Программа подготовки начинающих медиаторов из числа студентов "группы равных" для включения их в Службу медиации.
методическая разработка

Уразова Наталья Владимировна

     Программа направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативных технологий способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, обучающихся в техникуме.

    Реализация этой программы позволит объединить в деятельности службы медиации усилия 2 сторон образовательного процесса. Служба медиации– служба, которая будет состоять  из работников техникума и студентов, осуществлять работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_gruppa_ravnyh.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение  Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ  ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

Утверждено  

Советом техникума,

протокол№ _____от 01.04.2021

Директор ЛПТТ имени А.К. Лысенко

__________________Н.А. Бровченко

ПРОГРАММА

подготовки начинающих медиаторов из числа студентов техникума, «группы равных»,   для включения их в работу  Службы медиации.

(для студентов 16-20 лет)

Срок реализации программы: 2 месяца

Составитель: Уразова Н.В.-соц. педагог

г. Лиски, 2020 г.

Пояснительная записка

     Программа направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативных технологий способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, обучающихся в техникуме.

    Реализация этой программы позволит объединить в деятельности службы медиации усилия 2 сторон образовательного процесса. Служба медиации– служба, которая будет состоять  из работников техникума и студентов, осуществлять работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри образовательной организации.

Включение студентов техникума в разрешение конфликтов и конфликтных ситуаций в среде ровесников насущная необходимость нашего времени, так как  подростки разрешают конфликты зачастую лучше взрослых, так как  привносят в работу по примирению свои уникальные достоинства. Студенты лучше понимают своих ровесников, понимают их отношения и язык, они знают, что важно для ровесников и почему. Они дают понять своим друзьям, что обговаривать свои проблемы со второй стороной конфликта - это в порядке вещей. А это привычка к цивилизованному выходу из конфликтной ситуации. Участники конфликта доверяют своим ровесникам-медиаторам, потому что у тех нет власти над ними, нет инструментов давления и принуждения.

Деятельность по разрешению конфликтов - не игра, она имеет социально-правовое звучание и государственное значение.
  Проводя процедуры медиации, студенты вносят свой вклад в защиту прав участников  конфликтов, в преодоление вражды, ненависти, социальной разобщенности. Их активная жизненная позиция помогает развитию культуры мирных отношений в подростковой среде нашего города и региона, что согласуется с приоритетами молодежной и национальной политики России.

 Нормативная база

1.Конвенция ООН о правах ребёнка;

2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

3. Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года;

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996- р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.г.»;

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1430-р «О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей» 

8.Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ (распоряжение Правительства РФ от 09.01.2018 г. № 1837-р);

9. Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07 “О направлении методических рекомендаций”

Основные понятия.

  1)Группы равных – это группа обучающихся, которая объединена для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников.

2) процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

3) медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;

5) соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

6) соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

7) медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме

Цель Программы:

Включение студентов в работу Службы Медиации техникума путем обучения их методам урегулирования конфликтов с использованием медиативных технологий к 1 января  2021г.

Задачи Программы:

1.Создать условия для изучения студентами медиативных   технологий.

2.Обучить коммуникативным техникам и приемам ведения медиативной беседы.

3.Развить переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора.

   Ожидаемые результаты программы

 1. Студенты получают сертификат о  способности участии в  работе службы медиации техникума в свое портфолио.  

 2.В состав службы медиации техникума включены студенты, закончившие обучение по программе.

 3. Студенты обладают навыками проведения процедуры предмедиации, медиации, постмедиации на практике.

Система оценки достижений планируемых результатов.

Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредством участия студентов в ролевых играх в качестве ведущих-медиаторов.

    Участники программы

Программа «группы равных» предназначена для обучения, воспитания и развития студентов 1-4 курсов техникума.

Условия набора в группу: принимаются все желающие.

Учебно-тематический план

Название темы занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

Что такое медиация? Зачем мы здесь? Подготовка к флешмобу

1

2.

Общетехникумовский флешмоб «Возьмемся за руки, друзья!»

Проведение студентами, обучающимися медиации, флешмоба в техникуме.

1

3

Эмоции, контроль, психологическая атмосфера.

Тренинг,  высказывание своего видения после

проведения командной работы, чувств и эмоций

2

4

Конфликтология, конфликты в образовательной организации

Дискуссия, развитие конфликтологической компетентности

Игровые упражнения.

4

5.

Этапы медиации

Ролевые игры. Работа с целью закрепления полученных навыков проявления самостоятельности,

инициативы

3

6.

Предварительные встречи со сторонами конфликта

Ролевые игры, игровые упражнения

3

7

Вступительное слово

Отработка вступительного слова медиатора.

2

8

Кейс-задания

Отработка кейс-заданий для медиаторов

2

8

Постмедиация

Обучение постсопрождению конфликтной ситуации, игровые упражнения

1

9.

Зачетное занятие

 Разрешение конфликтной ситуации медиативным способом.

3

10

Итоговое занятие. Посвящение в медиаторы

Клятва медиатора.  Вручение сертификатов. Включение студентов в службу медиации техникума. Рефлексия участников.

2

Всего занятий:

24

Информационные ресурсы

1.        Коновалов А.Ю. Школьная служба медиации и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство, /под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.

2.        http://jjpk.perm.ru/_res/fs/file6043.pdf

Государственное краевое учреждение социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Перми ООО «Пермский центр политической инициативы и информационно-правового сопровождения» Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов (Дайджест).

3.https://www.yarregion.ru/depts/comchilds/docsActivities/.pdf        Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», «Медиативный и восстановительный подходы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних: опыт Ярославской области».

4.        http://www.8-926-145-87-01.ru/ Сайт Антона Коновалова

5.        http://mediators.ru/rus/course/school/ Сайт ресурсного центра медиации

6.        http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва "Об утверждении программы подготовки медиаторов"

 7. http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/k_opip/2018/Posobie-Deti-volontery.pdf

Дети –волонтеры в школьной службе примирения: методы и формы привлечения, организации, обучения, мотивации и поддержки (из опыта Волгоградской области). Методическое пособие: Маловичко Ирина Сергеевна, президент Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», председатель Волгоградского регионального отделения Всероссийской ассоциации восстановительной медиации. unescovlg@mail.ru. Погорелова Ольга Павловна, педагог-психолог муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 86» Тракторозаводского района Волгограда», куратор школьной службы примирения, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности ВГСПУ. informik@bk.ru. С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба медиации

Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе?  В презентации даются некоторые советы....

Положение о службе медиации

Положение о службе медиации...

Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...

Программа школьной службы медиации

В программе имеются цели и задачи медиации...

Программа подготовки юных волонтеров-медиаторов

Целевая аудитория: в данной программе предполагается участие обучающихся 7-9-х классов не случайно, выбор данной категории обучающихся преследует цель -  сменяемость волонтеров-медиаторов и перед...

Программа подготовки волонтёров - медиаторов в среднем звене

В материале представлена программа подготовки волонтеров - медиаторов в среднем звене школы. (5-9 классы)...

Программа школьной службы медиации

  Школьная медиация- актуальная проблема для образовательной системы России. Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учител...