Предмет "Добротолюбие"
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

В статье представлена одиннадцатилетняя программма "Добротолюбие", разработанная и внедренная В.С.Мартышиным во всех одиннадцати классах Ивановской школы 27 лет назад. Кратко представлены учебные планы отдельных курсов с 1 по 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet_dobrotolyubie.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. По дороге добротолюбия

Из дневника от 4.09.1994 г. «Заговорил с восторгом о вводимом у нас в школе курсе «Добротолюбия». М. вступила в спор о том, что детей не нужно учить добру, при этом добавив, что вот, видите, что получилось из того, что меня учили добру. Такую же позицию занимает и философ Михаил. Но, о Господи,  неужели кто-то предполагает, что преподавая один час в неделю «Добротолюбия», мы сможем противостоять всему плохому, нечистому. Это же,  о-го-го,  какая силища. Чаще всего к этой силе принадлежат и родители и все окружение детей, часто и мы, учителя. На противоположной же стороне Сам Господь Бог, ну, и кое-кто из нас иногда. Но чаще всего иногда. Самое интересное, что мне возражают по поводу введения этого предмета хорошие, чистые люди. Они считают несчастьем доброту, которую им привили. О времена, о, нравы!»

Ну, вот, дорогой мой читатель, мы дошли и до беседы о добротолюбии.  Не редко наше учебное заведение именно так и именуют «школа добротолюбия». Да и в нашей программе стратегического развития один из этапов, который осуществляется  как раз в эти годы,  значится под этим же наименованием.  Но хотел бы заметить, что место этой темы под №20 в нашей книге  ни в коем случае не умаляет  значимости или субординации ценности того, о чем мы только сейчас начинаем говорить. Все в нашей схеме, в нашей живой жизни необыкновенно ценно и значимо для школы целостного развития, но не возможно же в самом деле обо все рассказать сразу в первой главе,  тем более, когда разговор о нашем детище идет обстоятельный.

Как я говорил выше, с первого дня своей работы в школе на своих уроках  по предмету я добавлял информацию об истории края, месяцеслова, а еще  делился с ребятишками и своими знаниями по Священному Писанию. Чаще всего в начале урока  несколько минут я уделял планомерно шаг за шагом Новому Завету.   Это были отрывочные сюжеты из Евангелия. Но были сюжеты и внеплановые,  когда я, откликаясь на проделки, в основном,  мальчишек, то в одном, то в другом классах,  как бы  невзначай возвращался, например,  к обсуждению поступка Хама, Вавилонскому столпотворению,  любимому в былые времена у русского человека образу многострадального Иова, а если видел проявление зависти, то вспоминал Авеля и Каина, блудного сына, Иуду… Подобных случаев в школе было много: некоторые дети, глядя на родителей, без зазрения совести (все вокруг колхозное, все вокруг мое) и воровали, и ругались матом,  и курили,   пили (иногда и вместе с родителями).  Были и такие, кто открыто, прямо на уроке, поносил родителей, соседей, учителей…        

     Состояние деревенского сообщества в начале 90-х годов  выглядело плачевно. Да это и понятно -  на селе оставались, большей частью, за редким исключением, те, кто не смог уехать в поселок, город. Они, конечно, считали себя глубоко несчастными, обиженными судьбой. Вот такие ребятишки в основе своей и сидели передо мною в классах. Для них-то я и разрабатывал концепцию новой сельской  школы.

    Конечно же, я намеревался продолжить курс «изучения»  Библии и  материалов, так понравившихся моим новым друзьям, и в следующем году. Информация эта давалась им, разумеется,  не ради знаний. Мне было важно, чтобы  ребятишки  почувствовали даже более, чем сюжетную часть, нравственную составляющую в жизни наших предков. Таким образом,  к концу года сформировались начатки  двух  будущих программ по новым  предметам, которые через три года станут обязательными во всех классах,  «Добротолюбие» и «Отечествоведение».

        Я понимал, что ребёнка в школе можно научить многому (все же в школе  были и такие, кто учился хорошо), но не развить у него чувства добра, человечности, сострадания, терпения, милосердия.  Одна из самых трудных задач в деле воспитания – раскрытие совести. А моя педагогическая практика  показывала, что именно это-то и должно стоять во главе угла. Погрузившись в работу с детьми, я видел, что  эти качества и в школе, и в семьях, к сожалению,   мягко говоря,  не популярны. А дети о них часто не имеют ни малейшего представления, не говоря уже о стремлении быть носителями этих качеств.

 В современной школе  единственным возможным предметом, где в той или иной мере разбираются нравственные и безнравственные поступки, является литература. Но и здесь все зависит от учителя. А думается, воспитание  или хотя бы раскрытие содержания подобных качеств, называемых добродетелями, должно бы стать своего рода госзаказом школе, наряду со знаниями. Но, к сожалению,  современное общество ставит перед школой задачу  лишь выпускать более или менее грамотных людей, позже их нарекут категорией  «успешный».

В 1992 году мы были ошарашены новым Законом об образовании, который нацеливал «новую» школу на получение учениками только знаний. Школа не должна была вмешиваться в воспитание обучаемых детей. И это при всей разнузданности средств массовой информации, которые учили грабить, убивать, обманывать, прелюбодействовать, осуждать предков и родителей. Плюрализм распространялся только на порок. Чуть ли не каждую четверть появлялись новые учебники по общественным дисциплинам, призывающие учеников к суду над  предыдущими поколениями, то есть над родными дедушками и бабушками. Этот антирусский, антинародный закон подтолкнул меня к мысли о немедленном перестроении образовательно-воспитательного процесса в школе. И я все лето 1994 года провел в своих художественных мастерских, где вместо картин писал программы для всех 11 классов по этим двум предметам, чтобы  1 сентября начать изучение новых двух дисциплин. Одновременно я делал наброски к концепции школы целостного развития. Сразу же скажу, что за два месяца были созданы не только программы объемом в 20 курсов, но и к каждому из них рабочая программа, методическое обеспечение.

        О программе предмета «Отечествоведение» я уже подробно рассказал. Теперь остановлюсь на курсе  «Добротолюбие».

 Создавая программы для  реализации концепции Школы целостного развития как альтернативы официальному разрушительному направлению в школе,  я исходил из того, что  традиционная школа должна ставить перед собою задачи куда шире и глубже, чем трактует их Закон об образовании. Школа должна дать человеку  не только умственные способности, но  и раскрыть в нём нравственные начала.  Как мы помним, это и было главным лейтмотивом, например, школы Сергея Александровича Рачинского, школы Льва Толстого, школы Мея, да и всякой школы (министерской, земской, церковно-приходской) до революционного переворота 1917 года.

 Учебники по словесности были построены таким образом, что они нацеливали «читателя» на  нравственный поступок. Известно, как великий моралист гениальный Л.Н. Толстой при составлении своей азбуки тщательно работал над текстами. На эту работу у него ушло 17 лет. В дореволюционной  школе, а длительное время и в советской школе, большая часть учебника «Родная речь» состояла из текстов Толстого и Ушинского и, следовательно, несла в себе мотив  морали, причем, доброй морали, неискаженной. Еще более показательны духовно-нравственными текстами и подбором материалов учебники, написанные Клавдией Лукашевич, используемые в земских и министерских школах. Если бы при определенном  духовно-нравственном уровне нынешних учителей учебники строились бы по дореволюционному принципу, то, вероятно,  не потребовалось бы вводить в школе отдельный предмет, который я назвал «Добротолюбие». Однако этого нет, и поэтому мы вынуждены были ввести предмет, который  у нас получил это наименование. Он является  неотъемлемой частью   педагогической системы, направленной на формирование традиционного мировоззрения у учащихся общеобразовательной школы.

     Как  известно,  «Добротолюбие» в переводе с греческого  Φιλοκαλία (Филокали́я) означает любовь к прекрасному, возвышенному, доброму. Именно  в таком понимании и выстроена наша программа.   Преподается «Добротолюбие» у нас во всех одиннадцати классах и состоит из отдельных поклассных курсов (с первого по девятый класс объемом по 34 часа, а  в 10-11 по 68 часов). Программа  охватывает  все аспекты духовной жизни нашего народа на уровнях личности, семьи, общества. Еще одним важным принципом является научность и историзм. Исторические курсы предмета выстроены в хронологическом порядке. Большое внимание  в программе уделено вопросам нравственного богословия, а также проблемам христианской эстетики.

        Предмет состоит из 9 курсов, рассчитанных на 11 лет обучения. В 1 классе и половине второго класса  курс носит название – «Уроки добра».  Затем полтора года во 2 и 3 классах изучается предмет «Моя первая Библия»; в четвертом классе изучаются «Основы традиционной духовности»; в пятом - «Достопамятные люди России». В 6 классе курс называется «Училище благочестия», в 7 и 8 - «Духовные традиции русской семьи», в 9 –  «История христианства», в 10 - «Христианская эстетика», в 11 классе курс носит название «Добротолюбие».

  Итак,  в первом и втором (первое полугодие)  классах, как отмечено выше, курс носит название  «Уроки добра». Мы не будем подробно рассказывать в деталях о каждом последующем курсе  предмета «Добротолюбие», но, чтобы читатель имел наиболее полное представление об особенностях предмета,  методике преподавания всего курса, поговорим здесь поподробнее об «Уроках добра».

«Уроки добра»

 О чем же идет речь на уроках  этого необычного для светских школ предмета? Прежде всего, о нравственном и безнравственном.

        Из всех существ, населяющих Землю, один только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают хороши или дурны,  добры или злы, нравственно положительны или нравственно отрицательны (безнравственны). Как же различить нравственно доброе от нравственно дурного? Различие это совершается по данному нам особому нравственному закону, который мы чувствуем в глубине нашего сознания и называем совестью. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности. Нравственные понятия и идеи развиваются в человеке большей частью через воспитание и влияние предшествующих поколений. С самого раннего детства ребёнку необходимо воспитание, главная задача которого состоит в искоренении всего дурного и насаждении всего хорошего. В прежние времена таким воспитателем была Церковь. В наши дни, когда большая часть общества далека от религии, вопросы нравственности, совести, добра и зла продолжают оставаться вне школьных программ, словно их не существует и без них можно построить нормальное человеческое общество,        постичь человеческие ценности. Более того,  власть предержащие и до сегодняшнего дня настороженно относятся к таким не только программам, но и самим словам «нравственность», «совесть», «добро», «зло».      Программа первого и второго классов  «Уроки добра» призвана частично восполнить эти утраты.

В пояснительной записке к этой программе так и прописана цель:  приобщение обучающихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры;  сохранение духовно-нравственного здоровья детей; стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачами же курса является воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали: научение ребенка различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; пресечение (в разных формах) безнравственных проявлений в стремлениях и действиях ребенка; создание  условий для восприятия целостной картины мира; формирование чувства любви к Родине, к семье, на основе изучения национальных культурных традиций; развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас; ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Приведем и  некоторые темы, которые предлагается изучать с первоклассниками и второклассниками. Они звучат так:  «Назначение человека», «Душа человека», «Жизнь для блага других», «Нравственные поступки», «Безнравственные поступки». Именно в этом курсе дети впервые знакомятся с понятиями добра и зла, милосердия, сострадания, любви, честности, послушания, бесстрашия, другими добродетелями, изучают наиболее распространённые христианские заповеди. Причем, по целому уроку отводится на изучение каждой из этих добродетелей.

     Здесь же дети получают первые сведения о нравственно отрицательных поступках: лжи, клевете, лености, зависти, гордыни... И каждой из  этих категорий отведено тоже по уроку.  Важным в курсе является раздел «Родительский дом», в котором дети впервые знакомятся с основами семьи, благочестивым устройством семейной жизни, заучивают пословицы и поговорки о семье, участвуют  в беседах о родителях, близких, разбирают отдельные поступки людей. Раздел состоит из тем «Родительская любовь», «Чти отца  и мать своих», «Дедушка и бабушка». В разделе «В школе» изучаются такие темы как «Ученье свет», «Я и мои одноклассники», «Учитель», «Труд человека кормит», « Слово недаром молвится», «Русские традиции», «Примеры для подражания». В последнем разделе дети знакомятся со своими   знаменитыми земляками: Сергием Радонежским, Преподобным Иринархом, Авраамом Палицыным, Алешей Поповичем.

 В ходе изучения предмета  дети изучают  стихотворения А. Пушкина,  В. Жуковского, Я. Полонского, В. Авенариуса,  А. Майкова, М. Лермонтова, А. Плещеева, И. Крылова А. Круглова,  А. Блока,   рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, А. Барыкова,   В. Даля,  М. Салтыкова-Щедрина,    Ф. Достоевского,  И. Горбунова-Посадова, К. Лукашевич, И. Шмелёва, сказки Г.-Х. Андерсена,  А. Афанасьева.  

   В рамках курса используются занятие-беседа, занятие-игра, занятие-утренник, занятие-встреча. Воспитатель  творчески использует наглядный материал, музыкальное оформление.
    Основные умения учащихся:  элементарный анализ поступков -   дети сообщают о том, кто им понравился, кто поступил правильно, как бы они поступали на месте героев, не встречали ли они в жизни подобных героев; формулировка несложных выводов;  пересказ содержания темы при помощи рисунка-конспекта;  правильное употребление терминов, объяснение их.
    Учитель приносит с собой в класс книги писателей, репродукции картин художников, фильмы, слайды, альбомы для зарисовок.

В принципе, здесь трудно что-либо придумать новое для ведения уроков, очень похожих на дореволюционный учебник по чтению. Но эти уроки позволяют расширить  и формы работы, познакомить детей  с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней: проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.

  Художественно-продуктивная деятельность включает  изготовление подарков к праздникам. На занятиях можно использовать сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованно-дидактические игры, знакомить с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

             На какой же результат нацеливает эта работа? Желательно, чтобы ребенок усвоил добродетели, ощутил вектор направленности и открытости к добру, чтобы у него сформировалось  позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичные отношения с взрослыми и сверстниками, создалась оптимистичная детская картина мира. Хотелось бы, чтобы дитя ощутило потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование, чтобы приобщилось к опыту православной культуры, познакомилось с формами традиционного семейного уклада, понимая свое место в семье,  посильно участвуя в домашних делах. Мы рассчитываем, что обучающиеся по этой программе разовьют в себе  деятельное отношение к труду, укрепят ответственность за свои дела и поступки, в них проявится  чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

«Моя первая Библия»

 Это следующий курс в предмете «Добротолюбие»,  это вторая ступенька в постижении основ духовности наших предков.         Он является органичной и логичной ступенькой для дальнейшего изучения программы «Добротолюбие».  На «Уроках добра»  в первом и втором классах дети уже получили представление  о традиционном понимание доброго и злого начал в жизни человека и общества, уже получили начальные знания о Библии как кладезя общечеловеческих нравственных ценностей. Теперь им в течение полутора лет предстоит познакомиться и выборочно изучить содержание Нового и Ветхого Заветов, которые на протяжении тысячелетия являются для русского народа источником нравственных начал жизни.

            Принципы построения программы, её содержание, методическая система преподавания имеет цель использовать силу воздействия выделенных фрагментов и глав Библии для дальнейшего формирования доброго начала в ребёнке, нравственных убеждений, культуры, а также эстетического воспитания.  При прохождении каждой темы учитель останавливается не только на религиозном и нравственном значении того или иного сюжета, но и связывает его с развитием мировой культуры, на доступном уровне показывает, как он трактовался в искусстве.

           Задачей курса является усвоение части духовной  сокровищницы человечества, а так же использования отрывков из Библии и отдельных притч как средство нравственного воздействия на личность.

               Преподавание основ Библии во все времена считалось делом важным, но и сложным. Мы должны учитывать, что усвоение данного курса является ключом к  пониманию  учащимися  огромного раздела мировой культуры, как с точки зрения знания сюжетов, так и лексики. Именно поэтому изучение курса предполагает введение в оборот большого числа новых понятий и терминов. Понимание многих из них может вызывать у учащихся трудности, поэтому учитель сам должен определить тот минимум новой лексики, который должен усвоить  в зависимости от способностей тот или иной ученик.       Результативность работы во многом зависит от профессионализма педагога, его эрудиции, богатого духовного мира  и высоких нравственных принципов.

             В рамках данного курса используются занятия: урок-беседа, игровой урок, урок-путешествие, экскурсии, интегрированные уроки.

        Первую часть программы в четвертом классе завершает предмет «Основы традиционной духовности». Он акцентирует внимание на церковной жизни народа, на нравственном законе жизни, которым руководствовался народ, изучаются вопросы понимания нашими предками основ религии,  заповедей – как нравственного закона, совести. Нынешний  курс  Основ православной культуры в четвертом классе и  написанный нами двадцать пять лет назад  курс «Основы традиционной духовности» - имеют одну и ту же основу, одно и то же содержание.

«Достопамятные люди России»

      Итак, в курсах начальной школы дети познакомились с духовной традицией Руси, России,  с духовными законами жизни наших прадедушек и прабабушек.  По этим законам жила вся Россия, но все же история выделила наиболее яркие личности, совершившие тот или иной духовный подвиг. В пятом классе  курс «Достопамятные люди России» и нацелен именно на то, чтобы  показывать на примере выдающихся русских людей образец исполнения этого нравственного закона, разные виды духовного подвига: мученичества, самопожертвования, подвиг смирения, подвиг юродства,  подвиг затворничества, миссионерства, воинский подвиг и так далее.  Для реализации идеи программы нами отобраны тридцать две личности. К каждой из них подобрана ключевая фраза, отражающая специфику этого подвига. Так, например,  при изучении жизненного пути княгини Ольги,  первой русской княгини-христианки, акцентируется вопрос открытия ею дороги к христианскому просвещению, а на уроке, посвященном князю Владимиру, главное внимание уделяется даже не его подвигу крещения Руси, а  примеру добродетелей, милосердия, сострадания.  Великая добродетель всепрощения и отказ от прежнего обычая мщения и братоубийства рассматривается на примере страстотерпцев  Бориса и Глеба.        Нестор-летописец,  первый русский историк,  воплотил в «Повести временных лет» христианский взгляд на историю.  Князь Ярослав Мудрый создал условия для развития культуры, а митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати»  начертал программу духовного пути русского народа и государства на тысячелетие вперед. Князь Владимир Мономах  явился основоположником нравоучительной литературы на Руси. Великий  Илья Муромец явил собою пример объединяющего  и примиряющего предводителя рати. Подвиг смиренной жизни совершили  Антоний и Феодосий,  иноки Киево-Печерского монастыря, и явились основателями монашеского общежития на Руси. Заботам о Родине посвятил свою жизнь князь Андрей Боголюбский. Подвиг самопожертвования совершили, приняв добровольно смерть от ордынцев,  князь Михаил Черниговский и боярин Феодор, а великий полководец Александр Невский ради мирной жизни соотечественников явил подвиг смирения.  Преподобный Сергий Радонежский -  игумен и печальник земли Русской. При изучении жития   Дмитрия Донского обращается внимание так же  не на воинский его подвиг, а на  его благочестивую жизнь в миру.  Глубокое изображение духовной жизни России в иконах оставил для потомков  Андрей Рублёв.  Стефан Пермский, епископ, просветитель зырян и пермяков явил для нас пример миссионерского подвига; образцом  нестяжания и молитвы явился для русичей  Нил Сорский. Особенное народное «благословение» и уважение на Руси  получили юродивые Михаил Клопский, Прокопий Устюжский, Николай Псковский. Преподобный Иринарх  явил подвиг тридцатилетнего затворничества.  Дмитрий Ростовский - просвещения духовенства и мирян. Личность А. В. Суворова изучается как особый тип национального героя. Рассудительность и прозорливость проявил  Амвросий Оптинский.  Полное самоотречение, спасение многих людей от отчаяния, нищеты  и пороков – заслуги перед Церковью  праведного Иоанна Кронштадтского.  П.А. Столыпин проявил  беззаветную готовность отдать всего себя на служение во благо  Родине. Поражает нас  бесстрашная деятельность Патриарха Тихона в условиях постоянно грозящей опасности для его жизни. Типичные черты русского национального характера проявились в облике Г.К. Жукова.    Вот далеко не полный перечень личностей, изучаемых в курсе пятого класса.

«Училище благочестия»

Курс под таким названием в шестом  классе  -  новая ступенька постижения азов нравственного закона. Вновь, как когда-то  в первом классе, курс включает в себя разделы «Беседа о человеке» - 4 часа, «Добро и зло» - 2 часа, на изучение  добродетелей отводится 6 часов, а болезням души отводится 4 часа. В разделе «Зло побеждается добром» представлены темы: «Как побеждаются страсти», «Смирением побеждай вражду». В разделе «Слово к ближним» - темы «Как беседовать друг с другом», «Гнилые слова», «Научайте и вразумляйте друг друга». В других разделах представлены темы «Добрые привычки», «Кто что любит, тот того и ищет», «Жизнь деятельная и созерцательная», «Прожитая минута уже не повторится».   Здесь дети больше разговаривают сами, учитель ведет беседы о значении слова, об основах отношений с ближними, о преодолении недостатков.

«Духовные традиции русской семьи»

  Курс, преподаваемый  в 7-х и 8-х классах, призван дать полное  и целостное знание о духовной жизни семьи. Он построен на изучении исторических и литературных источников. Первая часть курса будет представлена нами в отдельной главе, а здесь мы поговорим кратко о второй части курса «Основы целомудрия».  духовная традиция:»

Вторая часть курса  касается непосредственного устроения семьи, создания семьи, период предбрачных отношений, обручение и венчание, свадебный  и послесвадебный периоды, подробно изучается тема чистоты и целомудрия. Содержание этого предмета просматривается через название разделов и тем программы, которые мы предлагаем учащимся 8 классов. «Целомудрия как обязательная христианская добродетель», «В чем состоит целомудрие», «Нравственная чистота души и тела»,  «Степени чистоты целомудрия», «Связь целомудрия с прочими христианскими добродетелями», «Подвиг стяжания целомудрия и чистоты», «Нравственная оценка некоторых видов развлечений», «О красоте истинной и ложной»,  «Понятие о семье»,  «Христианский брак и Таинство»,  «Нравственные условия заключения брака», «Целомудрие брачующихся»,  «Взаимные обязанности христианских супругов», «Обязанности мужа. Обязанности жены», « Влияние женщины на общество через семью»,  «Обязанности христианских родителей», «Христианская семья – училище благочестия»,

         Девятиклассники изучают «Историю христианства». Здесь большая часть времени отводится истории Русской  Православной Церкви, которая  является неотъемлемой частью общероссийской истории. Как вы помните, в третьем классе изучалась Библия, изучение ее заканчивается темой «Сошествие Святаго Духа на апостолов». Именно с этой темы и начинается изучение предмета в девятом классе. А заканчивается темами Русская Православная Церковь  после 1943 года.

«Христианская эстетика»

Из дневника 10 января 1996 года.  «У меня издавна проявлялся интерес к Византии. Я не знал, что это такое, не знал, куда она подевалась, существует ли сегодня (думаю, что это простительно для пятиклассника, когда начался у меня этот интерес). Я знал только одно. Что с Византии к нам пришло Христианство. А у меня  с тех пор  была постоянная к ней любовь, инстинктивная, слепая. Постоянно я был занят поиском литературы о Византии.  Стремился к Византии. И моим одним из самых счастливых дней был день, когда я приобрел в букинисте академический  трехтомник о Византии, который я искал по книжным магазинам не меньше 10 лет».

Этот курс в программе «Добротолюбия» занимает особое место. С одной стороны, он направлен на приобретение и расширение знаний учащихся о христианской культуре, с другой -  способствует развитию христианского миропонимания и проявлению его во внешней жизни. Так уж случилось, что посредником между христианством и Русью оказалась Византия. Трудно оценить совершенно очевидное значение византизма для нашей тысячелетней истории, для нашего русского пути.  Отец Георгий Флоровский писал: «Умственный отрыв от патристики и византизма был, я уверен, главной причиной всех перебоев и духовных неудач в русском развитии». [18] Несколько часов в программе отведено византийской культуре.  В первой части курса учащиеся прослеживают этапы развития эстетического сознания в христианстве в темах «Истоки русской средневековой эстетики», «Золотой век русской культуры в XI-ХV веках», «На пути к новому эстетическому сознанию». Во втором разделе изучаются особенности христианского эстетического сознания в темах: «Духовное как эстетическое», «Нормативность православной эстетики». Третий раздел наименован в соответствии с названием работы философа и богослова Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств». Здесь изучаются темы: «Система храмового искусства», «Место в синтезе искусств архитектуры», «Православная икона», «Музыкально-поэтическое наполнение богослужения».    Раздел «Характеристики эстетического сознания и категории религиозной эстетики» представлен темами: «Принципы эстетического сознания и художественного мышления» - здесь изучаются понятия «соборности», «софийности», символизма; в теме «Нравственно-эстетические принципы» изучаются аскетизм и нестяжание, а в теме «Категории духовного состояния» - скорбь и радость, духовное наслаждение; в категориях отношений – прекрасное, безобразное, совершенное. В других категориях изучается вдохновение, сообразность.

Светская педагогика большие надежды в плане духовно-нравственного воспитания возлагает, как известно, на искусство. Но искусство как личное творчество есть акт человеческого восхождения, в то время как святоотеческое наследие – акт божественного нисхождения: человеческое слово, претворенное Божьей благодатью, преображается, становится духоносным, то есть, приобретает сверхличностную силу и убедительность. Искусство преследует личные цели: совершенствование человека, расширение сферы его бытия, святоотеческие творения – сверхличностные: достижение святости, обожения. Святые отцы растолковывают нам вечные истины и указывают путь их постепенного обретения.

Святитель Феофан Затворник сравнивает святоотеческое наследие с теплицей, попав в которую человек ощущает особую, живоносную и светоносную атмосферу, где он дышит оживляющим и ободряющим духовным воздухом. Постепенно он начинает понимать, что все, о чем пишут святые отцы, несмотря на всю кажущуюся «правильность» его собственной жизни, имеет прямое отношение к нему.

       Программа «Добротолюбие» завершается  одноименным  68-часовым курсом в 11 классе. Значительный объем программы отведен нравственному богословию. Кроме раздела «Основы нравственности» здесь изучается русская духовная литература, святоотеческое наследие и наследие отцов греческого «Добротолюбия». На русской святоотеческой литературе мы остановимся впереди.