"Взаимодействие с аутичными детьми"
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

"Взаимодействие с аутичными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_autichnymi_detmi.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с аутичными детьми.

    Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка с взрослыми и сверстниками, и проявляется в его "погружении" в свой собственный мир.

      В дошкольном возрасте у детей появляются "необычные" интересы. Можно привести примеры увлечений дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. При этом дети много фантазировали.

    По мнению многих авторов в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребенок может испугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя.

     Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Стремление к "ритуалам", к стереотипному поведению и движениям - своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

       В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем дети с диагнозом аутизм по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в массовой школе и переходят на домашнее обучение.

       Степень выраженности тех или иных особенностей аутизма, их характер и проявления различны у разных детей. В случае, когда ребенку присущи многие черты аутичности, - перед нами классический аутизм. На индивидуальной консультации и на тренинге чаще встречаются дети, обладающие лишь некоторыми аутистическими чертами. К сожалению, многие педагоги, работая с такими детьми, не имея специального образования, знаний об особенности их развития, зачастую воспринимают их как невоспитанных, злых и неуравновешенных.

      В настоящее время многие авторы предлагают проводить коррекционную работу в следующих основных направлениях.

1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации.
2. Развитие навыков самообслуживания.
3. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Организация работы с аутичными детьми требует большого терпения от родителей, педагогов и психолога. Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

     На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2-3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые смогли бы продолжить обучение ребенка в домашних условиях. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

      Для того чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с тренинга по развитию психических процессов, в особенности ощущений и целостного восприятия. Особое внимание при этом следует уделять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия, используя при этом большое количество игр и приемов работы по этому направлению. Если у ребенка низкая мотивация к занятиям, то на первых порах взрослый может использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее, например, обводить пальчиком ребенка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия.

       Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, то можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей.

      Развитие зрительно-моторной координации тоже необходимо в работе с аутичными детьми. С этой целью полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе с взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела.

     Аутичные дети, как показывает наш опыт работы, любят рисовать на своем    теле. Например, 3-летний Сева часами мог разрисовывать фломастером свои руки и ноги. Родителям непонятен смысл этих действий, а в действительности подобное рисование помогает ребенку лучше осознать свое тело, его части и способствует развитию тактильных ощущений. В таких случаях вместо фломастеров можно порекомендовать родителям использование пищевых красителей.

       В отдельных случаях, в зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и при его желании, можно поиграть в игру "Разговор руками" Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться в своем теле, используется и такой прием: положив ребенка на большой лист бумаги, например на кусок обоев, взрослый обводит контуры его тела, а затем вместе с ребенком разрисовывает его, называя ее, ведет с ней диалог. Аутичные дети с удовольствием занимаются такими видами деятельности, как плоскостное моделирование, коллекционирование, складывание мозаик и конструирование, и опытный педагог должен учитывать эти особенности при построении индивидуальных планов обучения.

     Поскольку "аутизм" - медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом психиатром, педагогом-психологом, педагогами. Причем, главная задача - не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им адаптироваться в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьмиДля психологов,воспитателей,учителей начальной школы Автор: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина ...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. ...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. ...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми даёт учитель-логопед Стародубцева Е.В..

Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. ...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми...

Тренинг взаимодействия с аутичными детьми

Материал педагога- психолога...