого-педагогического консилиума, собираемого в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка (ППк);

Уровень класса:

  • Классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса;  
  • Родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
  • Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций (Совет профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, служба медиации (примирения).
  • Классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, запросы родителей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания;
  • Классные родительские собрания (в том числе – дистанционные), происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся класса
  • Проектная деятельность, предоставляющая родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения, позволяющего развивать детско-взрослые общности, участвуя в совместном художественном творчестве, труде, добротворческих делах на благо себе и другому: проект «Папа может всё»; фестиваль «Недели семьи» и др.;
  • Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • Социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

Индивидуальный уровень:

  • Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) учащихся со специалистами, педагогами, администрацией школы c целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам воспитания и образования.
  • Организация деятельности консультационного пункта с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) учащихся, получающих образование в форме семейного, обучающихся на дому, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в вопросах обучения и воспитания. Предоставления им услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по направлениям: профессиональная ориентация, социализация, прохождение ГИА, профилактика девиантного поведения; образование детей с ОВЗ, инвалидностью; семейная форма образования; дополнительное образование детей; обучение ребёнка на дому.
  • Организация индивидуальной профилактической работы в отношении  несовершеннолетних  семей, находящихся в социально опасном положении: своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в СОП, и (или) предупреждение совершения ими и в их отношении преступлений, правонарушений или антиобщественных действий.
  • Диагностические методы работы с родителями (законными представителями), служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование, анализ детских рисунков и рассказов воспитанников о семье и др.
  • Психолого-педагогические практикумы, проводимые классным руководителем и/или педагогом-психологом для родителей одного класса или специально выделенной группы родителей, имеющих подобные проблемы;
  • Использование дистанционных ресурсов в работе с целью информирования родителей (законных представителей) о возникновении той или иной проблемы социального характера, эффективного взаимодействия с классными руководителями, родителями (законными представителями) и педагогами образовательной организации (сайт школы, цифровая образовательная платформа  Дневник.ру, группы в социальных сетях: Viber, WhatsApp и т.п.), социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.  

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и  содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

Инструментарием будут выступать:

- анализ работы классного руководителя; анализ работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения;

- портфолио личностных достижений обучающегося.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, советом  старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе  внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьной газеты;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Инструментарием  будут выступать анкеты для изучения уровня удовлетворенности  качеством организуемого воспитательного процесса.

Итогом самоанализа организуемой в школе  воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Программа воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя

1. Программа воспитания подростков в классном коллективе "Вера в себя"...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....

Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания

В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....