«Духовно – нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» статья
статья

Грибова Светлана Александровна

Статья на тему: Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося".       Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников, формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Духовно – нравственное воспитание

как основа гармоничного развития

личности учащегося»

        

             Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общепринятые идеалы, на опыт народов и осуществлялось всем миром, всеми социальными институтами, базировалось на принятой нормативно-правовой основе.

       Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников, формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны.  

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен  знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».   

     Всякая школа должна не только сообщать детям тот или иной круг знаний, но вместе с тем должна воспитывать учащихся. Средством воспитывающего обучения должен служить любой предмет, включенный в курс школы, но главным предметом воспитывающего обучения, бесспорно, является ОПК, так как знание обнимает собою все стороны духовной жизни человека.

        Учитель ОПК является не просто преподавателем, но и проповедником, урок его должен действовать не столько на ум ребенка, сколько на его чувство, т.е. не только обогащать детей знанием основных христианских догматов, но и увлекать детей к делам, сообразным с требованиями христианской нравственности.

    Воспитательная сторона школы не поддается строго определенной регламентации, но в учебном отношении существуют выработанные практикой и наукой о воспитании методы преподавания, которые учитель обязательно должен учитывать при ведении занятий.

    Содержание материала должно быть актуальным и интересным и он должен быть подан так, чтобы ребята не только с удовольствием с ним познакомились, но и чтобы запомнили то, что хочет донести до них учитель.

        Именно такими становятся уроки православной культуры в нашей школе: интересными, нестандартными, поучительными, развивающими.

     Когда на уроке необычно, материал подан ярко, творчески, когда ученик видит не только учителя и слышит не только его речь, отношение к предмету становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на занятия и активно участвует в подготовке урока. Формы и методы организации работы могут быть самыми разнообразными: это путешествие в предмет, погружение в историческую эпоху,

урок-портрет, проблемная лаборатория, межпредметные бинарные уроки, оказание помощи одиноким жителям, встречи с ветеранами и т.д..

  Практикую ведение уроков, занятий внеурочной деятельностью при помощи участия других учеников школы. Выступления своих товарищей всегда для ребят интересны, более ярки, привлекают внимание. От такой формы работы метапредметные результаты образования становятся выше.

    Каждый год священники нашего района посещают школы, проводят тематические часы по предмету, интегрированные уроки православия, истории и МХК, раскрывая важнейшие темы всех сторон нашей жизни. Ребятам были раскрыты такие темы, как «Иоанн Рыльский-покровитель нашего города», «Иконография образа Пресвятой Богородицы», «Семья России» и т.д. Эти встречи позволяют учащимся соприкоснуться с  чем-то таинственным, загадочным, от чего предмет становится еще более интригующим, интересным. Учебные часы  проводились Ефремовым о.Николаем, прот.о.Евлогием, о.Игнатием.

  Православные праздники нашли свое отражение в традициях школы, расширяя и обогащая знания учащихся об их истории, донося до сознания  детей значимость сохранения традиций православного народа в масштабах целой страны.

   Высокую воспитательную значимость в духовно-нравственном развитии детей несут паломнические поездки. Невозможно воспитывать половинкой культуры, а именно светской половинкой. Поэтому православная культура, сопряженная со всей духовной культурой  народа, занимает важное место в образовании. Изучение православной культуры подразумевает усвоение большого объема материала, исследовательскую деятельность обучающихся, обязательные экскурсии в Храм.

     Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов   и общественности.

   Родительское собрание — одна из основных форм работы, с родителями. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. В нашей школе проходят встречи родителей на общешкольных собраниях со священнослужителями. Родители со вниманием слушают лекции, участвуют в опросах.

    Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

   Формированию нравственности, морали, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и т.д., способствуют проводимые общешкольные мероприятия: День Матери, День пожилых людей, Митинг Победы, Бессмертный полк; тематические классные часы: «В мире профессий», «Международный день поддержки инвалидов», «ЗОЖ», экскурсии по музеям и местам боевой славы.

        У учащихся происходит формирование гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей, овладение практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

      В настоящее время в образовательных учреждениях уже складывается система гражданско-правового образования, которое в состоянии обеспечить учащимся устойчивое правосознание, усвоение правовой культуры и воспитание высоких нравственных качеств личности, создать условия для ее самореализации .

   Уже третий год наша школа участвует в благотворительной акции «Белый цветок», изготавливая оригами. В ходе данного проекта решаются задачи: оказание помощи детям, страдающим тяжелыми формами онкологии, возрождение традиций благотворительности, объединение усилий разных поколений вокруг добра и сострадания к оказавшимся в беде.

   В школе создано объединение волонтеров, оказывающий помощь пожилым людям, нуждающимся, пропагандирующий здоровый образ жизни.

       Знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ребенка.

    Особенно отрадно видеть ребятам результаты своей работы в различных конкурсах, как школьного так и муниципального, регионального и даже Всероссийского уровней, где они занимают призовые и победные места.

   С целью обмена педагогическим опытом в школе организовываются семинары. Педагоги выезжают на конференции, совещания разного уровня в другие школы области.

   Таким образом, всесторонняя работа по духовно-нравственному воспитанию позволяет  нам развить личность, любящую свой край и свою Родину, уважающую свой народ, его культуру и духовные традиции; - осознающую и принимающую традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, мотивированную на творчество и современную инновационную деятельность; - готовую к учебному сотрудничеству, уважающую мнение других людей, достигающую взаимопонимания и взаимодействия; осознанно выполняющую и пропагандирующую правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей; - подготовленную к осознанному выбору профессии, понимающую значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.  

    Для более успешного сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Если мы подумаем, какую «пищу» дают для нас

наши дети, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними.

                                Святитель Амвросий Медиоланский 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»

выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ).

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ...

Тема выступления» «Духовно-нравственное воспитание как основа развития гармоничной личности»

Тема духовно-нравственного воспитания подростающего поколения - одно из ведущих направлений  ФГОС....