Статья на тему "Роль скоростного чтения в образовательном процессе"
статья

Ерофеева Татьяна Викторовна

Статья на тему "Роль скоростного чтения в образовательном процессе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_rol_skorochteniya.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль скоростного чтения в образовательном процессе

Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.

Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.

Современное образование выступает важным компонентом формирования человека. Помимо основных базовых знаний и навыков (письмо, чтение), образование, как уже ранее отмечалось, формирует человека, способного функционировать в различных областях своей жизнедеятельности.

Человек читающий всегда будет интересен, т.к. обладает широким кругозором, активным богатым словарным запасом, умением грамотно выстраивать диалог, вести монолог, выявлять, понимать и сортировать полученную информацию.

Вот лишь несколько высказываний о чтении, которые имеют актуальность во все времена:

Культура-это не количество прочитанных книг, а количество понятых. (Фазиль Искандер);

Как из копеек составляют рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. (В. Даль);

Есть преступление хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их. (Рэй Бредбери);

Всё бледнеет перед книгами. (Антон Чехов);

Вы были бы самым несчастным человеком в жизни, если бы не читали стихи и книги. (Уолт Дисней);

Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. Сухомлинский).

И множество других.

Говоря о скорости чтения важно отметить, что взаимосвязь медленного чтения и результатов учебного процесса очевидна. Уже на этапе начальной школы можно заметить, что неуспевающие учащиеся имеют низкую скорость чтения и понимания прочитанного. Если этот процесс не контролировать и не корректировать, то далее ситуация будет усугубляться. На этапе средней школы учащийся столкнется с бо́льшими трудностями. Причем результат медленного чтения отражается на всех без исключения предметных направлениях: гуманитарных, естественных, физико-математических. Отсюда появляется отторжение книги и нежелание читать, соответственно происходит торможение развитие личности.

Темп речи разговорной в норме 120-150 слов в минуту. Это и средняя скорость, при которой происходит лучшее понимание прочитанного. Если мы читаем медленнее, то нам необходимо прочесть несколько раз информацию, чтобы её понять. Если скорость сильно завышена, то можно не понять прочитанного. Не имея практики чтения и разговорная речь существенно страдает, становясь медленнее, беднее, скучнее, банальнее.

Школьная статистика отмечает, что многие учащиеся имеют недостаточную скорость чтения. Этот показатель значительно отстает от реальных возможностей учащихся. В основе школьного чтения лежит понимание текста и развитие мышления. Скорости чтения, к сожалению, не отводится должного времени и внимания. Основа закладывается именно в начальной школе. Практика показывает, что дети, окончившие начальную школу и имеющие хорошие результаты обучения, показывают уровень чтения не менее 100 сл./ мин. и до 170 сл./ мин. Скорость чтения определяет количество слов, прочитанных учащимся в минуту. Скорость чтения относится к технической стороне техники чтения, наряду с правильностью и выразительностью.

Всё вышеперечисленное показывает, что скоростное чтение необходимо развивать и тренировать, часто практикуя этот навык на различных примерах и упражнениях. Скоростное чтение может осваиваться учащимися непосредственно на уроках, в качестве дополнительных занятий, во внеурочной деятельности, на индивидуальных уроках с учениками, а также как дополнительное образование в образовательных и развивающих учебных центрах.  Уроки могут проходить в игровой форме, что привлечет интерес и желание учащегося участвовать в таких обучающих занятиях.  Основная задача скоростного чтения-повысить скорость с учетом понимания текста.

 

Литература:

1. Перечень планируемых метапредметных результатов освоения образовательной программы

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/informatika-ikt/fgos/perechen-planiruemykh-metapredmetnykh-rezultatov-osvoeniya-obrazovatelnoj-programmy.html  

2. Проблема детского чтения в России

https://kpfu.ru/staff_files/F448415772/Glava_v_kollektivnoj_monografii.pdf

3. Чтение в XXI веке: традиции и тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 29–30 мая 2014 г.) / М-во культуры Свердл. обл.; Свердл. обл. универс. науч. б-ка им. В. Г. Белинского; сост. и общ. ред. О. В. Моревой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 202 с.

http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/12450/1/0017149.pdf