Открытое занятие по теме: «Декорирование пасхального яйца в технике "квиллинг»
план-конспект

Монгуш Долаана Оолакайевна

Открытое занятие на тему: "Декорирование пасхального яйца в технике "квиллинг»

                Цели и задачи:

  • Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Закрепление знаний о технике модульного оригами.
  • Развивающая:Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.

Методы обучения:

  • Рассказ.
  • Демонстрация готовых работ.
  • Беседа с объяснением нового материала.
  • Показ трудовых приемов.
  • Самостоятельная работа.

Форма организации занятия:

  • Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

  • Квиллинг.
  • Бумагокручение.
  • Бумажное кружево.

Тип занятия:

  • Изучение нового материала, занятие - практикум.

Этапы занятия

  1. Организационная часть
  2. Вводная беседа
  3. Сообщение познавательных сведений
  4. Из истории квиллинга
  5. Повторение и обобщение пройденного материала
  6. Объяснение новой темы
  7. Ход работы
  8. Инструктаж по технике безопасности
  9. Самостоятельная работа
  10. Текущий инструктаж педагога
  11. Уборка рабочих мест
  12. Подведение итогов занятий
  13. Домашнее задание
  14. Выставка работ учащихся
  15. Заключительное слово педагога

Ход занятия

1. Организационная часть

  • Приветствие.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Вводная беседа

  • На доске представлены аппликации детей, выполненные в разных техниках, без названий:

      - аппликация в технике  оригами

- 2 аппликации в технике квилинг.

  • Ребята, что вы видите на доске? (мы видим аппликации). Определите, в какой технике выполнены аппликации? (ответы детей)

3. Сообщение познавательных сведений

  • Первый материал для творчества ребенка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. В этом году мы  познакомились с работами из модулей оригами. Сами сделали рамочку для фотографии.  Сегодня  продолжаем знакомство еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе, квиллинг.

4. Из истории квиллинга

В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается.

В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

5. Повторение и обобщение пройденного материала

-Давайте вспомним, какие элементы квиллинга мы уже знаем.

(ответы детей)

- Сворачиванием и прощипыванием, используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

Изготовление заготовки «капля»

 Бумага должна быть цветной с двух сторон. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3 - 7 мм.

Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

 

Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

 

Загнутый кончик легче наматывается на «зубочистку». Плотно накрути несколько витков.

 

Когда диаметр валика станет 3 - 4 мм, его уже можно снять с зубочистки и дальше крутить вручную.

 

Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

 

 

Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

 

Приклей конец полоски клеем ПВА.

 

 

 

Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля»

 

 

 

  1. Объяснение новой темы.

Праздник праздников

На Руси отмечали Христианскую Пасху – это память о жертве  Иисуса Христа, о смерти его на кресте и Воскресении. Своей смертью, своей добровольной жертвой Христос искупил грехи людей и подарил им бессмертие души, вечную жизнь.  Праздник Пасхи празднуется в промежутке между 4 апреля и 7 мая. (Постоянного числа нет, зависит от количества дней в месяце). Иисус Христос  воскрес в субботу на воскресенье.На пасху принято печь куличи и красить яйца. Воскресенье Христово дома отмечали праздничным завтраком – трапезой. Начинали праздничный завтрак с яиц, кулича и творожной пасхи. Сегодня мы поговорим о том, как готовили яйца к Пасхе. Конечно же, яйца красили. Основной цвет для покраски яиц – это красный. Но сейчас красят в разные цвета; есть много наклеек для украшения яиц;  Красят яйца и натуральными красками. Шелуху лука отваривают, ложат в нее яйца и варят-цвет яйца будет красный. Для закрепления краски используют уксусную эссенцию или кислоту. Сегодня на занятии мы будем декорировать яйцо в технике квиллинг (во время объяснения темы проводится словарная работа)

Наша цель — познакомиться с основами квиллинга,  освоить навыки, благодаря которым мы сможем воплощать свои креативные идеи ярко и изящно.

Инструменты и материал для работы: 

1. Обычная зубочистка

2. Бумажные полоски 0,5- 0,7 мм разного цвета

3. Шаблон яйца

4. Ножницы

5. Клей ПВА

6. Линейка – шаблон

7. Цветной картон

8. Простой карандаш

 

  1. Ход работы:

Декорирование яйца в технике квиллинг

 

 

Примечание:

  • Чаще всего тугие роллы лежат в основе квиллинг композиции и располагаются в центре. Иногда тугие роллы используют для выделения некоторых участков композиции, так как они имеют более выраженную окраску, за счет плотного расположения накрученных полос.
  • Клей для бумаги.  Самое главное в клее — он  обязательно должен быть густым. В процессе работы его нужно перемешивать, чтобы он оставался однородным и наносился равномерно.
  • Картон лучше брать с чуть шероховатой поверхностью, не слишком гладкий, что обеспечит быструю и прочную схватываемость,  сцепляемость между поверхностями.
  • Ширина бумаги. Стандартные размеры квиллинг - полосок – это 1, 1.5, 2, 3, 5, 7, 10, 15 мм.  Длина бумаги - наиболее удобный размер – 27-30 см.

          Квиллинг — это искусство бумагокручения или бумажная филигрань. Слово квиллинг образовано от английского слова "quill" — птичье перо. В давние времена (XIV-XV вв.) монахини закручивали полосочки позолоченной бумаги в спиральки, накладывая их на острый кончик птичьего пера. Таким образом создавались кружевные композиции, своеобразная мозаика для украшения икон. Со временем искусство квиллинга вышло за стены монастырей и приобрело светский характер. Воздушными бумажными завитками дамыиз высшего света украшали шкатулки, фамильные гербы, зеркала и множество других предметов, имитируя филигрань, ковку, изделия из металлических пластинок. Сейчас квиллинг стал широко популярным хобби и доступным для каждого, благодаря простоте техники выполнения, небольшим затратам и своей красоте. Этот яркий мир пластики и бумаги заинтересует не только взрослых, но и детей, даст замечательную возможность творчества и самовыражения.

             Первый, базовый элемент  - то с чего начинается почти каждая деталь в квиллинге  — тугой ролл. Из него делают свободный ролл и уже из свободного ролла — множество других форм

Формы квиллинга

 

 

 

  1. Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с ножницами:

  • Храните ножницы в определённом месте.
  • Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  • Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
  1.  Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или    придумывают композицию самостоятельно.

  1. Текущий инструктаж педагога

(по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

  • Проверка организации рабочих мест учащихся.
  • Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания.
  • Инструктирование по выполнению задания.

11. Уборка рабочих мест

           12.Подведение итогов занятий

           13. Домашнее задание: сделать из свободного ролла образцы других форм роллов.

          14. Выставка работ учащихся

15. Заключительное слово педагога

- Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. (Задаю вопросы, дети отвечают)

- Что нового для себя вы узнали? Чему учились? Что понравилось? Как проявились творческие способности? Какое у вас сейчас настроение?

- Я считаю, цели, поставленные в начале занятия, были достигнуты.

- Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на занятиях  труда, но и в жизни.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_otkrytogo_zanyatiya.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Декорирование пасхального яйца в технике квиллинг

Слайд 2

Цели и задачи: Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге . Закрепление знаний о технике модульного оригами . Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Слайд 3

План занятия 1.Организационная часть 2.Вводная беседа 3.Сообщение познавательных сведений. 4.Из истории квиллинга 5.Повторение и обобщение пройденного материала 6.Объяснение новой темы 7.Ход работы 8 .Инструктаж по технике безопасности 9 .Самостоятельная работа 10.Текущий инструктаж педагога 11.Уборка рабочих мест 12.Подведение итогов занятий 13.Домашнее задание: сделать из свободного ролла образцы других форм роллов. 14. Выставка работ учащихся 15. Заключительное слово педагога

Слайд 5

Квиллинг ( бумагокручение ) – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоские композиции

Слайд 6

В Англии принцесса Елизавета (показ портрета) всерьёз увлекалась искусством квиллинга , и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению – не развалится и не сломается. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Начнём с азов: Инструмент для квилли нга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщеплённым концом. Он продаётся в специализированных магазинах. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Слайд 6 Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то полоски можно нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга 3мм, но могут быть и 5 мм, и 7мм. Клей используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА. Трафарет с окружностями нужен для контроля размера кругов. Слайд 7 В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причём на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды.

Слайд 7

Формы квиллинга тугой ролл Краешек полоски накручиваем на зубочистку и закручиваем плотный ролл, придерживая и контролируя его ровность. Снимаем ролл тоже аккуратно, чтобы он не вытянулся конусом. Можно использовать два цвета бумаги и более. Когда закончится одна полоса, подклеиваем другую таким образом, чтобы стык получился не более 2-4 мм и продолжаем скручивать. Тугой ролл, в отличие от распущенного, не расслабляем, а сразу подклеиваем, используя зубочистку для нанесения клея. распущенный ролл Для создания ролла определенного диаметра удобно использовать линейку-шаблон . Скрученный тугой ролл вставляем в линейку-шаблон, где он раскручивается до необходимого размера, после чего фиксируем кончик клеем. Подклеивать ролл можно также и до придания ему определенной формы.

Слайд 8

Скручиваем тугой ролл, распускаем его до необходимого размера и приминаем, сдавливаем указательными и большими пальцами обеих рук по краям, с двух сторон и подклеиваем. "Глаз" "Ромб" "Ромб" Распущенный ролл сжимаем, как во время производства "глаза", плотно смыкаем указательный и большой пальцы одной руки с указательным и большим другой, чтобы сформировать ромб. "Капля" Скрученный ролл распускаем либо в руке, придерживая пальцами, либо, если нам нужен определенный размер, в шаблоне с кругами . После сдавливаем ролл пальцами с одной стороны и получаем форму капельки. "Хвостик" полосочки подклеиваем и даем подсохнуть.

Слайд 9

" Стрела" Расслабляем ролл, делаем каплю, склеиваем ее и вдавливаем пальцами нижнюю часть капли внутрь, чуть заостряя краешки. Также этот элемент можно делать с помощью карандаша или ручки. "Треугольник" Слегка расслабленный ролл придавливаем двумя пальцами правой руки и прижимаем третью сторону пальцем левой. Таким образом получаем треугольник. "Квадрат" Слегка сжимаем стороны распущенного ролла, как при изготовлении ромба, но не слишком сильно, придавая форму квадрата.

Слайд 10

" Тюльпан" Несколько таких элементов уже могут составить готовую композицию. Одну сторону скрученного и слегка распущенного ролла вдавливаем внутрь обратной стороной (ручкой) инструмента для квиллинга . Пальцами чуть заостряем края и получаем тюльпан. Подклеиваем краешек, и элемент готов. Делается подобно тюльпану. Только скрученный ролл формируем не ручкой инструмента, а пальцами, и, при этом, не вдавливаем одну сторону вглубь, а оставляем ее ровной. Получается полукруг . "Полукруг" "Полумесяц " Делается как полукруг, но более выгнут.

Слайд 11

Яйцо-главный пасхальный символ. Окрашенное яйцо называли- крашенка,расписное-писанка,а деревянные яйца- яйчата Самый доступный способ окраски-луковая шелуха.

Слайд 12

Инструктаж по технике безопасности Правила работы с ножницами -Храните ножницы в определённом месте; - Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя; - Передавайте ножницы кольцами вперёд ;

Слайд 13

ХОД РАБОТЫ 1.Обводим шаблон яйца на цветной картон и вырезаем

Слайд 14

2.Берём полоски бумаги нужного нам цвета (в зависимости от исходного цвета яйца 3.Делаем тугой ролл Краешек полоски накручиваем на зубочистку и закручиваем плотный ролл, придерживая и контролируя его ровность. Снимаем ролл не расслабляем, а сразу подклеиваем, используя зубочистку для нанесения клея.

Слайд 15

4.Делаем распущенный ролл (6-8 штук) для цветка (3-5 штук) зелёных для листьев Скрученный тугой ролл вставляем в линейку-шаблон, где он раскручивается до необходимого размера, после чего фиксируем кончик клеем. Скрученный тугой ролл вставляем в линейку-шаблон, где он раскручивается до необходимого размера, после чего фиксируем кончик клеем. 5.Можете начинать придавать различные формы вашему роллу

Слайд 16

6.Декорируем яйцо – выкладываем цветок из готовых роллов, аккуратно намазываем клеем ПВА каждую деталь, добавляем листья и завитки .

Слайд 18

Фотогалерея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Декорирование пасхального яйца в технике декупаж"

Конспект урока по художественному труду в 5 классе школы II вида...

Презентация по теме "Изготовление пасхального яйца"

Презентация по теме "Изготовление пасхального яйца"...

Открытое занятие на тему:"Подставка для пасхального яйца"

Занятие рекомендовано для обучающихся 1, 2 класса. Поделка может использоваться в качестве сувенира,  либо подарка  к празднику Пасхи....

Конспект занятия по аппликации «Украсим пасхальное яйцо»

Цель :1. Закреплять знания детей о народном творчестве, его истории, о народных и православных праздниках.2. Продолжать знакомить детей с элементами аппликации.3. Повторить технику выполнени...

Методическая разработка занятия «Роспись подставки для пасхального яйца «Кролик»»

Методическая разработка занятия «Роспись подставки для пасхального яйца «Кролик»»...

Мастер-класс: Декорирование пасхального яйца с использованием техники сетчатого бисероплетения.

Цель мастер- класса: изготовить вместе с детьми сувенир, с помощью декора из бисера на основе простых приёмов бисероплетения (техника «ажурная сетка»)На занятии дети познакомятся  с т...