Методическая разработка для проведения занятия по теме: Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты
методическая разработка (8 класс)

Шерстнёв Эдуард Валерьевич

Азимут (определение, понятие). 

Определение азимута.

                   Движение по азимуту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл topografiya_8.docx74.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПАВЛОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА

.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

по проведению занятия с кадетами 8 класса

по предмету «Основы военной подготовки»

Тема № 2: «Ориентирование на местности без карты»

Занятие № 1: «Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты»

г. Павловск

2022 г.

I. Учебные и воспитательные цели

1. Ознакомить учащихся со способами ориентирования на местности.

II. Учебные вопросы и расчет времени

Содержание и порядок проведения  занятия

Время, мин

ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Азимут (определение, понятие). Определение азимута.
  2.  Движение по азимуту.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

3

15

19

3

                                            Всего                                 40

III. Литература

Основная:

1. Топографическая подготовка командира, А.А. Псарев, А.Н. Коваленко, 1989 г.

IV. Материальное обеспечение

Наглядные пособия:

1. Топографическая подготовка командира, А.А. Псарев, А.Н. Коваленко, 1989 г.

2. Топографическая карта М 1:50000.

Технические средства:

  1. Интерактивная доска, проектор.
  2. Комплект слайдов по теме занятия

V.  Методические рекомендации преподавателю

по подготовке и проведению группового занятия

При подготовке к занятию преподаватель обязан:

Изучить учебный материал, рекомендованную литературу и ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения занятия. Согласовать с классным руководителем дату и часы проведения самостоятельной подготовки кадет к занятию. Уточнить через классного руководителя, какую литературу необходимо получить.

Во вступительной части занятия

Учитель принимает доклад о готовности класса к занятию. Проверяет наличие кадет по журналу, их внешний вид и готовность класса к занятию. При необходимости даёт указания по устранению выявленных недостатков.

Затем учитель объявляет тему, учебные цели занятия, обращает внимание кадет на значение данного занятия в системе отработки всей темы, объявляет учебные вопросы, порядок их отработки в ходе занятия.

При рассмотрении первого учебного вопроса (Азимут (определение, понятие). Определение азимута.)

Приступая к отработке учебного вопроса, учитель устно с применением интерактивной доски и показом слайдов доводит до кадет под запись определение и понятия  азимута, порядок пользования данными азимута, отвечает на вопросы кадет.

При рассмотрении второго учебного вопроса (Движение по азимуту)

Приступая к отработке учебного вопроса, учитель устно с применением интерактивной доски и показом слайдов доводит до кадет как использовать данные азимута, в процессе доведения материала отвечает на вопросы кадет.

В заключительной части занятия учитель напоминают тему, учебные цели занятия, отмечает, в какой степени они достигнуты в ходе занятия. Дает задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы.

VII. Приложение

Учебный материал:

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Азимут (определение, понятие). Определение азимута.

Азимут – это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки. Чтобы определить азимут на местности, надо:

– стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;

– ориентировать компас, т. е. подвести его нулевое деление (или букву «C») под затемненный конец стрелки компаса;

– вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;

– против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:

– установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;

– повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;

– поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.

Включить звук

C помощью компаса можно определить угол между направлением на север (направлением магнитной стрелки компаса) и направлением на наблюдаемый предмет. Этот угол, измеренный по ходу часовой стрелки, называется магнитным азимутом.

В войсковой разведке магнитным азимутом пользуются при целеуказании, определении и выдерживании направления движения и в других случаях.

Для определения магнитного азимута на предмет (цель) с помощью компаса Андрианова он поднимается в горизонтальном положении с освобожденной магнитной стрелкой на высоту 10–12 см ниже уровня глаз, затем поворотом компаса под северный конец стрелки подводится нулевой штрих лимба, другой рукой, не сбивая положения стрелки и корпуса, поворачивается крышка с визирной линией (линией, проходящей через прорезь и мушку) в направлении на предмет (цель). Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать для этой цели компас до уровня глаз, так как при этом сбивается ориентировка компаса (лимб и стрелка не видны) и точность измерения не повышается, а снижается. Оптимальная точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова 2–3°.

C помощью артиллерийского компаса азимут можно измерить несколько точнее. Для этого компас с откинутой на 45° зеркальной крышкой берется пальцами обеих рук за корпус снизу и поднимается до уровня глаз; по визирной линии, проходящей через центр компаса и прорезь в основании зеркальной крышки, компас направляется на цель; поворотом совмещается нулевой штрих лимба с северным концом стрелки и снимается отсчет угла на лимбе против визирной линии у основания крышки. Это и будет магнитный азимут на цель. Контроль ориентировки компаса осуществляется по отражению в зеркале крышки. Нахождение направлений по указанному азимуту с помощью компаса производится в обратном порядке. Сначала устанавливают на лимбе нужный азимут. Компас Андрианова ориентируют и примерно определяют указанное направление на местности; затем, повернувшись в том направлении и держа компас на уровне 10–12 см ниже глаз, точно ориентируют его и визируют на местности установленный магнитный азимут. Для того чтобы запомнить это направление на линии визирования, замечают удаленный ориентир, который в последующем не теряют из виду. Артиллерийский компас держат в руке на уровне глаз и поворачиваются, глядя в зеркало, до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не подойдет к нулевому отсчету лимба; затем на линии визирования замечают ориентир, направление на который и будет направлением установленного на лимбе магнитного азимута.

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Движение по азимуту.

Движение по азимутам – способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса; он применяется при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), а также при отсутствии карт на незнакомой местности. Данные, необходимые для движения по азимутам (магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте. На ней определяют маршрут и точки поворотов у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (перекрестки дорог, мосты, отдельные строения). Расстояния между ориентирами при движении днем пешим порядком не должны превышать 1–2 км, а при движении на машине и выдерживании направлении движения по гирополукомпасу – 6—10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще.

Для движения по заданному азимуту надо:

– изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;

– начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;

– определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);

– все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа.

Придя на исходный пункт, следует:

– ориентироваться по компасу;

– установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере – 335°);

– плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки, тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту – 335°;

– в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;

– у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Дирекционные углы направлений на точки поворотов измеряются транспортиром, артиллерийским кругом или хордоугломером. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты по формуле

Ам = а– (±ПН),

где Ам – магнитный азимут; а – дирекционный угол; ПН – поправка направления[3].

Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, специально составленной схеме маршрута или в таблице.

Таблица 8. Данные, необходимые для движения по азимутам

Движение по азимутам начинается с исходной точки, на которой с помощью компаса находят нужный азимут направления движения на местности. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (по спидометру, парами шагов, по времени). В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода оставляют знак или одного-двух разведчиков, а ориентир разыскивают в радиусе, равном 0,1 расстояния, пройденного от предыдущего ориентира. Для выдерживания направления в движении кроме периодического уточнения направления по компасу используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра и другие вспомогательные признаки. Для движения по азимуту ночью нужно перед выходом (при подготовке к действиям) подержать компас на яркую электрическую лампу или солнце, чтобы зарядить светящиеся части. Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов. При наличии видимости через препятствие:

– заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;

– обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия определить любым способом (на глаз, по известной угловой величине ориентира и т. д.) и прибавить к пройденному расстоянию.

Другой способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимуты и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.

Таблица 8. Данные, необходимые для движения по азимутам        

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/428006_94_i_154.png

Учитель Основ военной подготовки ________________________ Э.В. Шерстнев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения занятия по теме «Решение систем линейных уравнений методом Крамера»

Тема урока: Способы решения линейных систем уравненийТип урока: урок первичного ознакомления с материаломДлительность: 1 час 20 мин.Технология - развитие критического мышления через чтение и письмоЦел...

Методическая разработка к проведению занятия по теме "Первая помощь при ДТП"

В методической разработке рассматриваются  вопросы последовательности действий при оказании первой помощи пострадавшим при ДТП....

Методическая разработка для проведения занятия по теме "Информационные технологии в механике. Взгляд в будущее"

Мероприятие приурочено к проведению общетехникумовской Недели наук «День механика».Наименование учебной дисциплины: Информатика (1 курс).Аудитория: компьютерный класс.Студенты: обучающиеся...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Устав внутренней службы Вооружённых Сил РФ

1. История возникновения Устава ВС РФ.2. Общие положения Устава внутренней службы ВС РФ....

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Ориентирование на местности без карты

Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами....

Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты

Ознакомить учащихся со способами ориентирования на местности...