Использование мультимедиа технологий для реализации самостоятельной работы ученика
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Современные дети рано начинают проявлять интерес к компьютеру, легко осваивают его, им интереснее и проще добывать оттуда интересную информацию, но особенный интерес для большинства детей представляют компьютерные игры. Очень важно превратить телефон и компьютер не только в средство развлечения, но и как средство для получения полезной информации, а также как средство для создания чего-то нового. Сегодня существует много простых обучающих игр, которые помогают закреплять основные знания, способствуют развитию ребенка, расширяют его кругозор. Задача родителей и педагогов – поощрять ребенка использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать ему, чтобы владение компьютером естественным образом вписалось в учебный процесс.

Одна из задач школ и центров дополнительного образования – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить. В этом и может помочь компьютер не только на уроках информатики, но и на всех остальных занятиях. Разнообразный компьютерный мир с его яркими, живыми образами, цветами и музыкой является привлекательным для ребенка, ему хочется поближе познакомиться с ним, начать играть.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедиа технологий для реализации самостоятельной работы ученика.

План доклада:

  1. Роль компьютера в современном образовании детей.
  2. Самостоятельная работа ученика.
  3. Мультимедиа технологии, достоинства недостатки.
  4. Организация самостоятельной работы с помощью мультимедиа технологий.
  5. Достоинства и недостатки такого метода обучения.
  6. Выводы.

Роль компьютера в современном образовании детей.

Современные дети рано начинают проявлять интерес к компьютеру, легко осваивают его, им интереснее и проще добывать оттуда интересную информацию, но особенный интерес для большинства детей представляют компьютерные игры. Очень важно превратить телефон и компьютер не только в средство развлечения, но и как средство для получения полезной информации, а также как средство для создания чего-то нового. Сегодня существует много простых обучающих игр, которые помогают закреплять основные знания, способствуют развитию ребенка, расширяют его кругозор. Задача родителей и педагогов – поощрять ребенка использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать ему, чтобы владение компьютером естественным образом вписалось в учебный процесс.

Одна из задач школ и центров дополнительного образования – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить. В этом и может помочь компьютер не только на уроках информатики, но и на всех остальных занятиях. Разнообразный компьютерный мир с его яркими, живыми образами, цветами и музыкой является привлекательным для ребенка, ему хочется поближе познакомиться с ним, начать играть.

Созданы специальные обучающие программы и web-сайты, где дети могут в игровой форме освоить алфавит, счет, геометрические фигуры, научиться различать цвета и многому другому. Кроме того, с помощью компьютера педагог и сам может создавать разнообразные обучающие материалы для детей. Например, видеоролики с помощью программ редактирования видео, информационные плакаты, ну и, конечно же, компьютерные презентации – без них вообще сложно себе представить современного педагога.

Мультимедиа – это особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Сегодня на протяжении всей жизни человека очень важно самостоятельно и непрерывно пополнять и применять новые знания. Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера и мультимедиа-ресурсов в общем среднем образовании основной упор делается на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В различной справочной литературе можно встретить следующие определения:

Самостоятельная работа учащихся

  • индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.
  • вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия

То есть самостоятельная работа выступает как вид деятельности или как система педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение на заданную тему;
  • групповой - для выполнения задания, учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);
  • парной - например, при проведении опытов.
  • индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:

  • работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками;
  • решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения;
  • наблюдения, конструирование, моделирование и т.д.

Правильно организованная самостоятельная работа принесет следующие результаты:

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитического характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную ситуацию.

4. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и других компетенций.

Высшая степень овладения умением самостоятельно работать – это способность организовать собственное индивидуальное продвижение по изучению учебных предметов, т.е. выход на собственную образовательную программу.

Своеобразие   самостоятельной работы с использованием ИКТ заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует и проверяет их в соответствии с поставленной целью и учится находить, классифицировать, систематизировать и использовать информацию различного вида (текст, схема, таблица, иллюстрация, видео и т.д.)

Учитель может использовать на уроке несколько видов компьютерных программ:

  1. Учебные (наставнические). Чаще всего используются для объяснения нового материала, для максимально полного и успешного его усвоения.
  2. Программы-тренажёры. Применяются, когда теоретический материал обучаемым уже известен для формирования и закрепления навыков и умений учащихся, а также для их самоподготовки.
  3. Контролирующие программы. Обеспечивают контроль уровня знаний и умений учеников. Эти программы разработаны в виде разнообразных проверочных заданий, в том числе и в тестовой форме.
  4. Демонстрационные программы. Программы для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов).
  5. Информационно-справочные программы. Выводят необходимую информацию при подключении к образовательным ресурсам сети Интернет.
  6. Мультимедиа-учебники. Представляют собой комплексные программы, сочетающие в себе большинство возможностей, перечисленных выше видов программ.

Требования к организации самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ:

1. Наличие необходимых навыков работы с компьютером.

2. Наличие умений работы с Интернетом.

3. Наличие конкретной цели.

4. Наличие конкретного задания.

5. Четкая форма выражения результата самостоятельной работы.

6. Определение формы проверки самостоятельной работы.

7. Обязательность выполнения самостоятельной работы каждым учеником, получившим задание.

8. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).

9. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения самостоятельной работы.

Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности ученика и учителя. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальная манера его деятельности, творческий или стандартный подход к решению той или иной проблемы. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, показанные учеником, но и саму деятельность, ее качество.

 При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

Существенны преимущества использования компьютера при организации самостоятельной работы учащихся на уроках:

    Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

    Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

    Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к  выполнению самостоятельной работы.

    ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности и развивают   самостоятельную творческую деятельность учащихся.

    Использование ИКТ в организации самостоятельной работы увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.

    Созданные учащимися образовательные продукты дают им возможность наглядно представить результат своих действий.