Программа для подготовки обучающихся "группы равных" (медиация)
рабочая программа (6, 7, 8 класс)

Любовь Чернявская

Программа для подготовки обучающихся "группы равных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области

СОГЛАСОВАНО:

заместитель

директора по ВР

______ Т.А.Гичкина

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ

 от  «27» августа 2021 г.

№64

Образовательная программа

для подготовки   обучающихся  «группы равных»

для учащихся 5-8 классов

                                                Составитель программы:

                                                            Чернявская Любовь   Ивановна,

                                                                     социальный педагог

Срок реализации программы 1 год

р.п.  Рамонь
2021 год

Оглавление

  1. Актуальность……………………………………………………………3
  2.  Цель и задачи программы…………………………………………….4
  3. Формат, режим и содержание  занятий…………………………….…..5
  4. Учебно-тематический план……………………………………………..6
  5. Содержание занятий …………………………………………..............7
  6. Методическое обеспечение………………………………………….. 20
  7. Список литературы……………………………………………………20

  1. Актуальность.

         Образовательное пространство школы, где находятся дети разных возрастов и культур, социальных слоев, национальностей является потенциально конфликтным. Конфликты между обучающимися в школе не редкость. В последнее время для разрешения спорных и конфликтных ситуаций все чаще используется  медиация.  

         Медиация широко и успешно применяется в современном мире. Одним из важнейших направлений работы школьной службы медиации является подготовка медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному». «Группы равных» – это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Кроме того, участники «групп равных» занимаются информационно-просветительской деятельностью, обучая основам медиативного подхода своих сверстников и младших ребят. «Группы равных» считаются одним из наиболее эффективных способов обучения школьников культуре цивилизованного поведения в конфликтных ситуациях, так как учащиеся получают возможность обучаться на примере собственных межличностных конфликтов. Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер общения между медиаторами и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор может не только эффективно содействовать разрешению конфликта, но и «обучать» участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя своим примером бесконфликтное поведение. Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки медиаторов из числа учащихся-подростков. Образовательная программа для подготовки обучающихся «группы равных» включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми, умению предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации всех участников образовательного процесса, что согласуется приоритетами, обозначенными в Федеральных государственных стандартах общего образования.

         Актуальность данной программы обусловлена рядом нормативно-правовых актов, отражающих государственный заказ в сфере образования и защиты детства  (Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации», Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 810 от 21.07.2014 «О создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области» и др.), а также потребностью образовательной организации в повышении психологической безопасности образовательной среды с помощью развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса.

         Новизна рабочей программы заключается в том, что в нашем  образовательном  учреждении не было  ранее подготовки медиаторов из числа обучающихся, которые будут способны выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному».

         Теоретическое обоснование программы. Готовность подростков к  осуществлению медиации по принципу «равный – равному» предполагает:  желание реализовывать примирительные мероприятия на основе полной информированности о возможностях медиации, сопровождающих ее рисках и требованиях, которые процедура медиации предъявляет к осуществляющим ее лицам; знание прикладных аспектов конфликтологии, а также теоретических основ медиации в детских и подростковых конфликтах; овладение подростками - будущими медиаторами процессуальными и коммуникативными навыками проведения процедуры медиации в условиях образовательного учреждения. В качестве основной технологии медиации, предлагаемой подросткам, в программе используется технология посредничества, описанная В.В. Шабалиной (Шабалина В.В., 2001) как имеющая широкую апробацию в медиации по принципу «равный – равному».

  1.   Цель и задачи программы

          Цель программы:

 Подготовка медиаторов-волонтеров из числа обучающихся в общеобразовательной организации для содействия профилактике и разрешению межличностных конфликтов.

          Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать   у обучающихся целостное  представление  о природе конфликтов и способах их регулирования, а также умение применять приобретенное знания;
  • Сформировать у учащихся умения самостоятельно систематизировать и анализировать причины возникновения конфликтов,  возникающих в образовательной среде;
  • Сформировать «группу равных»  и обучить коммуникативным техникам и приемам ведения медиативной беседы.

Развивающие:

  • Развивать личностные  качества учащихся;
  • Развивать  умения  транслировать полученные знания в ученической среде.

Воспитательные:

  • Выявлять организаторские способности детей и подростков;
  • Создавать условия для формирования у подростков навыков  бесконфликтного поведения;
  • Развивать позицию активной ответственности.

  1. Формат,  режим и содержание занятий.

          Образовательная программа для подготовки обучающихся «группы равных» предназначена для обучения, воспитания и развития подростков  в возрасте 11-14 лет. Формат занятий – групповой. Наполняемость группы – не более 15 человек.  Условия набора подростков в группу: принимаются все желающие.

          Программа включает: интерактивные  занятия, рассчитанные на 7-10 человек, которые проходят в виде мини-лекций, тренинговых упражнений, психологических игр, демонстрации фильмов с последующей дискуссией.

Программа рассчитана на 10 занятий по 1 академическому часу каждое (1 занятие в неделю).      Продолжительность  каждого занятия - 45 минут.

         Требования к уровню специалиста, реализующего данную программу: педагогическое образование, повышение квалификации или профессиональная переподготовка по вопросам медиации.  

          Программа включает в себя 3 модуля – «Конфликт», «Медиация»,  «Сотрудничество и взаимодействие». Модули программы реализуются последовательно, режим занятий определяется возможностями преподавателя и образовательной организации.

  • Блок «Конфликт» способствует развитию навыков поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализации. Способствует развитию умения  оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, оценивать  свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно), развитию умения разрешать конфликты.
  •      Блок «Медиация» способствует ознакомлению подростков с задачами и основными этапами процедуры медиации.
  • Блок «Сотрудничество и взаимодействие» способствует развитию навыков общения, умения устанавливать контакты и организовывать совместную деятельность в классных коллективах, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.  От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в новом социальном микросообществе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.  

     Ожидаемые результаты:

  • формирование у подростков - будущих медиаторов готовности к разрешению детских и подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения;
  • владение знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации;
  • эмоционально-физиологическое благополучие;
  • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • умение организовывать совместную деятельность.

  1. Учебно-тематический план

Название модулей, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Модуль 1. Конфликт

Занятие 1. Понятие конфликта

Занятие 2. Как разрешаются конфликты

Занятие 3. Мир без конфликтов

Занятие 4. Последствия конфликта

Модуль 2. Медиация

Занятие 5. Стили поведения в конфликте

Занятие 6. Что такое медиация?

Занятие 7. Этапы медиации

Занятие 8. Мы – команда!

Модуль 3. Сотрудничество и взаимодействие.

Занятие 9. Как работать вместе.

Занятие 10. Круг ценностей.

  1. Содержание занятий

Модуль 1. Конфликт.

Занятие 1.  Понятие конфликта.

  1. Приветствие от ведущего (2 мин.).
  2. Знакомство с ребятами: (7 мин.)
  • Назовите свое имя.
  • Расскажите, как настроение.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

Цель занятия: знакомство с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация».

Ход занятия:

  1. Игра «Знакомство» (10 мин.).

         Цель: знакомство и  сплочение детей.

Ход игры. Участники встают парами, образуя два круга – внутренний и внешний. Внутренний круг – билетики, внешний  - пассажиры. В центре безбилетник – «заяц». По команде ведущего «поехали» круги начинают вращаться в разные стороны. Ведущий кричит: «контролер!»

 Билетики на местах, а пассажиры должны найти свою пару, заяц занимает любое место. Пассажир без билетика занимает место «зайца».

  1. Беседа с учащимися «Что такое конфликт?» (20 мин.)

Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

Задачи:

  • определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»;
  • рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

Оформление: презентация.

А) Вопросы учащимся:

  • Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас  слово «конфликт»?
  • Могут ли люди обходиться без конфликтов?
  • Что такое конфликт?

Б) Показ и обсуждение презентации «Что такое конфликт?»

В) Рассказ и обсуждение сказки.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

  1. Рассмотреть понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», «инцидент», причины возникновения и структуру конфликта (3 мин.).
  2. Завершение занятия (3 минуты).

Занятие 2.   Как разрешаются конфликты.  

  1. Приветствие от ведущего (2 мин.).
  2.  Приветствие ребят: (3 мин.)
  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

          Цель занятия:  формировать   у обучающихся способы регулирования конфликтов.

Ход занятия:

  1. Работа в группе. (12 мин.)

Поделить класс на три группы и разыграть ситуации:

- первая выступает с позиции родителей (или первой стороны);

- вторая с позиции детей (или второй стороны);

- третья – группа независимых экспертов, которая оценивает выступления первой и второй групп, определяет, кто был более убедителен, может озвучить свои аргументы для той или иной стороны.

Ситуации для проигрывания:

1. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию хоккейного матча. Мама настроена на очередную серию российского сериала. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».

2. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но той нужно уходить на встречу с друзьями, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...

Выводы

1. У каждого человека существует свой взгляд на событие, предметы

2. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным.

3. Еще один момент, который нужно учитывать, это - кризис. Помните главное. Кризис должен выйти на позитив. 

Самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.

Но что значит сохранять спокойствие?

  • Относиться к другим с уважением.
  • Выслушать точку зрения другого человека до конца.
  • Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас.
  • Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления.
  • Дать другому человеку шанс отступить.
  • Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом.
  • Идти на компромисс.
  • По возможности использовать юмор.

  1. Проигрывание ситуаций. (15 мин.)

Существуют разные способы выхода из конфликта.

В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

Разделимся на группы.

Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

Ситуация №1.

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учится, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №2.

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

Просчитай в уме до десяти.

Будь мудрее.

Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.

  1. Задание «Закончить предложение» (10 мин.)

А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда - либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

6. Завершение занятия (3 минуты).

Занятие 3.   Мир без конфликтов.

  1. Приветствие от ведущего. (1 мин.).
  2.  Приветствие ребят: (2 мин.)
  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

         Цель занятия:  формировать   у обучающихся целостное  представление  о природе конфликтов и способах их регулирования, а также умение применять приобретенное знания.

         Материалы:  бумажные салфетки (четвертинки) для упражнения «Снежинки» 3-4 цветов, бумага для записей, ручки.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Ассоциации» (13 мин.).

        Группа перечисляет ассоциации на слово «конфликт». Все ассоциации записываются на доске, причем ведущий делит их на два столбика: первый характеризует конфликт как негативное явление, второй – как явление со знаком плюс. Затем предлагает участникам догадаться, по какому принципу ассоциации разделялись. Если были даны только негативные ассоциации, можно спросить, для чего, с точки зрения группы, оставлена вторая половина доски, привести примеры («в споре рождается истина» и т.д.), предложить еще один круг ассоциаций на слово «конфликт» со знаком «плюс». По результатам упражнения делается вывод о том, что конфликт – это не «приговор», не «конец отношений», а повод понять, что между людьми возникли разногласия, и прояснить их.

  1. Упражнение «Снежинки» (7 мин.)

В ходе упражнения группа работает молча, выполняя инструкцию: «Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку остальным».

Получившиеся «снежинки» сравниваются. Обсуждаются вопросы:

- почему снежинки получились разными?

- чьи снежинки «правильные», а чьи – «неправильные»?

- как эта игра связана с темой «конфликт?»

  1. Работа в малых группах. Сочинение сказки «Мир без конфликтов». (20 мин.).

        Ведущий предлагает группе подумать о том, что же такое конфликт, с учетом обнаружившихся в ходе занятия сторон этого явления, и сформулировать свои выводы в виде сказки.

        Группа делится на подгруппы в соответствии с цветом «снежинок», которые получились у них в прошлом упражнении. Подгруппы находят себе удобное место в помещении. Время на работы подгруппы. Затем сказки представляются классу.

  1. Завершение занятия.  (2 мин).

Занятие 4. Последствия конфликта

1.      Приветствие от ведущего. (1 мин.).

2.       Приветствие ребят: (2 мин.).

  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

Цель занятия: расширение представлений о психологических функциях конфликтов.

     Материалы:  бумага для записей, ручки, коробка.

  1. Игра «Копилка» (18 минут). Работа с малых группах.

        Каждый участник получает одинаковый листочек бумаги, на котором нужно описать какой-то конфликт, который произошел  в его жизни (не подписывать):

- с кем произошел конфликт?

- что случилось?

- что сделал я?

- что сделал человек, представляющий другую сторону конфликта?

Итог конфликта не записывать.  Листки с записями складываются пополам и кладутся в коробку.

        Затем каждая группа вытаскивает листочек из «копилки» и работает с написанной на нем ситуацией, отвечая на вопросы:

  • Как может закончиться данный конфликт?
  • Как должны развиваться события, чтобы последствия конфликта оказались «вредными»?
  • Как должны развиваться события, чтобы последствия конфликта оказались «полезными»?
  • Что бы вы посоветовали сделать автору конфликта для того,  чтобы  решение конфликта оказалось «полезным?»

Получившиеся ситуации представляются на рассмотрение всему классу.

  1. Просмотр  короткометражного мультфильм «Мост». Обсуждение по вопросам (11 мин):
  • Определение конфликта.
  • Что может привести к конфликту?
  • В чем в данном случае противоречие?
  • Какие негативные эмоции испытывают друг к другу и окружающим участники данного конфликта?
  • Какие индивидуальные особенности участников конфликта проявились во время ссоры?
  • Функции конфликта (конструктивные, деструктивные)
  • Какие варианты разрешения конфликта вы можете предложить?

  1. Составление памятки «Правила бесконфликтного общения» (10 минут).

        В малых группах составляются памятки на основе анализа упражнений из предыдущих занятий (3-5 пунктов). Памятки сдаются ведущему, который озвучивает их всему классу.

  1. Завершение занятия (3 минуты).

Модуль 2. Медиация.

Занятие 5. Стили поведения в конфликте.

  1. Приветствие от ведущего. (1 мин.).
  2. Приветствие ребят: (2 мин.).
  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

Цель занятия: знакомство ребят со стилями поведения в конфликте.    

  1. Просмотр видеоролика «Стили поведения в конфликте». Обсуждение. (10 мин.)
  2. Упражнение «Стили поведения в конфликте» (20 минут)
        Раздать учащимся карточки с  пословицами, на которых отображены способы поведения людей в конфликтной ситуации.

1 карточка:

- Кто спорит – тот ни гроша не стоит;
- Худой мир лучше доброй ссоры;
- Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
2  карточка:

- Кто сильнее, тот и прав;
- Кто отступает, тот обращается в бегство;
- Если мы не можем заставить другого думать, как мы хотим, нужно его заставить делать, как мы хотим.

3  карточка:

- Не подмажешь – не поедешь;

- Лаковый теленок двух маток сосет, а упрямый – и одной;
- Если в тебя бросили камень – брось в ответ пушинку.

4  карточка:

-  Рука руку моет;
-  С паршивой овцы хоть шерсти клок;
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

5  карточка:

- Ум хорошо, а два лучше;
- Чистосердечность, честность и доверие сдвигают горы;
-  Копай без устали и докопаешься до истины.

На основании просмотренного ролика про стили поведения в конфликте, определить, к какому стилю относится каждая карточка.  

Тип I. «Черепаха» (избегание) – стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношении с окружающими.

Тип II. «Лев» (конкуренция) – силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Таким людям не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип III. «Хамелеон» (приспособление) – стратегия сдерживания острых углов: взаимоотношения важны, цели – нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Тип IV. «Зебра» (компромисс): умеренное отношение и к целям, и к взаимоотношениям. Такие люди готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип V. «Дельфин» (сотрудничество) – стратегия открытой и честной конфронтации. Представители этого типа ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Обсуждение и обобщение результатов.

 Обобщая, ведущему необходимо проговорить  сильные и слабые стороны каждого стиля, подчеркивая тем самым, что среди нет однозначно «правильных» и «неправильных». «Правильный» стиль – это стиль, соответствующий ситуации.

При обсуждении результатов важно также  подчеркнуть  детям,  что у  каждого из нас есть свои «любимые» стили поведения в конфликте, однако, зная об этом и следя за своим поведением, при желании их можно изменить.

  1. Разделиться на подгруппы. Задание: (10 минут).

Каждой подгруппе приготовить мини-презентацию о выбранном стиле поведения в конфликте по схеме:

- девиз, выражающий суть стиля

- пример из жизни

- плюсы этого стиля

- минусы этого стиля

- ситуации, в которых этот стиль может помочь

- ситуации, в которых этот стиль может оказаться бесполезным и даже вредным.  Результаты представляются группе.

  1.  Завершение занятия (3 минуты).

Занятие 6. Что такое медиация.

  1.     Приветствие от ведущего (1 мин.).

2.       Приветствие ребят: (2 мин.).

  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

     Цель занятия: ознакомить детей с понятиями «медиация», «медиатор».

  1. Упражнение «Знакомство в парах» (15 мин.)

    Цель занятия: углубленное знакомство друг с другом в парах, осмысление принципов «уважение» и «сотрудничество».

Задание:

1. Расскажите друг другу, что вы любите делать и что у вас получается очень хорошо;

2. Расскажите на группу о вашем собеседнике, сохраняя уважение к нему и его информации;

3. Обратная связь по вопросам:

  • Какие у вас были ощущения, когда вы рассказывали?
  • Какие у вас были ощущения, когда вы слушали?
  • Что вы испытывали?
  • Что помогало проявлять уважение?
  • Что помогало справляться с волнением или смущением?

        

  1. Краткое введение в тему «Медиация». Основные понятия.  Определение понятия «медиация». Определение понятия «медиатор» (7 мин).
  2. Просмотр презентации «О школьной службы медиации». Обсуждение. (13 мин.).
  3. Завершение занятия (3 минуты).

Занятие 7. Этапы медиации.

  1. Приветствие от ведущего. (1 мин.).
  2. Приветствие ребят:  (2 мин.).
  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

Цель занятия: знакомство ребят с этапами медиации.    

3.   Задание: просмотр видеоролика  «Этапы медиации».  Обсуждение. (10 мин.).

4.   Медиативная беседа (30 мин.).

Учащимся предлагается ситуация для разбора.

Семен и Леонид были давними друзьями. Одноклассница Лиза дружила сначала с Семеном, потом они поругались, и она стала дружить с Леонидом.   Семен при всех одноклассниках обозвал Лизу. Друзья поссорились, произошел скандал, драка. Одни одноклассники встали на сторону Семена, другие на сторону Леонида.   Атмосфера в классе стала очень напряженной. Учителя стали жаловаться  на ухудшение дисциплины и успеваемости.

Ребята  согласились на медиативную беседу.

Проведение медиативной беседы по плану:

  1. Вступительная речь - приглашение к беседе и обозначение условий. Цель: установление контакта.
  2. Заявления сторон.  Вопросы:  Что произошло? Как ты видишь ситуацию? Как это повлияло на тебя? Как это повлияло на него? На кого еще повлияла эта ситуация?
  3. Определение тем.  Вопросы для обсуждения - какую проблему ты сейчас хотел бы обсудить? Что важно обсудить в связи с тем, что произошло.
  4. Прояснение интересов. С какой темы начнем? Кто первый? - Техника: работа с интересами. Вопросы: Почему важна тема? С чем это связано? Для чего?  Почему это важно?
  5. Выход на варианты решения. Обсуждение решений. Вопросы: Как можно по-другому? Какой может быть выход? Как можно изменить ситуацию? Что можно сделать по-другому? Какие есть варианты решения? Что еще можно предложить? Их оценка по разным критериям: реалистичность, жизнеспособность, взаимоприемлемость.
  6. Выход на договоренности, проверка рисков, составление плана. Проверка рисков - считаешь ли, что ситуация разрешилась? Насколько тебя устраивает данное решение? Считаешь ли ты возможным исполнять данное решение? Может ли кто-то повлиять на исполнение решения?
  7. Составление плана: Что ты в первую очередь сделаешь для того, чтобы решение исполнялось? Что будет следующим шагом?

  1. Завершение занятия (2 минуты).

Занятие 8. Мы – команда!

  1.     Приветствие от ведущего. (1 мин.).
  2. Приветствие ребят: (2 мин.).
  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

Цель занятия: развитие мотивации к командной деятельности в сфере разрешения конфликтов.

  1. Мозговой штурм  «Каким должен быть медиатор?» (7 мин.)

Работа в группах. Учащиеся обсуждают ответ на данный вопрос. Затем идет совместное обсуждение. Составляется общий список качеств.

  1. Мозговой штурм «Что должен уметь медиатор?». Работа в группах, затем совместное обсуждение (7 мин.).
  2. Игра «Карусель» (15 мин.).

Учащиеся садятся лицом друг к другу, образуя 2 круга. По команде участники внешнего круга пересаживаются на рядом стоящий стул и оказываются перед новым партнером. Ребятам внутри круга дается тема беседы, ребята из внешнего круга должны закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Ситуации:

  1. Перед тобой учащийся 6 класса. Тебе известно, что с ним никто не хочет разговаривать в классе, установи с ним контакт, договорись о встрече.
  2. Перед тобой учащийся из другого класса, раньше ты с ним не общался и не был знаком. Тебе известно, что у него плохие  отношения с учителем математики. Познакомьтесь с ним, договорись о встрече для предварительной встречи.
  3. Перед тобой ученик второго класса. Он чего-то испугался,  вот-вот расплачется. Подойди к нему, начните разговор, успокойте его.
  4. Перед тобой учащийся из параллельного класса. У него с твоим знакомым произошла драка.   Установи с ним контакт. Договоритесь с ним о встрече.
  1. Задание. (10 мин.)  Составить буклет по медиации. Отразить вопросы «Что такое медиация?», «Зачем медиация нужна детям?», «Чем служба медиации может помочь школьникам?».
  2. Завершение занятия (3 минуты).

Модуль 3. Сотрудничество и взаимодействие.  

Занятие 9. Как работать вместе.

  1. Приветствие от ведущего. (1 мин.).
  2. Приветствие ребят: (2 мин.).
  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

Цель занятия: тренировка взаимопомощи и сотрудничества.

  1. Игра «Узел дружбы» (12 мин.).  

Участники стоят в кругу, вытянув руки вперед. Глаза закрыты. Затем медленно двигаются вперед до середины, пока каждый участник крепко не ухватится рукой за руку другого участника. Открывают глаза. Распутывают узел, не расцепляя рук. Обсуждение: Как вы ориентировались в такой путанице? Как вы координировали свои действия?

  1. Игра «Прогулка слепых» (8 мин.).

Упражнение выполняется в полном молчании. Выбрать знак для обозначения опасности (хлопок по плечу, хлопок и др.).

    Участники закрывают глаза повязкой. Ведущий говорит ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле. Положите правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начинаем путешествие  по выбранному маршруту, включая залезания на пеньки, возвышенности, пролегание под нависшими деревьями и т.д. Финиш в каком-нибудь тесном месте.    

  1. Игра «Комплименты» (7 мин.).

Ребята стоят в кругу и перекидывают мяч друг другу. Бросок сопровождается комплиментом тому, кому кидается мяч.

  1. Упражнение «Улитка» (12 мин.).

Учащиеся делятся на пары. В паре один человек является улиткой, другой атмосферным явлением. У улитки завязаны глаза. Задача обоих определить свою цель в пространстве: улитке дойти до цели, атмосферному явлению – довести «улитку» до своей цели.  Передвигаются очень медленно. Обсуждение строится с позиции обеих ролей. Как себя чувствовала улитка, а как атмосферное явление? Что помогло, а что помешало достичь цели обеим участникам? Что необходимо учитывать при общении с другими людьми?

  1. Завершение занятия (3 минуты).

Занятие 10. Круг ценностей.  

  1. Приветствие от ведущего. (1 мин.).
  2. Приветствие ребят: (2 мин.).
  • Расскажите, как настроение.
  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

Цель занятия: формулирование и принятие ценностей будущей команды.

  1. Игра «Коммуникативная карусель» (10 мин.).

 Участники встают в два круга: внутренний и внешний. Внешний круг по команде «шаг вправо» переходит к следующему человеку. Участникам предлагаются следующие задания:

  1. поздороваться различными частями тела,
  2. сделать комплимент,
  3. продолжить предложения: я больше всего люблю…, у меня лучшего всего получается…, я больше всего ценю в человеке…

  1. Игра «Дом - дерево – собака» (15 мин.).

 Материал: бумага, фломастеры или кисточки с красками, повязки для глаз.

         Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом - дерево - собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.

  1. Упражнение «Круг взаимопомощи» (15 мин.).

         Ведущий участникам объясняет правила круга.

  1. Говорит только тот, кто держит мяч,  остальные слушают.
  2. Мяч движется всегда по солнцу, его можно передать дальше, сохранив молчание.
  3. Никто не имеет права покинуть круг, пока он не завершен.
  4. Мяч  движется по кругу до тех пор, пока есть учащиеся, желающие высказаться.
  5. В круге ученик говорит честно и открыто, кратко,  с уважением к присутствующим.

Учащиеся обсуждают следующие вопросы:

  1. Назовите  человека, который является для вас наиболее значимым;
  2. Назовите качество этого человека, которое вы наиболее цените;
  3. Предложите каждый из вас, что нужно сделать для того, чтобы эти качества были в нашей группе?

  1. Завершение занятия (2 минуты).

  1. Методическое обеспечение:

          Для организации образовательного процесса используются различные интерактивные формы занятий: дискуссия, деловые игры (разыгрывание ролей), кейсы, инсценирование ситуаций.

Условия реализации:

Аудитория не менее 30 кв. м, столы и стулья.

Оборудование:  компьютер и мультимедийная установка для воспроизведения видеофайлов; флипчарт.

  1. Список литературы
  1.     Баныкина С.В., Егоров В.К. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. - Москва, 2007. - 125 с.
  2.     Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
  3. Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.

Интернет-ресурсы

  1.     Азбука медиации / сост. Шамликашвили Ц., Ташевский С. - Москва : Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2011. - 64 с. (https://ufabist.ru/wp-content/uploads/2020/08/Azbuka_05.pdf);
  2. Методические рекомендации по созданию служб медиации и интеграции восстановительного подхода в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков открытого или закрытого типа / М.В. Быкова, А.А. Винокуров, В.П. Графский, А.Х. Пачеко- Рейнага, А.А. Пентин. - М.: ФГБУ «ФИМ», 2019. - 48 с.

(http://social-profi.ru/wp-content/uploads/2020/05/Sozdanie-sluzhb-mediatsii-v-spetsialnyh-uchebno-vospitatelnyh-uchrezhdeniyah-dlya-detej-i-podrostkov.pdf);

  1.     Шамликашвили Ц.А. Медиация – современный метод внесудебного разрешения споров.  Москва: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2017

(https://loiro.ru/files/pages/page_401_urslektsiiediatsiya-shamlikashvili-2017.pdf)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Информатика и ИКТ Специальность 19.02.10 Технология продуктов общественного питания по программе углубленной подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) ГБПОУ МО «Щелковский колледж» в соответствии с ФГОС по специальнос...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...

Программно-методическое обеспечение подготовки спортсмена-единобрца (на примере дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по всестилевому каратэ)

Установлено, что проблемы управления спортивной формой в спорте во многом связаны с рациональным выбором параметров объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Представлено программно-методическое ...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....