Викторина "Русские победы"
методическая разработка (5, 6 класс)

Подгузова Оксана Александровна

На Земле, наверное, нет народов с «легкой» историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испытания, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрываются сильные национальные черты. На них воспитывается гордость за величие исторических предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих ратных подвигах, воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. Ратным страницам русской истории и посвящена наша сегодняшняя викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_vikt_russkie_pobedy.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

им. П.И. Чалова станицы Темиргоевской

Викторина

                                          Подготовила

                                                               учитель начальных классов

                                              О.А. Подгузова

Цели: систематизировать знания учащихся о героических страницах истории России, воспитывать уважение к памяти о героических подвигах.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг «Ваш подвиг будет жить в веках», листочки (4), ручки (4) для 2 конкурса; списки (4) с фамилиями для 4 конкурса; картинки для «Исторического лото», карточки с номерами вопросов.

Учитель: На Земле, наверное, нет народов с «легкой» историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испытания, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрываются сильные национальные черты. На них воспитывается гордость за величие исторических предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих ратных подвигах, воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. Ратным страницам русской истории и посвящена наша сегодняшняя викторина.

Викторина состоит из 5-ти  туров,  вопросы для которых были составлены совместно с учителями истории. Участники заранее знали содержание заданий и могли подготовиться к состязанию.

Оценивать наше состязание будут: (представление членов жюри)

1 тур «Разминка»

Вопросы задаются командам по очереди.

1.Рядовой в шахматах. (Пешка)

2.Защитник Отечества. (Воин, солдат)

3.Торжественное прохождение войск. (Парад)

4.Воздушный флот. (Авиация)

5.Ответ на пароль. (Отзыв)

6.Летний головной убор солдата. (Пилотка)

7.Обувь для зимней караульной службы. (Валенки)

8.Звездная часть мундира. (Погоны)

9.Солдат спит, а она идет. (Служба)

 10.Что есть и у фотоаппарата и у автомата. (Затвор)

11.Что «просят батальоны»? (Огня; кинофильм «Батальоны просят огня» по одноименной повести Ю. Бондарева)

12.Обращение к командиру батальона солиста группы «Любэ». («Батяня-комбат»; песня «Комбат»)

13.Старинное название русского войска. (Рать)

14.Фамилия человека, который изобрел знаменитый автомат. (Калашников)

15. Что является главным символом армии? С ним шли в бой, спасали даже ценой собственной жизни. (знамя)

16. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!»? Чьи это слова?  (Александр Невский.)

Учитель: Былины – старинный русский жанр устного народного творчества. Это древнейшие сказания о народных героях, защитниках родины, - богатырях, о событиях, нравах, радостях и бедах наших предков.  

Правило: представитель команды открывает номер вопроса на карточке, ведущий зачитывает его.

2 тур «Богатыри»

1.В каком селе родился Илья Муромец? (Родился Илья около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области)

2.Сколько лет просидел Илья Муромец в избе недвижимо? (Тридцать лет да ещё три года недвижимый Илья в избе просидел.)

3.Закончи фразу: «Избавитель ты наш, славный богатырь русский Илья Муромец, заросла, замуравила прямоезжая дорога в Киев-град. Окольным путём теперь ходят пешие и ездят конные. Возле Чёрной Грязи, у реки Смородинки, поселился ………». ( поселился

Соловей-разбойник, Одихмантьев сын.)

4.Ко двору, какого Киевского князя приехали служить богатыри русские Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович? (Киевский князь Владимир)

5.Как умер Святогор-богатырь?( Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю сумочку, в которой была заключена «вся тягость земная». Поднять сумочку мог лишь пахарь. Святогор тщетно пытается сдвинуть сумочку, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь. ) Приехали на высокую гору и увидали на горе огромный гроб. Даже для Ильи Муромца этот гроб был слишком велик. Попробовал Святогор в него лечь, и оказалось, что гроб, как раз по его росту. Святогор попросил Илью закрыть его крышкой. Илья исполнил его просьбу, но снять крышку с гроба он уже не мог. Тогда Илья схватил свой "булатный меч" и со всего розмаху ударил по крышке гроба: на месте этого удара выскочил железный обруч и еще крепче сковал гроб. От каждого удара меча Ильи выскакивали железные обручи и крепче заковывали Святогора в гробу. Тогда заговорил Святогор из гроба и сказал: "Видно, тут на роду смерть мне написана". Святогор предложил через щелку, оставшуюся между крышкой и гробом, передать Илье свой дух богатырский, свою богатырскую силу, — но не всю, а только п о л с и л ы, иначе, сказал Святогор, тебя мать-сыра-земля на себе не снесет". Принял Илья через щелку богатырский дух, и так и умер Святогор в своем огромном гробу на неведомой горе.)

6.В какой реке запрещала купаться Добрыне Никитичу его родная матушка, честная вдова Афимья Александровна? (Говорила ему родна матушка, честная вдова Афимья Александровна:     - Дитятко моё, Добрынюшка, не надобно тебе купаться в Почай-реке. Почай-река сердитая, сердитая она, свирепая. Первая в реке струя как огонь сечёт, из другой струи искры сыплются, а из третьей струи дым столбом валит.) 

7.Что дала в помощь Добрыне Никитичу его матушка Афимья Александровна, провожая на битву со Змеем Горынычем? (- Поезжай, родное дитятко, и будет с тобой моё благословение! - Потом подала плётку семи шелков, подала расшитый платок белополотняный и говорила сыну таковы слова: - Когда будешь ты со Змеем ратиться, твоя правая рука приустанет, приумаешься, белый свет в глазах потеряется, ты платком утрись и коня утри. У тебя всю усталь как рукой снимет, и сила у тебя и у коня утроится, а над Змеем махни плёткой семишёлковой - он приклонится ко сырой земле. Тут ты рви-руби все хоботы змеиные - вся сила истощится змеиная.)

8.Где находилось логово Змея Горыныча? (горы Сорочинские)

9.Кто такой Микула Селянинович? ( Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла.)

10.Откуда у Алёши Поповича такое прозвище? ( По легенде своё прозвище Алёша Попович получил благодаря отцу, который был попом при местной церкви в Ростове;  по одной из версий: сын епископа Леонтия из деревни Левково, находящейся поблизости от поселка Семибратово.)

11Как Алёша Попович одолел Тугарина Змеевича? (Стали они биться-ратиться, да Алёша вёрток был, соскочил он с добра коня, подвернулся под коня Тугаринова, под гриву лошадиную. Смотрит Тугарин по чисту полю, ищет, где Алёша растоптан лежит, а Алёша тут из-под гривы выскакивает, выхватывает сабельку острую, рубит Тугарину буйну голову. Покатилась голова с плеч как пуговица, свалилось тело на сыру землю.)

12.Кем похвалился на пиру у князя Владимира стольно-киевского славный гость земли Черниговской, молодой Ставр Годинович? ( А вот есть у меня молодая жена, Василиса Микулична; не сыскать во всем свете другой такой красавицы: во лбу у ней сияет светлый месяц, в косе рассыпаны частые звезды, брови у ней соболиные, очи соколиные, а разумом она всех князей-бояр превзойдет; самого тебя, Владимир-Солнышко, перехитрит, если захочет )

Учитель: Во все времена, на разных этапах развития цивилизации, оружие и военная форма играли особую роль в жизни общества.

3 тур «Историческое лото»

Каждая команда получает набор картинок. Ведущий дает описание, а команда должна поднять соответствующую картинку. Оценивается быстрота выполнения.

1.Ее надевали, идя в бой. Эта одежда из металлических колец не мешала в бою и надежно защищала владельца от ударов противника. (Кольчуга)

2.Ударное оружие с короткой рукояткой и «головой» в виде яблока или шара. (Булава)

3.Ударное оружие в виде короткой палки, на одном конце которой на ремне или цепи подвешивался металлический шар. (Кистень)

4.Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. (Шлем)

5.Воин закрывается им наподобие стены. Бывает различной формы – из железа, стали или дерева, на руке крепится шнурами или тесьмой. (Щит)

6.Предназначается для рубящих, реже колющих ударов. Состоит из клинка и рукояти. Был военным и государственным символом Древней Руси и предметом поклонения. (Меч)

7.Легкое оружие, чаще используется конниками. (Сабля)

распространенное оружие в древнерусском войске. Его часто использовали в битве. Лезвием наносили рубящие удары, а обухом оглушали противники. (Топор)

Учитель: Каждый народ хранит в памяти заветные имена. Особенно ярки имена народных героев, которые освещают исторический путь народа, являя собой образец жертвенного служения Отечеству.

Родина позвала на помощь, и поднялись на её защиту славные сыны. В русской истории есть фигуры, с которым каждого из нас связывает невидимая, но неразрывная нить духовного родства и которым мы обязаны самим существованием.

4 тур  «Кто есть кто?»

Каждая команда получает список с фамилиями. За 1 минуту подчеркнуть в данном списке фамилии всех полководцев. Дополнительный балл получает команда, которая расскажет о каком-либо полководце (годы жизни, даты сражений, заслуги и т.п.) (В списке 15 фамилий: Христофор Колумб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Юрий Гагарин, Павел Корчагин, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Грозный, Федор Шаляпин, Василий Чапаев, Михаил Фрунзе, Александр Суворов, Михаил Глинка, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.)

Да, это московский князь Дмитрий Донской, благословенный Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, не потерпевший ни одного поражения, спаситель России от Наполеона - Михаил Кутузов, Георгий Жуков - настоящий, подлинный, истинный герой Отечества.

5 тур «Картинная галерея»

Вам предлагается на экране рассмотреть картину или миниатюру и определить, какая страница русской военной доблести изображена на ней.

Вы должны назвать автора картины и сражение, которое на ней изображено. (1 балл – название, 1  балл – автор картины).

6 класс.

«Утро на Куликовом поле», художник А.П.Бубнов

Ледовое побоище- схема

Стояние на реке Угре. Миниатюра XVI в.

7 класс

«Переход Суворова через Альпы». Художник В.И.Суриков

«Чесменский бой». Художник И.К.Айвазовский

Полтавская битва. Миниатюра

Библиотекарь: Гордиться славой предков не только можно, но и должно. 
А.С.Пушкин

Обзор литературы выставки книг «Ваш подвиг будет жить в веках»

Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Победа в сердце каждого живет" (сценарий праздника к Дню Победы)

Давно отзвучали последние выстрелы Великой Отечественной Войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням...

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Классный час, посвященный Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!» (10 класс)

Цель: Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом, о составе Содружества Независимых Государств и его отношении ко Дню Победы 1945 года.  ...

Музыкально-историческая композиция, посвященная 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Салютуем во славу Победы!!!"

Мероприятие направлено на воспитание в детях мужества и любви к Отчизне, приобщение их к изучению военной истории и патриотических традиций края и страны, утверждение в сознании учащихся патриотически...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”

Урок памяти  разработан в сотвествии с  требованиями  ФГОС ООО. Цели  мероприятия:  воспитание  чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...

Внеклассное мероприятие по теме: "Победа! Славная Победа!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе  ( урок памяти, посвященный 65-летию Победы русского народа над фашизмом)Тема: " Победа! Славная Победа!"...