Методика диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой
материал
Предварительный просмотр:
Методика диагностики направленности учебной мотивации
Т. Д. Дубовицкая,
кандидат психологических наук
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не про- сто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показа- телями качества образования.
Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание вы- сокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мо- тивационного обеспечения учебного процесса [2].
Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внут- ренние мотивы [3, 4, 5, 7]. Л. М. Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, по- буждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отноше- нию к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» [7, с. 93].
Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непо- средственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетво- рение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.
Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.
© Московский городской психолого-педагогический университет
© PsyJournals.ru, 2007
Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей дея- тельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активи- зации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инстру- ментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динами- ку при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.
В связи с этим автором статьи разработана методика диагностики направленности мо- тивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.
Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотива- ции учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Содержание тест-опросника.
Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повыше- ние эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отноше- ние к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, исполь- зуя для этого следующие обозначения:
верно – (+ +);
пожалуй, верно – (+);
пожалуй, неверно – (–);
неверно – (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
- Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
- Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
- В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
- Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
- Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
- При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы са- мостоятельно читаю дополнительную литературу.
- Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
- Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
- На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
- Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавате-
ля).
- Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время
(на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
- Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
- По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
- Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
- Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
- Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
- Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
- Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
- Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
- Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного пла- на).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, не- верно; неверно).
Ключ
Да | 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
Нет | 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем вы- ше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Проверка надежности теста. Проверка надежности производилась на основе анализа 353 анкет, в которых испытуемые (учащиеся и студенты различных средне-специальных и высших учебных заведений г. Стерлитамака в возрасте 16—30 лет) выражали свое отноше- ние к изучаемым предметам. Для вычисления надежности и точности применялась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности — согласованности целого теста ис- пользовались формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха [6]. Получены следующие показатели:
надежность и точность (по формуле Рюлона) составила 0,933;
надежность — согласованность составила 0,935 (по формуле Спирмена-Брауна) и
0,927 (по формуле Кронбаха).
Вычислены также следующие показатели:
медиана = 10;
стандартное отклонение = 6;
минимальное число баллов = 0;
максимальное число баллов =20.
Проверка валидности теста осуществлялась путем выделения двух контрастных групп пред- метов: 1) предметы, которые, по мнению самих учащихся (студентов), нравились, были инте- ресны им; 2) предметы, которые явно не нравились учащимся (студентам), были им неинте- ресны. Обработке были подвергнуты ответы 50 испытуемых. Среднее арифметическое для пер- вой группы составило 16,4, среднее квадратическое отклонение — 2,97; для второй группы среднее арифметическое составило 4,4; среднее квадратическое отклонение — 3,26. Значение t (критерий Стьюдента) значительно превысило однопроцентный уровень значимости, что свидетельствует о том, что разработанный тест в высокой степени характеризует то, для измерения чего он предназначен.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0—10 баллон — внешняя мотивация; 11—20 баллов — внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следую- щие нормативные границы:
0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации; 6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации; 15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.
как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерст- ва);
как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершен- ствования педагогического мастерства.
Литература
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотива- ции поведения детей и подростков. М., 1972.
Гребенюк О. С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические пробле- мы повышения эффективности и качества труда: Тез. науч. сообщений советских психо- логов к IV Всесоюз. съезду Общества психологов СССР. 4.2. М., 1983.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
Маркова А. К., Матис Т, А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы пси- хологии. 1987. № 5.
Общая психодиагностика // Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-1053973-1536240883.jpg)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-1068876-1542124879.jpg)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427724-1396085453.jpg)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)
Методика для диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой Т.Д....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1020002-1520784473.jpg)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики – выявление направленности и уровня развитиявнутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении вразличных творческих объединениях (студиях, секциях)...
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.).
Участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-1481909-1692862925.jpg)
Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))
Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1493629-1698945940.jpg)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики - выявление напрвленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов....