Рабочая программа по основам финансовой грамотности
рабочая программа (10 класс)
Курс по финансовой грамотности в 10-11 классах требует деятельностного подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство знаний, умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их решения. Усвоение знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной работы, которая организуется под руководством учителя самими обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
10-11 классы
(срок реализации 2 года)
Рабочая программа по элективному курсу «Основы финансовой грамотности» для 10-11 классов разработана на основе следующих нормативных документов:
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Курс по финансовой грамотности в 10-11 классах требует деятельностного подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство знаний, умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их решения. Усвоение знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной работы, которая организуется под руководством учителя самими обучающимися.
Изучение элективного курса «Основы финансовой грамотности» даёт возможность обучающимся овладеть навыками практической адаптации в динамично меняющемся мире, которые используются для решения финансовых проблем.
Программой отводится на изучение элективного курса «Финансовая грамотность» 10-11 класса68 часов.
В 10 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 11 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
1) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Планируемые результаты освоения курса финансовой грамотности в 10-11 классах достигаются на основе деятельностного подхода, реализуемого в рамках общеинтеллектуального направления путём использования словесно-логических, научно-исследовательских и игровых форм организации деятельности, изучения содержания учебного материала, методического сопровождения, иллюстраций.
К личностным результатамобучения относится формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что реализуется посредством:
- осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений;
- личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
- овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций;
- готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
- готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений.
Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией.
Познавательны УУДе:
- освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях;
- организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;
- овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
- установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;
- формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные УУД:
- постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы;
- прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов;
- оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей;
- контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей;
- корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов;
- оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные УУД:
- инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации;
- планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов;
- выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире;
- выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях;
- участие в диспутах по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
- представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счёт:
- понимания и грамотного применения финансовых терминов;
- сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами;
- изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения;
- разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защиты. Ученик научится:
- оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций;
- видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций;
- формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;
- понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т. д.;
- представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
- понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их возможности применения;
- различать банки и микрофинансовые организации (МФО);
- оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия;
- понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;
- разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем;
- отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них;
- пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
- защищать персональную информацию различными способами;
- понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски. Ученик получит возможность научиться:
- разрабатывать личный план развития;
- принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами;
- оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал;
- организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий;
- расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами;
- оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
- диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
- представлять образ идеального заёмщика для банка;
- взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги;
- формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий).
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
10-11 классы
Тема занятия | Форма организации | Основные виды деятельности |
Банковская система: услуги и продукты (6 ч) | Интегрированное занятие 1. Беседа об особенностях курса «Основы финансовой грамотности». 2. Коллективное целеполагание на курс обучения | Узнают особенности изучаемого предмета и содержание курса; обсуждают цели и задачи курса обучения |
Обсуждение различных сценариев жизни человека. 2. Просмотр видео из плейлиста «Личность в цифровом мире». | Анализируют важные жизненные этапы, факторы и обстоятельства возможных ситуаций; выделяют критерии успешности; составляют свой условный сценарий жизни; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
1. Беседа о целях кредитования, обсуждение примеров ситуаций сопоставления сумм собственных денежных средств и имеющихся потребностей. 2. Работа с текстом параграфа: выделение ключевых понятий и обсуждение принципов организации процессов. 3. Групповая работа «Образ идеального заёмщика». 4. Беседа о преимуществах и недостатках кредитов и займов. | Актуализируют знания о потребностях человека, сопоставляют потребности и количество денежных средств, необходимых для их удовлетворения; читают текст параграфа, объясняют ключевые понятия и рассматривают принципы организации процесса кредитования; формируют образ идеального заёмщика для банка; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся. | |
1. Просмотр видео из плейлиста «Кредиты и займы». 2. Групповая работа с кейсами «Анализ банковских предложений по кредитам и кредитным картам». | Сравнивают и анализируют банковские предложения по кредитам и кредитным картам в разных банках, самостоятельно выделяют критерии сравнения; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
1. Беседа о признаках классификации платежей по кредиту и об оценке стоимости кредита с помощью онлайн калькулятора. 2. Обсуждение проблемы выбора надёжного банка, а также выбора оптимального варианта кредитования и ответственности поручителя по кредитному договору. 3. Выполнение практической работы | Пользуются кредитным онлайн калькулятором на сайтах разных банков, анализируют возможности; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; принимают решения исходя из условий практических заданий, объясняют свою позицию | |
1. Работа в парах: заимствование денежных средств в банках и МФО. 2. Беседа о коллекторах и их деятельности. 3. Обсуждение вопроса банкротства физических лиц. Просмотр видео из плейлиста «Кредиты и займы». 4. Индивидуальная рефлексия | Сравнивают принципы заимствования в банках и МФО, выделяют ключевые различия; узнают об особенностях коллекторской деятельности; рассматривают процесс банкротства физических лиц и условия возникновения такого явления; оценивают свои знания и умения | |
1. Групповая проектная работа «Создание информационного видеоролика «Всё о кредитах». 2. Формат и содержание выбираются самостоятельно | Выполняют проектную работу: придумывают идею для ролика; ставят задачи; составляют план действий для реализации задач; распределяют обязанности; составляют сценарий; выполняют съёмки и монтаж видео; представляют и обсуждают результат; проводят рефлексию проделанной работы | |
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 ч) | 1. Анализ информационных ресурсов, способствующих взаимодействию человека и государства. 2. Беседа о фондовом рынке. Анализ фондового рынка как инструментов взаимосвязи государства и гражданина. 3. Просмотр видео из плейлиста «Государство и гражданин». 4. Дебаты | Исследуют порталы и сайты, связанные с предоставлением государственных услуг; анализируют функционал и оценивают перспективы развития таких сайтов; актуализируют знания о фондовых рынках, обсуждают их виды, выясняют задачи и принципы работы фондового рынка России; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
Страхование: что и как надо страховать (4 ч) | 1. Обсуждение проблемы и особенностей идентификации личности в современной России. 2. Беседа о необходимости обеспечения сохранности персональных данных. 3. Групповая работа «Анализ сервисов государственных услуг». Выполнение практической работы Домашнее задание: выполнение практической работы | Узнают о видах идентификации личности в России и других странах, обсуждают проблемы и перспективы; дискутируют на тему безопасности персональных данных; анализируют ЕСИА, описывают функциональные возможности пор- тала; выполняют практическое задание; проводят опрос о персональных данных и средствах их защиты |
1. Обсуждение места личности в цифровом пространстве. 2. Обсуждение результатов домашнего задания. 3. Дебаты 4. Обсуждение и подведение итогов. Домашнее задание: подготовка выступлений по темам 1-2 | Обсуждают особенности цифрового мира, личности в нём и взаимодействия личности с государством; обсуждают результаты проведённого опроса; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
Собственный бизнес (4 ч) | 1. Беседа об эволюции денег, обсуждение цифровых денег и возможных рисков их использования. 2. Обсуждение факторов изменения стоимости денежных средств. 3. Проведение парной рефлексии с помощью рубрики «Знаю, умею, могу» | Обсуждают этапы эволюции денег, приводят примеры; формируют понимание понятия электронных денег; сравнивают возможности использования разных видов денег; оценивают полученные знания и умения; находят информацию об изготовлении денег в разные периоды истории |
1. Обсуждение причин возникновения денег, развития финансового сектора в цифровом мире; защиты денежных знаков от подделок. 2. Просмотр видео из плейлиста «Деньги в цифровом мире». 3. Проверочная работа. «Цифровые деньги». Домашнее задание: подготовка докладов (распределение тем) | Сопоставляют факты из истории становления финансовой системы, находят закономерности, делают прогнозы; узнают о способах подделки разных видов денег и возможностях распознавания фальшивых банкнот; показывают осведомлённость о различных формах безналичных денег | |
1. Обсуждение проблемы: почему лучше деньги сегодня, чем деньги завтра 2. Беседа о причинно-следственных связях между стоимостью денег и инфляцией в России. 3. Групповая работа: «Готовим экспертное заключение: положительные и отрицательные последствия инфляции» | Формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; узнают о процессах изменения стоимости денег, рассматривают примеры; оценивают процесс инфляции с разных позиций, выделяют положительные и отрицательные стороны | |
Основы налогообложения (6 ч) | 1. Анализ информационных ресурсов, способствующих взаимодействию человека и государства. 2. Беседа о классификации налогов. Анализ налогов как инструментов взаимосвязи государства и гражданина. 3. Просмотр видео из плейлиста «Государство и гражданин». 4. Дебаты | Исследуют порталы и сайты, связанные с предоставлением государственных услуг; анализиют функционал и оценивают перспективы развития таких сайтов; актуализируют знания о налогах, обсуждают их виды, выясняют задачи и принципы работы налоговой системы России; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
Личное финансовое планирование (8 ч) | Обсуждение проблемы сопоставления потребностей и финансовых возможностей в жизни человека. 2. Беседа о корректировке процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов; об осуществлении контроля за процессом достижения финансовых целей с помощью мобильных приложений. 3. Просмотр видео из плейлиста «Личные финансы». | Выявляют проблемы сопоставления потребностей и финансовых возможностей; обсуждают процесс достижения финансовых целей, предлагают варианты возможных действий; анализируют функционал мобильных приложений; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
1. Беседа о корректировке процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов. 2. Групповая работа «Контроль достижения финансовых целей с помощью мобильных приложений» | Высказывают своё мнение о корректировке процесса достижения финансовых целей, подбирают примеры, рассматривают возможные ситуации; работают в мобильных приложениях; обсуждают результаты и делают выводы | |
1. Обсуждение исследований о преимущественных тратах в разных странах мира. 2. Работа в паре «Анализ структуры расходов семей в разных странах мира» | Анализируют результаты исследований о тратах людей в разных странах мира; анализируют фактическую и статистическую информацию, сопоставляют факты и выделяют закономерности; проводят сравнительный анализ статей расходов, формулируют выводы | |
1. Актуализация информации по теме. 2. Написание эссе по выбранной теме | Сравнивают представленные темы, выбирают наиболее интересную тему для написания эссе; формулируют и излагают свои мысли и умозаключения в письменном виде согласно структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят аргументы, иллюстрируют примерами) | |
«Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч) | 1. Беседа о факторах, от которых зависит размер государственной пенсионной выплаты. 2. Работа с текстом учебника, выделение ключевых понятий. 3. Круглый стол на тему дополнительных доходов к пенсии (может ли срок выхода на пенсию не иметь принципиального значения при наличии стабильного пассивного дохода). 4. Обсуждение и подведение итогов. | Актуализируют знания и собирают дополнительную информацию о пенсионной системе; обсуждают виды и параметры пенсии, анализируют факторы, определяющие размер пенсии; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
1. Выступления учащихся. Обсуждение содержания докладов, ответы авторов на вопросы, высказывание собственных суждений. 2. Работа с сайтом Пенсионного Фонда РФ, использование пенсионного калькулятора. 3. Обсуждение новой пенсионной формулы. 4. Обсуждение и подведение итогов | Формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; представляют результат своей работы; исследуют сайт Пенсионного фонда РФ, описывают его функционал; анализируют новую пенсионную формулу | |
1. Обсуждение возможности получения двух пенсий одновременно. 2. Просмотр видео из плейлиста «Государство и гражданин». | Анализируют возможности получения двух пенсий одновременно; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
1. Обсуждение возможности получения двух пенсий одновременно. 2. Написание эссе на тему «Почему мне необходимо сейчас задуматься о своей пенсии?» | Анализируют возможности получения двух пенсий одновременно; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Систематизируют знания, оценивают умения; формулируют своё отношение к изучаемой теме; формулируют и излагают свои мысли и умозаключения в письменном виде согласно структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят аргументы, иллюстрируют примерами) | |
«Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч) | 1. Беседа о стартапах в России и в мире и способах их реализации. 2. Мозговой штурм: генерирование идей для стартапа и их обсуждение. 3. Дебаты 4. Групповая работа «Формулируем идею стартапа» | Рассматривают сущность стартапов и историю возникновения такого направления деятельности; выдвигают идеи для стартапов, обсуждают их и аргументируют; разрабатывают идею для групповой работы над стартапом |
1. Беседа о важности планирования разных видов деятельности. 2. Обсуждение задач бизнес-планирования. 3. Дебаты 4. Групповая работа «Составляем план развития стартапа» (маркетинговая стратегия и финансовый план) | Обсуждают необходимость планирования деятельности; выделяют и обсуждают задачи бизнес-планирования; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; составляют план развития стартапа | |
1. Групповая работа «Обмен составленными планами между группами». Анализ планов других групп, составление рекомендаций для корректировки. Обсуждение результатов. 2. Групповая работа «Доработка плана после обсуждения с другими группами». Оценка необходимых затрат времени и ресурсов и подготовка к презентации идеи стартапа. 3. Презентация результата. 4. Обсуждение презентаций, подведение итогов | Обмениваются разработанными планами, обсуждают их и формулируют советы; формулируют и высказывают свою точку зрения, при- водят аргументы; анализируют мнения других учащихся; доделывают план, вносят коррективы; анализируют необходимые ресурсы и оценивают количество времени, требуемое на реализацию стартапа; готовят презентацию стартапа; обсуждают результат, делают выводы; проводят рефлексию деятельности | |
Обсуждение представленных идей для стартапов. Презентации результатов. 2. Коллективное прогнозирование возможных проблем при реализации идеи. 3. Дебаты. Домашнее задание: подготовка выступлений по темам | Рассматривают и анализируют представленные группами идеи стартапов, выделяют сильные и слабые стороны; обсуждают возможные проблемы, с которыми могут столкнуться представленные стартапы; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
«Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч) | 1. Беседа о видах финансового мошенничества и выборе способа защиты. 2. Просмотр видео из плейлиста «Деньги в цифровом мире». 3. Выполнение практической работы | Узнают способы мошенничества и обсуждают способы защиты; дискутируют о правилах сбора и обработки информации пользователей, приводят аргументы и рассматривают примеры; проводят опрос окружающих людей о действиях при получении подозрительных смс-сообщений, анализируют информацию и делают выводы |
1. Беседа о телефонном мошенничестве и разбор возможных ситуаций на примерах. 2. Представление результатов выполненной практической работы. 3. Обсуждение представленных результатов. 4. Групповая работа «Формулирование советов для разных возрастных групп» | Обсуждают телефонное мошенничество, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; представляют результат домашнего задания; анализируют, делают выводы и обсуждают с одноклассниками результаты, формулируют рекомендации для учащихся младших классов или других возрастных групп | |
1. Беседа о фишинге и разбор возможных ситуаций на примерах. 2. Разработка листовки-предупреждения об этом виде мошенничества. 3. Обсуждение представленных результатов | Обсуждают фишинг, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; собирают информацию и формулируют советы для размещения на листовке-предупреждении; анализируют, делают выводы и обсуждают с одноклассниками результаты, формулируют рекомендации для учащихся младших классов или других возрастных групп | |
1. Беседа о скимминге и снифферинге, разбор возможных ситуаций на примерах. 2. Разработка сценария практического занятия для учеников младших классов об этом виде мошенничества. 3. Обсуждение представленных результатов. 4. Подведение итогов темы | Обсуждают скимминг и снифферинге, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; систематизируют информацию, ищут дополнительные сведения в случае необходимости, разрабатывают сценарий практического занятия для учащихся младших классов; обсуждают с одноклассниками результаты | |
«Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч) | 1. Обсуждение пройденной темы и всего курса. Обмен мнениями. 2. Практическая работа: топ-5 финансовых лайфхаков | Обобщают и систематизируют проделанную работу, формулируют основные выводы; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
Раздел | Форма контроля |
Банковская система: услуги и продукты (6 ч) | Практическая работа «Расчет кредита» |
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 ч) | Проект индивидуальный «Информационная брошюра» |
Страхование: что и как надо страховать (4 ч) | Тест «Виды страховых банковских продуктов» |
Собственный бизнес (4 ч) | Работа с сайтом навигатором «Консультант плюс». Закон «О защите прав потребителя» |
Основы налогообложения (6 ч) | Составление налоговой декларации |
Личное финансовое планирование (8 ч) | Практическая работа «Бюджет семьи» |
«Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч) | Проект индивидуальный «Информационная брошюра» |
«Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч.) | Составление бизнес-плана |
«Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч) | Разработка памятки «Кибербезопасность» и проведение акции в школе. |
«Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч) | Экскурсия в страховую компанию |
2) СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
10 класс
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6 ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.
11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч)
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч)
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч)
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования.
3) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс | |
Название раздела | Количество часов |
Банковская система: услуги и продукты | 6 |
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. | 6 |
Страхование: что и как надо страховать | 4 |
Собственный бизнес. | 4 |
Основы налогообложения. | 6 |
Личное финансовое планирование. | 8 |
Итого: | 34 |
11 класс | |
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 8 |
Собственный бизнес: как создать и не потерять | 11 |
Риски в мире денег: как защититься от разорения | 6 |
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 9 |
Итого: | 34 |
Всего: | 68 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Финансовая грамотность»
10 класс, 34 часа
№ | Дано | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
1 | Банковская система: услуги и продукты (6 ч). Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
2 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Доклад | |||
3 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Повторение | |||
4 | Условия кредитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
5 | Условия кредитов. | 1 | Доклад | |||
6 | Что такое кредитная история заемщика? | 1 | Повторение | |||
7 | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 ч). Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
8 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
9 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | Повторение | |||
10 | Виды депозитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
11 | Виды депозитов. | 1 | Доклад | |||
12 | Условия депозитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
13 | Страхование: что и как надо страховать (4 ч). Виды страхования в России. | 1 | Ответить на вопросы | |||
14 | Страхование имущества. | 1 | Доклад | |||
15 | Личное страхование. | 1 | Доклад | |||
16 | Страховые продукты. | 1 | Ответить на вопросы | |||
17 | Собственный бизнес (4 ч). Валютный курс. | 1 | Ответить на вопросы | |||
18 | Валютный курс. | 1 | Доклад | |||
19 | Банковские карты. | 1 | Ответить на вопросы | |||
20 | Банковские карты. | 1 | Доклад | |||
21 | Основы налогообложения (6 ч). Налоговый кодекс РФ. | 1 | Ответить на вопросы | |||
22 | Виды налогов в РФ. | 1 | Доклад | |||
23 | Налоговые льготы в РФ. | 1 | Доклад | |||
24 | Обязанность и ответственность налогоплательщиков. | 1 | Ответить на вопросы | |||
25 | Налоговый инспектор. | 1 | Доклад | |||
26 | Экскурсия в налоговую инспекцию. | 1 | Ответить на вопросы | |||
27 | Личное финансовое планирование (8 ч). Роль денег в нашей жизни. | 1 | Ответить на вопросы | |||
28 | Семейный бюджет. | 1 | Ответить на вопросы | |||
29 | Личный бюджет. | 1 | Доклад | |||
30 | Личные финансовые цели. | 1 | Презентация | |||
31 | Составление личного финансового плана. | 1 | Презентация | |||
32 | Защита своего личного финансового плана | 1 | Презентация | |||
33 | Контрольная работа | 1 | Работа над ошибками | |||
34 | Тестирование | 1 | Работа над ошибками |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Финансовая грамотность»
11 класс, 34 часа
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
1 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (8 ч). Что такое пенсия и кому она положена | 1 | Ответить на вопросы | |||
2 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 1 | Доклад | |||
3 | Как выбрать программу пенсионного накопления | 1 | Повторение | |||
4 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | Ответить на вопросы | |||
5 | Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах | 1 | Доклад | |||
6 | Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов) | 1 | Повторение | |||
7 | Решение практических задач и тестов | 1 | Ответить на вопросы | |||
8 | Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд) | 1 | Ответить на вопросы | |||
9 | Собственный бизнес: как создать и не потерять (11 ч). Как создать стартап | 1 | Повторение | |||
10 | Как разработать реальный бизнес-план | 1 | Ответить на вопросы | |||
11 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 | Доклад | |||
12 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | Ответить на вопросы | |||
13 | Кто может помочь в создании стартапа | 1 | Ответить на вопросы | |||
14 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | Доклад | |||
15 | Игра «Создаём свой бизнес на территории Возовского сельского совета», часть I: подготовительный этап | 1 | Ответить на вопросы | |||
16 | Игра «Создаём свой бизнес на территории Возовского сельского совета» часть II: этап игрового моделирования | 1 | Ответить на вопросы | |||
17 | Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?» | 1 | Доклад | |||
18 | Игра «Стартап» | 1 | Повторение | |||
19 | Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью». (Д. Гуднайт) | 1 | Ответить на вопросы | |||
20 | Риски в мире денег: как защититься от разорения (6 ч). Какие бывают финансовые риски. | 1 | Доклад | |||
21 | Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды. | 1 | Ответить на вопросы | |||
22 | Как управлять инвестиционными рисками | 1 | Доклад | |||
23 | Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?» | 1 | Доклад | |||
24 | Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах) | 1 | Ответить на вопросы | |||
25 | Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься от разорения» | 1 | Доклад | |||
26 | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду(9 ч). Управление рисками и страхование | 1 | Ответить на вопросы | |||
27 | О правильном страховании | 1 | Ответить на вопросы | |||
28 | Идентификация рисков и выбор страховой защиты | 1 | Ответить на вопросы | |||
29 | Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование | 1 | Доклад | |||
30 | Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае | 1 | Презентация | |||
31 | Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании». | 1 | Презентация | |||
32 | Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье» | 1 | Презентация | |||
33 | Контрольная работа. Тестирование | 1 | Работа над ошибками | |||
34 | Резервный урок | 1 |
Приложение 3
Учебно-методическое обеспечение
1. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2016
2. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2015
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
4. Брехова, Ю., Алмосов, А., Завьялов, Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
5. Брехова, Ю., Алмосов, А., Завьялов, Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
6. Воробьева, Т. В. Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики // Молодой ученый. – 2018. – №6. – С. 170-173.
7. Дивеева, Г. В., Слинкин, С. В., Клюсова, В. В. О профессиональных затруднениях педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по отдельным предметным областям. – «Образование Югории», сетевой научно-методический журнал. – Выпуск 2(44)2017. – С. 15-23.
Интернет-ресурсы:
- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
- Журнал «Работа и зарплата»: http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i zarplata;
4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
5. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
6. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
7.Вебинары по финансовой грамотности:https://prosv.ru/webinars/umk/financial-competence.html
8.Видеолекции по финансовой грамотности:https://prosv.ru/umk/page/financial-competence.553.html
9. Финансовая грамотность дошкольников:https://academy-prof.ru/blog/finansovaja-gramotnost-v-doshkolnom-obrazovanii
© А.В. Теребенина, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544507-1417704772.jpg)
Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-948906-1505689870.jpg)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности"
Общеобразовательный курс, 10 класс, 34 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178173-1571656553.jpg)
Рабочая программа по основам финансовой грамотности
Рабочая программа по основам финансовой грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-1198725-1576163752.jpg)
Рабочая программа по основам финансовой грамотности
Данная рабочая программа может быть использована как программа элективного занятия или может быть вставлена выборочно в обществознание в раздел "Экономика"...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1226622-1589427038.png)
рабочая программа по Основам финансовой грамотности
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...