Поговорим о толерантности
материал (5 класс)

сформировать у обучающихся целостное представление о толерантности, еѐ значимости как нравственного качества, познакомить с основными чертами толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_2_chechelyan.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему:

«Поговорим о толерантности»

в 5 классе

МБОУ СОШ № 10

Дата проведения: 04.12.2020 г.

Форма проведения: воспитательная беседа.

Цель: сформировать у обучающихся целостное представление о толерантности, еѐ значимости как нравственного качества, познакомить с основными чертами толерантной личности.

Задачи:

  1. дать учащимся возможность оценить степень развития своей толерантности;
  2. продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочѐнности, способствовать развитию уважительных отношений между учащимися.

Участники мероприятия: студент-практикант, обучающиеся 5 «Б» класса.

Оборудование для подготовки и проведения мероприятия: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация (приложение 1), толковые словари: С. И. Ожегова, В. И. Даля, Д. Н. Ушакова, листы формата А4, простые карандаши, ручки;

Связь мероприятия с предыдущими и последующими мероприятиями, учебными дисциплинами: данное мероприятие организовано с учѐтом связи с ранее проведѐнными воспитательными мероприятиями, нацеленными на установление положительного климата в коллективе школьников.

Подготовительный этап:

  1. Анализ студентом-практикантом взаимоотношений между пятиклассниками, их отношения к ребѐнку с ОВЗ, обучающимся в данном классе;
  2. Изучение литературных источников по теме толерантности;
  3. Составление текста беседы на основе полученных сведений, подбор упражнений, направленных на осознание значимости толерантности и еѐ формирование;
  4. Подготовка презентации PowerPoint по теме занятия.

Ход мероприятия (основной этап): Учитель: добрый день, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои места.

Учитель: ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга, но необычным способом: каждый прикоснется кончиками пальцев обеих рук к пальцам сидящего рядом  и при этом улыбнется.

Обучающиеся приветствуют друг друга.

Учитель: вы все улыбаетесь, а это значит, что у вас хорошее настроение! Так давайте постараемся сохранить его до конца нашего занятия и сделать так, чтобы оно оказалось полезным и продуктивным!

 Слайд 1.

Учитель: ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?

Учащиеся: слова.

Учитель: кто прочтѐт их?

Один из учащихся читает слова: «милосердие, доброта, сострадание, уважение, дружба, терпение».

Учитель: как вы понимаете каждое из этих слов?

Ученики объясняют значения данных слов.

Учитель: молодцы! А как вы думаете, что объединяет эти слова?

Учащиеся высказывают своѐ мнение.

Учитель: чтобы точно ответить на данный вопрос, я предлагаю вам разгадать ребус, представленный на экране. Что за слово спряталось в нѐм?

 Слайд 2.

Ученики: толерантность.

 Слайд 3.

Учитель: совершенно верно! А кто мне скажет, что такое толерантность? В чѐм она проявляется? Зачем вообще она нужна?

Учащиеся затрудняются ответить. Учитель: почему у вас возникли затруднения? Учащиеся: у нас недостаточно знаний.

Учитель: что нужно сделать, чтобы точно ответить на эти вопросы?

Учащиеся: познакомиться с понятием толерантности, выяснить, в чѐм она проявляется, и зачем нужно еѐ проявлять.

Учитель: вы абсолютно правы! На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о толерантности и постараемся дать ответы на эти и многие другие вопросы.

Ребята, а к какому источнику мы обычно обращаемся, чтобы узнать значение

слова?

слова.


Учащиеся: к толковому словарю.

Учитель: верно. Предлагаю вам взять толковые словари и найти значение  данного

Учащиеся берут  несколько толковых словарей  разных авторов  и ищут значение

слова «толерантность».

Учитель: итак, что же вам удалось найти?

Учащиеся: «толерантность – это терпимость» (словарь Д. Н. Ушакова);

«толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру» (словарь В. И. Даля); «толерантность – доброжелательное отношение к чему-либо, что не нарушает моральные нормы. Это уважение иных культур, признание их равноценности, понимание разных способов самовыражения и индивидуальных черт в поведении и внешнем облике» (словарь С. И. Ожегова).

Учитель: молодцы! А кто попытается обобщить данные определения?

Один или несколько учеников обобщают рассмотренные понятия.

Учитель: вы правы, толерантность – это терпимость к иного рода взглядам, привычкам, нравам и особенностям людей. Данное слово имеет практически одинаковый смысл в различных языках. На экране представлено несколько примеров того, как оно понимается в некоторых из них. Кто прочтѐт данную информацию?

 Слайд 4.

Один из учащихся читает с экрана: «толерантность – это:

  • в английском языке – готовность быть терпимым;
  • во французском языке – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском языке – быть по отношению к другим великолепным;
  • в арабском языке – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском языке – умение принять другого таким, какой он есть.

Учитель: а теперь выясним, насколько же важна и нужна в современном мире толерантность. Для этого я предлагаю вам выполнить упражнение под названием

«Паутинка».

У меня в руках шерстяной клубочек. Представьте, что это клубочек плохих поступков.

Мне нужен один доброволец.

Один из учеников вызывается быть добровольцем.

Учитель: теперь представьте, что сейчас мы совершаем плохие поступки по отношению к своему однокласснику: обзываем, обижаем его и т.п. Смотрите, что происходит, когда мы делаем это (опутываю нитями из клубка выбранного ученика).

Как ты себя чувствуешь?

Ученик-доброволец передаѐт свои чувства и ощущения.

Учитель: ребята, на его месте мог оказаться каждый из вас. Хотелось бы вам испытывать такие чувства? Почему?

Учащиеся высказывают своѐ мнение.

Учитель: подумайте, что мы должны сделать, чтобы у вашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение.

Ученики: сказать что-то хорошее, сделать комплимент.

Учитель: кто хочет попробовать сделать это?

Несколько учеников делают комплименты своему однокласснику.

Учитель: ребята, какой вывод вы для себя сделали из данного упражнения?

Учащиеся высказывают своѐ мнение.

Учитель: а сейчас предлагаю вам рассмотреть одну ситуацию, с которой, я уверена, сталкивались многие из вас.

Два друга поссорились, разговаривая о своих домашних животных. Одному из них нравились кошки, а другому - собаки. После ссоры они долго не разговаривали друг с другом.

Как вы думаете, почему произошла ссора?

Учащиеся: друзья не поняли друг друга, не захотели принять мнение собеседника.

Учитель: кто, по вашему мнению, прав?

Учащиеся: оба неправы.

Учитель: как бы вы поступили на их месте?

Учащиеся: приняли бы мнение друг друга, поскольку у всех людей разные вкусы, и нормально, когда они не совпадают.

Учитель: ребята, вы правы, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, таланты. Никто не хуже и не лучше, он просто другой, он – уникальная личность. А чтобы убедиться в этом, предлагаю вам выполнить упражнение под названием «Сходства и различия».

 Слайд 5.

На экране представлена таблица «Сходства и различия» с двумя колонками:

«Общее» и «Разное» и качества, которые мы должны распределить по этим колонкам. Давайте сделаем это.

Учащиеся вместе с учителем распределяют представленные качества на 2 колонки.

Учитель: как видите, у нас много различий, но есть и то, что всех объединяет, именно поэтому мы должны ценить и любить друг друга такими, какие являемся, то есть быть толерантным.

Ребята, а можете ли вы привести примеры школьных ситуаций, в которых вели себя нетолерантно или же стали очевидцами такого поведения других?

Учащиеся приводят примеры нетолерантного поведения в школе.

Учитель: я сама не раз становилась свидетельницей нетолерантного отношения школьников друг к другу, даже среди ваших сверстников. Озвучу высказывания детей, оказавшихся в таких ситуациях:

  1. У меня плохое зрение — я ношу очки… Стоит мне сказать хоть слово или высказать своѐ мнение, только и слышу в ответ: «Молчи очкарик!». Мне очень обидно.
  2. Я оказалась одна: ни с кем не делюсь ни горем, ни радостью, и всѐ из-за того, что я заикаюсь. На уроках стесняюсь отвечать, потому что дразнят.
  3. С тех пор, как я сломала ногу и ходила на костылях, меня только и зовут: «Эй, хромая иди сюда!» А какая я хромая, когда давно уже выздоровела.
  4. Я маленькая ростом и толстая и ничего не могу с этим поделать. Меня прозвали

«булкой». Никто со мной не водится.

Как вы думаете, что чувствовали эти дети? Как на них повлияло такое отношение одноклассников? Какие последствия оно могло вызвать?

Учащиеся высказывают своѐ мнение.

Учитель: ребята, а могут ли насмешки, прозвища, жестокость к особенностям людей, грубое отношение к ним повлиять на их здоровье?

Учащиеся высказывают своѐ мнение.

Учитель: сейчас я расскажу вам один случай из жизни, который не оставит у вас никаких сомнений.

Больница. Приемный покой. Звонят телефоны. Подъезжают машины скорой помощи. На столе в регистратуре стопка медицинских карточек. Каждая — история болезни…

Девочка лежала в глазном отделении. Опытные хирурги целый год боролись за еѐ зрение. Она мужественно перенесла сложную операцию, которая, к счастью, прошла успешно. Все были счастливы: и врачи, и родители, и девочка. Повеселевшего ребѐнка выписали домой со строгим предписанием: постоянно носить очки со сложными стѐклами.

Пометка на карточке: «Госпитализирована повторно». Почему? Врач даѐт заключение: «Девочка не соблюдала предписания врача».

Она была легкомысленная?

Нет. Когда девочка вернулась в школу, вместо: «Здравствуй! Как твоѐ здоровье?», она услышала: «Слепая пришла!» «Ну и фары», «Очкастая», «Сова».

И девочка сняла очки, которые должны были ей помочь восстановить зрение… Ребята, какой вывод вы можете сделать для себя из этой истории?

Учащиеся: насмешки, издевательства над другими людьми могут вызвать у них серьѐзные проблемы со здоровьем, поэтому нельзя вести себя так по отношению к ним, нужно проявлять толерантность.

Учитель: ребята, а какие бы слова вы бы могли сказать людям, которые не проявляют толерантного отношения к другим?

Учащиеся: всем, кто даѐт волю своей невоспитанности, своему злому языку: сочиняет клички, дразнилки, грубо оскорбляет других, нужно понять, что каждый человек особенный: у каждого свой характер, своя внешность, свои особенности здоровья, свои привычки, свои нравы, которые порой зачастую не зависят от нас. Любой должен помнить, что нетолерантное отношение к людям может нанести серьѐзный урон их здоровью. Нужно быть терпимыми к другим, несмотря на имеющиеся различия.

Учитель: так насколько важна и нужна толерантность? Можем ли мы обойтись без

неѐ?


Учащиеся высказывают своѐ мнение.

Учитель: а теперь предлагаю выяснить, насколько толерантен каждый из вас. Для

этого выполним упражнение «Волшебная рука». На ваших столах лежат листы, к которым вам необходимо приложить свою ладонь и обвести еѐ с помощью карандаша, а затем записать на каждом пальчике качества, которые характеризуют вас как толерантного человека, а на ладошке – те, которые могут помешать вам быть таким.

Обводят свои ладошки и записывают свои положительные и отрицательные качества.

Учитель: я верю, что после сегодняшнего урока вы многое переосмыслите для себя и постараетесь избавиться от качеств, которые могут помешать вам быть толерантными.

К сожалению, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним то, о чѐм мы с вами сегодня говорили.

Учащиеся: наше занятие было посвящено толерантности.

Учитель: что такое толерантность?

Учащиеся:        толерантность        –        это        терпимость,        уважительное        отношение        к особенностям других людей.

Учитель: какого человека мы можем назвать толерантным?

Учащиеся: терпимого, милосердного, умеющего сострадать, уважающего других, доброго.

Учитель: зачем нужна толерантность?

Учащиеся: каждый из нас обладает своими особенностями, к которым нужно относиться с пониманием. Проявление неуважения к особенностям людей, издевательства, насмешки над ними могут нанести серьѐзный урон их здоровью.

Учитель: вы абсолютно правы, каждый человек – уникальная личность, а толерантность – ценностное отношение к этой уникальности, выражающееся в признании, принятии и понимании еѐ особенностей.

Скажите, так достигли ли мы цели, поставленной в начале занятия? Всѐ ли удалось?

Учащиеся высказывают своѐ мнение.

Учитель: как вы оцениваете наше сегодняшнее занятие? Что понравилось? Что вызвало наибольший интерес? Что не понравилось? Возникали ли у вас какие-либо трудности? Что вы усвоили для себя сегодня? Где это может вам пригодиться?

Учащиеся оценивают занятие.

Я надеюсь, что вы будете стараться проявлять толерантность к своим родным, друзья, одноклассникам, учителям и к другим, окружающим вас людям.

Заключительный этап (анализ осуществлѐнного мероприятия):

Воспитательная беседа «Поговорим о толерантности»» прошла успешно: всѐ было осуществлено согласно плану, никаких затруднений и проблем в ходе еѐ реализации не возникло, а обучающиеся остались от неѐ под большим впечатлением.

В процессе данной беседы пятиклассники не только узнали о том, что такое толерантность, насколько она значима для общества, какого человека можно считать толерантным, но и учились проявлять уважительное отношение к одноклассникам, с пониманием относиться к высказываемым ими мнениям. Школьников заинтересовали затрагиваемые в ходе мероприятия вопросы, озвученные жизненные ситуации. Эмоции пятиклассников и их высказывания позволили заключить, что данная тема не оставила равнодушным никого из них.

Таким образом, цель и задачи указанного мероприятия были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Поговорим о толерантности.

Публикация содержит материал необходимый для бесед классного руководителя с учащимися. Содержит рекомендации по разрешению конфликтов....

"Наука жить вместе - поговорим о толерантности"

Данная разработка внеклассного мероприятия для 6-8 классов  "Наука жить вместе - поговорим о толерантности" была успешно апробирована на классном часе 16 ноября в 6 "Б" классе МАОУ гимназии № 2 и...

Поговорим о толерантности

Классный час о толерантности Цели: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя...

Поговорим о толерантности в школе

На уроке обществознания в 6 классе мы с ребятами проходили тему -  «Мы все разные».  И вопрос о толерантности просто не мог не возникнуть. Ведь у нас в школах обучается большое количество ре...

Поговорим о толерантности.

Что такое толерантность?Толерантность (от лат. toleraпtia - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность - это моральное качество личности или состоян...