Профессия концертмейстер
статья

Жданова Анна Валерьевна
Мы выбрали профессию концертмейстера. Как не разочароваться в ней? Как научиться быть не просто аккомпаниатором, а именно хорошим концертмейстером? В этой статье рассуждения на эту тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Профессия  концертмейстер.

  • Для выпускника музыкального училища или консерватории выбрать место работы и специализацию- дело такое же непростое, как и для выпускника любого учебного заведения. Ведь, выбирая себе профессию, мы, зачастую, выбираем себе образ жизни. Для человека, который решил связать свою жизнь с музыкой – этот выбор был сделан уже в детстве. Ведь профессия музыканта отличается от многих других уже тем, что музыкантом нельзя стать «вдруг»- в 10 или 11 классе. Поступлению в музыкальное училище обязательно предшествуют годы обучения в музыкальной школе, а в высшее учебное заведение нельзя поступить, минуя среднее звено. Вот и получается, что будущий музыкант учится своей профессии 12- 16 лет!  Ну а часы, проведённые за роялем, подсчитать, наверное, и вовсе невозможно!
  • Какой же выбор профессиональной деятельности есть у выпускника- музыканта? По большому счету- это только три направления: педагогика, исполнительство и концертмейстерская работа. Некоторые музыканты успешно их совмещают, но упор, все же, делают на что- то одно.
  • Концертмейстеров, как правило, не хватает и, соответственно, эту работу найти проще. Но этот факт абсолютно не означает, что и работать будет просто. Многие выпускники хватаются за эту возможность подработать и иногда попадают в профессиональные хореографические, хоровые и инструментальные коллективы, где и  концертмейстер требуется- профессионал. Кое- кто сдаётся и, не выдержав нередкого прессинга со стороны «матерых» педагогов, уходит, некоторые остаются и пытаются обзавестись необходимым уровнем профессионализма, чтобы стать настоящим хорошим концертмейстером.
  • Здесь возникают вопросы: как им стать, сколько нужно времени, чтобы получить необходимые навыки и, наконец, возможно ли это вообще, если так случилось, что нет « концертмейстерского чутья» от природы? На эти вопросы трудно ответить однозначно. Ведь хороший концермейстер- это человек, который определённо должен иметь набор музыкальных способностей, помноженный на непрерывный, иногда неблагодарный труд. Т.е. если выпускник решил выбрать для себя профессию концертмейстера, то условие номер один- это постоянные домашние занятия, работа над собой, изучение специальной литературы и многое другое. Ведь в учебных заведениях студентам не преподают конц.класс ,углубляясь в детали и выпускники, попадая в класс к вокалистам, хоровикам, скрипачам  и т д., а в особенности к хореографам- зачастую оказываются беспомощными и не знают с чего начать и что делать. Конечно, опыт, который в этой профессии необходим со временем приходит, но далеко не сразу. Поэтому надо не стесняясь обращаться за помощью к более опытным коллегам: посещать занятия, заимствовать  литературу и т.д. Но основные тонкости работы с инструменталистами, певцами и танцорами  придётся постигать самостоятельно, нередко «набивая шишки» и выслушивая иногда и вовсе нелестные замечания от преподавателей, с которыми приходится работать.
  • Как стать хорошим концертмейстером? Ведь концертмейстерская работа очень многогранна и включает в себя множество далёких друг от друга специализаций. Например, концермейстер у вокалистов и хореографов- это практически две разных профессии. И навыки, приобретённые в одной- мало помогут в другой. Конечно, в идеале, лучше выбрать что- то одно и не распыляться на многое. Например, при работе с дирижерами оркестрантами, на «наработку» нотного материала может уйти не один год. Ведь клавиры симфоний, билетов и опер являются собой не самый простой нотный текст, который придётся долго и терпеливо разучивать. Я, на заре своей концертмейстерской деятельности, работала на кафедре оркестрового дирижирования и для «подработки» бегала в музыкальное училище к преподавателю вокала. В то время не было уже привычного нам интернета и никто не делал ксерокопий с нот. Поэтому я таскала с собой неподъёмные сумки с клавирами и каждую свободную минуту старалась использовать для занятий. Выдержать такой режим работы, наверное, можно только по молодости и на энтузиазме, начинающего свою самостоятельную трудовую деятельность, недавнего выпускника.
  • Поэтому, рекомендация номер один- это выбор близких друг другу направлений концертмейстерской деятельности и приобретение там необходимого набора навыков и опыта, без которого концертмейстер не будет чувствовать себя свободно.
  • Рекомендация номер два- это посещение занятий, где работают более опытные коллеги, с целью перенять опыт последних. Потому что наглядность- это прекрасный вид учёбы, а чужой опыт- бесценная информация, которая начинающему концертмейстеру просто необходима.
  • Терпение и труд. Как ни банально и избито это звучит- без них в профессии музыканта- никуда. Причём, если выпускники, выбравшие для себя стезю педагогики, могут в определённой степени убавить время, которое они тратили на домашние занятия, то начинающие концертмейстеры могут совершенно спокойно вновь почувствовать себя студентами и продолжать заниматься. Только теперь уже для того, чтобы заработать себе авторитет в выбранной профессии.
  • Самостоятельно заниматься чтением с листа и транспонированием, если эти навыки не очень развиты от природы. Умение быстро видеть текст нужно всем, а транспонирование необходимо при работе с вокалистами и духовиками. Бывает, что на занятиях по вокалу, одно произведение неоднократно перемещается туда- сюда по нескольким тональностям. Ведь голос- инструмент капризный и зависит от многих вещей, вплоть до погоды.
  • Начинать концертмейстескую деятельность лучше всего сразу после выпуска из учебного заведения, чтобы не потерять ощущение игры на сцене. Потому, что после даже небольшого перерыва туда выходить уже сложнее. А концертмейстер, в отличие от солиста, отвечает уже не только за себя. В его руках (причём в прямом смысле) не сколько свой собственный труд и успех, но и труд и успех других людей. Обязанность концертмейстера - это уже не только безусловно стабильное исполнение своей партии, но в большей степени помочь сделать это солисту- поддержать его, показать сильные его стороны и спрятать слабые. Т.е. забыть о себе и создать комфортные условия для главной партии. Это становится ещё более актуальным, если солист- ребёнок. Ведь приходится справляться не только со своим волнением (которое, кстати, никто уже и думает брать в расчёт), но и сделать все, чтобы ученик чувствовал себя с вами как за каменной стеной. Поверьте, это бывает иногда очень нелегко. У опытных концертмейстеров всегда в творческом багаже найдётся не одна история на тему, как они на сцене подсказывали слова певцам, подыгрывали куски мелодии духовикам и скрипачам,  ловили на экзамене, перепрыгнувшего совершенно  в другой музыкальный раздел, испуганного лоботряса студента и многое другое- о чем потом рассказывать смешно, но что в свое время заставило изрядно понервничать…Довольно часто на конкурсах можно видеть картину: со сцены спускается солист, который что- то напутал и красный как рак концертмейстер, который в то время, пока соло блуждало в дебрях своей партии, пережил однозначный стресс.
  • Учиться на протяжении всей профессиональной деятельности. Сейчас, когда огромное количество информации в доступности в интернете, сделать это гораздо проще. Главное, чтобы желание совершенствоваться было первостепенным. Ведь в профессии музыканта достигнуть определённых высот дано только трудолюбивому и ищущему человеку.
  • И, наверное, еще одно условие- отнюдь не главное, но безусловно имеющее место: чётко осознавать, что вы всегда будете- если можно так выразиться- в тени. Несмотря даже на тот бесспорный факт, что хороший концертмейстер- это большая редкость и их однозначно ценят, все главное внимание будет всегда и всюду отдано преподавателям и солистам.
  • Однако, награда за нелёгкий концермейстерский труд тоже есть. Победы детей на конкурах, успешные выступления на различных концертных площадках, высшие баллы на экзаменах- всё это и наша концертмейстерская заслуга тоже. Ибо все мы служим музыке по-разному: можно самому сиять, подобно драгоценному камню, а можно создавать достойную оправу для кого-то другого. Вот в этом и заключатся всё величие и самоотверженность профессии концермейстера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Творческая работа: "Моя профессия - концертмейстер."

Творческий отчет о работе в концертмейстерском классе....

"Я - концертмейстер" методическое пособие для концертмейстеров ДМШ и ДШИ

Настоящее методическое пособие достаточно широко и подробно раскрывает профессиональную деятельность пианиста-концертмейстера в музыкальных школах и школах искусств. Отражена работа концертмейстера со...

Доклад на тему: «Профессия - концертмейстер».

Концертмейстер и аккомпаниатор -  самая распространенная профессия среди пианистов....

Методическая разработка -"Профессия - концертмейстер бальной хореографии"

Методическая рекомендация концертмейстерам работающим в хореографии....