Заявка на участие в городском сееминаре-практикуме «Приемы смыслового чтения на уроках математики, информатики и физики, как способ формирования УУД учащихся»
материал

Выступление по теме  "Приемы и методы смыслового чтения на уроках физики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Когалыма

( МАОУ СОШ № 7)

ул. Степана Повха,  д. 13,  г. Когалым, Ханты -Мансийский автономный округ  – Югра, (Тюменской области), 628485

факс (34667)  2-33-75, тел.  (34667) 2-31-32, ОКПО 54104196, ОГРН 1028601442682, ИНН\КПП 8608040594\860801001

р\с 40204810200000000029  в РКЦ  Ханты - Мансийска г. Ханты - Мансийск

              14 февраля 2020 года                                                             №

                                                                                              Начальнику Управления образования

                                                                                              Администрации г.Когалыма

                                                                                              С.Г.Гришиной

Уважаемая Светлана Геннадьевна!

Направляем Вам заявку МАОУ СОШ №7 на проведение городского методического мероприятия в 3 четверти 2019-2020 учебного года.

Наименование методического мероприятия

ФИО ответственного, должность

Дата и время проведения

Категория слушателей

Краткая аннотация

1

Семинар-практикум «Приемы смыслового чтения на уроках математики, информатики и физики, как способ формирования УУД учащихся»

Рыжова А.А., заместитель директора по УВР

04.03.2020

14.30

Учителя математики, информатики и физики

Распространение опыта работы учителей математики, информатики и физики МАОУ СОШ №7 по формированию навыков смыслового чтения у учащихся

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов смыслового чтения.

Задачи:

- создать  условия для восприятия опыта работы по развитию навыков смыслового чтения;

- познакомить с приёмами смыслового чтения;

- содействовать формированию мотивации на осуществление  деятельностного подхода в обучении.

Участники

Тема

Форма

Рыжова А.А.

Смысловое чтение как средство формирования УУД учащихся в рамках реализации ФГОС

Выступление

Конради Е.В.

Формирование навыков смыслового чтения через компетентностно- ориентированные задания

Мастер-класс

Полукарикова А.С.

Готовим к уроку задания с элементами смыслового чтения

Мастер-класс

Маковская О.М.

Приемы смыслового чтения при подготовке учащихся к ВПР по математике

Выступление

Казаева К.В., Фарахова Е.Ю.

Приемы работы с текстами естественно- научного содержания

Выступление

Сергеева О.В.

Приемы смыслового чтения при подготовке к ОГЭ по математике

Видеофрагмент занятия

Амин Н.А.

Кластер как прием смыслового чтения

Выступление

Новолодская Л.В., Панченко И.А.

Приемы смыслового чтения при подготовке к ЕГЭ по математике

Выступление

Ахметшина Л.Ш.

Использование нестандартных задач на уроках математики как средство формирования читательской компетенции

Выступление

                               Директор                                        Т.А.Наливайкина

 

Заместитель директора по УВР

Рыжова А.А., 2-32-63


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы и методы смыслового чтения при решении задач на уроках физики Е. Ю. Фарахова учитель физики «СОШ №7» г. Когалым

Слайд 2

Смысловое чтение – это процесс постижения ценностно – смыслового элемента текста, т.е. наделение текста смыслом. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, сопоставлять ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать, в чем немаловажную роль играет физика

Слайд 3

1 . Перекодирование информации Определите какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы 200 г льда, взятого при температуре -2 0 С , довести до кипения? Постройте график фазового перехода. (с льда = 2100 Дж/кг 0 С, c воды = 4200 Дж/кг 0 С, λ льда = 3,4 * 10 5 Дж/кг)

Слайд 4

При какой температуре взят лёд? Сколько взято льда? Нужна ли масса для построения графика? Для решения задачи? При какой температуре лёд начинает плавиться? Что происходит с температурой вещества при плавлении? Кипение воды начинается при температуре? При каком процессе необходимо большее количество теплоты?

Слайд 5

100 0 -2

Слайд 6

2. Составление вопросов по тексту, перекодирование информации. Два шара одинаковых радиусов движутся по гладкой, горизонтальной поверхности. Массы шаров m 1 и m 2 , их скорости υ 1 и υ 2 . Определите скорости шаров после их удара. Запишите вопросы, ответы на которые необходимы для решения задачи. Сделайте схематический рисунок.

Слайд 7

Как движутся шары по отношению друг к другу. По одной прямой навстречу друг другу, или направление векторов скоростей совпадают? 1 Удар – упругий или абсолютно не упругий? 2 Удар –центральный, нецентральный? 3 Как будут двигаться шары после удара? 4

Слайд 8

Возможные схематичные рисунки учащихся

Слайд 9

3. Построение графиков На рисунке показан график изменения состояния идеального газа при m = const . Изобразите эти процессы в координатных осях P , V и V,T .

Слайд 11

4. «Верные и неверные утверждения» Два незаряженных стеклянных кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле, напряженность которого направлена горизонтально вправо, как показано в верхней части рисунка. Затем кубики раздвинули и уже потом убрали электрическое поле (нижняя часть рисунка). Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных исследований, и укажите их номера . незаряженных стеклянных уже потом убрали

Слайд 12

1) После того, как кубики раздвинули, заряд первого кубика оказался отрицателен, заряд второго — положителен. 2) После помещения в электрическое поле электроны из первого кубика стали переходить во второй. 3) После того, как кубики раздвинули, заряды обоих кубиков остались равными нулю. 4) До разделения кубиков в электрическом поле левая поверхность 1-го кубика была заряжена отрицательно.

Слайд 13

5.Составление алгоритма действий Используя весы и разновес, определить объем данного стального болта. Ответ проверьте с помощью мензурки с водой. Составьте алгоритм выполнения работы. Данные ваших измерений оформите в виде таблицы. Сформулируйте вывод по итогам полученных результатов.

Слайд 14

Измерено Вычислено m, кг ρ , кг/м 3 V болта , м 3 V выт воды , м 3 1 способ 7800 2 способ 7800

Слайд 15

Стратегия «РАФТ» Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудитория. Кому вы будете писать? Ф – в какой форме вы будете писать (ИНСТРУКЦИЯ , анекдот, рассказ, диалог, эссе,). Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Слайд 17

Спасибо за внимание! Ничему тому, что важно знать научить нельзя – всё, что может сделать учитель, это указать дорожки. Олдингтон Р.



Предварительный просмотр:

Слайд № 1 Добрый день уважаемые коллеги, гости сегодняшнего семинара!

Современное общество изменяет приоритеты, оно стало более информационным, что подразумевает то, чтобы его граждане были способны гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим перед учителем одной из задач стоит подготовка выпускников способных: - Самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике; - Критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения; - Работать с информацией, анализировать ее, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы. При этом источником развития является способность читать информацию. Под термином читать подразумевается умение объяснять, истолковывать мир.

Для решения этих задач предназначена одна из четырех междисциплинарных учебных программ, которая реализуется в стандартах второго поколения: 4. Слайд №2  «Основы смыслового чтения и работы с текстом»

На уроках физики учащиеся участвуют в процессах передачи, получения, обработки, представления информации. Любая задача по физике – требует навыков смыслового чтения.

 Остановимся на некоторых приемах, которые я использую в своей деятельности.

Слайд №3 Итак, прием – перекодирование информации. Учащимся дана задача, по условию которой необходимо рассчитать количество теплоты и построить график фазового перехода вещества.  После прочтения, ребята приступают к анализу задачи.

И в данной ситуации, чтобы научить ребенка «проникать» в текст задачи, очень хорошо помогают наводящие вопросы с моей стороны

Слайд №4

  1. При какой температуре взят лёд?
  2. Какую массу льда предстоит довести до кипения?
  3. А нужна ли масса для построения графика фазовых переходов? Для решения задачи?
  4. Температура плавления льда?
  5. Температура кипения воды?  И. т.д

И только после этого учащиеся приступают к построению графика и расчету затраченного Q.

Слайд №5

Именно в процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее эффективное её усвоение учащимися. Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.

К этому же приему «перекодирование информации и составление вопросов к тексту» следует отнести следующую задачу.Слайд № 6  Условие задачи изначально не полное, со скрытыми важными элементами.

Учащимся дается задание записать вопросы, ответы на которые, по их мнению, необходимы для решения. Другими словами: «Достаточно ли вам информации для решения»?

Особенность данной задачи в том, что ее можно рассматривать как в 9 классе при изучении физики на базовом уровне, так и в 10-11, но в профильных классах. Потому как учащиеся профильных классов дополнят список вопросов. НапримерСлайд№7

После уточнения условий, переходим к оформлению задачи, где теперь уже нужно сделать рисунок согласно обговоренному условию. Слайд №8 Выполнение рисунка при решении такого рода задач, считаю необходимым и требую от детей, потому как, некоторые обучающиеся эффективнее усваивают именно визуальную (наглядную) информацию.

Перейдем к следующему приему смыслового чтения- построение графиков, Слайд №9 которое включает в себя перекодирование информации.

В этой задаче, учащемуся дан график, Слайд №10 глядя на который ему необходимо установить характер изображенных процессов, а так же внимательно проанализировать изменения величин. Из опыта работы известно, что многим учащимся достаточно сложно удержать в уме закономерности, необходимые для построения графиков изопроцессов в системах координат (PV; VT; PT).

Для упрощения построения таких графиков в практике своей работы применяю метод, заключающийся в заполнении следующей таблицы: Так как таблица носит вспомогательный характер, то строится схематично без линейки, все надписи сокращаются до минимума. Построение и заполнение такой схематичной таблицы занимает не более 1- 3 минут.

Имея перед глазами такую таблицу, большинство учащихся достаточно легко строит графики процессов в любых осях.

К тому же анализ графиков способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд № 11  Приём «Верные и неверные утверждения». Очень часто такого рода задачи встречаются в сборниках для подготовки к ГИА. К тексту задачи предлагаются несколько утверждений, Слайд № 12  из которых нужно выбрать верные. Этот прием позволяет сформировать  умение работать с информацией, сравнивать ее, анализировать, оценивать, находить факты в тексте, обобщать и применять на практике, позволяет научить ребенка самостоятельности в рассуждениях.

Данный прием можно использовать на этапе повторения пройденного материала.

Следующий прием Слайд № 13 Составление алгоритма действий

Учащимся   раздается лабораторное оборудование, которое сопровождается карточкой с экспериментальным заданием, на которой предложена форма таблицы. Слайд № 14

При выполнении задания на составление алгоритма действий применяется стратегия «РАФТ» Слайд № 15

Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудитория. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (ИНСТРУКЦИЯ, анекдот,              рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

К форме написания алгоритма, дети иногда подходят творчески. Слайд №16

 Все перечисленные приемы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования Универсальных учебных действий таких как:

- выделять и формулировать проблему, строить логические цепочки;

- выдвигать и обосновывать гипотезы, выбирать вид графической модели;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации( в учебниках и других источниках, в т.ч используя ИКТ) для решения учебных и жизненных задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Ничему тому, что важно знать научить нельзя - все что может сделать учитель, это указать дорожки.

Олдингтон Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.

Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности....

Приемы смыслового чтения на уроках математики

Презентация по математике по теме "Приемы смыслового чтения на уроках математики"...